В дохристианские времена период свадеб у славян приходился на раннюю весну – в это время все живое пробуждается от зимнего сна и стремится к зачатию. В эпоху Христианства эта традиция переменилась, поскольку на весну выпадал великий пост, запрещающий увеселения и гулянья. Поскольку летом праздновать было некогда, – в поле всегда было много работы, то сезон свадеб теперь начинался осенью, когда работы в поле заканчивались.
В стародавние времена создание семьи в Украине, – как, впрочем, и в других странах, – было не столько делом молодых, сколько их семьи. В основном молодежь общалась на «вечорницях» – туда собирались по вечерам, когда заканчивались домашние и полевые работы. Девушки захватывали на вечорниці работу – вышивку, пряжу. Работа чередовалась с пением, танцами – в общем, развлечениями. Молодежь частенько знакомились на ярмарках, куда съезжались жители из окрестных сел. Отцы семейств специально брали с собой на ярмарки дочерей на выданье и взрослых сыновей. На ярмарках родители выставляли вещи, сделанные молодыми – ведь ключевыми критериями для выбора брачного партнера были трудолюбие и умение вести хозяйство.
Общество того времени строго следило за нравственным поведением молодежи. Так, девушке с вечорниц не полагалось возвращаться поздно: « Как солнце сядет на маковку, дивчина должна быть дома ». Если девушка задерживалась на гуляниях допоздна, ее могли назвать «гулящей». А вот парубки могли развлекаться и до часу ночи, организуя «парубоцькі вечорниці». Парень мог провожать девушку домой, держа ее за руку, только после того, как он объяснился ей в любви и получил разрешение у ее родителей. Про девушку тогда говорили: « Вона вже парубка веде ». С этого времени парень должен был вести себя как жених, – заботиться о невесте, охранять ее целомудрие, честь (венок). Девушки, пока не имевшие суженых, или девушки-сироты для охраны девичьей чести выбирали побратима-охранника. На верность дружбе они даже присягали в церкви.
Украинская девушка должна была всячески блюсти свою девственность. Позором всей общины были потеря девственности и, тем более, рождение детей вне брака. Девица, потерявшая непорочность до свадьбы, всячески порицалась, ее осуждали, а день свадьбы, когда этот факт выплывал наружу, становился для молодой и ее семьи днем бесчестья. Самым же позорным в Украине для незамужней и незасватанной девушки было насильственное обстригание, которое символизировало позор за потерю целомудрия. Такая девушка называлась «стрига«, или «покритка«, потому что хлопцы (в некоторых местностях эта функция была возложена на двух уважаемых замужних женщин) отрезали ей волосы, и ей запрещалось ходить с непокрытой головой, – очевидно потому, что волосы, коса в частности, были символом девственности, святости. Считали, что “нечестное” поведение девушки навлекает на село неурожай и мор. Поэтому «покриток» старались изгнать из села.
Яркий образ несчастной девушки, имевшей несчастье полюбить и родить ребенка вне брака, нашел свое отражение в знаменитой поэме Т.Г. Шевченко «Катерина».
Не слухала Катерина
Ні батька, ні неньки,
Полюбила москалика,
Як знало серденько.
Полюбила молодого,
В садочок ходила,
Поки себе, свою долю
Там занапастила.…Катрусю накрили.
Незчулася, та й байдуже,
Що коса покрита:
За милого, як співати,
Любо й потужити…
Удивительно, но, несмотря на суровое осуждение добрачных связей, существуют свидетельства, что так называемый «гражданский брак» существовал ранее и в Украине, – он назывался «пробным». Так, традиционным был обычай оставаться у невесты на ночь. После сватовства жених мог проводить с девушкой наедине не только дни, но и ночи, при этом обязуясь не делать ничего, что могло бы нарушить обет непорочности.
В Украине вообще и для замужних, и для незамужних женщин было принято «запинати» голову (т.е. носить на голове платок, повязанный в виде турецкой чалмы). Но повязывался он неодинаково – у девушек середина головы («маківка»), была открытой и было видно косы; когда же «дівчину скривають», то «запинають голову «під листок», то есть маковку головы также покрывают.
