Автор: Валерия Горелова, искусствовед
13 мартa 2018 «ВОЙНА И МИР»: самый масштабный кинопроект ХХ века
Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать». Но кино с самого своего рождения с проблемами такого рода не считалось. «Войну и мир» отважно переносили на экран пионеры русского кино Петр Чардынин в 1913-м и Яков Протазанов в 1915 году. Но самый масштабный проект советского кинематографа осуществил Сергей Бондарчук. На начало съемок в 1961-м это был черноволосый энергичный режиссер, заканчивал картину в 1967-м полностью седовласый, переживший клиническую смерть, мудрый человек. Удалось ли воплотить на экране национальную литературную гордость и создать мировое эпическое полотно? Действительно ли это было самое дорогое кино ХХ века? Какую роль сыграли министерства обороны и культуры? Сама история создания этого грандиозного четырехсерийного фильма, получившего главный приз Московского международного фестиваля в 1965 г . (1 серия, «Андрей Волконский») и «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке в 1969 г., — это настоящая драма.
В 1959 году в советский прокат вышла итало-американская «Война и мир» (1956) режиссера Кинга Видора с очаровательной Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Наивная, мелодраматическая картина не вызвала особого отклика ни у американской, ни у европейской публики, зато, как ни странно, пришлась по душе нашим зрителям. Они, как и многие в то время, попали под обаяние Одри.
Мастера же отечественного кино реагировали крайне ревниво — «а мы чем хуже?» Советский кинематограф в ту пору вполне созрел для амбициозной, масштабной постановки. После «тощих лет» сталинского малокартинья пришли «тучные годы» стремительного роста фильмопроизводства. К тому же экранизация «Войны и мира» стала вопросом национального престижа. Появившееся в прессе открытое письмо группы кинематографистов и генералов Советской армии к Министерству культуры и правительству СССР о необходимости создания такого фильма, было немедленно поддержано ЦК партии.
Но решение о съемках фильма по роману «Война и мир» не был исключительно госзаказом, спущенным сверху: на «Мосфильм» в эти годы хлынули письма от потомков участников войны 1812 года, делившихся семейными преданиями; от добровольных консультантов, объяснявших, как должна выглядеть соответствующие эпохе военная форма, какими должны быть Наполеон и Кутузов и кому доверить исполнение главных героев романа. Общественность требовала исторической патриотической эпопеи.
Первым на постановку претендовал Иван Пырьев, но быстро передумал. Рассматривалась кандидатура Сергея Герасимова, удачно экранизировавшего эпопею Шолохова «Тихий Дон». Но выбор остановили на Сергее Бондарчуке – за него ратовал армейский генералитет, высоко оценивший его режиссерский дебют «Судьба человека» (1959). Генералы почуяли в Бондарчуке своего – человека с характером полководца, способного разработать диспозицию, управиться с пехотной дивизией и сотнями кавалеристов.
Без поддержки армии, которая могла предоставить для съемок эти самые дивизии и мобилизовать для постройки редутов и укреплений строительные батальоны, фильм «Война и мир» был просто немыслим. Забегая вперед, заметим, что толки о 150-тысячной массовке, якобы задействованной в батальных сценах, преувеличивают реальное положение дел. Более достоверные цифры: от 12 до 15 тысяч человек. Что само по себе впечатляет! А вот то, что специально для картины отобрали несколько сотен лошадей и создали кавалерийский полк, в дальнейшем прикрепленный к «Мосфильму» — истинная правда.
Итак, в 1961 году, доверив литературный сценарий Владимиру Соловьеву, Бондарчук занялся режиссерской разработкой. Это – тысячи рисунков покадрового плана будущей картины с подробными указаниями для оператора, пиротехников, звукорежиссера.
По образцу американской 70-миллиметровой кинокамеры на заводе Москинап специально для съемок «Войны и мира» создали аналогичную камеру «Россия». Она позволяла снимать широкоформатное кино с высоким уровнем разрешения. Шестиканальная запись звука обеспечивала стереоэффект. Ошеломляющий своим размахом подготовительный период занял больше года.
