Клоун — Clown

Клоун — Clown Клоун это человек , который носит уникальный макияж-лицо и яркий костюм, выполняя комедии в состоянии открытого кругозора (путем изменения нравов-нормы ) все время использования

История

Самые древние клоуны были найдены во времена Пятой династии Египта , около 2400 г. до н.э. В отличие от придворных шутов , клоуны традиционно выполняли социально-религиозную и психологическую роль, и традиционно роли священника и клоуна выполняли одни и те же люди. Питер Бергер пишет: «Кажется правдоподобным, что глупости и глупцы, такие как религия и магия, удовлетворяют некоторые глубоко укоренившиеся потребности человеческого общества». По этой причине клоунада часто считается важной частью тренировок как дисциплина физической активности, отчасти потому, что можно справиться со сложными предметами, но также потому, что она требует от исполнителя высокого уровня риска и игры.

В антропологии термин « клоун » был расширен на сопоставимых персонажей-шутов и глупцов в незападных культурах. Общество, в котором такие клоуны занимают важное положение, называют обществами клоунов , а клоунский персонаж, задействованный в религиозных или ритуальных способностях, известен как ритуальный клоун .

В индейской мифологии Обманщик направляет дух Койота и становится священным персонажем Клоуна. Хейока является физическим лицом в коренных культурах , который живет за пределами ограничений нормальной культурной роли, играет роль клоуна задом наперед, делая все в обратном. Роль Хейоки иногда лучше всего исполняет Винкте .

Многие местные племена занимались клоунадой. Канадский клоунада метод , разработанный Ричард Почайнко и продвинул его бывший ученик, Сью Моррисона, сочетает в себе методы клоунада европейских и американских индейцев. По этой традиции маски делают из глины, а глаза создателя закрыты. Маска изготавливается для каждого направления колеса медицины . Во время этого процесса клоун создает личную мифологию, которая исследует их личный опыт.

Файл: 1954 г. Эпизод из сериала "Супер-цирк" .ogv

Воспроизвести медиа

Современные клоуны прочно связаны с традициями циркового клоуна , которые возникли из более ранних комедийных ролей в театре или шоу Varieté в период с 19 по середину 20 веков. Этот узнаваемый персонаж отличается диковинными костюмами, характерным макияжем, яркими париками, преувеличенной обувью и яркой одеждой, причем стиль, как правило, предназначен для развлечения большой аудитории.

Первую популярную роль клоуна сыграл Джозеф Гримальди (который также создал традиционный дизайн макияжа белого лица). В начале 1800-х годов он расширил роль Клоуна в арлекинаде, которая была частью британских пантомим , особенно в Королевском театре, Друри-Лейн, а также в театрах Сэдлерс Уэллс и Ковент-Гарден . Он стал настолько доминирующим на лондонской комической сцене, что клоуны-арлекинады стали известны как «Джоуи», и и прозвище, и белолицый макияж Гримальди до сих пор используются другими клоунами.

Комедия , что клоуны выполняют, как правило , в роли дурака , чей повседневные действия и задачи становятся необыкновенными и для кого смешно, на короткое время, становится обычным. Этот стиль комедии имеет долгую историю во многих странах и культурах по всему миру. Некоторые писатели утверждали, что из-за широкого использования такой комедии и ее долгой истории потребность в ней является частью человеческого существования.

Источник

Клоун характер разработан из Дзанни деревенском дурак персонажей раннего современного комедии дель арте , которые сами были непосредственно основаны на деревенском дурак персонажей древнего греческого и римского театра . Деревенские персонажи -шуты в классическом греческом театре были известны как sklêro-paiktês (от paizein ‘: играть (как ребенок) ) или deikeliktas , помимо других общих терминов для деревенского или крестьянина . В римском театре термин «клоун» был « fossor» , буквально « копатель»; чернорабочий .

Английское слово « клоун» впервые было записано ок. 1560 г. (как клоун, клоин ) в общем значении деревенский, хам, крестьянин . Происхождение слова неизвестно, возможно, от скандинавского слова, родственного слову неуклюжий . Именно в этом смысле Клоун используется как имя глупых персонажей в Шекспировских « Отелло» и «Зимней сказке» . Чувство клоуна как относящегося к профессиональному или обычному дураку или шуту развилось вскоре после 1600 года на основе персонажей елизаветинских деревенских дураков, таких как Шекспир.

Арлекинада разработана в Англии в 17 — м веке, вдохновленный Арлекино и комедии дель арте. Именно здесь Клоун стал использоваться как имя основного персонажа. Первоначально олицетворяя лукавство и ловкость Арлекина, Клоун был шутом или болваном, который походил не столько на шута, сколько на комичного идиота. Это был персонаж из низшего сословия, одетый в рваную одежду слуг.

Классические черты характера клоуна были развиты в начале 1800-х годов Джозефом Гримальди , который играл Клоуна в пантомиме Чарльза Дибдина 1800 года Питер Уилкинс: или Арлекин в Летающем мире в Театре Сэдлера Уэллса , где Гримальди построил персонажа в центре. фигура арлекинады.

