Укажите основные достоинства дистанционной формы обучения

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, — вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами :

Укажите основные достоинства дистанционной формы обучения

Недостатки дистанционного обучения:

  • Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.
  • Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.
  • Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.
  • Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
  • Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов. Так мировая поисковая машина Google предлагает сервис поиска видео от Google и закачивания видеофрагментов.

Временные трудности

  • Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многое преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
  • Недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктуры в России
  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения.
  • Слабое использование стандартов в дистанционном обучении. Неразвитость и несовершенство стандартов затрудняет повторное использование, обмен, многократное использование, совместимость учебных материалов.
  • Проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков, для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д.
  • Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий.
  • Недостаточное качество предлагаем на рынке типовых решений как в качестве курсов, так и систем дистанционного обучения. Системы дистанционного обучения либо очень дороги, либо неудобны в использовании.
  • Низкий процент завершения курсов, что связано с недостаточным опытом использования систем дистанционного обучения и сложностью мотивации слушателей.

Перспективы развития дистанционного обучения в России

Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием. Тем не менее, приходится констатировать низкое качество дистанционного обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов – минимизация расходов.

Широкое распространение дистанционного обучения в России получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы.

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, — вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами :

— Мультимедийность — озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;

— Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;

— Использование потокового аудио и видео.

— Многообразие контрольных и тестовых заданий;

— Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;

— Общение слушателей между собой.

-Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD- ROM и т.д.

  1. Необходимость разбираться в цифровых технологиях. Никто не спорит, переключаться на новый стиль работы тревожно и утомительно. Особенно если единых инструкций нет, а разобраться во всем требуется быстро. Не знаете, с чего начать, — начните с вебинаров по дистанционному образованию. Если приложить немного усилий, за неделю можно стать практически экспертом во всех цифровых образовательных инструментах — на самом деле в них нет ничего сложного.
  2. Недостаток личного общения. Для учителя, который привык держать всех учеников во время урока в поле зрения, «домашний» урок может оказаться трудным испытанием. Ведь при дистанционной учебе трудно контролировать всех детей. Решить эту проблему помогут видеоконференции, общий чат, где педагог сможет общаться с детьми, работа над групповыми проектами в Google Документах и прочие инструменты для взаимодействия в режиме реального времени.
  3. Необходимость работать с мотивацией учеников. Работа современного преподавателя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник. Его задача — мотивировать и вдохновлять учеников, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы. Не существует компьютерной системы, которая могла бы взять на себя эти функции. И сейчас, как никогда раньше, педагогу нужно проявить все эти таланты. Возможно, педагогам придется уделять гораздо больше внимания тем детям, у которых есть проблемы с мотивацией и организованностью: такие ученики могут решить, что учиться теперь вообще необязательно. Поэтому учителям придется изобретать новые формы контроля таких школьников.
  4. Отсутствие границы между рабочим и свободным временем. Эта проблема знакома всем, кто работает удаленно. Работая из дома, человек практически не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается. Поэтому люди нередко перерабатывают. С другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно, бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома». Домашние наверняка будут прерывать вас. Поэтому так важно выделить уголок для работы и договориться с членами семьи: пока вы сидите в этом уголке, вы все равно что в школьном классе, пусть и виртуальном. В эти часы никто не должен отвлекать вас и обращаться к вам. А чтобы поддерживать здоровый баланс работы и отдыха, заведите будильник, который будет напоминать вам о том, что каждый час следует вставать стола и делать разминку, а после 19:00 вообще стоит выключить компьютер и как следует отдохнуть.

Плюсы дистанционного образования

Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны. Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ. Вот некоторые из них.

  1. Возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому ученику. Бывает, что робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды двадцати одноклассников. Но на удаленке такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате, успешно выполняет задания. А учитель может подобрать для таких школьников дополнительные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы поддержать интерес к учебе. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими учениками поближе.
  2. Автоматизация рутинных процессов.b> Проще говоря, технологии могут взять на себя выполнение самой скучной части работы учителя. Например, проверку домашних заданий и составление статистики по классу. В среднем использование интерактивных рабочих тетрадей с автоматической проверкой позволит сэкономить как минимум 1–2 часа в день, если не больше. Эта система работает очень просто: учитель заходит на сайт, выбирает предмет, класс и тему, находит подходящее задание и отправляет ссылку ученикам, а потом просто смотрит на том же сайте, как они справились. Так работает интерактивная рабочая тетрадь для 5–11 классов от Skysmart и