Помимо расходов, взятых на себя Министерством обороны, бюджет фильма составлял неслыханную по тем временам сумму – 8 миллионов 165 тысяч 200 рублей. Около 50 предприятий работали на «Войну и мир»: ткали сукно, шили 6 тысяч военных и 2 тысяч штатских костюмов; изготовлялись лафеты для пушек, сотни телег и повозок; стекольный завод в Гусь-Хрустальном делал бокалы и вазы, фарфоровый Ломоносовский завод взялся изготовить по образцам 18 века сервиз на сто персон.
Аутентичность предметной среды соблюдалась неукоснительно. Десятки музеев по всей стране консультировали художников, работавших над фильмом, вынимали из запасников ценные экспонаты и готовы были предоставить для съемок свои интерьеры. Управление дипломатического корпуса поделилось антикварной мебелью.
Параллельно с гигантской производственной подготовкой шли такие же масштабные кинопробы: необходимо было выбрать актеров для 300 персонажей, из которых 40 –главные. Это при том, что многие персонажи романа в экранизации не появлялись, а сюжетные линии других были беспощадно сокращены. В максимально возможной неприкосновенности остались только линии главных героев. Их именами назывались три из четырех серий фильма: «Андрей Болконский», «Наташа Ростова», «Пьер Безухов».
Выбор актеров на эти роли – отдельный исполненный драматизма сюжет. К примеру, министр культуры Екатерина Фурцева лично уговаривала Олега Стриженова сыграть Болконского, актер вежливо, но решительно отказался. Иннокентий Смоктуновский долго метался между принцем датским и князем Андреем, и в результате выбрал «Гамлета». На Пьера пробовались режиссер Андрей Кончаловский и тяжелоатлет Юрий Власов с мощной фигурой штангиста и лицом интеллигентного «очкарика». На роль Наташи Ростовой прошли пробы 300 претенденток, среди которых Анастасия Вертинская (она сыграла Лизу Болконскую), Людмила Гурченко, Натальи Фатеева, Наталья Кустинская. Утверждение на роль 19-летней дебютантки, юной балерины Людмилы Савельевой состоялось после многих репетиций и проб. Этот выбор бесспорен в одном: Савельева была свежим, новым на экране лицом и стала актерским открытием фильма.
День съемок пилотного эпизода картины (расстрел поджигателей у Новодевичьего монастыря) совпал с 150-летием Бородинской битвы: 7 сентября 1962 года. В этом эпизоде Бондарчук сыграл Пьера Безухова, закрыв вопрос о выборе исполнителя самой объемной роли в фильме. Тем самым, он взвалил на себя двойную нагрузку – актерской и режиссерской работы. Не говоря уже о гигантском тексте от автора, который читал за кадром. Очевидцы утверждают, что к картине Бондарчук приступал со сплошь черными волосами, а через шесть лет работы над ней стал почти полностью седым.
Съемки «Войны и мира» шли во всю, когда волевым решением Минкульта на Андрея Болконского был утвержден Вячеслав Тихонов. Отношения актера и режиссера складывались трудно. Бондарчук давил, добиваясь от опытного артиста «новых красок» — словом, чтобы Тихонов чудесным образом превратился в молодого изящного аристократа. Актер из-за этого пребывал в постоянной неуверенности, и всерьез подумывал уйти из профессии. Многие сцены давались ему лишь после десятков дублей, когда доведенный до отчаяния он «выдавал» нужную эмоцию – гнева, возмущения, страдания. Болконский в итоге получился холодновато статичным.
Надо признать, что Сергею Федоровичу так и не удалось передать сложную внутреннюю жизнь героев, мастерски прописанную у Толстого «диалектику души». По-настоящему Бондарчука интересовало нечто более крупное — это, конечно же, «мысль народная». Эта идея романа особенно воодушевляла режиссера. Как только фильм касался массовых форм жизни, того, что Толстой называл «роем», некоего общего движения – на войне ли, в сценах оставления Москвы или войскового похода – режиссура Бондарчука становилась раскованной. Экран оживал, эмоционально вовлекая зрителей. Мастеру вполне удалось выразить суть войны, с абсолютной бесчеловечностью ее природы с одной стороны, и нравственной силой, явленной русскими воинами – с другой. Неудивительно, что абсолютной удачей фильма стала именно третья серия – «1812 год». В особенности те его пять частей (50 минут), которые посвящены Бородинскому сражению.
