Голливудский стандарт: Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят Текст Никто не ходит в кино, чтобы смотреть, как люди на экране смеются, плачут, пугаются и переживают. Люди
Голливудский стандарт: Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят Текст
Никто не ходит в кино, чтобы смотреть, как люди на экране смеются, плачут, пугаются и переживают.
Люди приходят в кино, чтобы самим испытать все это.
Причина, по которой кино околдовывает нас, и это искусство уже больше века продолжает привлекать миллионы зрителей, кроется в том, что оно дает зрителю возможность испытать эмоции. В уютном, окутанном полутьмой зрительном зале или в мягком домашнем кресле можно забыть о реальном мире и пережить мысли, чувства, приключения, которые едва ли случились бы с нами в обычной жизни. Во время просмотра фильма или сериала мы чувствуем любовь, ненависть, страх, страсть, возбуждение или веселье, которые вносят в нашу жизнь разнообразие, придают ей остроту, воспитывают душу, но происходит это в спокойной и безопасной обстановке.
Следовательно, у всех создателей кино одна цель: вызвать у зрителя эмоции. Будь то режиссер, актер, осветитель или даже помощник продюсера – каждый из них работает ради отклика со стороны аудитории. Когда фильму или сериалу удается подобное, картину ждет успех; если нет – провал.
Главная задача сценариста
Первостепенная задача сценариста даже более конкретна: сценарист должен найти эмоциональный отклик у того, кто читает сценарий.
Воздействие сценария на читателя должно быть сопоставимо с тем впечатлением, которое фильм произведет на зрителя: яркое эмоциональное переживание. Коммерческие соображения, звездный состав актеров, актуальность, новаторские концепции и положительные прогнозы, – все неважно, если не будет выполнено самое простое и самое главное условие.
Если продюсер, режиссер, актер, их ассистенты или кто бы то ни было, имеющий отношение к работе над будущим фильмом, не улыбаются, не смеются, не плачут, не грустят вместе с действующими лицами сценария, то и аудиторию такой сценарий не тронет.
Другими словами, для сценариста читатель и зритель – синонимы.
Один простой урок о том, как написать сценарий
Как написать хороший сценарий? Ответ прост, я могу сформулировать его в одном предложении: харизматичный герой должен преодолевать все более трудные, кажущиеся непреодолимыми препятствия на пути к вожделенной цели.
В этой фразе заключается квинтэссенция того, что происходит практически во всех успешных фильмах. Исключение составляют лишь те, в которых герою не удается достичь вожделенной цели, как в «Горбатой горе» или «Старикам здесь не место», а также фильмы, в которых герой осознает, что его цель была ошибкой, как в «Человеке дождя» или «Воспитании чувств». И все же суть успешных кинолент неизменна.
Трудность состоит не в понимании писательской задачи. Самое сложное связано с проработкой всех ее аспектов. Как создать героя, которому станут сопереживать? Какое непреодолимое желание выбрать для героя? Какие препятствия придумать для него? Как описать все это, чтобы гарантированно эмоционально вовлечь читателя?
И последнее (и, вероятно, именно это побудило вас купить книгу) – как в результате всех этих действий разбогатеть?
Четыре стадии работы над сценарием
Каждый аспект работы над сценарием относится к одной из четырех стадий:
1. Концепция истории. Это одно-два предложения о том, кто ваш герой, какова его цель.
2. Персонажи. Люди, населяющие вашу историю.
3. Структура сюжета. События, происходящие в истории, и их последовательность.
4. Отдельные сцены. Стиль вашего повествования, приемы, действия, описания и диалоги, призванные максимально вовлечь читателя.
В этой книге мы подробно разберем каждую из составляющих в указанном порядке. Но прежде хочу заметить: сформулировать концепцию истории в одном предложении, а затем последовательно развивать ее в 115-страничном сценарии – лишь один из способов. Это хорошо организованный и логичный путь для авторов левополушарного типа мышления, позволяющий строить сюжет так, чтобы каждый следующий поворот логически вытекал из предыдущего. Преимущество такой тактики заключается в ее, так сказать, надежности.
