Кино10 новых российских фильмов, которые стоит посмотреть

Содержание

От «Класса коррекции» до «Ангелов революции» — Wonderzine

Кино10 новых российских фильмов, которые стоит посмотреть

10 новых российских фильмов, которые стоит посмотреть — Кино на Wonderzine

Эта осень богата на интересные кинопремьеры. Особенно радует, что среди них немало достойных российских фильмов: костюмная драма «Дуэлянт», триллер «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли, с успехом показанный в Каннах «Ученик» Кирилла Серебренникова и другие. Пора привыкать, что «российское» — не синоним «плохого». Для того чтобы окончательно развеять остатки сомнений и скептицизма, представляем подборку из десяти стоящих отечественных фильмов, вышедших за последние несколько лет.

Класс коррекции

реж. Иван Твердовский, 2014

Пока новый фильм Ивана Твердовского «Зоология» получает призы на мировых кинофестивалях (из последних громких заслуг — приз жюри на фестивале в Карловых Варах) и до проката доберётся только в ноябре, самое время ознакомиться с его дебютной работой «Класс коррекции». Твердовский не лукавит и не отнекивается от сравнений с Ларсом фон Триером, признаётся, что на него сильно повлияла «Танцующая в темноте». Действительно, дело не только в ручной камере и общем стиле фильма, приближенном к «Догме». Лену Чехову можно поставить в один ряд с триеровскими Сельмой и Грейс. Самое зловещее в «Классе коррекции» — трансформация «мы против всех» во «все против меня одной». Никто не отвечает вслух на вопрос Лены «за что?», но всё происходящее говорит само за себя: «Просто за то, что ты другая».

Тряпичный союз

реж. Михаил Местецкий, 2015

Творческий путь Михаила Местецкого сложно свести к одному направлению. У него есть и сценарий для спортивной драмы, ставшей прокатным хитом («Легенда № 17»), и абсурдная короткометражка, высмеивающая конспирологические документалки («Ноги — атавизм»). Стоит ли удивляться тому, что для полнометражного режиссёрского дебюта он выбрал историю взросления. Хоть эклектичная четвёрка молодых парней из «тряпсоюза» бежит от цивилизации и военкомата не в лес, а деревню, всё равно напрашиваются ассоциации с хитом «Сандэнса» «Короли лета». Основное отличие здесь даже не в русской самобытности, фантасмагорических вставках и взрывных планах по облагораживанию Москвы. В мире «Тряпичного союза» почти нет взрослых, которые бы пытались вернуть героев в лоно конформной жизни. Местецкий позволяет своим героям научиться принимать самостоятельные решения, давая порой играючи уходить от последствий.

Про любовь

После успеха мелодрамы с элементами магического реализма «Русалка» Анна Меликян ушла на долгий перерыв. Её следующий полнометражный фильм «Звезда» вышел уже в 2014 году. Однако настоящим триумфальным возвращением стала прошлогодняя картина «Про любовь», получившая главный приз на «Кинотавре». Фильм — мозаика из многочисленных историй, тема которых понятна из названия. Хоть происходящее и кажется лет на семь устаревшим (а «Про любовь» явно отчаянно хочет казаться максимально современным), это искупают интересные визуальные решения и юмор. Формат альманаха позволил Меликян полноценно поработать не только со знаковыми для неё актерами (Мария Шалаева и Евгений Цыганов), но и с многими другими достойными исполнителями. Главное украшение фильма — Рената Литвинова, чей персонаж не только связующее звено, но и главная героиня закрывающей новеллы.

Ещё один год

В дебюте Бычковой, романтической комедии «Питер FM», герои всё никак не могут встретиться. В фильме «Ещё один год» возлюбленные давно обрели друг друга и постепенно приходят к пониманию, что влюбиться — это только полдела. Самое сложное — жить в отношениях. История таксиста Егора и иллюстратора Жени — это то, что обычно в романтических комедиях оставляют за титрами. Бычкова так и не даёт ответа на животрепещущий вопрос: «Что делать, если брак держится только на взаимном притяжении, а люди вы разные, к совместному быту не приспособленные?» Но она даёт надежду. «Ещё один год» — один из самых остроумных современных российских фильмов, с живыми диалогами и невымученными шутками.

