twitter.com/ludovicoeinaud
twitter.com/ludovicoeinaud
Итальянский композитор и пианист работает в направлении минимализм, частенько обращается к эмбиенту и умело сочетает классику с другими музыкальными стилями. Широкому кругу он известен по атмосферным композициям, ставшим саундтреками к фильмам. Например, вы наверняка узнаете музыку из французской ленты «1 + 1», написанную Эйнауди.
Также вы могли слышать (не более нескольких тысяч раз) эту песню:
20 лучших композиторов кино
Музыка в кино играет исключительную роль. Хороший сценарий и грамотная режиссура, несомненно, важнее. Но если у тебя в руках сильная музыка, воздействие фильма увеличивается многократно. Лучшие мелодии живут своей жизнью, публика даже не всегда знает, что их любимая музыкальная тема была в какой-то картине. Сегодня мы попробуем назвать лучших композиторов кино, а вы, возможно, впервые увидите лица некоторых из них. Мы назовем их лучшие произведения и предложим их вашему вниманию (активно кликайте по ссылкам — названия фильмов — по ним ссылки на музыку на YouTube).
— инструментальная музыка или песни, написанные специально для кино
— значительный вклад в кино — большое количество музыки, написанной для фильмов, и большое количество известных мелодий
— узнаваемость мелодий — берем не только количество и выслугой лет, но и качеством
20. Томас Ньюман
Американский композитор, который написал музыку к более, чем 60 фильмам. 11 номинаций на Оскар и ни одной победы пока (правда, в его активе 5 выигранных Грэмми). Самые известные его произведения (здесь и далее по ссылкам — музыка на YouTube):
с 80-х по наши дни Томас Ньюман написал музыку к также таким фильмам как «Дорога перемен», «ВАЛЛ-И», «Эрин Брокович», «Народ против Ларри Флинта», «Запах женщины», «Координаты Скайфолл» и предстоящей новой части бондианы — «Спектр».
Но, пожалуй, самым известным произведением Ньюмана является музыка к фильму «Красота по-американски»:
19. Никита Богословский
Никита Богословский — один из патриархов музыки для кино. Он написал массу произведений как для художественных и анимационных, так и для документальных фильмов. Но самое главное, что некоторые его песни настолько «всегда были с нами», что порой кажется, что песни эти народные. «Любимый город (может спать спокойно)», «Спят курганы темные», «Шаланды, полные кефали», «Темная ночь» — все эти песни, известные с детства, написал Никита Богословский, хотя кажется, что их автор или народ, или, в крайнем случае, Марк Бернес (поскольку часто авторство приписывают исполнителю).
Среди известных мелодий из фильмов можно отметить:
18. Джеймс Ньютон Ховард
Еще один американский композитор, уже больше трех десятилетий пишущий музыку для самых крупных голливудских фильмов (в том числе, он сотрудничал над несколькими с другим титаном, о котором мы еще расскажем, Хансом Циммером). Самые известные работы:
«Беглец», «Эволюция Борна», «Война Чарли Уилсона», «С меня хватит», «Красотка» и многие другие. Отдельно, пожалуй, стоит упомянуть тревожную драматичную музыку к великолепному фильму «Шестое чувство»:
17. Владимир Косма
Владимир Косма родился в Румынии, но прожил всю жизнь во Франции. Как результат, он написал огромное количество музыки для французского кино (более 200 саундтреков). Фильмы с участием Жерара Депардье, Пьера Ришара, Софи Марсо, Луи де Фюнеса, Жан-Поля Бельмондо — всех наших любимых актеров Франции:
Но вам наиболее известна вот эта мелодия:
16. Александр Зацепин
За свою продолжительную карьеру (а на данный момент Александру Зацепину 88 лет) композитор написал как огромное количество песен для эстрады (в том числе, для Аллы Пугачевой), так и множество мелодий для кино. Среди самых известных:
Также вы могли смотреть фильм «Кавказская пленница»:
15. Владимир Быстряков
Киевлянин, большой друг Николая Караченцова, Владимир Быстряков везде поспел — и на эстраде, и в кино, и в мультипликации. Он написал музыку для более чем 25 фильмов и еще большего количества мультфильмов. Среди наиболее известных «Алиса в Зазеркалье», «По дороге с облаками», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но, без сомнения, вершиной его творчества для кино является мультфильм с живыми актерскими вставками «Остров сокровищ:
Даже не пытайтесь начинать говорить нам, что вы не знаете эти песни наизусть.