Современный цирк клоун

Цирковой клоун разработан в 19 — м веке. Современный цирк происходит от лондонской школы верховой езды Филипа Астлея , которая открылась в 1768 году. Астлей добавил к своим представлениям клоуна, чтобы развлечь зрителей между конными представлениями. Американский комик Джордж Л. Фокс стал известен своей ролью клоуна, вдохновленной Гримальди, в 1860-х годах. Том Беллинг- старший (1843–1900) развил персонажа красного клоуна или Огюста ( Даммер Август ) c. 1870, выступая в качестве фольги для более изощренного белого клоуна . Беллинг работал в Венском цирке Ренца . Костюм Беллинга стал образцом для современного стандартного персонажа цирка или детского клоуна, основанного на персонаже из низшего сословия или бродяги , с красным носом, белым макияжем вокруг глаз и рта и негабаритной одеждой и обувью. Клоунский характер, развившийся в конце 19 века, нашел отражение в опере Руджеро Леонкавалло 1892 года « Пальячи»Клоуны» ). BELLING в Огюст характер далее популяризировал Nicolai Полякофф «s Коко в 1920 — х годах в 1930 — е годы.

Английское слово clown было заимствовано, наряду с представлением циркового клоуна, многими другими языками, такими как французский клоун , русский (и другие славянские языки) кло́ун, греческий κλόουν, датский / норвежский klovn , румынский clovn и т. Д.

Итальянский сохраняет Pagliaccio , символ Commedia dell’arte zanni , а производные от итальянского термина встречаются в других романских языках, таких как французский Paillasse , испанский payaso , каталонский / галисийский pallasso , португальский palhaço , греческий παλιάτσος, турецкий palyaço , немецкий Pajass ( via French) идиш פּאַיאַץ ( паяц ), русский паяц, румынский paiață .

История в Северной Америке 20-го века

В начале 20-го века, с исчезновением повседневного образа деревенского простака или деревенского идиота, в североамериканских цирках появились такие персонажи, как бродяга или бродяга . Примеры включают Марселины Orbes , который выступал на ипподроме театра (1905), Чарли Чаплина «s бродяга (1914), и Эмметт Келли » s усталых Вилли на основе бродяг эпохи депрессии. Другой влиятельный бродяга сыграл Отто Гриблинга в период с 1930-х по 1950-е годы. Додо-клоун Реда Скелтона в фильме «Клоун» (1953) изображает циркового клоуна как трагикомического персонажа, «забавного человека с алкогольной проблемой».

В Соединенных Штатах клоун Бозо был влиятельным персонажем Огюста с конца 1950-х годов. Премьера «Шоу Бозо» состоялась в 1960 году, а в 1978 году его транслировали по кабельному телевидению. Макдональдс заимствовал своего клоуна-талисмана Рональда Макдональда из персонажа Бозо в 1960-х годах. Уиллард Скотт , игравший Бозо в 1959–1962 годах, выступал в качестве талисмана в телевизионных роликах 1963 года. Заявка на регистрацию товарного знака McDonald’s для персонажа датируется 1967 годом.

Основанный на шаблоне Бозо , американском обычае клоунов на день рождения, частные подрядчики, которые предлагают выступать в роли клоунов на детских праздниках, разработанном в 1960-1970-х годах. Сильная ассоциация (происходящего от Бозо ) персонажа клоуна с детскими развлечениями, которая развивалась с 1960-х годов, также привела к появлению Clown Care или больничной клоунады в детских больницах к середине 1980-х годов. Clowns of America International (основана в 1984 г.) и Всемирная ассоциация клоунов (основана в 1987 г.) — это ассоциации полупрофессионалов и профессиональных исполнителей.

Сдвиг Огюста, или красного клоуна, от его роли фольги для белых в цирке или пантомиме к автономному персонажу Бозо в детских развлечениях к 1980-м годам также привел к появлению злого клоуна , привлекающего клоунов. для маленьких детей — в их фундаментально угрожающей или пугающей натуре. Боязнь клоунов, особенно цирковых, стала известна под термином «кулрофобия».

Кто такой коверный клоун и почему без него невозможен цирк.

Влад Богданов — главный по смеху. Как клоун в цирке «управляет» настроением

Без чего невозможно представить настоящий цирк? Без выступлений клоунов, конечно. Почему? Давайте представим: вы сидите в зале, смотрите номер с дикими животными и, конечно, немного переживаете. Ведь когда наблюдаешь за аттракционом с хищниками, сложно отделаться от мысли о том, не сделают ли тигр или лев «кусь»? Номера с дикими зверями — это детский восторг вперемешку с легким напряжением.

Или вот еще — смотрим выступление воздушных гимнастов (ссылка на текст о гимнастах). Красиво, да еще и дух захватывает. Но выступление закончилось, и чего хочет зритель теперь? Понятное дело — расслабиться, перезагрузиться и посмеяться в конце концов. И тут на помощь приходит он — коверный клоун, поставщик хорошего настроения, способный вернуть на пару минут в детство даже самого серьезного взрослого.