Однако такой логичный и пошаговый путь – не единственный способ создать сценарий. Не исключено, что для вашего склада ума другой, более свободный метод может оказаться наиболее эффективным. Если вы человек скорее «правополушарный», можно попробовать писать сценарий, следуя интуиции, по принципу «плавного появления». Другими словами, позволить истории «писать себя самой».
Как и любое путешествие без пункта назначения, такой способ написания сценария предполагает отсутствие каких-либо гарантий и надежности, однако риск с лихвой может окупиться неожиданными, будоражащими поворотами сюжета. Такая тактика раскрепощает изобретательность и воображение и зачастую помогает сценаристам, когда работа заходит в тупик.
Важно использовать эффективный именно для вас метод либо комбинацию из них.
Но какой бы подход вы для себя ни избрали, выдающиеся качества сценария – его концепция, образы персонажей, структура сюжета и текст – должны вызвать у зрителя сильные эмоции.
Эта книга, надеюсь, станет для вас точкой опоры, от которой вы вольны начинать свое творческое путешествие в любом выбранном направлении. Если найдете в ней полезный совет – держите его в голове во время своей работы; если какие-то рекомендации окажутся неподходящими – не бойтесь искать новое. Моя цель состоит в том, чтобы помочь вам избежать творческих тупиков на всех этапах написания сценария.
Мозговой штурм, редактирование и творческий застой
На протяжении всей книги вы будете периодически встречать понятие мозговой штурм (мозговая атака). Я использую его применительно к периодам активного творчества, когда вам надо выдать скорее количество, чем качество, когда хочется дать волю воображению и вам нет никакого дела до критики или корректности текста.
Лишь когда период мозгового штурма, состояния, свободного от сомнений и критических оценок, окончен, можно переходить к этапу редактирования. Настает время как следует присмотреться к написанному и дать трезвую оценку каждой из множества идей, сгенерированных в период подъема, отказаться от лишнего и более внимательно проработать подходящее.
Арт Артур, легендарный сценарист, писавший на протяжении более чем 40 лет, говорил, что у успешного писателя есть два секрета. Секрет № 1: «Записывай все, разберешься потом» (извините, но второй секрет вы узнаете в конце книги).
Если подвергать каждую возникшую мысль строгому отбору прежде, чем записывать ее, то вы недалеко продвинетесь. Страх и сомнения скуют вас по рукам и ногам, и однажды вы решите вовсе забросить творчество и начнете покупать книги об инвестициях в недвижимость. Иными словами, наступит творческий кризис.
Кризис – обратная сторона мозгового штурма. Мозговой штурм раскрепощает ум, позволяет воображению вести вас в любом направлении, не задумываясь об оценках и критике. Кризис – время, когда вы топчетесь на месте, боясь неудачи, успеха, перемен, осуждения или несовершенства.
Творческий кризис – не тот случай, когда вы 15 минут безрезультатно сидите перед чистым листом бумаги, пытаясь подобрать подходящие слова для диалога. Кризис – это когда вы не прикасались к сценарию уже две недели, а вместо этого безмятежно смотрите телевикторину с пакетиком чипсов. Творческий кризис, как опухоль, разрастается с каждым днем, и чем дольше он длится, тем меньше у вас шансов с ним справиться.
Так что даже если вы выбрали последовательный процесс работы над сценарием, описанный в этой книге, необходимо все же время от времени давать себе немного свободы.
Допустим, на стадии разработки персонажей вам никак не удается придумать злодея. Вместо того чтоб дожидаться, когда придут нужные слова, и загонять себя в кризис, стоит отложить попытки и перейти к фазе описания сцен. Например, если вы ясно представляете себе, как должна выглядеть сцена столкновения главного героя и антагониста, то переходите прямо к ней. Этот момент противостояния, возможно, прольет свет на характеры каждого из героев, это поможет вам сдвинуться с мертвой точки и вернуться к образам персонажей.
Часто писатели избегают формул (которые я не перестаю защищать), ошибочно считая, что готовые решения лишат их свободы творчества. Но формула – лишь метод, позволяющий достигать нужного результата раз за разом. И если вы раз за разом настроены вызывать эмоциональный отклик читателя с помощью определенного способа структурирования вашей истории или раскрытия внутренней жизни персонажей, то почему не испытать готовые алгоритмы? Формула никогда не подсказывает вам, что именно писать, она лишь обнаруживает приемы и модели, которые на протяжении десятилетий применялись в других успешных фильмах.