14. Мишель Легран
Французский композитор армянского происхождения, трижды обладатель Оскара, пятикратный обладатель Грэмми. А главное — неиссякаемый источник хорошей музыки, в том числе для кино. Более двухсот мелодий для экрана. Среди самого известного:
— «Афера Томаса Крауна» (The Windmills of Your Mind, которую кто только потом не исполнял). Да, и кстати, это песня к оригинальному фильму со Стивом Маккуином. Фильм с Пирсом Броснаном и Рене Руссо — ремейк (что не умаляет его достоинств).
— «Никогда не говори никогда» (фильм о Бонде с Шоном Коннери, который официально не входит в бондиану)
Но вы все знаете вот эту мелодию (только нужно дослушать до 1:00, иначе вряд ли узнаете):
13. Джеймс Хорнер
Джеймс Хорнер написал музыку к такому количеству хорошего кино, что легче назвать фильмы, к которым он музыку не писал. Среди его работ «48 часов», «Джуманджи», «Игры разума», «Титаник», «Столкновение с бездной», «Крулл», «Чужие», «Коммандо», «Легенды осени», «Храброе сердце», «Аполлон 13», «Двухсотлетний человек», «Враг у ворот», «Троя», «Аватар» и многое другое. Американский композитор австро-чешского происхождения пишет музыку для кино с 1972 года:
Но вы все, наверняка, в первую очередь одобрите его присутствие в списке из-за этой песни:
12. Нино Рота
Итальянского композитора, родившегося в Милане, знают, прежде всего по мелодии из «Крестного отца:
Но это не единственная его мелодия, которую вы знаете. Просто так уж получилось, что музыку Рота писал, в основном, к кино итальянскому. Более того, главным его партнером по кино был Федерико Феллини. Вот и получается, что имя Нино Рота у всех на слуху, но его музыку все не так четко идентифицируют — чего греха таить, «Аватар» и «Титаник» посмотрело больше людей, чем «8½» и «Амаркорд». Впрочем, музыка, как мы и писали в самом начале, такая вещь, которая часто живет самостоятельной жизнью, отдельно от фильма. А потому, даже если вы не смотрели «8½», музыку вы все равно, наверняка, слышали:
11. Андрей Петров
Человек, родившийся и умерший в Ленинграде (Санкт-Петербурге), с самым обычным именем и фамилией — Андрей Петров — написал музыку к более, чем семидесяти фильмам. И это не считая произведений для театра и оркестра, камерной музыки. Фильмы «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Белый Бим Черное ухо», «Хрусталев, машину!», «Забытая мелодия для флейты», «Гараж», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих» и многие другие:
Также вы могли слышать (не более нескольких тысяч раз) эту песню:
10. Клинт Мэнселл
Клинт Мэнселл известен по своему длительному и продуктивному сотрудничеству с Дарреном Аранофски. И даже если вы не смотрели «Реквием по мечте», то вы, наверняка, слышали музыку из него:
«Реквием по мечте», «Ной», «Черный лебедь», «Рестлер», но и не Аронофски единым — «Грязь» с Макэвоем, «Сахара» с Макконахи, «Луна 2112» со Спейси и Рокуэллом, «Порочные игры» с Васиковска и Кидман. Впрочем, самая известная музыка Мэнселла все равно из фильмов Аронофски:
(«Фонтан», Death Is The Road To Awe)
9. Говард Шор
В первую очередь, Говард Шор известен своими саундтреками с «Властелинам Колец» и «Хоббиту». Однако, это далеко не все, что канадский композитор сделал. На его счету такие фильмы как «Муха», «Обед нагишом», «Миссис Даутфайр», «Филадельфия», «Клиент», «Семь», «Игра», «Догма», «Банды Нью-Йорка», «Авиатор» и многие другие.
Хотя, будем объективны, самые заметные работы связаны именно с фильмами Питера Джексона:
Впрочем, есть еще один фильм, музыка из которого от Говарда Шора может быть вам знакома:
8. Максим Дунаевский
Сын выдающегося композитора Исаака Дунаевского. Автор музыки и песен к более, чем сорока фильмам, среди которых:
— «Летучий корабль» (в частности, «Песня водяного»)
Но главное, разумеется, это…
… и остальные гениальные песни из «Д’Артаньян и три мушкетёра».
7. Эдуард Артемьев
Композитор из Новосибирска (как и Александр Зацепин), который работал с тремя большими режиссерами — Андреем Тарковским, Никитой Михалковым и Андреем Кончаловским. Эдуард Артемьев написал несколько десятков произведений для фильмов, не считая также огромного множества мелодий для спектаклей, инструментальной музыки, в том числе в формате активных экспериментов с совмещением музыки классической и синтезаторной.