Традиции и современный подход

Когда речь заходит о цирковых клоунах, многие сразу вспоминают Юрия Никулина, Михаила Румянцева, Олега Попова и, конечно, Леонида Енгибарова. За 102 года существования российского цирка сформировалась целая плеяда клоунов, ставших в свое время всемирно известными.

Современные артисты переняли многое из опыта своих легендарных коллег и продолжают следовать традициям, дополняя при этом клоунское искусство новыми приемами. Так поступает и молодой клоун Владислав Богданов.

Почему коверный клоун так называется?

Понятие «коверный» применительно к клоуну пришло из дореволюционной цирковой традиции. Связано оно с первоначальной функцией артиста. В царской России коверный клоун должен был заполнять паузы между выступлениями, пока цирковые работники убирают ковер или выносят и устанавливают новый реквизит для артистов. То есть выступления коверного жестко ограничивались работой именно в паузах. На номер коверному отводилось мало времени, и порой выступления прерывались на середине.

И вот в таких паузах коверный клоун должен был «работать со зрителем», всячески его развлекать, шутить. В общем, делать все, чтобы зал не заскучал, пока не начнется новый аттракцион. В дореволюционном цирке коверный не входил в основную программу выступлений. Но шло время, и интерес публики к клоунам, работающих в перерывах, возрастал.

В итоге обязанности этого артиста перестали ограничиваться лишь заполнением пауз между выступлениями. Положение коверного в цирке в значительной степени изменилось. Уже в советское время некогда занимавшийся заполнением пауз клоун стал неотъемлемой частью основной цирковой программы. Обязанности изменились, но название существует по сей день.

Коверный — это клоун-универсал

Влад Богданов — коверный клоун. Его задача — взаимодействовать со зрителем на протяжении всего представления, поддерживать интерес зала. И здесь в ход идёт самое разнообразное оружие из клоунского арсенала: от пародий и пантомимы до комических сценок–реприз с элементами эксцентрики и трюковой составляющей.

Коверных клоунов часто называют «универсалами». Эти артисты должны владеть актерским мастерством, приемами жонглирования, акробатики, музыкальными инструментами. В общем, хороший коверный — на все руки мастер. При необходимости он и станцует, и кувырок сделает, и мячами пожонглирует.

«Взрослых рассмешить сложнее»

Одна из основных задач коверного клоуна — взаимодействие с залом. Это когда артист приглашает кого-то из зрителей, делая его частью своего представления. И тут не все так просто. Кто-то идет на контакт быстро и охотно, кто-то не очень. Важно не прогадать. То же самое со зрительской реакцией на номер. В одном из интервью Влад рассказал, что взрослых зрителей смешить гораздо сложнее, чем детей.

«Нужно наблюдать за реакцией»

Найти подход к зрителю непросто, но возможно. В своих выступлениях Влад, помимо прочего, использует тактику наблюдения. Признается — перед тем как выйти, сначала немного подсматривает, как ведут себя зрители, анализирует ситуацию. Это позволяет понять, в каком настроении публика, кого стоит пригласить на манеж.

Каждое выступление — новые эмоции

На манеж клоун Влад Богданов выходит уже семь лет. Однако каждый раз перед вступлением испытывает легкое волнение. Впрочем, как признается сам артист, стоит ему выйти к зрителю, как нервы тут же успокаиваются, и начинается сказка — волшебный мир реприз и преображений.

Клоун Клоун , клоун или соломенный матрас является комическим персонажем в мире цирка . Исчезающие под макияжем лица, эффектно одетые клоуны традиционно делятся на «Августов» и «Белых

Виды клоунов

На вид достойный и серьезный трекмастер белый клоун — древнейший тип клоунов. Август с красным носом, эксцентричный и гротескный персонаж, появился примерно в 1870 году . С трио клоунов, созданных в начале XX — го века появился против-клоун, клоун , который никогда не понять.

Белый клоун

Белый клоун, одетый в белый костюм, с виду величественен и властен. Он носит лунную маску Пьеро : белый грим и бровь (реже две), нарисованную на лбу, называемую подписью, которая раскрывает характер клоуна. Rouge используется для губ, ноздрей и ушей. Мушка, определенная ссылка на маркизов, помещается на подбородок или щеку. Белый клоун красив, элегантен. Воздушный, искрометный, озорной, иногда авторитарный, он подчеркивает август, выделяет его.

Август (красный клоун)

Август носит красный нос, макияж в черный, красный и белый, парик, яркую одежду в стиле бурлеск, огромные туфли; он совершенно нахальный, пускается во все выходки. Он дестабилизирует белого клоуна, бизнес которого он продолжает терпеть неудачу, даже если он полон доброй воли. Август должен добиться выступления в ряду, во время которого несчастные случаи следуют одна за другой. Его вселенная часто сталкивается со вселенной белого клоуна, который доминирует над ним.

Встречный клоун

Контр-клоун — второй августа и его контр-нога. «Август Августовский» — грубый клоун, который ничего не понимает, все забывает, и чьи инициативы заканчиваются катастрофой, возобновляя смех.