Страна ОЗ

Василий Сигарев сделал себе имя на визуально выразительных мрачных драмах («Волчок», «Жить»), но в прошлом году неожиданно снял новогоднюю комедию. Если в «Иронии судьбы» Лукашин попадает не туда один раз и не стремится выбраться, то Ленка Шабадинова «не туда» попадает каждые десять минут, тщетно пытаясь добраться до киоска на улице Торфорезов. Название фильма отсылает скорее к номеру вызова кареты скорой помощи 03 (именно его хочется набрать несколько раз во время просмотра), чем к произведению Баума — даже собачка у Ленки-Дороти не своя. Пока она странствует по Ебургу и знакомит зрителей с галереей разнообразных типажей (от диванного оппозиционера до сердобольной пожилой женщины, у которой на шее висит злобный взрослый сын), в том самом киоске на Торфорезов её ждут сменщик и его друг. Их философские беседы (в том числе и о «фекальных материях») разбавляют одиссею Ленки. Можно понять тех, кому фильм придётся не по душе, но обладателям крепких нервов и любви к Балабанову однозначно стоит смотреть.

Метаморфозис

реж. Сергей Тарамаев и Любовь Львова, 2015

Режиссёрский тандем Тарамаев — Львова уже второй раз успешно ускользает от внимания депутатов, которые неустанно бдят в поисках, чего бы такого запретить. В их дебюте «Зимний путь» открыто затрагивалась тема однополых отношений. В «Метаморфозисе» речь об этом идёт мимоходом и не так очевидно, зато для некоторых может показаться двусмысленной дружба одиннадцатилетней девочки и молодого мужчины. Как бы то ни было, в этих отношениях нет эротизма. Просто встретились два «человека из стекла» — именно так называет Саша себя и композитора Алексея. У «Метаморфозиса» много общего с «Зимним путём» (в том числе и то, какую роль здесь играет музыка), но этот фильм более цельный и тонкий. Это не история мезальянса и не триллер про маньяка — это поэтичное и грустное кино о том, что у некоторых людей выход на свободу есть только в одном направлении.

Чайки

Кинематограф — мост между культурами. Утверждение, что Россия — страна большая и многонациональная, кажется очевидным, но кино о быте в республиках практически не выходит. Дебютантка Элла Манжеева решила попытаться исправить положение, сняв первый калмыцкий фильм. В «Чайках» она максимально задействует местную фактуру и непрофессиональных актёров, тем самым добиваясь уникальной атмосферы и аутентичности. Но главное в фильме — это история учительницы музыки Эльзы, которая погрязла в рутине. Она давно хочет уйти от не понимающего её мужа-рыбака (и плохо относящейся к ней свекрови), но не может найти в себе смелости на этот шаг. Но вот муж исчезает сам по себе, а проблемы от этого не уходят.

Ангелы революции

реж. Алексей Федорченко, 2014

Ангелов революции, как и всадников апокалипсиса, четверо. Поэт, актёр, художник и режиссёр (где-то здесь потерялась шутка про то, что они вошли в бар и оказались Джеймсом Франко). Ведь революция должна быть в первую очередь в головах, надо менять заскорузлые устои. А что подходит для этого лучше, чем искусство? Новому миру — новые формы. У Федорченко получилась яркая, зрелищная постмодернистская картина в лучших эстетических традициях Питера Гринуэя. Смешались в кучу Малевич, Бабель, Эйзенштейн — список кораблей и до середины не прочтёшь. Остаётся надеяться, что такого кино будет всё больше: оно по-настоящему завораживает и вызывает интерес к истории России, не вуалируя мистификации, а гордясь ими. Яркие образы выстреливают лучше, чем нравоучительные истории «по реальным событиям».

Комбинат «Надежда»

реж. Наталия Мещанинова, 2014

Действие фильма разворачивается летом, но он пропитан холодом — Наталья Мещанинова поместила своих героев в заполярный Норильск. Важно не столько это, сколько то, что город разъедает местное металлообрабатывающее предприятие. Экологическая катастрофа вокруг — уже часть повседневности. Большинство не гнетёт такой фон: люди живут своей жизнью, работают и отдыхают. Но Надя и Света изо всех сил стремятся вырваться из Норильска. Две противоположности (одна из обычной семьи, другая не гнушается подработать проституцией) сошлись ради общей цели. Дело не только в том, что хочется моря, а не ядовитых испарений. Когда ты молод и только начинаешь искать свой путь, желание вырваться даже из благополучия (зачастую лишь мнимого) и начать всё заново — это нормально.

Как меня зовут

реж. Нигина Сайфуллаева, 2014

Этот фильм можно окрестить реверсивным «Возвращением». Константин Лавроненко опять играет блудного отца, только на этот раз возвращаются к нему — его находит дочь Саша. Вот только она боится общаться с новоявленным папой и просит свою подругу выступить в роли дочери. Трагическая концовка кажется неизбежной, но Нигина Сайфуллаева создаёт исключительно лёгкое и приятное кино. Отец здесь не главная фигура, основной акцент — на Саше и Оле. Через их поиск любви, родственных связей и самоидентификации раскрываются интересные и объёмные персонажи. Основная движущая сила фильма — женщины, мужчина здесь — только проекция. Фильм удачным образом разворачивается на фоне курортного города. Решив свои проблемы и прожив этот опыт, Оля и Саша могут уехать в закат, к новой взрослой жизни.