Наиболее известна музыка к фильмам:
И, пожалуй, визитной карточкой Артемьева является мелодия к дебютной картине Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих»:
Это как раз тот случай, когда музыка делает полфильма.
Эвангелос Одиссеас Папафанасиу, как вы можете догадаться по имени — грек. Одно время он играл с небезызвестным Демисом Руссосом в рок-группе «Дитя Афродиты». Затем их творческие пути разошлись, и в результате нескольких лет экспериментов Вангелис (творческий псевдоним Эвангелоса) решил сосредоточиться на инструментальной музыке, как и Эдуард Артемьев выше — на стыке классического и электронного звучания. Вангелис написал множество сольных альбомов и более тридцати саундтреков к фильмам. Среди них:
Пожалуй, две самые известные композиции — это саундтреки к фильмам «1492: Завоевание рая»…
… и «Огненные колесницы» (в этом клипе отдельно отметим момент на 29-42 секундах, в котором проявляется вся суть грека-композитора — так царственно небрежно покурить и выпить чашечку кофе между фрагментами игры на пианино может только Вангелис).
5. Джерри Голдсмит
В первой пятерке у нас только монстры, каждый из которых написал несколько десятков, а кое-кто и сотен произведений для кино. Поэтому не будем это повторять каждый раз при рассказе о каждом последующем композиторе, а просто будем называть самые известные их фильмы и произведения.
Джерри Голдсмит, который, к сожалению, уже более десяти лет не с нами, написал музыку для «Первая кровь» (Рэмбо), «Гремлины», «Самолет президента», «Полтергейст», «Левиафан», «Чернокнижник», «Китайский квартал», «Тора! Тора! Тора!», «Планета обезьян» и многих, многих других:
Отдельно выделим музыку к замечательному фильму Пола Верховена «Основной инстинкт»:
4. Алан Сильвестри
«Кто подставил кролика Роджера», «Чем заняться мертвецу в Денвере», «Ван Хелсинг», «Хищник», «Чего хотят женщины», «Телохранитель», «Изгой», «Что скрывает ложь», «Полет навигатора», «Роман с камнем», «Беовульф» и многие, многие другие:
3. Ханс Циммер
Ханс Циммер разделил Оскар с Элтоном Джоном за мультфильм «Король-лев». Помимо этого, он поучаствовал в таких фильмах как «Перл-Харбор», «Скала», «Лучше не бывает», «Шофер мисс Дэйзи», «Дни грома», «Тельма и Луиза», «Падение Черного Ястреба», «Настоящая любовь», «Фрост против Никсона» и многих, многих других.
«Начало»:
«Темный рыцарь»:
«Пираты Карибского моря»:
«Гладиатор»:
«Код да Винчи»:
«Интерстеллар»:
Для тех, кто любит творчество Циммера или заинтересовался впервые, облегчим задачу — вот компиляция его произведений на час с лишним:
2. Джон Уильямс
Даже не будем перечислять фильмы, просто перейдем к основному:
… и еще около сотни фильмов.
1. Эннио Морриконе
Ограничимся тремя композициями:
Остальное просим посмотреть в нашей статье о лучшем из творчества Эннио Морриконе, иначе эта статья получится безразмерной.
Как всегда в наших списках лучших, есть место тому, что мы выносим отдельно, вне списка. Сегодня это отец Максима Дунаевского, также попавшего в перечень выше, Исаак Осипович Дунаевский.
Исаак Дунаевский
Исаак Осипович написал музыку к нескольким десяткам кинофильмов, по сути, еще на заре появления советского кино. Первые работы датируются тридцатыми годами прошлого века. Среди самых заметных работ — «Веселые ребята», «Вратарь», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и, конечно же, «Дети капитана Гранта». Музыка, которая через полвека была использована в фильме «В поисках капитана Гранта».
Послушать что-нибудь из классики – что может быть лучше?! Особенно на выходных, когда хочется расслабиться, забыть о тревогах дня, заботах трудовой недели, помечтать о прекрасном, да и просто поднять себе настроение. Подумать только, классические произведения были созданы гениальными авторами так давно, что и не верится, что что-то может пережить такое количество лет. А эти произведения до сих пор любят и слушают, создают аранжировки и современные интерпретации. Даже в современной обработке, произведения гениальных композиторов остаются классической музыкой. Как признает Ванесса Мэй, классические произведения гениальны, а все гениальное не может быть скучным.