  1. Шанс освоить новые технологии. Высокий спрос на преподавателей с опытом дистанционной работы — это реальность. Умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций повышает вашу ценность на рынке труда и дает возможность найти подработку в (а таких школ много, они растут и нуждаются в новых кадрах). Но еще ценнее навыки организации своего времени, работы с учениками в дистанционном режиме, умения контролировать и мотивировать их на расстоянии. Если вы справитесь с этим сейчас, к следующему учебному году можете попробовать свои силы в .
  2. Игровые задания. Дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В том числе и геймифицированных заданий: , викторин, интерактивных задачек на сообразительность. Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира. Да и старшеклассникам такие задачки нравятся больше сухих заданий из учебника. Игры не только делают обучение увлекательным — они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здоровой соревновательности. Обучающие игры не входят в официальную программу, но мы рекомендуем вам разбавить ими обычные задания. Ребенок, обучающийся с удовольствием, достигнет больших успехов, чем тот, кто скучает на занятиях.
  3. Более размеренный темп работы. Главное, что дает вам дистанционное образование — это время. Теперь, когда большая часть общения с учениками происходит в мессенджерах, у вас появилось больше времени, чтобы обдумывать ваши ответы на их вопросы. Ведь вам необязательно отвечать немедленно, рискуя ошибиться — вы можете свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный ответ. Это делает отношения педагога и учеников более профессиональными, но при этом и более непринужденными.

  1. Возможность работать в комфортной обстановке. Преподаватель, который трудится удаленно, может жить где угодно — в городе или на даче, в Челябинске или в Таиланде. Конечно, сегодня перемещения ограничены, но так будет не всегда. А вот свобода передвижения у учителей, дающих уроки онлайн, точно останется. Уже сейчас немало педагогов оценило преимущество удаленной работы — можно вставать попозже, нет необходимости спешно собираться и ехать через весь город на работу. Удаление от школьной атмосферы с ее шумом и суетой благотворно сказывается на душевном состоянии многих педагогов и помогает им сконцентрироваться на важных аспектах работы.
  2. Актуальность знаний. Привычные нам печатные учебники не всегда успевают за ходом времени. Нередко они переходят в категорию морально устаревших еще до поступления в магазины и библиотеки. Неактуальные географические карты, математические задачки про расфасовку картофеля на овощной базе, иллюстрации в учебнике английского с изображением дискет и ЭВМ времен детства родителей — все это из другого мира, но не из мира современных детей. Удаленный учебный процесс позволяет учителю находить актуальные материалы, которые соответствуют интересам ребенка 21 века. Например, изучать английский можно не только по учебникам, но и по актуальным мемам, песням и последним эпизодам сериалов. А задачки про количество подписчиков в соцсетях намного ближе современным школьникам, чем подсчет картофелин.
  3. Доступность учебных материалов. Сейчас многие открыли свои виртуальные двери и разрешили пользоваться своими учебниками и пособиями бесплатно. Но на самом деле в сети и так можно найти в свободном доступе огромное количество электронных книг, которые пригодятся для подготовки уроков. Это облегчает жизнь и учителю, который не ограничен теми пособиями, которые имеются в школьной библиотеке, и родителям учеников, которые не могут покупать десятки дорогостоящих дополнительных пособий.

Nosov Magnitogorsk state technological university

Международный журнал

Фертикова, Д. О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Д. О. Фертикова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 40-42.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Магнитогорский государственный технологический универс и тет им. Г.И. Носова

Аннотация . В современном информационном обществе на смену классическому вы с шему образованию приходит обучение с применением информационных технологий. Большим потенциалом обладает обучение через и нтер нет, то есть дистанционное. Т а кая форма дает возможность получить высшее образование многим категориям гра ж дан, которые не могли получить образ о вание по объективным причинам. Дистанционная форма обучения сегодня обладает некоторыми очевидными преимуществами перед тр а диционной формой, но остаются моменты, в которых она по-прежнему уступ а ет.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, и нтернет, студент, форма обуч е ния.

При поступлении в высшее учебное з а ведение и в процессе обучения у студентов могут появляться различные сложности, в том числе вынуждающие прервать обуч е ние. Высокий конкурс или высокая сто и мость обучения в некоторых высших учебных заведениях может лишить ст у дента возможности поступить на выбра н ную специальность. С о вмещение работы и учебы или учебы и семейной жизни также может оказаться слишком сложным.