Эксцентричный

Эксцентрик — клоун в британском стиле, родом из августа. Однако он отличается от последнего своим характером: если он принимает присущие августу неловкость и невезение, эксцентричный складывается из интеллигентной личности. Что касается одежды, эксцентричный мужчина берет на себя правила августа (клетчатая одежда и т. Д.). В отличие от Белого клоуна, Огюста и Контр-клоуна, которым обычно нужно дополнять друг друга, чтобы исполнять свои клоунские выступления, эксцентрик часто остается один на сцене.

Как называется боязнь клоунов: обозначение термина + 6 причин возникновения фобии + 5 способов справиться с ней.

5 способов избавиться от страха клоунов

Опытный психиатр никогда не отмахнется от пациента (взрослого или ребенка), жалующегося на боязнь клоунов и спрашивающего, как она называется, если:

  • Любой контакт с артистом вызывает потерю контроля над своим поведением. В такие моменты человек просто не может адекватно себя вести: он орет, размахивает руками либо же, наоборот, забивается в угол или замирает на месте – вариантов может быть множество.
  • От страха начинается головокружение, а то и вовсе теряется сознание. Представьте, что вы уважаемый главный бухгалтер фирмы, который на новогоднем корпоративе упал в обморок, увидев клоуна. Ситуация, прямо скажем, неприятная…
  • Наблюдается повышение температуры, рвота. Типичная реакция организма на сильный стресс.

Такие симптомы указывают на то, что пора не просто узнать, как называется боязнь клоунов, но и незамедлительно приступать к ее лечению:

  1. Маленьким пациентам врачи рекомендуют смотреть добрые мультфильмы, киноленты, где клоуны выступают позитивными героями, например, «Приключения Фунтика». Впрочем, и взрослым людям с коулрофобией такой совет придется кстати.
  2. Ни в коем случае не пугайте детей клоунами (« Будешь себя плохо вести — дядя тебя заберет! »). Наоборот, говорите, что под маской или гримом — обычный, добрый человек. Можете даже попробовать разрисовать друг другу лицо красками, чтобы понять, что в этом нет ничего страшного.
  3. Если есть возможность зайти в гримерку и пообщаться с настоящим клоуном, чтобы преодолеть их боязнь у ребенка или себя самого, обязательно воспользуйтесь этим. Вероятно, увидев артиста в рабочей обстановке, вы уже и не захотите узнавать, как называется боязнь клоунов, ведь к вам это не будет иметь никакого отношения.
    Также можете найти в интернете старые интервью с легендарным Юрием Никулиным, который много лет выступал на сцене в качестве клоуна. Разве можно бояться такого душевного и искреннего человека?
  4. Еще один действенный совет от специалистов: попробуйте сами предстать в образе клоуна на семейном празднике, корпоративе, дружеских посиделках и т.п. Ведь мы боимся того, чего не знаем и не понимаем. А если на вас из зеркала смотрит пусть и разрисованная, но своя, знакомая до боли физиономия, то какая уж тут боязнь?
  5. В особо тяжелых случаях коулрофобии (когда она начинает мешать в повседневной жизни), не стесняйтесь обращаться к специалисту. Врач поможет выяснить, чем вызвана ваша фобия, и в случае необходимости выпишет успокоительные препараты.
    Кстати, иногда, для того, чтобы докопаться до причины страха, психиатры применяют гипноз. Ведь вы можете даже не вспомнить, как вас, трехлетнюю малышку, напугал клоун на новогоднем утреннике или что-либо в таком роде.

Как видите, узнать, как называется боязнь клоунов, и справиться с ней можно. Стоит лишь приложить немного усилий и быть готовым к тому, что дело это не одного дня. Пусть такой специфический страх не омрачает вашу жизнь, а походы в цирк перестанут быть настоящим стрессом.

Есть Телеграм? Тогда подписывайтесь на самые полезные каналы:

Канал психолога Юлии Иванюк, где она рассказывает о жизненных историях своих клиентов с нотками юмора😊

Канал косметолога и натуропата — Евгении Карповой, где она делиться своими знаниями о натуральной косметике🍀 и здоровой еде🍇

Фонари Джека, черные кошки, ведьмы и пауки, одним словом, 31 октября, Хэллоуин. Праздник, который можно сравниться только с Новым годом, ведь одна из

Завершение образа

Парик

Парик — можно брать любых цветов от синего до красного или белого.

Веселый клоун

Цвет волос лучше выбирать ярких оттенков — красный, желтый, оранжевый или содержащий все цвета радуги. Вместо парика возможно использовать бумажные волосы (нарезанные куски бумаги окрашенные разными цветами).

Костюм

Обычно белого цвета, можно надеть платье, брюки либо юбку.

Веселый клоун

Костюм должен быть красочным. Еще один вариант, если нет специального костюма, то можно «принести в жертву» свой наряд, забрызгав его краской.

Одной из интересных творческих профессией является клоун кто это, какие требования предъявляются

Современные клоуны используют в своем репертуаре не только небольшие миниатюры, но делают пародии на известных лиц или ситуации из жизни, показывают сатирические сценки, могут работать в лирическом жанре. Тут все зависит от квалификации и опыте работы специалиста.