10-ка самых известных композиторов в мире
Послушать что-нибудь из классики – что может быть лучше?! Особенно на выходных, когда хочется расслабиться, забыть о тревогах дня, заботах трудовой недели, помечтать о прекрасном, да и просто поднять себе настроение. Подумать только, классические произведения были созданы гениальными авторами так давно, что и не верится, что что-то может пережить такое количество лет. А эти произведения до сих пор любят и слушают, создают аранжировки и современные интерпретации. Даже в современной обработке, произведения гениальных композиторов остаются классической музыкой. Как признает Ванесса Мэй, классические произведения гениальны, а все гениальное не может быть скучным.
Наверное, все великие композиторы обладают особым слухом, особой чувствительностью к тону и мелодии, что и позволило им создавать музыку, которой наслаждаются десятки поколений не только их соотечественников, но и поклонников классической музыки во всем мире. Если вы еще сомневаетесь, любите ли вы классическую музыку, тогда вам нужно встретиться с Бенджамином Цандером, и вы убедитесь, что на самом деле, вы уже давний поклонник прекрасной музыки.
А сегодня мы будем говорить о 10-ке самых известных в мире композиторов.
Иоганн Себастьян Бах
Первое место заслуженно принадлежит Иоганну Себастьяну Баху. Родился гений в Германии. Талантливейший композитор писал музыку для клавесина и органа. Композитор не создал нового стиля в музыке. Но он смог создать совершенство во всех стилях своего времени. Он является автором более 1000 сочинений. В своих произведениях Бах соединял разные музыкальные стили, с которыми он знакомился в течение жизни. Часто музыкальный романтизм соединялся со стилем барокко. При жизни Иоганн Бах как композитор не получил заслуженного признания, интерес к его музыке возник почти 100 лет спустя его смерти. Сегодня его называют одним из самых великих композиторов когда-либо живущих на земле. Его уникальность как человека, педагога и музыканта отражалась в его музыки. Бах заложил основы музыки Нового и Новейшего времени, разделив историю музыки на добаховскую и послебаховскую. Существует мнение, что музыка Баха мрачна и угрюма. Его музыка скорее фундаментальна и основательна, сдержанна и сосредоточенна. Как размышления зрелого, умудренного жизнью человека. Творчество Баха оказало влияние на многих композиторов. Некоторые из них брали пример с его произведений или использовали темы из них. А музыканты всего мира играют музыку Баха, восхищаясь ее красотой и совершенством. Одно из самых нашумевших произведений – «Брандербургские концерты» – отличное доказательство того, что музыку Баха нельзя считать слишком мрачной:
Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт по праву считается гением. В 4 года он уже свободно играл на скрипке и клавесине, в 6 лет начал сочинять музыку, а в 7 уже умело импровизировал на клавесине, скрипке и органе, состязаясь с известными музыкантами. Уже в 14 лет Моцарт – признанный композитор, а в 15 лет – член музыкальных академий Болоньи и Вероны. От природы он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Он создал поразительное количество произведений – 23 оперы, 18 сонат, 23 фортепианных концерта, 41 симфонию и многое другое. Композитор не хотел подражать, он пытался создать новую модель, отражающую новую индивидуальность музыки. Не случайно в Германии музыку Моцарта называют «музыкой души», в своих произведениях композитор проявлял черты своей искренней, любящей натуры. Величайший мелодист особое значение придавал опере. Оперы Моцарта – эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Одно из самых узнаваемых произведений – «Турецкий марш»:
Людвиг ван Бетховен
Еще один великий немец Людвиг ван Бетховен был важной фигурой романтически-классического периода. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке. Бетховен – один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе и перекроивших ее карту. Эти великие перевороты, революции и военные противостояния нашли свое отражение в творчестве композитора, особенно симфоническом. Он воплотил в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена вы услышите борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни – болезнь ушей переросла в полную глухоту, но несмотря на это композитор продолжал писать музыку. Он также считался одним из лучших пианистов. Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются поколения, и даже эпохи, а музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей. Одна из его лучших работ – «Лунная соната»:
Ричард Вагнер
С именем великого Ричарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий». Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни, музыка для него – только средство. Ричард Вагнер – создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности. Вагнер – автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Ричард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Ричарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:
Франц Шуберт