Более того, я убежден, что подобные рецепты могут даже вдохновить. Порой та или иная сцена может выглядеть надуманной и неправдоподобной, а вы знаете, что в науке создания сценариев существуют проверенные методы, помогающие преодолеть подобную проблему (кстати, мы будем подробно рассматривать их в главе 5). Следовательно, можно обратиться к рекомендованным схемам, чтобы продумать поступки и диалоги героев.
Итак, четыре стадии работы над сценарием – это всего лишь общая модель, вокруг которой вы будете его строить, чередуя мозговые штурмы и саморедактуру. Такая тактика помогает избежать творческих кризисов и максимизировать способность эмоционально вовлекать читателя и аудиторию.
Еще один шаг к успешной сценарной карьере, о котором все забывают
Прежде чем вы уйдете с головой в работу над вашим сценарием, есть еще один важный этап: вы должны смотреть фильмы.
Были времена, когда я думал: это ведь очевидно, что сценарист должен смотреть кино. Но, поездив по разным странам, был поражен, узнав, сколько желающих строить карьеру не то что в кинотеатры не ходят – им даже лень взять напрокат DVD. А если они и делают это, то чаще всего берут классический фильм 1940-х или 1950-х, мультфильмы для своих детишек или переводное кино с субтитрами.
В самой по себе любви к арт-хаусу или мультфильмам нет ничего плохого – знать историю кинематографа полезно. Но не важно, какая профессия вами выбрана, – необходимо иметь представление о текущем состоянии рынка.
Вы же не захотите пользоваться услугами адвоката, который не имеет юридического образования и не в курсе современных судебных прецедентов и законодательства? Вот и киноиндустрия отнюдь не ищет авторов, которые не знают, какие сценарии попадают в производство сейчас и какие из недавно выпущенных кинолент имели успех.
Если вы всерьез занимаетесь сценарным ремеслом, кино для вас уже не способ занять субботний вечер или повод собраться всей семьей. Вы должны просматривать МИНИМУМ 100 фильмов в год: по меньшей мере, два раза в неделю ходить в кинотеатр, или брать напрокат DVD, или скачивать фильм из интернета.
Если незамедлительной реакцией на этот совет станет: «Я не смогу смотреть так много фильмов», то, скорее всего, у вас на это одна из трех причин.
1. У вас нет времени. Я говорю о четырех часах в неделю. Если вы и вправду живете столь активной и полной жизнью, что вам некогда выкроить время для чего-то еще, возможно, вторую карьеру вам и не потянуть до тех пор, пока не отправите детей в школу, не найдете менее поглощающую время и силы работу или не пересмотрите свой график.
2. Вы не можете этого себе позволить. Один поход в кинотеатр дешевле, чем новая книга, две упаковки пива или обед в большинстве ресторанов. Подписка на Netflix стоит меньше 10 баксов в месяц. И помните: теперь, когда вы – сценарист, любой билет в кино – это ваш доход, а не расход.
3. У вас дети. Договоритесь с супругом или любимым человеком, что, скажем, по средам он или она полностью займется детьми. Если же вы – единственный родитель, постарайтесь отыскать таких же, как вы: на курсах сценарного мастерства, по соседству или в группе поддержки для одиноких родителей
Я знаю, что иногда семья бывает препятствием для начинающего сценариста. Тогда нужно собрать родных и постараться объяснить: как вы стремитесь, чтобы ваша мечта стала былью, что кино теперь – не просто времяпрепровождение или развлечение, а такая же важная часть обучения, как лекции для оценщика недвижимости или архитектора. Поначалу они будут настроены скептически и станут жаловаться на то, что вы не уделяете им внимания. Но чем серьезнее вы будете относиться к своей карьере, тем серьезнее к ней отнесутся и они.
Они должны принять и то, что иногда вы будете смотреть фильмы в одиночестве – в случае, если они не подходят для остальных членов семьи или неинтересны им. Они переживут это.