Прологом к нему стал большой и эпизод молебна у Смоленской иконы. Как режиссер провел эту сцену через цензурные препоны, остается загадкой. Ни до ни после церковные сцены такой эмоциональной силы не снимались. А Бондарчуку сделал это гениально, потому что и в этом фрагменте главное — «мысль народная».
Бородинская битва снималась под Дорогобужем в течение двух месяцев: с 26 августа до конца октября 1963 года. Перед съемками статисты прошли двухмесячную подготовку, обучаясь приемам боя и репетируя все сцены битвы.
Со складов Геншатаба были доставлены стоваттные репродукторы, оставшиеся со времен Великой Отечественной. Через них Бондарчук и его ассистенты командовали 15-тысячной массовкой солдат-срочников, изображавших русскую и французскую пехоту, а также 950-ю кавалеристами.
Главный пиротехник Владимир Лихачев руководил отрядом взрывников: в ходе съемок использовали 10 тонн пороха, 17 тысяч дымовых шашек и гранат, 40 тонн керосина.
Камера оператора Анатолия Петрицкого взмывала над полем сражения на вертолете, поднималась на операторском кране, летала по специально построенной подвесной дороге (позже часть ее будет использована в мосфильмовском павильоне N1, где снималась знаменитая сцена бала с полутысячной массовкой). Один из наиболее впечатляющих моментов Бородинской битвы – 300-метровый панорамный план, снятый одним непрерывным кадром. Петрицкий с камерой ехал на операторской тележке по специально проложенным мосткам, запечатлевая панораму сражения – стреляющие пушки, рукопашный бой, бегущих и падающих солдат, горящие избы, людей, несущихся сквозь пламя. Самую масштабную в истории мирового кино батальную сцену завершала серия стоп-кадров с крупными планами участников битвы – батарейцев и пехотинцев, солдат и офицеров. А за кадром звучали величественные слова Толстого о «победе нравственной, одержанной русскими под Бородином».
Тем не менее, съемочная группа «Войны и мира» была сильно «измотана в боях» пятилетнего непрерывного марафона. Год за годом и день за днем: съемки в павильонах «Мосфильма» и в реальных интерьерах. Натурные объекты были разбросаны по всей стране – от Ясной Поляны, изображавшей имение Болконских, до Ленинграда, где снимались петербургские эпизоды, от Молдавии до Подмосковья.
В селе Теряево под Волоколамском, недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря, снимался один из самых трудных эпизодов – пожар Москвы. Для него построили декорацию из 11 зданий и 30-метровую копию Сухаревой башни. Среди полыхающего огня оператор и ассистенты работали в асбестовых костюмах, на кинокамеры надевались огнеупорные чехлы.
Открытым огню оставался лишь Бондарчук, одетый по роли в крестьянский кафтан. В какой-то момент раздался истошный крик: «Режиссер горит!» Пиротехники не растерялись, накинули лассо на окутанного дымом Бондарчука и вытащили его из огненного кольца. Завернувшись в мокрые полотенца, режиссер продолжил съемку.
В мае 1965-го две серии «Войны и мира» затребовали на Московский международный кинофестиваль. Это означало аврал: работу, занимавшую обычно три месяца, пришлось провернуть за один. Бондарчук справился, но его организм не выдержал перегрузки: результатом ее стала клиническая смерть. Врачи «скорой помощи» три часа боролись за жизнь режиссера. Когда жену Ирину Скобцеву допустили к нему в больницу, режиссер ей сообщил: «Теперь знаю, как надо снимать смерть князя Андрея – он должен уходить не во тьму, а в свет».
Большой приз Московского кинофестиваля стал единственной наградой, полученной картиной «Война и мир» на родине. Зато призы зарубежных МКФ следовали один за другим. «Оскара» (1969) — за лучший фильм на иностранном языке – в Лос-Анжелосе получал кто-то из чиновников. Бондарчуку и актерам статуэтку дали подержать, после чего золоченая фигурка отправилась в музей «Мосфильма».