Австрийский композитор Франц Шуберт – музыкальный гений, один из лучших песенных композиторов. Ему было всего 17, когда он написал свою первую песню. За один день он мог написать 8 песен. За свою творческую жизнь он создал более 600 композиций, на стихи более 100 великих поэтов, в том числе Гёте, Шиллера и Шекспира. Поэтому Франц Шуберт в 10-ке лучших. Хотя творчество Шуберта весьма многообразно, по использованию жанров, идей и перевоплощений, преобладающим и определяющим в его музыке является вокально-песенная лирика. До Шуберта песня считалась незначительным жанром, и именно он возвел ее в степень художественного совершенства. Более того, он соединил, казалось бы, не соединяемое, песню и камерно-симфоническую музыку, что дало начало новому направлению лирико-романтической симфонии. Вокально-песенная лирика – это мир простых и глубоких, тончайших и даже интимных человеческих переживаний, выраженный не словом, а звуком. Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Судьба произведений композитора не менее трагична, чем его жизнь. После смерти Шуберта осталось множество неизданных рукописей, хранившихся в книжных шкафах и ящиках родственников и друзей. Даже самые близкие люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. Некоторые произведения композитора вышли в свет лишь через полвека после его кончины. Одно из самых любимых и известных произведений Франца Шуберта – «Вечерняя серенада»:
Роберт Шуман
С не менее трагичной судьбой немецкий композитор Роберт Шуман – один из лучших композиторов романтической эры. Он создавал удивительную по красоте музыку. Чтобы получить представление о немецком романтизме XIX века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана. Он смог вырваться из музыкальных традиций классической эры, создав свою интерпретацию романтического стиля. Роберт Шуман был одарен многими талантами, и даже долгое время не мог определиться между музыкой, поэзией, публицистикой и филологией (он был полиглотом и свободно переводил с английского, французского и итальянского). Он также был потрясающим пианистом. И все же главным призванием и страстью Шумана была музыка. В его поэтичной и глубоко-психологичной музыке музыке во многом отражается двойственность натуры композитора, порыв страсти и уход в мир грез, осознание пошлой действительности и стремление к идеалу. Один из шедевров Роберта Шумана, который просто обязан услышать каждый:
Фредерик Шопен
Фредерик Шопен, пожалуй, самый знаменитый поляк в мире музыке. Ни до, ни после композитора не рождался музыкальный гений такого уровня в Польше. Поляки невероятно гордятся своим великим соотечественником, да и в своем творчестве клмпозитор не раз воспевает родину, восхищается красотой пейзажей, сокрушается о трагическом прошлом, мечтает о великом будущем. Фредерик Шопен – один из немногих композиторов, который писал музыку исключительно для фортепиано. В его творческом наследии нет ни опер, ни симфоний, а вот фортепианные пьесы представлены во всем многообразии. Его произведения – основа репертуара многих известных пианистов. Фредерик Шопен – польский композитор, который также известен как талантливый пианист. Он прожил всего 39 лет, но успел создать немало шедевров: баллады, прелюдии, вальсы, мазурки, ноктюрны, полонезы, этюды, сонаты и многое-многое другое. Одно из них – «Баллада №1, соль минор».
Ференц Лист
Ференц Лист является одним из величайших композиторов мира. Он прожил относительно долгую и удивительно насыщенную жизнь, познал нищету и богатство, встретил любовь и столкнулся с презрением. Кроме таланта от рождения он обладал фантастической работоспособностью. Ференц Лист заслужил не только восхищение знатоков и поклонников музыки. И как композитор, и как пианист он получил всеобщее одобрение европейских критиков XIX столетия. Он создал более 1300 произведений и подобно Фредерику Шопену отдавал предпочтение произведениям для фортепиано. Блестящий пианист, Ференц Лист умел воспроизводить на рояле звучание целого оркестра, мастерски импровизировал, обладал фантастической памятью музыкальных композиций, ему не было равных в чтении нот с листа. У него был патетический стиль исполнения, что также отразилось на его музыке, эмоционально-страстной и героически-приподнятой, создающей красочные музыкальные картины и производящие неизгладимое впечатление на слушателей. Визитной карточкой композитора являются концерты для фортепиано. Одно из таких произведений «Годы странствий». А одно из наиболее известных произведений Листа – «Грезы любви»:
Иоганнес Брамс
Значительной фигурой романтического периода в музыке является Иоганнес Брамс. Слушать и любить музыку Брамса считается хорошим вкусом и характерным признаком романтичной натуры. Брамс не написал ни одной оперы, однако он создал произведения во всех других жанрах. Особенную славу Брамсу принесли его симфонии. Уже в первых произведениях проявляется самобытность композитора, которая со временем преобразилась в собственный стиль. Если рассмотреть все произведения Брамса, нельзя сказать, что на композитора сильно оказывало влияние творчество его предшественников или современников. А по масштабу творчества Брамса часто сравнивают с Бахом и Бетховеном. Наверное, это сравнение оправдано в том смысле, что творчество трех великих немцев представляют собой кульминацию целой эпохи в истории музыки. В отличие от Ференца Листа жизнь Иоганнеса Брамса была лишена бурных событий. Он предпочитал спокойное творчество, при жизни заслужил признание своего таланта и всеобщее уважение, а также был удостоен немалых почестей. Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием», произведение, которое автор создавал целых 10 лет и посвятил своей матери. В своей музыке Брамс воспевает вечные ценности человеческой жизни, которые заключаются в красоте природы, искусстве великих талантов прошлого, культуре своей родины.