Еще один момент по поводу графика просмотров: я только что разрешил вам смотреть два голливудских фильма в неделю. Если вас не радует эта перспектива, если вам это не кажется удовольствием, тогда вопрос: вы уверены, что карьера сценариста для вас?
Если вы не хотите ходить в кино и смотреть телевизор, оттого, что вам не нравится то, что производит современный Голливуд (я часто такое слышу), тогда почему вы хотите стать сценаристом? Разве это разумно – желать работы в Голливуде, полагая при этом, что все, что там нынче делают, – полная ерунда? Если вы в этом убеждены, то ваш сценарий, вероятнее всего, будет настолько отличаться от мейнстрима, что его невозможно будет продать.
Это вовсе не значит, что надо положительно оценивать все, что вы видите. Одно из преимуществ этого процесса в том, что ни один просмотренный вами фильм не будет пустой тратой времени – худшие из них станут лишь образчиками того, как точно делать не стоит.
Как смотреть фильм
Чтобы процесс просмотра был наиболее информативным, нужен определенный подход:
1. Избегайте просмотра трейлеров и чтения рецензий и отзывов. Лучший способ смотреть фильм – быть совершенно не готовым к тому, что увидишь, чтобы во всей полноте испытать повороты сюжета и эмоционально насыщенные сцены, придуманные автором.
2. Смотрите фильм, не прерываясь. Дома вы или в кинозале, старайтесь не отрываться от просмотра. Ходите в хорошие кинотеатры, с хорошим изображением и звуком, где меньше шансов наткнуться на болтающих или уткнувшихся в смартфоны посетителей или расшалившихся детей. Если их нет в округе – видеоплеер Blu-Ray, хорошие кабельные каналы и телевидение с высокой четкостью сделают домашний кинопросмотр куда комфортнее, чем может предложить большинство кинозалов.
Однако если вы смотрите фильм дома, относитесь к нему как к кино, а не как к ток-шоу или выпуску местных теленовостей, которые идут фоном, пока вы болтаете по телефону, общаетесь с семьей, совершаете набег на холодильник или сидите в сортире.
3. Сначала посмотрите фильм для удовольствия. Не делайте пометок, не задумывайтесь о сценарии, когда будете смотреть кино в первый раз. Прокатитесь на «американских горках» авторского воображения. Продумать, как фильм подействовал на вас, вы сможете и после его окончания. (Если фильм действительно хорош, вам и не придется пользоваться этим правилом – сильные эмоции нахлынут сами, как бы вы ни пытались анализировать работу сценариста.)
4. Хорошие фильмы смотрите дважды. Если фильм вас тронул, просмотрите его еще два или три раза, тщательно анализируя все детали сюжета, персонажей, структуру, диалоги и тему. Это особенно важно, когда речь идет о фильмах, похожих на то, что вы задумали в вашем сценарии в плане сюжета, места действия или жанра. Вы сможете заново пережить взлеты и падения, и глубже постигнуть методы, с помощью которых сценарист и съемочная группа смогли вызвать у вас такой всплеск эмоций. И всегда найдется что-то, чего вы не смогли заметить в первый раз.
5. Анализируйте свои реакции. Как только вы увлеклись происходящим на экране, спросите себя почему. Что приковало вас к экрану? Очаровательные герои? Веселье? Напряженное ожидание? Динамизм? Секс? Романтика? Грусть?
Когда вам наскучит происходящее, попробуйте найти и этому причины. Нелогичный поворот сюжета? А может, излишне предсказуемый? Скучно? А почему? Что могло бы сделать фильм более захватывающим?
6. Следует ли фильм правилам? Каждый просмотренный фильм должен подтверждать принципы написания сценария, приведенные в этой книге. Какой метод применил сценарист для идентификации персонажей, ощущения предчувствия, внезапности, любопытства, правдоподобия, конфликта, развития образа героев и темы? Была ли концепция его сюжета проста, оригинальна и насколько она продаваема? Происходили ли ожидаемые сюжетные повороты? Оригинальны ли, разнообразны и интересны диалоги? Вызвал ли финал чувство удовлетворения?
Выходят ли создатели фильма за рамки привычного; нарушают ли традиционную структуру или развитие образа героя? И если да, то выиграл ли от этого фильм? Можно ли воспроизвести подобное в другом сценарии – особенно начинающему сценаристу, или же это прием из разряда одноразовых?