В Советском Союзе фильм посмотрели 135 миллионов человек. «Войну и мир» горячо обсуждали повсюду: хвалили режиссера и музыку Вячеслава Овчинникова, до хрипоты спорили об актерах, превозносили до небес и беспощадно критиковали. Но в Анатолии Кторове (старый князь Болконский), Антонине Шурановой (княжна Марья), Николае Трофимове (капитан Тушин), Борисе Захаве (Кутузов) все единодушно признали настоящих героев толстовского романа.
Между тем «Война и мир» победно шагала по планете, актерам воздавали царские почести. Самый большой успех выпал на долю Людмилы Савельевой: Япония провела год ее имени, во Франции новорожденных девочек называли Наташами. В 1969-м актриса снималась в советско-итальянской ленте «Подсолнухи» вместе с Софи Лорен и Марчело Мастроянни, а Сергей Бондарчук, признанный лучшим в мире мастером батальных сцен, работал над амбициозным международным проектом «Ватерлоо».
Но в истории кино он останется как автор фильма «Война и мир». Самого масштабного и дорогостоящего. Но разве в этом дело? Главное, что в этом проекте все настоящее, все ручной работы. И никакие технологии не смогут заменить его русский дух.
Материалы по теме:
Крым – русский Голливуд
Крымская земля, с ее лазурном морем, ярким солнцем, изумительной по красоте и разнообразию природой, на протяжении всей истории отечественного кино влекла к себе тех, кто хотел создать.
«Скажи что-нибудь солдат, не молчи!»
Невероятная посмертная слава Михаила Булгакова началась, как известно, с публикации «Мастера и Маргариты» в журнале «Москва» в 1966-67 гг. А в 1970-м советский кинофильм «Бег» открыл.
Простая атомная история
Картина «Девять дней одного года», вышедшая в прокат в 1962 году, вывела на экран до тех пор закрытую тему. Ее герои и проблематика управляемой термоядерной реакции были волнующе новы.
Лучшие посты на темы Война и мир и Фильмы, отобранные пользователями: популярные актеры, видеонарезки, мемы. Или поделитесь своей историей с тегами Война и мир и Фильмы.
Советские спецэффекты
На съемках фильма «Война и мир», СССР, 1960–е.
На этой фотографии художник рисует на стекле вершину Сухаревой башни — для съемок фильма необязательно создавать макет здания полностью, ту часть, на фоне которой не будет актеров можно нарисовать на стекле, расположенном перед камерой — в кадре реальная и нарисованная часть здания будут смотреться единым целым.
Так создавались спецэффекты в кинематографе до появления компьютерной графики.
Лучшие посты на темы Война и мир и Сериалы, отобранные пользователями: интересные факты, смешные нарезки, мемы. Или поделитесь своей историей с тегами Война и мир и Сериалы.
Звезда
В сериале «Война и мир», снятом BBC наиболее запоминающимся персонажем стал конь Литтл Рок, принадлежавший Николаю Ростову, которого играет Джек Лауден. По сценарию его конь, настоящее имя которого Зигги, погибает в бою. На съемках четвероногая звезда сыграла настолько реалистично, что зрители предложили дать ему за это награду.
В 1966 году в кинотеатре "Россия" состоялась историческая премьера. На экраны вышла первая часть одной из самых известных советских картин — экранизация романа Льва Толстого "Война и мир" Сергея Бондарчука. 25 сентября 2020-го — 100 лет со дня его рождения
Съемки
К экранизации романа съемочная группа подготовилась основательно. Полсотни музеев страны предоставили для фильма свои коллекции — чтобы герои и обстановка максимально соответствовали эпохе. Более четырех десятков предприятий изготовили костюмы (их было девять тысяч), точные копии наград, табакерки, телеги, вооружение и даже 200 тысяч пуговиц. Ломоносовский фарфоровый завод воссоздал для фильма по рисункам XVIII века большой обеденный сервиз.
Для съемок сцены русской охоты подобрали редких по тем временам борзых из питомника. Рассказывают, что собаки, не приученные к выслеживанию зверя, не хотели бежать в нужном направлении, поэтому съемочной группе пришлось использовать для их привлечения кошек.