Клоуном можно стать, окончив цирковое или театральное училище. Клоуны работают в цирках и на эстраде. Сейчас клоуны прекрасно себя чувствуют в качестве аниматоров на детских праздниках и развлекательных мероприятиях. Они часто проводят ёлки и Дни рождений.
Заработная плата клоуна начального разряда невысокая, но с увеличением стажа регулярно повышается. К плюсам этой профессии можно отнести постоянные гастроли и возможность хорошего побочного заработка. Удачные клоуны становятся знамениты на весь мир и получают от своей работы достойное моральное и материальное вознаграждение.
К минусам профессии можно отнести частые поездки (для тех, кто их не любит) и необходимость улыбаться и смешить публику вне зависимости от собственного настроения.

Обучение

Чтобы стать клоуном, необходимо получить соответствующее высшее образование. Учиться можно в таких вузах, как: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства.

Театральные вузы в Москве: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский городской психолого-педагогический университет, Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.

Имена клоунов — какое имя придумать клоуну? оригинальное имя для клоунесы…. — 22 ответа В разделе Игры без компьютера на вопрос какое имя придумать клоуну? оригинальное имя для клоунесы…. заданный…

Женщины-клоуны и женщины рыжие

Женщина-клоун — одна из самых грациозных участниц циркового представления наряду с акробаткой, испол­няющей упражнения на трапеции, и наездницей на панно. Акробатку можно встретить довольно часто; наездницы на пан­но встречаются все реже и реже; женщина-клоун всегда была исключением. Дело в том, что женщины без большой охоты исполняли роль клоуна. Если они и появлялись на сцене в костюме клоуна — в золотых туфлях и остроконечном колпаке, — то это были обыч­но лишь жанровые танцовщицы. А нас интересуют здесь имен­но женщины-клоуны.

Должно быть, артистки очень хорошо представляют себе все трудности роли клоуна, роли, которой они мало соответ­ствуют. Профессия клоуна требует многочисленных познаний и навыков. Для того чтобы сделаться клоуном, приходится очень долго обучаться; это — неблагодарная профессия. Фея фантазии, покровительница клоунов, требует от своих верноподанных богатого воображения, почти неиссякаемой способ­ности к обновлению, врожденного чувства юмора — иначе говоря, таких качеств, которые вовсе не обязательны ни для гимнастки, работающей на трапеции, ни для наездницы на панно.

Для того чтобы быть клоуном, необходимо обладать не толь­ко профессиональными познаниями, но и умением схватывать карикатурную, смешную сторону человека, надо уметь воссоз­давать образ этого человека, не лишая его живых и симпатич­ных для зрителя черт; надо уметь изобразить этого человека, то есть воссоздавать его характер в неповторимо индивидуальной форме. Актрисы, обладающие широким взглядом на жизнь, могут стать исполнительницами театральных ролей. Артистки, вращающиеся в замкнутом мире цирка, мало подготовлены к такой задаче. Клоун должен быть красив и хорошо сложен, для того чтобы его заметили; но привлекательная внешность еще недостаточна для успеха женщины-клоуна. Если к своим естественным достоинствам она сможет прибавить обаяние и элегантность, у нее появится значительно больше шансов на успех, и неко­торые ее недостатки останутся незамеченными. Но в конечном счете вопрос об успехе артистки или ее провале решается лишь тогда, когда она выходит на арену и начинает «работать».

Нам известны имена некоторых женщин-клоунов. Но мы не знаем ни одного примера дуэта женщин-клоунов. Так что для женщины-клоуна возникает еще одна, дополнительная трудность — ей нужен партнер, и обязательно партнер муж­чина. Артистке необходимо обладать волей, находчивостью и гибкостью ума (а ведь, оговоримся сразу, эти отличительные качества самовластных клоунов футтитовской традиции даны отнюдь не каждому цирковому артисту). И поведение партнера-рыжего может прийти в полное противоречие с поведением женщины-клоуна, если только личные соображения, не свя­занные с законами конкуренции, регулирующими взаимоотно­шения клоунов между собой, не превратят рыжего в послушного партнера женщины-клоуна, в партнера, полного самых добрых намерений. Но долго ли продолжится такое согласие? Вот почему женщины-клоуны преуспевают тем больше, чем менее своеобразны и одарены их партнеры. Они сверкают тем ярче, чем меньше блещет их партнер. Но так как женщина-клоун обычно не хочет довольствоваться малоинтересным рыжим, то для нее постоянной остается задача поисков нового партнера.

Женщины значительно успешнее выступали на арене цирка в различных антре, когда они скрывали под искусным гримом и одеянием свои женские прелести. Женщины-клоуны выходят на арену в костюме эксцентрика, а не клоуна, и ни в чем не уступают своим партнерам — муж­чинам. Они избегают тем самым критических нареканий, кото­рые возникли бы, если бы они согласились исполнять роль рыжего. Зрители, несомненно, были бы шокированы, если бы, видели, что клоун пинает или колотит на арене женщину. Но благодаря тому, что женщины предстают перед публикой в мужском костюме, они воспринимаются зрителями, как все клоуны, и могут обмениваться с партнерами звонкими пощечинами и тумаками.