Украинская свадьба в украинской культуре является одним из самых символичных торжеств. В украинском свадебном обряде великое множество обычаев и традиций, а потому и свадьба в Украине длились обычно неделю. Так и говорили: “ Пятница – начинательница, суббота – каравайница, воскресенье – венчальница, в понедельник – есть и пить, в среду – опохмеляться, а в четверг после обеда и домой поеду ”.
В дохристианские времена период свадеб у славян приходился на раннюю весну – в это время все живое пробуждается от зимнего сна и стремится к зачатию. В эпоху Христианства эта традиция переменилась, поскольку на весну выпадал великий пост, запрещающий увеселения и гулянья. Поскольку летом праздновать было некогда, – в поле всегда было много работы, то сезон свадеб теперь начинался осенью, когда работы в поле заканчивались.
Староста или тамада
Как организовать украинскую свадьбу?
Украинский фольклор издавна наполненный своими древними традициями и интересными обрядами. Именно поэтому с каждым годом все больше молодых выбирают традиционный стиль для празднования своей свадьбы.
Украинская свадьба всегда отмечалось множеством обрядов и традиций, которые должны сопровождать молодоженов не только во время венчания, но и во время самой забавы. Тайны обрядов и ритуалов празднования свадьбы происходят с начала христианства и предусматривают выполнение определенных ритуалов, которых должны придерживаться молодожены. Во время свадебной церемонии руки молодоженов обязательно связывают полотенцем на счастливую судьбу, а как символ Троицы супруги должны сделать три глотка из общей серебряной чаши. Такая чаша не только символизирует верность и любовь в радости и горе, но и укрепляет связь молодой семьи.
Украинская свадьба начинается с традиционной встречи супругов у входа в ресторан. Батики, а также старосты должны встретить молодых с подарками. Такими символическими дарами является мед и вино, хлеб и соль. Издавна хлеб символизирует щедрость, соль — потребности, мед — сладкую жизнь, а вино — изобилие и семейное процветание. После традиционного угощения начинается сама забава с традиционно украинским танцами и песнями.
Музыка и танцы
Полька, коломыйка, традиционные вальсовые танцы — под такую музыку действительно приятно потанцевать как молодым, так и старшему поколению. В организации традиционной свадьбы важно правильно подобрать музыкальную группу, которая будет выполнять украинские песни. В отличие от классической, более спокойной, свадьбы, украинское празднования более веселое. Такая атмосфера должна поддерживаться не только гостями и тамадой, но и музыкантами. Скрипка, сопилка, ионика и обязательно тяжелый бубен, задающий ритм всему празднику.
Староста или тамада
Ответственно нужно подходить также к выбору тамады или старости. Это должна быть разумный и вежливый человек, но и веселый в то же время. Для украинской свадьбы тамада должен обладать традиционным западным наречием, но в совершенстве, поскольку искаженные слова будут звучать странно и смешно, а порой и неприятно. Веселые украинские юморески, шутки, поговорки на тему свадьбы, умение развеселить, знания украинских песен — все это должно быть свойственно настоящему старосте.
Одежда молодых и гостей
Традиционная свадьба предполагает и особый украинский дресс-код. И это касается не только молодых, но и гостей. Такую «костюмированную» свадьбу лучше делать маленькой — не более 60 человек. Ведь не всегда можно уговорить коллег или дальних родственников надеть вышиванку, а близкие люди всегда Вас поддержат.
Молодожены могут выбрать для себя более современный вариант украинской одежды: для невесты — декорированную вышивкой свадебное платье современного фасона; для молодого — вышитая рубашка с классическими брюками.
Если же Вы мечтаете о настоящем свадебный строе согласно всем традициям, тогда придется хорошо постараться. В первую очередь, Вы должны выбрать регион из которого будет происходить костюм. Возможно Вы захотите поддержать свое полесские или бойкивские, или гуцульские корни.