В Закарпатье, где снимались Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, доставили 150 вагонов с оборудованием. К съемкам привлекли три тысячи солдат Прикарпатского военного округа Советской Армии.
Некоторые сцены Бондарчук решил снимать с вертолета, также панораму поля боя запечатлела камера, прикрепленная на высоте в 300 метров на канатную дорогу. Необычным образом оператор работал и в сцене первого бала — ассистенты возили его между вальсирующими актерами на роликовых коньках.
Работа над фильмом велась около семи лет (из них три года было отдано на съемку серии "1812 год"). Картина считается одной из наиболее дорогостоящих в истории кинематографа. Бюджет экранизации оценили в 100 миллионов долларов по ценам 1967 года (или 560 миллионов в 2007 году). Во время съемок у Бондарчука были серьезные проблемы со здоровьем: летом 1964 года он перенес тяжелый сердечный приступ, из-за чего съемки приостановили на полтора месяца. Второй приступ режиссер перенес уже после премьеры, когда фильм взял первый приз на Московском международном кинофестивале.
Война и мир (фильм, 1956) «Война и мир» (англ. War and Peace ) — кинофильм режиссёра Кинга Видора, вышедший на экраны в 1956 году. Экранизация знаменитого романа Льва Толстого.
Дубляж
- В итальянской постсинхронизированной версии фильма роли дублировали: Мария Пиа Ди Мео (Одри Хепберн), Эмилио Чиголи (Генри Фонда), Стефано Сибальди (Мэл Феррер), Арнольдо Фоа (Херберт Лом), Марио Безести (Оскар Хомолка), Лидия Симонески (Анита Экберг), Гуальтьеро Де Анджелис (Хельмут Дантин), Амилькаре Петтинели (Барри Джонс), Фиорелла Бетти (Милли Витале), Розетта Калаветта (Май Бритт) и Карло Романо (Джон Миллс). Витторио Гассман переозвучил свою роль сам. [1]
- На экраны СССР «Война и мир» вышел в 1959 году, фильм дублирован на киностудии им. Горького, режиссёр дубляжа — Алексей Золотницкий, звукооператор — Л. Канн. Роли дублировали: Мария Виноградова (Наташа Ростова), Марк Бернес (Пьер Безухов), Владимир Дружников (Андрей Болконский), Ростислав Плятт (Граф Ростов), Елена Егорова (Графиня Ростова), Всеволод Ларионов (Николай Ростов), Юрий Кротенко (Петя), Антонина Кончакова (Соня), Зоя Земнухова (Княжна Марья), Борис Кордунов (Долохов), Константин Тыртов (Платон Каратаев), Лев Свердлин (Кутузов), Владимир Кенигсон (Наполеон). [6]
Главные тезисы открытого интервью с Эндрю Дэвисом
Сценарист британского сериала "Война и мир" – о Пьере Безухове и русских борзых
Открытое интервью с британским сценаристом Эндрю Дэвисом, автором сценария к сериалу BBC «Война и мир» по роману Льва Толстого, а также к фильмам «Дневник Бриджит Джонс», «Гордость и предубеждение» с Колином Фертом и британской версии «Карточного домика», прошло в рамках выставки-ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction. M24.ru публикует главные тезисы встречи.
Кадр из сериала «Война и мир»
Мини-сериал «Война и мир» стал одним из самых рейтинговых проектов BBC 2016 года. Даже российский зритель, критично относящийся ко всем экранизациям русской классики под предлогом, что никто из западных режиссеров не в состоянии понять «загадочную русскую душу», кажется, тепло воспринял британскую версию. А Пол Дано, исполнитель роли Пьера Безухова, и вовсе был удостоен сравнения с Сергеем Бондарчуком из легендарного фильма 1966 года. Сценарий к мини-сериалу написал Эндрю Дэвис. Приехав в Москву по приглашению Британского совета, он рассказал о работе над картиной, отношении к русским традициям и любви к отечественным борзым.