Фотографии: Новые люди, Коктебель, Магнум, Мультилэнд, Белое Зеркало, Альфа-Бета Филмс, Телесто, 29 февраля, Первое Творческое Объединение, Друг Друга

Публикация «"Русские горки" сериал, 2021г: все 1-8 и новые 9, 10, 11, 12 серии. Описание, смотреть онлайн на Первом» в юридической социальной сети 9111.ru — читайте и обсуждайте!

Описание сериала «Русские горки»

История британского разведчика Джона Харпера. Действие начинается летом 1945 года, зрителя знакомят с двумя товарищами-фронтовиками Марком и Петром, которые знакомятся с Татьяной Гражданкиной и ее воспитанницами – девочками-близняшками Сарой и Бет. Однако два молодых солдата не могли себе даже представить, насколько судьбоносной окажется эта встреча – через некоторое время Сара и Бет становятся их женами.

Но Татьяна Гражданкина – не обычная гувернантка, она служит в Министерстве государственной безопасности. Она давно влюблена в отца девочек – двойного агента Джона Харпера, настоящего британского аристократа. После разоблачения Джона ссылают в ГУЛАГ, и Татьяну также арестовывают. В ГУЛАГе Татьяна и Джон сближаются, и у них рождается дочь.

В прокате «Иван Денисович» — экранизация повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществленная живым классиком отечественного кино, режиссером картин «Тема», «Начало» и «Прошу слова» Глебом Панфиловым. «Лента.ру» рассказывает, какие изменения претерпел знаменитый образец лагерной прозы в фильме.

Материалы по теме

«Трупы выбрасывали. Вьюги их заметут»

Наталья и Александр Солженицыны

«Патриотизм — это не только гордость за свою страну, но и стыд»

Главным же препятствием, как ни парадоксально, становится собственно исходный текст — вернее избыточно литературный солженицынский стиль. «Один день Ивана Денисовича» — важнейшая веха в советской литературе, но после нее были еще «Колымские рассказы», в которых Варлам Шаламов убедительно показал, что лагерный быт можно изображать совсем по-другому, не приукрашивая даже на уровне подбора слов. Сложность конструкции, которую выстроил в своем фильме Панфилов, говорит о его мастерстве, но сильно размывает цельность окончательного произведения. «Иван Денисович» почти распадается на отдельные эпизоды — «военный», «утренний», «заводской», «вечерний» — каждый из которых пытается оттянуть внимание от других. «Почти» — потому что все они все же настраиваются по камертону, которым выступает герой Янковского, сыгравшего здесь, если не лучшую, то безусловно знаковую роль в карьере. Малейшие изменения в его мимике и пластике почти всегда чрезвычайно точны и безупречно работают на режиссерский замысел. Вторая причина пойти в кино — Инна Чурикова, которая за полторы минуты в кадре напоминает лишний раз, что она величайшая русская актриса.

Что же касается самого фильма, то при всех его несовершенствах, при всех сглаженных углах, нельзя отрицать, что это едва ли не первый пример веского киноразговора о лагерях. Как и исходный рассказ, «Иван Денисович» прокладывает дорогу, показывает, что говорить на эту тему можно — причем говорить на вполне широкую аудиторию. Может быть, благодаря началу этого разговора достойную экранизацию получат и «Колымские рассказы».

Не секрет, что в настоящее время российский кинематограф переживает не самые лучшие времена. Тем не менее, настоящий киноман с легкостью сможет назвать несколько российских фильмов, снятых з

Я остаюсь

Режиссер Карен Оганесян, 2006

В этой мистической картине настроенному скептически ко всему доктору Виктору Тырсе предстоит переосмыслить всю свою жизнь. Волею случая он попадает в некий аналог чистилища — место, где ждут своей участи ушедшие из жизни люди. Тырса понимает, что ему было, что терять при жизни, однако вернуться в, казалось бы, так надоевший мир ему уже не суждено. Отныне все, что его окружает — это пустынная равнина, да такие же как он потерявшиеся во времени люди. Философская драма, ставшая дебютной работой режиссера Карена Оганесяна и последняя роль в кино российского актёра Андрея Краско.

Режиссер Владимир Машков, 2004

Эта драма продолжает извечную тему взаимоотношений отцов и детей. В центре картины обычный человек из небольшого городка, который всю свою жизнь посвятил сыну. Ребенок очень талантлив, у него большое будущее в музыке. Юный скрипач вскоре становится лучшим учеником в консерватории. И вот отец навещает свое чадо, на которое он потратил всю свою жизнь. Однако вундеркинд встречает папу совсем не так, как ожидал мужчина.