Джузеппе Верди
Какая десятка лучших композиторов без Джузеппе Верди?! Итальянский композитор известен прежде всего своими операми. Он стал национальной славой Италии, его творчество является кульминацией развития итальянской оперы. Его достижения и заслуги как композитора нельзя переоценить. Его произведения до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными как знатокам, так и любителям классической музыки.
Для Верди самым главным в опере стала драма. В созданных композитором музыкальных образах Риголетто, Аиды, Виолетты, Дездемоны органично сочетаются яркий мелодизм и глубина героев, демократичность и изысканность музыкальных характеристик, неистовые страсти и светлые мечты. Верди был настоящим психологом в понимании человеческих страстей. Его музыка – это благородство и мощь, удивительная красота и гармония, невыразимо красивые мелодии, прекрасные арии и дуэты. Страсти кипят, комедия и трагедия переплетаются и сливаются вместе. Сюжеты опер, по признанию самого Верди, должны быть «оригинальными, интересными и… страстными, при этом страсти превыше всего остального». И большинство его работ серьезны и трагичны, демонстрируют эмоциональные драматические ситуации, и музыка великого Верди придает выразительность происходящему и подчеркивает акценты ситуации. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой, он не отрицал оперных традиций, а реформировал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей единство целого. При этом не заявлял о своей реформе, не писал статей об этом, а просто писал оперы по-новому. Триумфальное шествие одного из шедевров Верди – оперы «Аида» – пронеслось по итальянским сценам и продолжилось в Европе, а также в России и Америке, заставив даже скептиков признать талант великого композитора.
Именно Генриху VIII чаще всего приписывается авторство знаменитой английской песни «Зеленые рукава», и не одно поколение британских музыковедов сломало копья в битвах за доказательство его авторства. Абсолютно точно же известно, что Генрих VIII написал не меньше инструментальных песен и танцев, чем подписал эдиктов и смертных приговоров. Вот одна из лучших песен короля:
Знаменитые композиторы-дилетанты
Генрих VIII, Иван Грозный, Лев Толстой, Фридрих Ницше и другие композиторы-любители
Дворец Кюлеборна. Эскиз Карла Шинкеля к опере «Ундина» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. 1815–1816 годы © Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin
В эпоху распространения всеобщей музыкальной грамотности в высших, а потом и в средних классах общества музыкальные досуги монархов, писателей, художников и актеров не были чем-то экстраординарным. Arzamas собрал произведения самых выдающихся из композиторов-любителей XVII–XX веков.
Генрих VIII Тюдор, король Англии (1491–1547)
Именно Генриху VIII чаще всего приписывается авторство знаменитой английской песни «Зеленые рукава», и не одно поколение британских музыковедов сломало копья в битвах за доказательство его авторства. Абсолютно точно же известно, что Генрих VIII написал не меньше инструментальных песен и танцев, чем подписал эдиктов и смертных приговоров. Вот одна из лучших песен короля:
Генрих VIII. «Досуг в хорошем обществе» Исполнение: The King’s Singers
Иван Грозный, государь, царь и великий князь всея Руси (1530–1584)
Неутомимая активность Ивана Грозного распространялась не только на войны и распри, но и на культурные реформы — новые стили зодчества, введение книгопечатания, богословские и церковные реформы. Особенно любил государь церковное пение и с собственной капеллой под руководством одного из первых русских композиторов Федора Крестьянина ежедневно принимал участие в богослужении. От Грозного-композитора осталась рукопись двух стихир под названием «Книга глаголема Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье». Одна посвящена московскому митрополиту Петру, жившему в XIII–XIV веках, вторая — Сретению иконы Владимирской Богоматери (см. «Патриотическая музыка»). Они написаны необычным поэтическим языком, связывающим тексты непосредственно с музыкальным содержанием (нетипичные для того времени распевы слогов), и по музыкальному содержанию могут быть поставлены в ряд с лучшими образцами этого жанра XVI века.