7. Презентуйте фильм. Если бы вам надо было предложить сценарий этого фильма киностудии, как бы вы это сделали? Как сформулировали бы концепцию истории в одном предложении? На что сделали бы упор, стараясь максимально повысить шансы на продажу? В какие кинокомпании обратились бы в первую очередь? Как преподнесли бы? Дали бы вы сценарию «зеленый свет» на месте руководителя? Если да, то почему, и если нет, тоже обоснуйте (будьте честными: проверять кассовые сборы – значит, мухлевать).
8. Разузнайте все о фильме. Проверьте кассовые сборы в стране выпуска и в мире. Прочтите столько статей и просмотрите столько интервью о создании фильма, сколько сможете найти. Такого рода работа с информацией не только обострит ваше коммерческое чутье – вы получите практические знания о том, кто заправляет кинобизнесом, что эти люди ищут и куда обращаться, чтобы пристроить сценарий.
9. Напишите сцену. Выберите одну из сцен понравившегося фильма, просмотрите два или три раза и после этого попробуйте написать ее сами. Насколько ярко и емко вы сможете изобразить обстановку и персонажей? Как бы вы описали происходящее по возможности просто, но не поступаясь эмоциональным воздействием? Как вы могли бы передать то, что показано на экране, не прибегая к инструкциям относительно камеры. Диалоги копировать не стоит (если, конечно, вы не хотите попытаться изменить сцену при помощи других, более хлестких, реплик). Когда закончите, сравните то, что у вас вышло, с оригинальной версией.
10. Прочитайте сценарий. Не надейтесь усовершенствовать мастерство сценариста и литературный стиль, не читая множества сценариев, в которых успешно сделано то, к чему вы стремитесь.
Сценарии большинства голливудских фильмов доступны в Сети (обычно бесплатно на сайтах вроде scriptstork.com, scriptcity.com, script-o-rama.com, simplyscripts.com) либо в отпечатанном или опубликованном виде (на writersstore.com и на сайтах вроде scriptshack.com и scriptcity.com).
Помимо чтения сценариев ваших любимых фильмов, читайте как можно больше в том жанре, в каком намерены писать сценарий. А также читайте сценарии картин, которые вы еще не видели, а уже потом смотрите, как написанное воплотилось на экране.
После чтения спросите себя: насколько удалось сценарию вызвать у вас эмоциональный отклик и следует ли он принципам, перечисленным в этой книге. Заставляет ли вас написанная версия фильма переживать то же самое и с той же остротой, с какой вы чувствовали и переживали, когда смотрели фильм? Обоснуйте ответ в обоих случаях. Насколько стиль сценария соответствовал настроению фильма? Было ли действие динамичным, как в боевике, было ли вам смешно, как при просмотре комедии, и т. д. И если бы вы были агентом или руководителем киностудии, захотели бы вы представлять автора сценария или продюсировать этот проект?
Если вы желаете писать для телевидения, все вышеописанное (кроме кассовых сборов) относится и к вам. Отсмотрите хотя бы по одной серии как можно большего числа драматических сериалов или ситкомов. Выберите тот, для которого вам захотелось бы написать серию. Просмотрите все сезоны этого сериала плюс по паре серий из каждого сериала, сходного по жанру с выбранным вами. Потом ответьте на такие же вопросы и выполните те же упражнения.
Овладев искусством просмотра фильмов и телешоу, вы будете готовы к постижению прочих премудростей ремесла: КАК НАТОЧИТЬ КАРАНДАШ, КАК ПЯЛИТЬСЯ В ОКНО И КАК ЛЕЧЬ ВЗДРЕМНУТЬ.
Краткий обзор главы
1. Основная задача кинематографиста – вызвать эмоциональный отклик у зрителя.
2. Основная задача сценариста – вызвать эмоциональный отклик у того, кто будет читать сценарий.
3. Чтобы сценарий удался, он должен отвечать следующим критериям: харизматичный герой должен преодолевать все более трудные, кажущиеся непреодолимыми препятствия на пути к вожделенной цели.
4. Основные стадии написания сценария.