Экономические изменения в стране м о гут зачастую заставлять людей менять в ы бранную специальность. Исходя из этого, повышение квалификации или получение второго высшего образования имеет большое значение. И при таком обучении тоже возникает ряд проблем, не позв о ляющих учиться.

Выходом из сложившейся ситуации может быть частичная замена классич е ского высшего образования на обучение через глобальную сеть Интернет, то есть дистанционное обучение. В настоящее время человек много повседне в ных дел делает онлайн. Через Интернет можно р а ботать, развлекаться, делать покупки, з а ниматься бизнесом и многое другое. Об у чение онлайн также приобретает популя р ность и активно используется в Росси й ских высших учебных з а ведениях.

Дистанционное обучение — форма пол у чения образования, при которой в образ о вательном процессе используются трад и ционные и специфические методы, средс т ва и формы обучения, основанные на ко м пьютерных и телекоммуникационных те х нологиях. В основе дистанционного об у чения лежит интенсивная и целенапра в ленная самостоятельная работа студента. А учиться, возмо ж но, в удобном месте, по индивидуальному графику, с применением специальных средств обучения, а также согласовывая деятельность с преподават е лем по электронной почте, телефону и возможно очно [1, c. 65].

Мнение о необходимости п рактики т а кой формы обучения самые различные, а ча с то и совершенно противоположные. С целью проверки целесообразности внедр е ния ди с танционного обучения в 2007 году был проведен широкомасштабный эксп е римент среди Российских вузов. За годы проведения эксперимента были развиты кейс-технологии, т е левизионные и сетевые (Интернет) методы дистанционного об у чения, вузами развернуто создание уче б но-методического обеспечения, ориент и рованного на применение диста н ционных технологий. В результате общество пр е одолело предубеждение против дистанц и онных и электронных методов обучения, и было показано достаточно высокое кач е ство дистанционного образования [2, с. 4-28].Таким образом, эксперимент показал, что ди с танционное обучение имеет смысл практиковаться в в у зах.

Для более детального обоснования да н ной позиции необходимо сказать о пр е имуществах данной формы обучения. К плюсам дистанци онного обучения можно отнести [3, с. 3 3 9 ]:

1) Технологичность. Дистанционное обучение становится более эффективным бл а годаря использованию современных программных и технических средств, так передава е мая информация представляется студенту яркой и дин а мичной.

2) Д оступность и открытость. Студенту предоставляется возможность учиться, не выходя из дома или офиса в удобное для него время. Немало важно и то, что сто и мость такого обучения ниже традицио н ных форм за счет снижения расходов на переезды, прожив ание и организацию с а мих курсов.

3) С вобода и гибкость, доступ к качес т венному образованию. Появляется больше возможностей для выбора университета, направления, специальности. Становиться более доступным параллельное обучение в нескольких вузах или обучение за руб е жом. Для людей с ограниченными во з можностями дистанционное обучение дает возможность получить образование в л ю бом выбранном вузе.

5) И ндивидуальность систем дистанц и онного обучения. Студент сам выбирает график и темп своего обучения, имеет возможность останавливаться и больше времени уделять сложным темам . Такая форма развивает навыки сам о образования.

Несмотря на большое количество пол о жительных моментов, дистанционное об у чение имеет и ряд недостатков. Во-первых, наличие персонального компь ю тера и постоянный доступ в Интернет. Этот недостаток в современном обществе встречается все реже, так как практически в каждом доме и офисе есть компьютер с доступом в Интернет. Во-вторых, сло ж ность мотивации студента. Выбирающий такую форму обучения студент обязател ь но дол жен обл а дать с а модисципли ной и сознательность ю . В-третьих, возникает сложность с проверкой знаний, а именно невозможность наблюдать за добросовес т ным выполнением самостоятельных зад а ний. Преподаватель видит лишь результат, предста в ленный студентом, и не может отследить процесс выполнения зад а ния. Также студенты могут столкнуться с н е достаточностью общения с преподават е лем и недостатком практ и ческих занятий . Например, занятия по психологии требуют очного общения и проведения групповых занятий с группой. Видеоконференц ии частично решают эту проблему [4, с . 170 ].

Таким образом, дистанционное обуч е ние сегодня динамично развива ю щаяся форма образования. Такая форма, безу с ловно, имеет место быть в современном обществе , но, н е смотря на все очевидные достоинства, ещё требует д о работки.