Иван IV Грозный. Полное собрание стихирИсполнение: мужской хор Московского патриархата «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко
Жан-Жак Руссо, писатель, философ, мыслитель (1712–1778)
Автор «Рассуждения о науках и искусствах», «Исповеди», известный сторонник простого, неискушенного образа жизни, возвращающего человека к природе, Руссо был одним из искушеннейших композиторов своего времени. Его перу принадлежат песни, концерты, сонаты и другие инструментальные сочинения, а особенную известность завоевала его одноактная опера (интермедия) «Деревенский колдун», написанная в 1752 году. За нее король Людовик XV после постановки в Фонтенбло предложил Руссо пожизненную пенсию, от которой, впрочем, тот гордо отказался. Пасторальный сюжет, блестящая и доступная музыка сделали интермедию Руссо желанной на многих сценах Европы. Воспоминания об этих постановках оставил в своих «Письмах русского путешественника» Николай Карамзин.
Эрнст Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель (1776–1822)
Гофман так любил музыку, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь любимого им Моцарта. Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Гофман уже искал чисто романтического союза муз и честно, всей своей творческой деятельностью содействовал его укреплению. Он не только сочинял оперы, но и даже расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились, хотя либретто для них, например, ему сочиняли другие поэты. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и постоянно пытался занять где-нибудь место дирижера оперного театра — чаще всего, увы, безуспешно. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор до сих пор довольно часто исполняется на концертах. Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Правда, и тут Гофману не повезло: театр сгорел вместе с декорациями (партитура, к счастью, уцелела). Гораздо более успешен был Гофман — последний просветитель и первый романтик — как юрист.
Александр Грибоедов, русский драматург, поэт, дипломат (1795–1829)
Грибоедов был типичным дилетантом глинкинской поры (как Алябьев Александр Алябьев — автор романса «Соловей» на слова А. Дельвига. , Гурилев Александр Гурилев — автор романса «Однозвучно гремит колокольчик» на слова И. Макарова. , Варламов Александр Варламов — автор романса «Вдоль по улице метелица метет» на слова Д. Глебова. и другие). От автора бессмертного «Горя от ума» не осталось, однако, ни одного романса — самого популярного жанра эпохи (зато уже на его стихи сочинили свои романсы те же композиторы). Грибоедов больше любил инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. Естественно, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор. Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823–1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени: «То флейта слышится, то будто фортепьяно…»
Лев Толстой, русский писатель, мыслитель (1828–1910)
Любовь Льва Николаевича к музыке была довольно избирательной и необычной, о чем мы все помним по его описаниям в «Войне и мире» и «Крейцеровой сонате». В поздние годы жизни в Ясной Поляне Толстой часто окружал себя музыкантами, в частности в его круг входили композиторы Танеев и Гольденвейзер. Тогда-то и всплыл «грех юности» писателя — в 1848 году, в возрасте 20 лет, еще не создав ни одного литературного сочинения, Толстой уже написал вальс. (Правда, идущий всего минуту и, по некоторым данным, в соавторстве с кем-то из своих приятелей той поры.) Иногда Толстой играл этот вальс, но с большой неохотой; в какой-то момент Танеев и Гольденвейзер уговорили его это сделать, после чего тут же записали исполнение в соседней комнате. Шел 1906 год, Толстому было уже 78, но он сохранял прекрасный слух и музыкальную память. Благодаря этой истории мы и сейчас можем послушать единственное музыкальное произведение Толстого — Вальс фа мажор.
Лев Толстой. Вальс фа мажорИсполнение: Леон Клейзер
Фридрих Ницше, немецкий философ (1844–1900)
Дебютировавший «Рождением трагедии из духа музыки», поклонник Вагнера, Ницше был страстно влюблен в музыку. Получив первые уроки от отца, к 17 годам он самоучкой начинает писать музыку и к моменту встречи с Вагнером в 1868 году является автором уже более 70 композиций. В основном это были короткие фортепианные пьесы: крупная форма ему плохо давалась. Было написано много песен, вокальных ансамблей, хоров и даже два духовных сочинения. Однако композиторская карьера Ницше продлилась недолго, менее чем 15 лет: музыканты вагнеровского круга, столь почитаемые им, окончательно убили в нем веру в силу собственного музыкального дарования. Только еще один раз, в 1882 году, он напишет «Гимн к жизни» на стихи, продиктованные ему Лу Саломе, роковой женщиной его судьбы. Это сочинение для хора и оркестра окажется самым исполняемым произведением Ницше.