Его устраивали накануне свадьбы, как символ прощания с девичьей жизнью. Такие молодежные вечеринки организовывали отдельно в домах молодой и молодого. Этот обряд символизировал отделение пары от неженатой молодежи. Девушки на этой вечеринке делали «гильце»: украшали лентами, цветами и букетиками колосков, изготовленными во время барвинковых праздников, ветку вишни или сосны (готовое «гильце» втыкали в хлеб и украшали свечками, калиной, вызолоченными орехами, яблоками, рутой). «Гильце» символизировало невинность, красоту и молодость. Кроме него девушки также изготавливали маленький цветок или венки на головы для молодой и молодого, как символ пары. Листья барвинка для свадебного венка складывали по три: один самый высокий, по середине, а два помельче по краям.Такие «букетики» перевязывали ниткой, туго накладывая один на другой, и снова перевязывали. Когда плетение достигало нужной длины, его концы сшивали (должен был получится обруч). Эту корону для молодой украшали калиной, цветами и лентами. Одевание венка сопровождалось ритуалами. На дорожку стелили белое полотно, на которое ставили бочку для замеса хлеба, сверху клали подушку. Невеста садилась на нее, после этого брат расплетал ей косу, а девушки украшали голову свадебным венком. В более давние времена все это делала мать. Старшая дружка прикрепляла жениху венок к шапке или шляпе, садила возле молодой на кожух и накрывала их рушником или посыпала рожью. После этого молодых называли князем и княжной, они собирали дружину (свадебный поезд) и шли приглашать родственников и соседей на свадьбу.
Традиционная украинская свадьба: от знакомства до калачин (видео)
Это сейчас свадьба часто является праздником для двоих: пара просто идет в загс, расписывается и празднует в узком семейном кругу. А вот у наших бабушек-дедушек свадьба была целым театральным представлением (особенно в сельской местности), в которой у каждого была своя роль и обязанности. Да и предшествовало ей немного больше этапов.
В доинтернетную пору знакомство происходило на вечерницах, улицах, толоках и разнообразных гуляньях. Чаще всего парень и девушка были из одного села (часто даже были знакомы/дружили с детства) или даже одного «угла». На этих «вечеринках» молодежь общалась, пела песни, занималась домашними делами: девушки пряли и вышивали, парни чинили сети и упряжь. Это общение проходило под «контролем» старших (вечерняя мать или родители, или старшие родственники) и было вполне невинно (наедине девушка могла быть с парнем пока солнце не село). Конечно случалось, что девушка шла под венец не целомудренной или и «с приданным в подоле», но подобное осуждалось и считалось позором (девушку, что была несдержанной били веревками от колоколов, смоченными в соленой воде. Парней также могли наказать физически за прелюбодеяние).
Если девушка и парень были по душе друг другу, то могли договориться о дате, когда парень будет засылать сватов. Иногда между собой договаривались родители (в этом случае, если девушке «жених» был не по душе – она могла вынести тыкву или макогон).
Это было особое действо со своими традициями. Свататься нельзя было в среду и пятницу (постные дни) и в мае – всю жизнь будут «маяться». Чаще всего сватались на Мясницы и от Пасхи до Троицы. Парень вместе со старостами шел в дом девушки (если не было предварительного соглашения и уверенности в результате, шли как солнце сядет – чтобы не светить тыквой если откажут). Сваты в доме не должны были садиться (Если сват сядет, то и дети у молодых поздно на ноги встанут), пить или есть (Если пить согласятся, то и дети пьяницами вырастут. Если уговорят поесть, то и дети обжорством страдать будут) пока не придут к соглашению. Если родителям он был по душе, получал от них благословение и рушники от девушки, а будущая свекровь вязала ей платок. Если не пришелся ко двору – тыкву, макогон и насмешки (и во второй раз уже свататься не мог). После сватанья родители договаривались о смотринах молодой и определяли день визита в дом жениха (ведь чаще девушка шла в невестки, и родители хотели быть уверены, что отдают ребенка в хорошую семью). После договоренностей и переговоров начиналось празднование с песнями и гуляньями. Еще несколько столетий тому назад совсем не в диковинку было сватанье девушки к парню. Девушка заходила в дом избранника со словами: «Примите меня, мама, я ваша невестка». Она предлагала парню руку, не заручаясь его согласием, и ей почти никогда не отказывали, ведь это могло накликать несчастье. Была еще и хорошо известная по книгам традиция, когда преступника, осужденного к казни, могли помиловать, если какая-то девушка соглашалась взять его в мужья.
После сватанья (чаще всего в воскресенье) жених с родителями приходил оценить невесту: не ленива ли, хороший ли сундук приготовила, научилась ли прясть-шить-вышивать, умелая ли хозяйка. После смотрин, всех просили к столу. Молодым давали одну ложку на двоих и один стакан как знак того, что должны научиться все делать вместе.