Считаете себя экспертом в российском кино? Тогда сверьтесь с нашим списком. Знаете ли вы хотя бы половину?

100 лучших советских и российских фильмов

Если вам лень читать главный русский романом о лени — этот фильм для вас. Обломова играет талантливейший Олег Табаков: бóльшую часть фильма он лежит на диване и скучает, до тех пор пока одна девушка не переворачивает всю его жизнь.

99. Интердевочка — Пётр Тодоровский, 1989

Пётр Тодоровский/Мосфильм, 1989

Сложно представить, что фильм снят еще в Советском Союзе: валютные проституки, сцены секса, полицейский произвол… Для своего времени картина стала настоящей кинореволюцией и получила возрастной ценз 16+. Сюжет и крутится вокруг проституки, мечтающей найти иностранца и уехать за границу. Осуществив мечту, героиня чувствует себя чужой и никому не нужной, но вернуться в СССР уже не может.

98. Маленькая Вера — Василий Пичул, 1988

Еще один шокировавший советских граждан фильм времен перестройки: впервые в русском кино показали откровенную сцену секса. Но в фокусе картины — драма отцов и детей: юная Вера живет по законам нового времени, которое ее отец принять не может.

97. Женщина, которая поет — Александр Орлов, 1979

Малоизвестная певица переживает ряд трудностей, становится матерью-одиночкой. Но потом восходит ее “звезда”, к ней приходит слава и любовь зрителей, однако, личного счастья ей это не приносит. Это фильм-бенефис культовой в СССР эстрадной певицы Аллы Пугачевой, которая здесь по сути играет саму себя.

96. Кин-дза-дза — Георгий Данелия, 1986

Любителям “Безумного Макса” и ранних «Звездных войн ” будет любопытно познакомиться с советским стимпанком от Георгия Данелии: двое случайных знакомых оказываются в другой галактике, где знакомятся с инопланетянами, у которых есть космический корабль. Но чтобы вернуть землян домой, нужен утерянный элемент. Помогает лишь то, что у героев есть спички, которые в этой галактике на весь золота.

95. Мать — Всеволод Пудовкин, 1926

Один из первых советских пропагандистских фильмов. Положительный герой здесь — рабочий-революционер, отрицательный — его отец-алкоголик, ратующий за царя. Эта семейная драма снята по мотивам романа Максима Горького «Мать».

94. Тени забытых предков — Сергей Параджанов, 1965

По мнению Эмира Кустурицы, это один из лучших фильмов в мире. История Ромео и Джульетты перенесена во времена вражды гуцульских племен Украины. По воспоминаниям современников, режиссер отразил в фильме схожую личную трагедию.

93. Кино-глаз — Дзига Вертов, 1924

Вертов — русский Малевич в кино, неутомимый экспериментатор, пытавшийся уйти от театральности. Вместе с оператором Михаилом Кауфманом, он привнес авангард в кино: смещал ракурс, использовал ассоциативные ряды. В этом немом фильме он запечатлевает реальную жизнь: здесь нет ни актеров, ни постановочных кадров.

92. Мама — Элизабет Бостан, 1976

Элизабет Бостан/Мосфильм, 1976

Довольно психоделический музыкальный фильм-сказка по мотивам “Волка и семерых козлят”: мама-коза отлучается из дома, оставив козлят одних; серый волк похищает их и требует выкуп. Это один из первых советских киномюзиклов, песни из которого долгое время были хитами и у детей, и у взрослых.

91. Блондинка за углом — Владимир Бортко, 1984

Владимир Бортко/Ленфильм, 1984

Белокурая Надежда по советским меркам — идеал предприимчивого человека. Она знает, где достать дефицит, имеет отличные связи, и, главное, сама важная персона — работает в гастрономическом магазине, что по меркам СССР было равноценно едва ли не директору завода! Встретив мечтательного астрофизика, она влюбляется и старается его переделать, но он думает лишь о внеземных цивилизациях. Это одна из последних советских комедий — хит кинопроката своего времени.

90. Небеса обетованные — Эльдар Рязанов, 1991

Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1991

Это практически «На дне» Горького в трагикомической интерпретации легендарного Эльдара Рязанова. Бездомные живут на городской свалке, и, несмотря на угрозы властей, не хотят покидать своего места. Тогда на борьбу с ними отправляют танки, но им это уже не важно — они мечтают о вознесении в небеса.

89. Формула любви — Марк Захаров, 1984

Фильм вполне в духе Вуди Аллена. Аферист и чародей граф Калиостро скрывается в провинции от погони — его обман раскрыт влиятельным петербургским князем. Калиостро продолжает махинации — влюбленному в статую юноше обещает оживить ее, но, главное — шарлатан пытается разгадать формулу любви, чтобы еще больше манипулировать людьми.