Известно, что еще в первых английских цирках женщины выступали в качестве буффонов (в костюмах арлекинов и в па­риках) и обменивались шуточками с режиссером арены, но первой женщиной-клоуном в полном смысле этого слова за Ла-Маншем считается Лулу Крастор, дочь известного в Анг­лии клоуна Джо Кэзмора. В Германии известна женщина-клоун Лонни Ольшанская, дочь Уильяма Ольшанского, которого Стрэли называет в чис­ле прославленных прыгунов. По свидетельству Ж. Гальперсона, Ольшанский совершал множество сальто-мортале подряд, пере­межая их простыми и двойными пируэтами.

Уильям был также дрессировщиком кошек и крыс. Лонни выступала вместе с отцом в комической клоунаде; эта женщина-клоун была хорошей акробаткой и совершала сальто-мортале. По словам Анри Тетара, Лонни Ольшанская была клоуном в подлинном значении этого слова. Во Франции в качестве клоуна выступала артистка Ева (ее рыжим был Флаппи); в русском цирке Бекетова, арендовав­шем помещение Нового цирка в сезон 1905/06 года, выступал дуэт клоунов Жерболас, мужчина и женщина. Но прежде все­го здесь следует сказать о женщине-клоуне, жене Атоффа де Консоли, выступавшей под именем мисс Лулу. Мисс Лулу выступала вместе со своим мужем Атоффом де Консоли, известным под именем Атофф. Эти артисты сумели заинтересовать публику своим номером, но в ту пору, когда на аренах цирков было много комиков, их выступления проходили незамеченными. В другое время дуэт Атоффа и его жены, несомненно, пользовался бы большим успехом. К тому вре­мени, когда знатоки обратили внимание на игру мисс Лулу, ее муж Атофф уже сходил со сцены.

Атофф де Консоли был сыном резчика по дереву из Турина. Когда мальчику было всего шесть лет, его брат, учащийся художественной школы, которому исполнилось шестнадцать лет, уговорил его бежать из дому в поисках приключений. Братьям удалось поступить в цирк Стекеля и Корини, и в исто­рии цирковых артистов прибавилась еще одна страница, по­вествующая о маленьких беглецах, ставших цирковыми артистами.

Братья Консоли выступали с акробатическими упражнени­ями на городских площадях и в передвижных цирках: это была школа их мастерства. Когда у мальчиков не было денег на еду, они довольствовались тем, что питались съедобными ракушками. Отец, предупрежденный полицией, решил положить конец бродяжничеству сыновей, он отправился на их поиски и при­вез беглецов домой. Но братья недолго пробыли под отчим кровом. Три месяца спустя они снова убежали из дому, на сей раз лучше подгото­вившись к побегу. Они научились исполнять акробатическую сцену «Живые статуи», жонглировать шляпами и выполнять упражнения на трапеции. Подобно всем цирковым артистам, Атофф де Консоли про­жил поистине легендарную жизнь, но некоторые его приключе­ния, безусловно, выдуманы. Отметим, что, выступая в цирке Рейнаха в Парме, он упал с трапеции, тяжело ушибся и в ко­нечном счете лишился глаза. Впоследствии он выступал как вольтижер в труппе акробатов.

Когда Атофф де Консоли сделался клоуном, его партнером стал Пьерантони, карьера которого уже заканчивалась; они выступали в цирках Ранси и Палисса. В 1907 году Атофф выступал на арене цирка Александр вместе с Гатти. В одном из передвижных цирков, разъезжавших по Италии, Атофф по­встречался с Жаном Кайроли, который в то время только еще начинал свою артистическую карьеру. Они начали выступать вместе; это сотрудничество принесло большую пользу Атоффу; о нем с похвалой отозвался Пиппо Пуччи, в то время один из наиболее известных клоунов. Среди партнеров Атоффа следует назвать еще Шоколада-сына, с которым он выступал в 1926 году в Зимнем цирке.

Последние отблески славы осветили деятельность Атоффа уже на закате его карьеры; он выступал в то время вместе со своей женой, мисс Лулу, которая прежде была эквилибристкой, работавшей на проволоке. Профессия канатной плясуньи при­дала ей гордую осанку и изящество движений. Все ее жесты были красивы и гармоничны. Рядом с нею высокий и тощий Атофф производил особенно комическое впечатление. Игра его не отличалась легкостью, но гримасы Атоффа были необыкно­венно забавны. С помощью грима он усиливал морщины своего, словно вырубленного топором, лица. На голове его обычно кра­совался либо низкий котелок, какой иногда носят священники, либо гофрированный цилиндр. Атофф появлялся на арене с сигарой во рту, на пальце у него сверкало огромное зо­лотое кольцо с крупным бриллиантом, в петлицу был воткнут гигантский цветок. Одет Атофф был в сюртук с закруглен­ными фалдами, он вертел в руках сломанную и связанную веревочками трость и то и дело поправлял манжеты такой необъятной величины, что они вполне могли бы служить кор­сетами.