. о русских традициях, песнях и охоте с борзыми
Я пытался сделать этот фильм русским, но в версии для британской аудитории: английские актеры говорили диалоги на английском языке. При этом, я понимал, что герои Толстого – это кровь и плоть русских традиций. Период, в который происходят события войны и мира – тот же самый, что и в романе “Гордость и предубеждение”, над экранизацией которого я работал. За тем исключением, что действие второго происходит в Великобритании. Все это – начало XIX века. И в России и в Великобритании тогда одевались одинаково – в костюмы, вдохновленные французской модой. Поэтому я хорошо был знаком с эпохой. И костюмы были прекрасны!
Я знаю, что Толстой был очень привержен русским традициям, русскому языку. И это нужно было как-то передать. Я думаю, лучшее, что мы сделали – это музыка. Мы использовали очень много русских народных мелодий. В семье Ростовых, к примеру, много поют именно по-русски, хотя говорят на английском. Я очень акцентировал внимание на музыке.
Кадр из сериала «Война и мир»
Мы пытались воспроизвести русские традиции. Например, в сцене охоты, где мы снимали 40 русских борзых, или в сцене чаепития, где Наташа открывает для себя, что умеет танцевать национальные русские танцы, потому что это в ее крови. Именно в такие моменты мы старались передать ощущение «русского». Мне кажется, нам это удалось.
. о масштабах романа и главной сюжетной линии
Роман Толстого действительно очень большой, поэтому крайне важно было выделить главное. По моему мнению, и мое мнение, конечно же верно ( смеется ), в центре романа только три героя – Наташа, Пьер и Андрей. Поэтому изначально мы выбрали все сцены, связанные с ними – это было относительно легко. Над каждой из них работали по два или три автора, и они обращали внимание на важные моменты, если я их упускал ( смеется ). В нашей истории любовь стала важнее войны: я включал только те батальные сцены, которые были ключевыми, решающими и имели значение для главных героев.
Кадр из сериала «Война и мир»
. о Пьере Безухове и Андрее Болконском
Моим любимым персонажем стал Пьер – любимый герой Толстого. Андрей очень гламурный именно в представлении современной аудитории, современных женщин. По сути он – женоненавистник. Он постоянно говорит, что женщины – это потеря времени и сожалеет, что женился. И особенно хорошо это становится видно в момент его смерти.
Кадр из сериала «Война и мир»
В России этот роман знают хорошо, его проходят в школе, а в Великобритании его читают только в литературных кругах. Во время трансляции сериала, в тот момент, когда Анатоль соблазняет Наташу, весь твиттер заполнился сообщениями “Нет! Нет! Не соглашайся! Не убегай с ним! Не делай этого!”. Зрители не знали, что произойдет дальше, а российская публика в этом смысле больше подготовлена. Если, конечно, не бросит книгу на пол, не дочитав ее.
Кадр из сериала «Война и мир»
. о работе сценариста
Я не всегда включался в рабочий процесс – это просто потеря времени. Ты целый день можешь ждать, пока настроят свет или камеру. Сценариста никогда не спрашивают, что он думает о кадре или об игре актеров. Но я участвовал в кастинге исполнителей ключевых ролей. Мне было важно, чтобы актеры соответствовали тем персонажам, о которых пишет Толстой и которых в своем сценарии создал я.
На съемки ходить очень скучно. Однажды я пришел на съемочную площадку – это был понедельник. Чудесный солнечный понедельник! Как раз в этот день должны были снимать сцену охоты с русскими борзыми. Проблема заключалась лишь в том, что все эти собаки никогда в своей жизни не охотились и были очаровательными домашними животными. Работа встала, потому что вся съемочная группа была крайне взволнована этой встречей и целый день просто играла с собаками.
. о русской версии «Войны и мира»
Нет. Я не смотрел русскую версию фильма. Все говорят, что эта картина – одна из величайших в истории кинематографа. И я, честно говоря, боюсь разочароваться в своей ( смеется ).
Источники
- http://lhistory.ru/statyi/vojna-i-mir
- https://pikabu.ru/tag/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B8%D1%80,%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B/best
- https://pikabu.ru/tag/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B8%D1%80,%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/best
- https://rg.ru/2016/03/16/kak-snimali-film-vojna-i-mir.html
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/62440
- https://www.m24.ru/articles/literatura/06122016/124116