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. – М.: ИКАР, 2009. – 448 c.

2. Итоги эксперимента в области дистанционного образования и перспективы диста н ционных о бразовательных технологий. – 2007 . – № 5. – С. 4- 28.

3. Поляков И.В. Современные дистанционные занятия как наиболее популярный сп о соб самообразования // Конференциум асоу: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций . – 2017. – №1. – С. 337- 340 .

4 . Сорокина Л.В. «Плюсы» и «Минусы» дистанционной и кредитной технологии об у чения / Статистика, учет и аудит . – 2012. – Т . 2. – №45. – С . 167-172 .

5 . Хуторский А.В. Типы учебных взаимодействий в дистанционном профильном об у чении / А.В. Хуторский, Г.М. Кулешова, Е.В. Шерстова // Центр дистанционного образ о вания «Эйдос» . – 2015. – №1. – С. 14- 18 .

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

D.O. Fertikova, graduate student

Nosov Magnitogorsk state technological university

Abstract . In the modern information society in place of the classic higher education comes learning with application of information technologies. Great potential for learning through I n ternet, that is remote. This form gives you the opportunity to obtain higher education, many ca t egories of citizens who could not get education due to objective reasons. Distance learning today has a number of obvious advantages over the traditional form, but remain m o ments in which she is still inferior.

Keywords: distance learning, education, Internet, student, learning.

postgraduate student Pedagogical academy Moscow

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Л. В.

Distance education is becoming popular in the contemporary society. People of all ages and of different professions have an opportunity to remotely to learn. The emergence of the remote of the scheme entailed the necessity of development and introduction of remote-governmental educational technologies. Like all new technologies of distance learning has certain advantages and disadvantages.

6. Поэтапная оплата – возможность оплачивать курс частями, по мере обучения.

Достоинства и недостатки дистанционного обучения

Достоинства и недостатки дистанционного обучения

Сегодня в процесс обучения активно внедряются разнообразные средства информационных технологий. Дистанционное обучение – прекрасная возможность углубить свои знания, а также овладеть навыками информационно-коммуникативной культуры. Однако прежде, чем получать образование таким способом, следует понять достоинства и недостатки дистанционного обучения .

Основными преимуществами дистанционного образования являются:

1. Доступность – наличие возможности получать знания, при этом находясь в любой точке земного шара.

2. Гибкость – возможность работать в удобном месте, в удобном темпе и в удобное время. Благодаря этому дистанционное обучение становится доступным для инвалидов и людей с ослабленным здоровьем.

3. Относительно низкая стоимость – в среднем дистанционное обучение обходится на 50 процентов дешевле, чем традиционные формы обучения.

4. Модульный принцип – учебная программа составляется индивидуально для каждого студента и представляет собой последовательный набор курсов, который отвечает индивидуальным потребностям студента.

5. Мобильность – возможность всегда иметь все учебные материалы, лекции и задания при себе на переносном компьютере и незамедлительно применять полученные знания на практике.

6. Поэтапная оплата – возможность оплачивать курс частями, по мере обучения.

7. Широкий выбор специальностей с учетом анализа современного рынка труда.

8. Возможность поступить в высшее учебное заведение и начать обучение в любой момент, не дожидаясь летнего приема.

9. Живое общение – отсутствие прямого визуального контакта компенсируется видеолекциями, видеоконференциями и форум-общением.

10. Встречи с однокурсниками – благодаря компьютерной программе, в которой происходит обучение и обмен данными, можно выходить на связь не только с преподавателями, но и со студентами.

Практика показывает, что успешность дистанционного обучения во многом зависит от его эффективной организации и качества учебно-методических средств и методов, которые при этом используются.

Что касается недостатков дистанционной формы обучения, это:

1. Необходимость быстрого и недорогого доступа в Интернет.

2. Высокая организованность, самодисциплина и мотивированность, без которых дистанционное обучение невозможно.

Теперь, зная обо всех достоинствах и недостатках дистанционного обучения, вы можете решить для себя, стоит ли получать образование таким способом. Однако не забывайте, что дистанционное обучение решает психологические проблемы учащегося, помогает учиться людям с физическими недостатками, снимает ограничения в пространстве и времени, расширяет коммуникативную сферу студентов и педагогов.

Оцените статью
ActualBeauty
Добавить комментарий