В этом костюме щеголя, гордящегося своим нарядом и по­ложением, в костюме, введенном в моду еще Маленьким Уол­тером, Атофф де Консоли изображал кавалера мисс Лулу. У его дамы был великолепный вид: грудь ее облегал расшитый золо­том и лазурью жакет, короткие панталоны не скрывали строй­ных ног, на ней был воротник в духе Клодины, из-под неболь­шой остроконечной шляпы выбивались завитки белокурых волос. Без видимых усилий мисс Лулу вела своего партнера по стезе фантазии.

Мисс Лулу и Атофф де Консоли успешно выступали целый сезон на арене Зимнего цирка; они покинули цирк, вызвав искреннее сожаление у знатоков, которым нравились эти прият­ные артисты без ненужных претензий. Супруги поселились в Монфермейле, в доме, который Атофф де Консоли построил между делом. Здесь они открыли бака­лейную лавочку. Атофф унаследовал от своего отца способ­ности к рисованию. Некоторые коллекционеры обладают карикатурами, которые дают лучшее представление об артисте, чем дрянные фотографии, запечатлевшие яркие костюмы этого клоуна.

Атофф не мог похвастаться дарованием скульптора; но это был человек весьма терпеливый и настойчивый, и он приложил свои скромные способности к резьбе по дереву. На дверях лав­чонки Атофф де Консоли искусно вырезал собственное имя. Он весьма гордился делом своих рук и обращал внимание посетителей на свою работу. Пока мисс Лулу распоряжалась в лавочке, Атофф де Кон­соли, которому не хотелось окончательно расставаться с цирком, искал себе при всяком удобном случае ангаже­мент. В 1933 году он выступал вместе с Грего. Свою артистиче­скую карьеру он закончил коверным в цирке Медрано. Его и без того плохое зрение все больше слабело. Клоуну угрожала слепота. Его теперь называли «старый Атофф», подобно тому как Бебе называли «старый Бебе». Молодые коллеги старались не затирать Атоффа во время групповых выступлений клоунов. К нему относились с большим уважением. Однако каждый вечер после представления ему приходилось проделывать дале­кий путь в Монфермейль. Атофф де Консоли заболел, и вско­ре о нем перестали говорить. Он умер во время войны.

Никто, кроме посвященных, не догадывался, что в обличье эксцентрика, выступающего в трио клоунов цирка Пиндера, на арену выходит Иветта Спессарди. Зрители охотно востор­гаются грацией и легкостью женщин-клоунов. Но цирк почти не знает женщин-рыжих, потому что в этой роли нет ничего, что составляет очарование женщины-клоуна. Иветта Спессарди, сестра укротителя зверей, входила в со­став трио Леонар, где кроме нее участвовали ее муж, Мар­сель Леонар, и его брат, Эжен Леонар.

Марсель и Эжен Леонар — потомственные клоуны. Их дед был коверным в ту пору, когда этот термин еще не был в ходу; роль такого рода требовала от артиста немалых способ­ностей. По словам Лаваты, отец Леонара первый в истории цирка взял себе в партнеры карлика, с которым он и разыгрывал раз­личные антре. Карлик Франсуа долгое время был рыжим Лео­нара. Леонар утверждал, что он является автором сцены «Бой быков», которую он показывал на арене цирка с участием своего партнера-карлика и дрессированных собак. Это утверждение опровергается, впрочем, как и все, что относится к области приоритета в цирковом искусстве; и до сих пор вопрос этот остается открытым.

Цирковое антре получает, если можно так выразиться, пра­ва гражданства только тогда, когда оно фигурирует в програм­ме представления. А программы зачастую не указывают, кто является автором того или иного антре. Больше того, в погоне за новизной клоуны нередко присваивают старым антре новые названия. Только руководствуясь подробным описанием той или иной сценки или ее каркаса, можно выдвинуть предполо­жение о том, кто является ее создателем. Если же ни один из клоунов или поклонников циркового искусства не оставил в свое время свидетельств такого рода, вопрос о принадлеж­ности антре тому или иному артисту остается неразрешимым. По мнению Лаваты, создателями сцены «Бой быков», представленной в Париже на арене Нового цирка, после его откры­тия 17 сентября 1897 года, были два испанских клоуна — Серра и Чика. Но у нас есть все основания полагать, что это антре более раннего происхождения.

В трио Леонар Марсель Леонар, совладелец и главный ре­жиссер цирка Пиндер, создавал образ веселого клоуна в тра­диции добродушных клоунов; Эжен Леонар воплощал образ флегматичного рыжего, исполнявшего главную комическую роль; Иветта Спессарди выступала в обличье второго рыжего — лукавого и мстительного. Но с наибольшим мастерством и умением Иветта Спессарди исполняла бурлескные роли, причем зрители даже не догадыва­лись, что перед ними — женщина.