88. Десять негритят — Станислав Говорухин, 1988

Станислав Говорухин/Одесская киностудия, 1988

Популярнейшая экранизация детектива Агаты Кристи. Десять незнакомых друг с другом людей оказываются без связи на отдаленном острове, все они прибыли по приглашению хозяина, которого, однако в доме не обнаруживают. Один за другим их находят мертвыми. Леденящая душу история была блистательно сыграна целым созвездием русских актеров.

87. Свадьба — Исидор Анненский, 1944

Исидор Анненский/Тбилисская киностудия, 1944

Гениальная актриса Фаина Раневская до сих пор памятна своими острыми и уморительными фразами, ставшими афоризмами. В этом фильме по мотивам чеховских рассказов она играет самого частого героя всех русских анекдотов — тещу. Очень смешной фильм о дореволюционных мещанах.

86. Александр Невский — Сергей Эйзенштейн, 1938

Исторический фильм культового режиссера-новатора, снятый по госзаказу, должен был поднять патриотический дух граждан. Из-за сжатых сроков пришлось снимать летом сцену масштабного Ледового побоища, в котором рыцари должны были провалиться под лед замерзшего озера. Асфальт посыпали солью, деревянные доски-”льдины” покрасили белым.

85. Возвращение — Андрей Звягинцев, 2003

Мрачный отец двух мальчиков возвращается домой после нескольких лет отсутствия. Мальчики не знают, где он пропадал и с опаской общаются с ним. Как ни в чем не бывало, он увозит сыновей из дома в некий поход. Первый фильм Андрея Звягинцева принес ему «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и славу одного из самых выдающихся режиссеров современности. Фильм определил и авторский стиль режиссера, молчаливый со смакованием каждого кадра.

84. Даунхаус — Роман Качанов, 2001

Роман Качанов/Film Studio.ru, 2001

Программист Мышкин возвращается из-за границы. Его попутчик Рогожин, новый хозяин жизни, рассказывает о предмете своей страсти, некой Настасье Филипповне. Мышкин влюбляется заочно в ее образ. Этот абсурдистский фильм представляет сюжет романа Достоевского «Идиот», перенесенный в “шальные” 1990-е.

83. Стиляги — Валерий Тодоровский, 2008

История советских рок-н-ролльщиков, которые нелегально покупают иностранные модные вещи, слушают запрещенную западную музыку, танцуют буги-вуги и, конечно, влюбляются. Их подпольные тусовки разгоняют добровольные отряды правоверных коммунистов, их осуждают на партсобраниях. Ностальгический фильм-мюзикл Тодоровского сделал хорошую кассу в год выхода фильма.

82. Легенда N 17 — Николай Лебедев, 2013

Николай Лебедев/«ТриТэ», 2013

Байопик про известного советского хоккеиста Валерия Харламова показывает его путь к успеху из провинциального уральского клуба до столичного ЦСКА и триумфальной победы в составе сборной России над канадцами. В главных ролях — секс-символ и самый востребованный молодой актер современности Данила Козловский.

81. Тот самый Мюнхгаузен — Марк Захаров, 1980

Марк Захаров/Мосфильм, 1980

Этот фильм родился из спектакля, поставленного в московском Театре Ленинского комсомола по сценарию драматурга Григория Горина. Мюнхгаузен, как и положено, рассказывает невероятные истории, но невеста требует его прекратить выдавать небылицы. Постепенно барон превращается в угрюмого человека, но все-таки решает повторить путешествие на Луну — народ собирается смотреть, как человеком-ядром выстрелят из пушки.

80. Белый Бим черное ухо, Станислав Ростоцкий, 1977

Если вам кажется, что «Хатико» грустный фильм, то над «Белым бимом» вы и вовсе обольетесь слезами, как это делает уже не одно поколение россиян. Бим, щенок шотландского сеттера с одним черным ухом, попадает в дом любителю охоты Ивану Ивановичу. Но когда хозяин попадает в больницу, Бим отправляется на его поиски…

79. Иван Грозный — Сергей Эйзенштейн, 1945

Фильм о жестоком средневековом царе, видимо, должен был поднять патриотический дух и оправдать репрессии самого “вождя народов” Иосифа Сталина. Фильм снимался по госзаказу прямо во время Великой Отечественной Войны, и многие актеры страдали от голода. Планировалось выпустить три части, но Эйзенштейн умер, сняв лишь две.

78. Кубанские казаки — Иван Пырьев, 1950

Музыкальная комедия о соревновании двух колхозов, которые готовятся к ярмарке. Послевоенное голодное время показано сильно приукрашенным, с изобилием продуктов и веселья. Пырьев был директором киностудии Мосфильм, а потом больше десяти лет председателем Союза кинематографистов СССР — можно сказать, он был и главным киноцензором той эпохи, а сам снимал образцовое с точки зрения советской идеологии кино.