Фридрих Ницше. «Гимн к жизни»Исполнение: Orchestra 1813, Orchestra e Coro del Conservatorio di Como
Для русского читателя небезынтересным будет романс Ницше на стихи Александра Сергеевича Пушкина.
Фридрих Ницше. «Заклинание» (пер. на нем. Теодора Опица) Исполнение: Лоретта Альтман (фортепиано), Валери Кинслоу (сопрано)
Василий Поленов, русский художник (1844–1927)
Поленов имел хорошее музыкальное образование и довольно высокие композиторские амбиции. Он интересовался европейскими новинками, в частности Вагнером, дружил с Иваном Сергеевичем Тургеневым и Полиной Виардо и постоянно занимался оперной сценографей, в том числе в Московской частной русской опере. Поленов писал романсы и песни, хоры, музыку к спектаклям и написал даже целую оперу «Призраки Эллады» на либретто Саввы Мамонтова (который поставил ее в своем театре в 1894 году). Естественно, сценография принадлежала тоже самому Поленову, и она гораздо более известна любителям живописи, чем музыка. Многие сочинения Поленова не сохранились, а многие потребовали серьезной музыкальной редакции. Не так давно музыка Поленова вновь зазвучала — спустя век после забвения.
Василий Поленов. «Радуйтесь», фрагмент музыки к драме Аполлона Майкова «Два мира» Исполнение: Калужский камерный оркестр и Калужский камерный хор, дирижер Гарри Азатов
Михаил Кузмин, русский поэт (1872–1936)
Кузмин в юности всерьез хотел стать композитором и даже три года (с 1901‑го по 1904-й) занимался в Петербургской консерватории у самого Римского‑Корсакова. Его студенческие сочинения обнимали почти все академические жанры, но особенной популярностью пользовалась музыка к драматическим постановкам — «Балаганчику» Блока, например. Позже, когда Кузмин бросил консерваторию, он продолжал принимать живейшее участие в артистической жизни Петербурга как исполнитель и чаще всего пел песни на собственные слова со сцен кафе «Бродячая собака» или «Привал комедиантов». Здесь он был, как говорится, в струе: именно в эти годы в России появилось огромное количество авторов-исполнителей (например, Дмитрий Богемский, Владимир Сабинин и другие), часто исполнявших свои песенки интимно, вполголоса. Кульминацией этого стиля стало позже творчество Александра Вертинского, а песни Кузмина были забыты. Не осталось ни одной грамзаписи его пения — только чтение стихов. Некоторые его песни можно услышать здесь.
Михаил Кузмин. «Александрийские песни. Первая тетрадь» (1905) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано) Михаил Кузмин. «Духовные стихи» (1901–1903) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано)
Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин, актер, режиссер (1889–1977)
Как и некоторые другие композиторы американской сцены, например знаменитый Ирвинг Берлин, Чаплин был музыкально неграмотен. Существовал даже термин «насвистывающие композиторы» — они работали с секретарями. Однако музыка занимала в жизни великого комика колоссальную роль. Партитуры своих фильмов он всегда создавал сам, используя не только свой, но и чужой материал (французский фокстрот «Титина» в «Золотой лихорадке» редакции 1942 и 1956 года или танго «Продавщица фиалок» в «Огнях большого города»). К секретарям и аранжировщикам у него были высочайшие требования — работа над партитурой фильма превращалась для музыкальной группы подчас в настоящее мучение. Музыка, а не речь продолжала до конца жизни великого артиста оставаться главной эмоциональной опорой сюжета и игры. Чаплин надиктовывал свои музыкальные идеи, обычно играя на скрипке, хотя мог играть и на фортепиано. В 1950-е годы, живя в Швейцарии во время длительного перерыва после «Огней рампы», Чаплин заново переделал всю музыку к своим старым немым фильмам еще рубежа 1910–20-х годов. Последней партитурой Чаплина стала музыка к знаменитой мелодраме 1921 года «Малыш», вышедшей в новой музыкальной редакции в 1971 году.
Чарльз Чаплин. Вальс из кинофильма «Огни большого города» (1931) Исполнение: джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского, запись 1937 года
Источники
- https://lifehacker.ru/10-sovremennyx-kompozitorov/
- https://kinowar.com/20-%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D1%85-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE/
- https://vmiremusiki.ru/10-ka-samyx-izvestnyx-kompozitorov-v-mire.html
- https://arzamas.academy/materials/852