5. Один из главных «подводных» камней» работы над сценарием – творческий кризис, корни которого кроются в боязни провала и страсти к совершенству. Чтобы его избежать, устраивайте мозговые штурмы, наращивая количество идей, а потом редактируйте материал, добиваясь лучшего качества.
6. Просмотр фильмов, сериалов и телешоу – важнейшие шаги на пути к успеху сценариста.
Смотрите минимум по два голливудских фильма в неделю – что в год составит около 100.
Лучшие из них пересматривайте дважды или трижды.
Анализируйте ваши эмоциональные реакции и соотносите пережитый опыт с принципами, описанными в этой книге.
Купите или скачайте сценарии успешных фильмов и сериалов – особенно в том жанре, в каком сами намерены писать, – и читайте минимум по одному в неделю.
Просмотрите и прочитайте сценарии всех серий какого-нибудь телевизионного сериала.
Можно всю жизнь мечтать сняться в голливудском проекте, но продолжать сидеть дома — а можно начать действовать и покорять столицу кино уже этим летом. Расспросили тех, кто снимается в популярных американских фильмах и сериалах — чтобы и вы могли начать.
Вариант первый: массовка
Если у вас есть разрешение на работу, самый простой способ попасть в кино — через массовку. Для работы в массовке не нужен талант или особые навыки: достаточно соответствовать типажу (рост, вес, национальность, цвет волос) и дышать.
Массовка или background . Это те люди, которые на фоне главного героя в кадре ходят, общаются, сидят — то есть создают иллюзию реального ресторана, поезда или улицы.
Как говорит мой коуч, уровень мастерства — I'm breathing, I exist . Попасть в массовку очень просто: нужно иметь документы и желание.
Есть целые агентства по массовке, одно из которых — Central Casting . Они любят рассказывать, что у них начинал работать Брэд Питт, и у всех есть шанс.
В массовке можно работать с разными кастинг-компаниями. Есть определённые сайты, где люди регистрируются, платят ежемесячный взнос в районе 25 долларов и подают на участие, если проходят по запросу. Опять же, запрос не про талант, а про внешность, расу, примерный возраст и иногда наличие машины, велосипеда или скейтборда.
Нужно зарегистрироваться и показать все документы. Тебя сфотографируют и, когда будет работа под твой типаж, пришлют смс, на которую нужно быстро ответить. Никто не смотрит на талант, только на физические данные — расу, цвет волос, вес, рост. Сейчас очень diversity-требования, поэтому в одном кадре вы можете увидеть все национальности — приглядитесь к ним, когда будете смотреть очередное шоу.
Лэли Дичковская, актриса, сценарист, PR-специалист
Central Casting публикуют проекты на специальной странице — там указано, нужен ли статус члена профсоюза и какие требования к внешности. Запись на проект закрывается очень быстро, так что если видите подходящую работу — лучше не медлить.
На свою первую работу я примчалась с паром из ушей и готовностью прям сейчас работать. Оказалось, это очень длительный процесс. Сначала ты идешь к ассистенту, где тебе дают бумажку которую нужно заполнить и ждать. Потом идешь к стилистам, которые одобряют твои вещи или дают новые. Потом мейк-ап и волосы, иногда тебя причешут, иногда завьют, иногда просто так отпустят. И ты снова садишься ждать.
На первой съемке нас было 5 человек и мы успели три раза поесть, в том числе и ужин, пока нам не сказали, что нас не планируют использовать, но отпускать тоже нельзя, так что ждём волшебного wrap — завершения съемочного дня. Тогда я поняла, что надо брать с собой ноут, зарядку и книжку, чтобы не отупеть.
Лэли Дичковская, актриса, сценарист, PR-специалист
Участвуя в массовке можно заработать на жизнь: но это будет ежедневная работа и постоянное участие в разных проектах. Вариант «сыграть в массовке в большом фильме и заработать на пару лет спокойной жизни» невозможен.
Ставка для актёров, не состоящих в профсоюзе — 14,25 долларов в час , 114 долларов в день (даже если вы отработаете всего пару часов). Для членов профсоюза оплата в два раза выше . Дополнительно оплачивают переработки, использование машины и своей одежды.