77. Особенности национальной охоты — Александр Рогожкин, 1995

Александр Рогожкин/Ленфильм, 1995

Иностранец приезжает в Россию изучать национальные традиции, и ему показывают их во всей красе — в частности, охоту под ящик водки. Комедия, над которой русские смеются до слез, а все потому, что слишком хорошо узнают себя в этих гипертрофированных историях.

76. Солярис — Андрей Тарковский, 1972

Психолог прибывает на космическую станцию «Солярис» и обнаруживает, что происходит что-то странное: все живущие там ученые страдают психическими заболеваниями. В итоге и сам психолог видит галлюцинацию — свою умершую жену. Эта фантастическая драма Тарковского, экранизация романа польского писателя Станислава Лема, и сегодня вдохновляет многих кинематографистов и художников.

75. Большая перемена — Алексей Коренев, 1972

Алексей Коренев/Мосфильм, 1972

Невероятно добрый четырехсерийный фильм о вечерней школе для рабочей молодежи. Только что вышедший из пединститута преподаватель истории с именем как у древнерусского летописца Нестор, пытается совладать с очень сложным, но очень талантливым классом, в котором многие гораздо старше его и опытнее в жизненном плане.

74. Здравствуйте, я ваша тетя — Виктор Титов, 1975

Виктор Титов/Творческое объединение «Экран», 1975

В Советском Союзе любили экранизировать английских классиков, но эта киноверсия популярной пьесы Брэндона Томаса «Тётка Чарлея» до сих пор является непревзойденным хитом. Травести-комедия, в которой герой скрывается от полиции притворившись богатой донной Розой из Бразилии, не обходится без классической ситуации — донна начинает пользоваться бешеным успехом у мужчин.

73. Весна — Григорий Александров, 1947

По сюжету актрису оперетты утверждают на роль ученого в новом фильме. Однако время репетиций в театре и кино совпадает, и она не может быть в двух местах одновременно. Обнаруживается, что среди настоящих ученых есть ее точная копия. Актриса уговаривает серьезного научного работника подменить ее на съемочной площадке.

Обе роли здесь играет народная любимица, актриса Любовь Орлова, которая в годы Великой Отечественной ездила на фронт с выступлениями для солдат.

72. Приключения Буратино — Леонид Нечаев, 1976

Русская версия «Пиноккио» — одна из самых любимых сказок советских детей. Оригинальный саундтрек фильма вошел в Золотой фонд российской киномузыки.

71. 9 рота — Федор Бондарчук, 2005

Афганская война долгое время была слишком больной темой внутри России, поэтому и так мало фильмов о ней. Но режиссер Федор Бондарчук рискнул, и сделал пронзительный блокбастер в духе американских фильмов о Вьетнаме.

70. Дерсу Узала — Акира Куросава, 1975

Лента японца Куросавы, снятая на русском языке, получила «Оскар» за лучший иностранный фильм. Совместная советско-японская картина снята по автобиографической повести исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Во время экспедиций ему помогал охотник Дерсу Узала, коренной житель Уссурийского края, отлично знавший местность и что делать, если, например, рядом окажется тигр.

69. Спортлото-82 — Леонид Гайдай, 1982

Леонид Гайдай/Мосфильм, 1982

Комедия о парочке спекулянтов, которые отправляются на поиски выигрышного лотерейного билета. Фильм стал лидером советского кинопроката в 1982 году — его посмотрели 55 миллионов зрителей. Одна из лучших комедийных пар СССР — актеры Кокшенов и Пуговкин — заставляют смеяться зрителей вот уже более 30 лет.

68. Курьер — Карен Шахназаров, 1986

Карен Шахназаров/Мосфильм, 1986

Молодой парень, не поступивший в университет, устраивается работать курьером и заводит роман с профессорской дочкой. Отец девушки не в восторге от ее выбора, а парень решает позлить его и сообщает, что дочь якобы беременна. Еще один фильм перестроечных времен, в котором ярко показаны новые времена и даже первый советский брейк-данс.

67. Сибирский цирюльник — Никита Михалков, 1998

Красивая сага о молодом юнкере царской России. Он влюбляется в американскую авантюристку и готов на все, чтоб отстоять ее и свою честь. В дуэте с актером Олегом Меньшиковым играет голливудская звезда Джулия Ормонд. Фильм известен и тем, что ради его съемок президент Борис Ельцин разрешил отключить кремлевские звезды.

66. Питер FM — Оксана Бычкова, 2006

Романтическая история в декорациях летнего Петербурга стала в свое время едва ли не символом года, даже несмотря на незамысловатый сюжет. По нему, девушка Маша теряет мобильный, его находит Максим и хочет вернуть, но пара никак не может встретиться, разминаясь буквально на доли секунды. Долгие переговоры по телефону привели, как понятно, к большой любви.

65. Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов — Александр Хант, 2017

Дебютная картина режиссера Александра Ханта с нетривиальным сюжетом взбодрила российское кино, показав настоящих народных героев. В этом приключенческом роуд-муви гопник Витька узнает, что у него есть отец-уголовник, который стал инвалидом. Ему может достаться квартира родителя, если он сможет сдать его в дом инвалидов.

64. Человек с киноаппаратом — Дзига Вертов, 1929

Документальный фильм авангардиста от кино Вертова об одном дне из жизни молодой советской республики: едут машины и автобусы, рабочие трудятся на заводах, прохожие куда-то спешат. Тут и свадьба, и роды, и похороны, снятые новаторскими приемами легендарного режиссера.

63. Весна на Заречной улице — Марлен Хуциев, Феликс Миронер, 1956

Марлен Хуциев, Феликс Миронер/Одесская киностудия, 1956

Фильм-символ времени так называемой хрущевской оттепели. Ударник труда на металлургическом комбинате посещает вечернюю школу и влюбляется в молодую учительницу, приехавшую по распределению из пединститута. Оба они гордые советские люди с принципами, и отношения у них складываются непросто.

62. Человек-амфибия, Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский, 1962

Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский/Ленфильм, 1962

Оскароносная «Форма воды» меркнет по сравнению с советской экранизацией фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». В отличие от зеленого чудища, в русском фильме Ихтиандра-амфибию играет невероятной красоты Владимир Коренев. Он живет в воде и дружит с дельфинами, пока случайно не спасает тонущую прекрасную девушку. Тогда он хочет стать человеком, но, увы, долго без воды прожить не может.

61. Андрей Рублев — Андрей Тарковский, 1966

Восемь новелл рассказывают о жизни древнерусского монаха-иконописца Андрея Рублева. Он наблюдает за кровавым, жестоким и бездуховным средневековьем на Руси со скоморохами, язычниками, юродивыми и набегами монголо-татар. Этот фильм Тарковского высоко оценен и за рубежом — он неоднократно входил в рейтинги ТОП-100 лучших фильмов всех времен и народов.

60. Броненосец «Потемкин» — Сергей Эйзенштейн, 1925

Вряд ли современный зритель добровольно станет смотреть эту картину, но она включена во все учебники по истории кино. Легендарный режиссер Сергей Эйзенштейн показывает события первой русской революции 1905 года: матросы отказываются есть червивое мясо, которое им дают командиры и бунтуют. Одна из самых ярких сцен фильма — расстрел мирных жителей на одесской лестнице — стал, вероятно, самой узнаваемой классикой мирового кинематографа.

59. Война и мир — Сергей Бондарчук, 1966

Сергей Бондарчук/Мосфильм, 1966

История нескольких семей на фоне войны России с Наполеоном 1812 года получила “Оскар” в США. Критики признали ее лучшей экранизацией эпопеи Льва Толстого. Роли Андрея Болконского и Анатоля Курагина исполняют советские секс-символы Вячеслав Тихонов и Василий Лановой. Выделите целый уикенд, чтобы насладиться этим эпическим полотном, а потом сравните с недавним сериалом BBC.

58. Афоня — Георгий Данелия, 1975

Георгий Данелия/Мосфильм, 1975

Трогательный и одинокий сантехник Афоня работает спустя рукава и не упускает возможности выпить. На собрании рабочего коллектива его отчитывают, грозят увольнением, но даже это не останавливает героя. Одна только девушка Катя верит в то, что он может измениться… Эта смешная комедия о простом русском мужике покорила зрителя и типично выписанными персонажами, и отличными диалогами.

57. Обыкновенное чудо — Марк Захаров, 1979

Марк Захаров/Мосфильм, 1979

Фильм по пьесе Евгения Шварца рассказывает историю медведя, превращенного в юношу с помощью колдовства. От поцелуя принцессы он должен превратиться обратно в зверя, но не хочет этого превращения. Одна из любимых советских сказок для взрослых была впервые показана 1 января — день, когда многие надеются на новую жизнь и на обыкновенное чудо. Вероятно, поэтому она так популярна до сих пор.

56. Ученик — Кирилл Серебренников, 2016

Ученик старших классов решает уйти с головой в религию и воспринимает все прочитанное и сказанное наставником с маниакальной прямотой. Он начинает принуждать окружающих жить по собственным догмам, но ничего хорошего из этого не выходит. Фильм знаменитого театрального и кинорежиссера Кирилла Серебренникова вырос из его же успешной сценической постановки в московском Гоголь-центре. Он получил несколько призов на международных кинофестивалях, в том числе и в одной из программ в Каннах.