На следующее воскресенье семья девушки приходила на смотрины хозяйства жениха. Родители пытались показать сына с лучшей стороны: трудолюбивого хорошего хозяина, который заботиться об приумножении хозяйства и сможет содержать семью (иногда, чтобы произвести впечатление одалживали у соседей какой-нибудь скот и хозутварь). Также родители решают сколько земли и скота могут дать будущей семье. Когда все было оговорено, садились праздновать.
После смотрин хозяйства жениха праздновали помолвку – обрядовое закрепление согласия на брак. На помолвку в дом девушки парень шел с родителями и родственниками. Все садились за стол, молодых выводили на посад. Старший староста накрывал рушником хлеб, клал на него руку девушки, сверху – руку парня и перевязывал их рушником. После этого ритуала девушка вязала старостам рушники, а всем присутствующим дарила платки, полотно или сорочки. Потом начиналось торжественное благословение молодых родителями. Родители садились на лавке, застеленной тулупом, а староста подводил к ним молодых за платок: один конец он держал сам, два других – молодые. Родители хлебом-солью трижды благословляли пару, а молодые, стояли на рушнике и трижды кланялись им, принимая благословение. После родичи обменивались подарками, одаривали молодых. На знак сватанья парень и девушка обменивались кольцами и получали определенные атрибуты: жених – цветок барвинка, невеста – красную ленту или цветок. После всех церемоний они считались обрученными и с этой поры не имели права отказаться от брака. После обручения девушка украшала голову веночком из цветов и лент и ходила так до самой свадьбы.
Его устраивали накануне свадьбы, как символ прощания с девичьей жизнью. Такие молодежные вечеринки организовывали отдельно в домах молодой и молодого. Этот обряд символизировал отделение пары от неженатой молодежи. Девушки на этой вечеринке делали «гильце»: украшали лентами, цветами и букетиками колосков, изготовленными во время барвинковых праздников, ветку вишни или сосны (готовое «гильце» втыкали в хлеб и украшали свечками, калиной, вызолоченными орехами, яблоками, рутой). «Гильце» символизировало невинность, красоту и молодость. Кроме него девушки также изготавливали маленький цветок или венки на головы для молодой и молодого, как символ пары. Листья барвинка для свадебного венка складывали по три: один самый высокий, по середине, а два помельче по краям.Такие «букетики» перевязывали ниткой, туго накладывая один на другой, и снова перевязывали. Когда плетение достигало нужной длины, его концы сшивали (должен был получится обруч). Эту корону для молодой украшали калиной, цветами и лентами. Одевание венка сопровождалось ритуалами. На дорожку стелили белое полотно, на которое ставили бочку для замеса хлеба, сверху клали подушку. Невеста садилась на нее, после этого брат расплетал ей косу, а девушки украшали голову свадебным венком. В более давние времена все это делала мать. Старшая дружка прикрепляла жениху венок к шапке или шляпе, садила возле молодой на кожух и накрывала их рушником или посыпала рожью. После этого молодых называли князем и княжной, они собирали дружину (свадебный поезд) и шли приглашать родственников и соседей на свадьбу.
Традиционно молодые в сопровождении бояр и дружек ходили приглашать на свадьбу. Девушка в торжественном одеянии, в венке из цветов, заходила в дом со словами: «Просили вас родители, и я вас прошу прийти к нам на свадьбу» и дарила шишки (традиционная сдоба). В каждом доме она кланялась всем присутствующим (даже маленьким детям). Хозяева же давали дары, которые собирали дружки, и мелкие деньги на «подковки к сапожкам». Если в доме была девушка, ее просили присоединиться к кортежу. После приглашения гостей на свадьбу молодая с дружками возвращалась домой и начинала готовиться. Готовилась к приходу молодого с боярами и ее семья: делали баррикады, чтобы сваты не могли зайти в дом, готовились к выкупу молодой и т. п.