Глаза ее скрывались за огромными очками, улыбка исчезала под гримом, у нее были искусно наведенные широкие брови и приставной нос, волосы были спрятаны под цилиндром. Со­вершенно неузнаваемая в мужском костюме, Иветта Спессарди вовлекала своих партнеров в комические приключения, сохра­няя при этом удивительный такт и изящество. Антре, которые трио Леонар показывало во время своих длительных гастролей, были заимствованы из традиционного репертуара клоунады; но артисты обновляли и обогащали их собственными оригиналь­ными находками, и поэтому представления трио могли вы­держать сравнение с выступлениями клоунов парижских цирков. Несмотря на то, что женщине очень трудно удержаться от кокетства, ничто в манерах и в поведении Иветты Спессарди не выдавало женщину. Хотя она выступала в костюме рыжего, партнеры не награждали ее пощечинами, а, напротив, получали их от нее. Ей принадлежало последнее слово в споре. А это не так легко было сделать, потому что трио разыгрывало сцен­ки, осмеивавшие человеческие недостатки, и артисты должны были особенно тщательно сохранять собственное достоинство. Иветта Спессарди старалась избегать грубоватых фарсов, в ходе которых она рисковала бы утратить непринужденный и изящ­ный характер своей оригинальной игры. На долю Эжена Леонара, рослого шутника с веселой физио­номией, доставалась роль покорной жертвы более или менее невинных шуток, которые проделывали клоун Марсель и Ивета

Спессарди. Добродушная натура Эжена одерживала верх над всеми злоключениями, выпадавшими на его долю. Увалень Эжен и Иветта поочередно пускались в различные комические проделки. Марсель, как и полагается клоуну, проявлял необ­ходимую строгость, чтобы направлять представление и застав­лять своих лукавых и озорных партнеров подчиняться дисцип­лине, необходимой для успеха всего трио. В начале второй мировой войны цирк Пиндер вынужден был расположиться в городке Малакоф, где он и пережил это тяжелое время. Иветта Спессарди, утомленная и удрученная трудностями и невзгодами, связанными с цирковой жизнью, покинула трио Леонар. Надо сказать, что и мода на трио арти­стов в какой-то мере уже миновала. По-видимому, Иветта Спес­сарди никогда больше не вернется в состав этого трио.

Марсель и Эжен Леонар вынуждены были возвратиться к своей профессии клоунов; в сезон 1943/44 года они появились на арене цирка Андре Ранси, который помещался тогда в Гран-Пале. Там они разыграли антре «Автомобиль»; однако париж­ская публика не оценила в должной мере дарование артистов.

Чем объяснить, что на арене цирка только в порядке исклю­чения появляются женщины-клоуны и женщины-рыжие? Ведь пример мисс Лулу и Иветты Спессарди доказывает, что артист­ки не меньше преуспевают в комической клоунаде, чем их кол­леги мужчины. Почему наездницы, канатные плясуньи, акробатки не пы­таются снискать себе успех в комических сценах, когда возраст уже не позволяет им больше выступать в номерах, требующих силы и ловкости? Быть может, им недостает отваги? Или способностей? Чтобы разыгрывать комические антре, необходимо обладать даром речи, а цирковые артисты не привыкли разговаривать перед публикой. Останавливает также боязнь показаться смеш­ными: у представительниц прекрасного пола боязнь эта свиде­тельствует если не о приходе мудрости, то о приближении ста­рости. Ведь в молодости ни одна женщина не боится показаться смешной. Женщина-клоун Жербола, которая дебютировала в этой роли еще в юности, до конца своей артистической карье­ры (она выступала в бродячих цирках) сохраняла уверенность в себе.

Мы сами видели в цирке братьев Федрицци, в Каркассоне, десятилетнюю комедиантку Паньотту; эта девочка соеди­няла в себе прелесть рано развившейся женщины с незауряд­ным комическим дарованием. На крошечной арене этого бродячего цирка (в котором не было лошадей) Паньотта непринужденно участвовала в пред­ставлении вместе со своими родными. Руководитель труппы Эдмон, искусный прыгун и клоун, выступавший под именем Малыш, подавал реплики своей дочери Паньотте. Девочка оживляла сценки своими остроумными шутками и комиче­ской игрой; она играла с таким мастерством, которое обычно достигается лишь в результате многолетней практики. Номер, который вела Паньотта, был ничуть не хуже, чем сочный номер Карло Федрицци, выходившего в необычайно пышном наряде, или чем номер Бубуля, болтливого рыжего с медленными неле­пыми движениями и деланным смехом; Бубуль был одарен бес­спорным чувством юмора, его шутки и комические истории отра­жали местные нравы.

Почему бы артисткам цирка не попытать счастья на том поприще, где с таким успехом выступала маленькая Паньотта? Кто из них сделается достойной преемницей мисс Лулу и Ивет­ты Спессарди? 1

1 В советском цирке известны талантливые артистки: женщина-кло­ун Н. Голубцева (дуэт Н. Голубцева и С. Калошин) и женщина-рыжий Божевольнова (Дуэт Божевольновы). — Прим. ред. Из книги Тристана Реми. Клоуны

Оцените статью
ActualBeauty