В чём секрет культового фильма «Лабиринт», споры о котором не утихают и десятилетия спустя Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и
В чём секрет культового фильма «Лабиринт», споры о котором не утихают и десятилетия спустя
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Оригинальный сценарий выглядел совсем иначе
Идея фильма родилась в результате сотрудничества Джима Хенсона и Брайана Фрауда. Вместе они как раз тогда работали над «Тёмным кристаллом». Фрауд создал некий концепт-арт, который вместе с новеллой, написанной детским писателем Деннисом Ли, затем был передан Терри Джонсу из Монти Пайтона.
Джонса новелла совсем не впечатлила, а вот рисунки Фрауда очень даже. Именно они вдохновили его на написание сценария. Первый набросок был представлен уже в 1983 году. Следующие два года его бесконечно меняли и вносили изменения почти три десятка разных авторов. В их числе был даже Джордж Лукас.
Несмотря на то, что Терри Джонс значится в качестве сценариста картины, сам он признавал, что окончательная версия сильно отличалась от той, которую он написал изначально. Например, в раннем варианте Джарет появлялся лишь в середине фильма. Потом Джонсу сказали, что королём гоблинов будет Дэвид Боуи или Майкл Джексон. Поэтому ему нужно было не только появиться в самом начале, но и исполнять песни.
Морис Сендак обиделся
Детский писатель был в ярости. Ведь он написал книгу о девятилетней девочке, сестру которой похитили гоблины. Чтобы её вернуть героиня должна была преодолеть некоторые испытания. Сендак даже подал в суд. В конце концов все стороны пришли к мировому соглашению. Фильм продолжили снимать. В титрах было написано: «Джим Хенсон признаёт свой долг работам Мориса Сендака». Также можно увидеть копии книг Сендака на заднем плане комнаты Сары в начале фильма.
На роль Сары пробовались Лаура Дерн и Сара Джессика Паркер, а Джаретом мог стать Стинг или Мик Джаггер
Персонаж Сара — подросток на пороге взрослой жизни. На эту роль прослушивали множество актрис: Ясмин Блит, Лоры Дерн, Мэдди Корман, Элли Шиди и Сару Джессику Паркер. Никто из них не впечатлил режиссёра. Было решено искать реальную девочку подростка. Когда на площадке появилась Дженнифер Коннелли – её игрой были покорены просто все.
Сначала Король гоблинов должен был быть ещё одной куклой. Хенсону же так хотелось снять более светлый фильм после «Тёмного кристалла». Он искал некого харизматичного певца, который изменил бы тон фильма. На роль предлагали Стинга, Принса, Мика Джаггера и Майкла Джексона. В конце концов Джим Хенсон остановился на Боуи. Тот с восторгом принял предложение. Ему понравился сюжет. Его песни, которые были написаны специально для картины до сих пор имеют колоссальный успех.
Семейный бизнес?
Джим Хенсон, Брайан Фрауд и Шерил Макфадден так преданно работали над фильмом, что привлекли даже своих детей. Ребёнок по имени Тоби на самом деле был сыном Брайана Фрауда. Повзрослевший Тоби Фрауд сказал однажды, что он, возможно, описал самого Боуи, когда они впервые встретились.
Лабиринт снимали на студии Elstree Studios в Хартфордшире, Англия. В соседней студии снимали фильм «Легенда». Актёры и съёмочная группа двух фильмов смешивались между дублями. Сын Джима Хенсона Брайан именно там встретил Мию Сару, главную актрису «Легенды». Впоследствии он на ней женился. Теперь у них есть ребёнок.
Доктор Крашер была хореографом
Гейтс Макфадден (в титрах — Шерил Макфадден) была директором по хореографии и кукольным движениям. Она также должна была сыграть мать Сары, но фильм снимался в Великобритании, и законы о труде не позволяли ей это. Поэтому актриса занималась только хореографией. Позже она прославилась ролью Беверли Крашер в сериале «Звёздный путь».
Шерил мелькнула перед камерой в роли одной из танцовщиц в маске на балу. Также хореографа можно увидеть в документальном фильме «Внутри лабиринта», когда она руководит танцорами.