Это был символический предсвадебный обряд. Готовили каравай в пятницу или субботу в доме молодой или же в обоих молодых (в зависимости от региона). Печь каравай приглашали только замужних и счастливых в браке женщин (хорошей приметой было, если одна и каравайниц была в положении). Количество каравайниц было парным, чтобы молодые всю жизнь были в паре. Каждая из женщин приносила с собой что-то из продуктов для каравая: муку, яйца, масло и т. д. При изготовлении молодицы пели ритуальные песни. Сверху каравай украшали фигурками из теста: солнцем, луной, голубями и обручем с барвинком и калиной, а также выкрашенной красным шишкой. Кроме каравая к свадьбе пекли и другие вкусности: шишки, дивни, лежень, полюбовники, гуски, калачики и т. п. После того, как каравай садили в печь, начинались танцы с бочкой от теста и лопатой, которой садили хлеб в печь.
Саму свадьбу условно можно было разделить на несколько частей: одевание молодых, выкуп невесты, венчание, забава, покрывание молодой и послесвадебные обряды (комора, митвины, калачины, мены).
Вот так, например, происходил обряд одевания молодой на Черниговщине:
Жених выбирал парней, которые шли с ним выкупать невесту. Боярин снимал с них шапки, к которым пришивали красную ленту и пучок барвинка. Эту группу называли боярами, а самого младшего – князем. Такие же отличия были и у дружек (светилок), девушек, которые входили в свиту жениха. После распределения ролей, молодой со свитой ехал выкупать невесту. В торге принимали участие бояре и дружки. Свидетель с помощью дружки пытался выторговать место молодому рядом с невестой, дарил подарки девушкам, стоявшим на воротах. Девушки соглашались лишь при условии, что он сможет выложить на столе дорожку к молодой из денег. Отдельно брат или племянник невесты продавал ее косу. Часто во время торга друзья жениха пытались пролезть под столом и снять с невесты сапог – тогда ее должны были отдать без выкупа. После того, как невесту выкупили, жениха садили рядом. Он целовал ее и дарил ей цветы, а родители обязательно спрашивали его: «Твоя невеста, не подменили?»
Перед тем как идти в церковь, молодые просили в родителей благословение. Эта церемония проводилась с хлебом-солью. На Гуцульщине обряд венчания называли «прощей»: парень и девушка трижды обходили вокруг стола и просили у родителей прощения. Отправляясь в церковь, молодая часто клала за пазуху железный ключ или краюху хлеба. Выходя из церкви, пара съедала хлеб, чтобы жить хорошо.
После венчания родители встречали молодых на пороге и благословляли их с караваем в руках на счастливую жизнь (в некоторых регионах они ждали за закрытой дверью, и жених должен был к ним достучаться). Мать молодой выходила встречать их в вывернутом тулупе (чтобы жили в достатке), а после благословения стелила тулуп на лавку руном вверх и подсыпала под него рожь и деньки (на этом тулупе должны были сидеть молодые). К столу жениха с невестой подводил дружба, держа их за платок (считалось, что молодая пребывает на определенной «грани» – уже не девушка и еще не женщина, и очень ранима, поэтому и прикасаться к ней руками нельзя). В некоторых регионах старший дружба после того, как молодые переступят порог, бьет ремнем по косякам и не пускает гостей, пока не побьет по каждой стороне двери. В других дружки держали молодого, чтобы он не переступил порог, а молодая должна была успеть трижды об бежать вокруг стола. Считалось, ясли успеет это сделать, будет главной в семье. По еще одной традиции муж должен был перенести жену через порог (так он пытался обмануть демонов, чтоб не украли новобрачную). Место за столом жених выкупает у братьев или сестер молодой (за платки и украшения) и дарит подарки ее родственникам (теще, например, сапоги – в некоторых регионах зять должен помыть «маме» ноги вином и водой и обуть сапоги, иногда в середину клали солому, чтоб теще не было слишком хорошо). После этого начиналось застолье, которое прерывалось развлечениями: танцами, играми, забавами. Молодые в забаве почти не участвовали (были главными почетными гостями, которым все пытались угодить). Перед окончанием забавы молодые делили каравай и дарили каждому гостю (маленьким детям давали птичек из теста, светилкам и дружкам дивени).
Этот обряд был завершающим этапом празднования. Молодую садили на бочку, снимали свадебный венок, брат расплетал ей косу и мазал волосы маслом и медом (существовал и обряд обрезания/отсекания косы: на Подолье жених отрезал косу ножницами, на Закарпатье – отсекал косу топориком во время танца) и покрывали голову очипком, платком. Традиционно она дважды должна была его сорвать и только на третий раз корилась и позволяла его завязать (больше никогда она не имела права появится на люди с непокрытой головой – это было большим позором и осуждалось). Обряд покрывания был последним, который происходил в доме молодой. После него муж забирал жену в свой дом вместе с приданным.
Невесту облачали в новую сорочку, свахи стелили им постель, дружбы (бояре) или старший боярин сторожили возле коморы или стодолы, где спали молодые. Утром свашки осматривали сорочку или постель молодых. Если девушка оказалась честной, то веселье не знало границ: присутствующие прыгали по столам, лавкам, кричали, пели. Матери девушки посылали подарки и весть о счастливом конце брачной ночи, благодарили за дочь. Если же девушка оказывалась нечестной, веселье прекращалось и начинались песни, которые позорили род молодой. Иногда на родителей девушки одевали соломенные хомуты, и свадьба заканчивалась. В некоторых регионах парни вывешивали белый флаг на самом высоком дереве, который свидетельствовал о позоре девушки. Тогда ее брат должен был лезть на дерево, чтобы снять его, но ему всячески мешали, насмехались.
На второй день свадьбы забава продолжалась. Рано утром молодая шла к ручью за водой, которой молодые и гости должны были умыться. После этого она била кашу и продавала ее гостям, сеяла ею во дворе и обсыпала скот. На второй день обычно гуляли только взрослые. Основной была красная символика: пояса, ленты, красный платок или запаска молодой, даже водку красили красным соком. Все должно было символизировать счастливое рождение семьи. Во вторник происходило гулянье известное как «цыганщина» (переодевались, крали кур, возили родителей на возе купаться).
Происходили через месяц после свадьбы в доме родителей молодой. Молодожены вместе с родителями жениха и ближайшими родственниками приходили к ним в гости. Традиционно, молодые должны были подарить своим родителям по 12 калачей, а в подарок получали полотно.
Среди жителей Карпат был распространен обряд мены, вовремя которого тесть отдавал зятю то, что пообещал при подписании брачного соглашения.
Также в первые месяцы брака устраивали и другие обряды, призванные разнообразить общение молодых с родственниками и свояками: сватины – женская вечеринка в доме молодой, куда приглашались свахи; «гостина» – визит невесты к своим родителям; «пропой» – угощение молодым свадебных родителей и гостей, чтобы запить свое хозяйство.
Надеемся, статья вам понравилась. А если вы планируете свадьбу в украинском стиле, обратите внимание на свадебные платья в нашем магазине. Спасибо!
Как правило такие свадьбы проходят в колоритном, красивом украинском ресторане и не ограничиваются только лишь тостами, дискотекой и конкурсами (какие бы хорошие они не были).
Свадебные обряды
На настоящей украинской свадьбе нет ничего важнее и красивее традиционных свадебных обрядов. Значение их трудно переоценить: они обрамляют, подчеркивают важность и торжество, являясь сердцем и душой украинской свадьбы.
Проводится один из популярных свадебных обрядов — обряд Чоботы.
Любой свадебный обряд имеет свое предназначение. Так, обряд покрывания молодой символизирует переход невесты от девушки к женщине, а обряд «Чоботы» в шуточной форме символизирует породнение зятя с тёщей. По сути, зять одаривает тёщу подарками, добиваясь ее благосклонного отношения. На этом видео показан один из самых необычных и веселых обрядов — обряд «Чоботы»:
Этот обряд, обычно, вносит самое приятное оживление на свадьбах. Кроме этого обряда есть много очень красивых обрядов, которые наполняют современную украинскую свадьбу традициями наших предков и просто. сердечным теплом.
Свадебное убранство молодых тоже достойно восторженных слов. Очень часто наряды невесты и свадебный костюм жениха по красоте и изысканности могут соперничать с лучшими нарядами «от кутюр», по тонкости орнамента не уступая лучшим вышиванкам признанных украинских мастеров.
Источники
- http://atelier.kharkov.ua/vse-o-svadbe/ukrainskie-svadebnye-traditsii.html
- http://www.grydnycia.lviv.ua/ru/yak-orhanizuvaty-ukrajinske-vesillya/
- https://etnoxata.com.ua/ru/statti-ru/ru-traditsiji/traditsionnaja-ukrainskaja-svadba-ot-znakomstva-do-kalachin-video/
- http://www.soloxa.com.ua/ukrainskaya-svadba.html