Актёры из «Красного карлика»
В продолжение научно-фантастических связей 1990-х годов: Дэнни Джон-Джулс и Чарльз Аугинс, которые оба были задействованы в «Красном карлике», также снялись и в «Лабиринте». Дэнни Джон-Джулс, более известный как Кот из «Красного карлика», озвучил двух огненных кукол. Чарльз Аугинс был и голосом другого Огненного, и хореографом «Лабиринта».
Боуи булькал, но не жонглировал
Знаменитый эпизод, где Джарет жонглирует хрустальными шарами — это были не руки Боуи. На самом деле они принадлежали хореографу Майклу Мошену. Он спрятался за спиной певца и просунул руки в плащ. Таким образом и была снята эта сцена.
Однако вокальные данные Боуи были особенно полезны в другой области. Младенец, которого принесли булькать под песню «Волшебный танец», не издал ни единого звука. Итак, Боуи записал в песню свои собственные бульканья, чтобы получилось задуманное.
Принц Чарльз и принцесса Диана посетили королевскую премьеру «Лабиринта»
Людо лично появился на королевской премьере «Лабиринта» в Лондоне 1 декабря 1986 года. Также присутствовали принц Чарльз и принцесса Диана. Брайан Фрауд сообщил, что Чарльзу особенно понравилась одна сцена . та, где изображено Болото вечного зловония. Он нашёл это невероятно смешным!
По словам Фрауда, только принц Чарльз смеялся во время этой глупой истории. Когда в 1988 году эти двое снова пересеклись, принц снова сказал Фрауду, насколько ему понравилась эта сцена.
Дарт Вейдер и Уголёк тоже поучаствовали
Джордж Лукас был исполнительным продюсером «Лабиринта». Он посетил съёмочную площадку в первый день съёмок в сопровождении злодея из «Звездных войн» Дарта Вейдера, который вручил Джиму Хенсону карточку удачи.
Любимый персонаж многих британских детей, Уголёк, был неотъемлемой частью фильма, но за кадром. Когда дело доходило до съёмок сцены, где Тоби сидит на коленях у Джарета, а Король гоблинов что-то шепчет ему, Тоби Фрауд не переставал кричать. У одного из членов команды оказалась перчатка-марионетка Уголёк, которая очаровала Тоби. Итак, сцена была снята с Боуи, управляющим Угольком вне кадра, чтобы Тоби сидел тихо.
По иронии судьбы, Тоби совсем не беспокоили гоблины, толпившиеся вокруг. Поэтому для сцены, где он окружен ими и плачет, съёмочной группе пришлось подождать, пока ребёнок не устанет и не рассердится. Потом они смогли заснять его плачущим.
Хогглу понадобилось пять операторов, а у Людо была камера внутри
Хоггл был, безусловно, самой сложной в управлении марионеткой. Шари Вайзер была внутри его тела. Лицом же управлял Брайан Хенсон и ещё три человека по радио. Хоггл много стонет в фильме, потому что открытый рот был единственным способом, которым Вайзер могла видеть.
Позже в документальном фильме «Внутри лабиринта» Брайан Хенсон скажет каково было управлять одной куклой вчетвером: «По сути, для этого нужно было много репетировать или хотя бы познакомиться друг с другом».
Другой сложной марионеткой был Людо. Тело этой куклы весило 35 килограммов. Из-за этого Рон Муек и Роб Миллс попеременно управляли им, чтобы никто сильно не уставал. Для того чтобы помочь им видеть, что происходит вокруг, в одном из рогов Людо была миниатюрная камера. Она демонстрировала изображение на экран в его животе.
Хенсон узнал, насколько популярным стал его фильм перед самой смертью
«Лабиринт» был последним фильмом режиссёра Джима Хенсона. Когда он вышел, то не смог окупить 25 миллионов долларов, которые были потрачены на его создание. Фильм собрал лишь 12 в прокате. Хенсон был просто убит горем. После его смерти сын Брайан рассказал, что отец перед кончиной узнал насколько высоко ценят его фильм, что он стал воистину культовым. Это утешило режиссёра.
Если вас интересует искусство большого экрана, прочтите нашу статью о Квентине Тарантино и его личчном рейтинге: 5 лучших фильмов культового режиссёра.