55. Левиафан — Андрей Звягинцев, 2014

Один из самых известных фильмов Звягинцева был снят в крохотном поселке Териберка Мурманской области, ставшем теперь меккой начинающих режиссеров арт-хауса. Драма о беспомощности человека перед лицом государственной машины удостоена “Золотого глобуса” и была номинирована на Оскар.

54. Ночной дозор — Тимур Бекмамбетов, 2004

Знаменитый режиссер Тимур Бекмамбетов, уже довольно много снявший в Голливуде, экранизировал одноименный фантастический роман Сергея Лукьяненко. Это увлекательная история о простом парне Антоне, случайно нарушившем многовековое перемирие темных и светлых сил — один из первых российских блокбастеров. (Есть и продолжение — «Дневной дозор»).

53. Все умрут, а я останусь — Валерия Гай Германика, 2008

Валерия Гай Германика/ПРОФИТ, 2008

Драма Валерии Гай Германики о проблемах взросления среди подростков, нашумела в программе дебютов в Каннах. Именно этот фильм сделал в то время 24-летнюю Валерию настоящей звездой, хотя и остался до сегоняшнего дня ее единственной яркой работой в кино.

52. Они сражались за Родину — Сергей Бондарчук, 1975

Сергей Бондарчук/Мосфильм, 1975

Экранизация одноименного романа Михаила Шолохова была сделана оскароносным Бондарчуком. Фильм о подвигах советских войск во время Второй мировой войны вышел к 30-летию Победы и стал своего рода классикой в этом жанре.

51. Доживем до понедельника — Станислав Ростоцкий, 1968

Станислав Ростоцкий/Киностудия имени Горького, 1968

В фильме показаны три дня из жизни обычной советской школы на фоне любовной истории между новой молодой учительницей и старым преподавателем. Картина признана лучшим фильмом года, получила главный приз Московского кинофестиваля и даже госпремию СССР.

50. Берегись автомобиля — Эльдар Рязанов, 1966

Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1966

Юрий Деточкин — советский Робин Гуд. Он угоняет автомобили у разбогатевших незаконным путем, продает их и отдает деньги детским домам. Следователь раскрывает преступление, но узнав о благородных целях Деточкина, не в силах арестовать угонщика.

Один из самых популярных советских фильмов показывает идеал советского гражданина, для которого совесть и социальное равенство превыше всего.

49. Свой среди чужих, чужой среди своих — Никита Михалков, 1974

Никита Михалков/Мосфильм, 1974

Советский вестерн о конце гражданской войны. Бывшим красноармейцам, а ныне чекистам доверяют везти конфискованное у буржуев золото в Москву, но его грабят сначала белогвардейцы, а потом бандиты.

Дебютная режиссерская работа Никиты Михалкова уже считается классикой кинематографа. Она участвовала в нескольких международных фестивалях.

48. Лето — Кирилл Серебренников, 2018

Кирилл Серебренников/Hype Film, 2018

Байопик о культовом рокере Викторе Цое и советской андеграундной культуре. Фильм получил приз Каннского фестиваля за лучший саундтрек. Драму фильма дополняет драма создания — режиссер Кирилл Серебренников заканчивал работу над картиной будучи под домашним арестом за дело о денежном хищении.

47. Невероятные приключения итальянцев в России — Эльдар Рязанов, Франко Проспери, 1974

Эльдар Рязанов, Франко Проспери/Мосфильм, 1974

Оказывается, в Петербурге огромное количество статуй львов. Чтобы найти, под какой именно зарыт клад, итальянские аферисты роют под всеми подряд. А всему виной пожилая русская эмигрантка, которая спрятала во время революции сокровища подо львом.

В фильме огромное количество спецэффектов, не уступающих голливудским для своего времени: тут и взрыв бензоколонки, и гонки на машинах. Без каскадеров актеры прыгали через разводящийся мост в Петербурге и спускались по связанным простыням из окна многоэтажного здания.

46. Служили два товарища — Евгений Карелов, 1968

Евгений Карелов/Мосфильм, 1968

Один из лучших фильмов о Гражданской войне в России, который даже учителя истории советуют смотреть. Отряд белогвардейцев окружен в Крыму Красной Армией. Командир поручает двум красноармейцам снять на кинокамеру с воздуха расположение белых, но их аэроплан падает и они попадают в плен.

45. Вий — Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967

Константин Ершов, Георгий Кропачёв/Мосфильм, 1967

Советские хоррор-фильмы можно пересчитать по пальцам одной руки. Но от просмотра «Вия» вы рискуете поседеть, прямо как персонаж в конце фильма. В основу легла повесть Николая Гоголя, в которой студента духовной семинарии отправляют читать ночные молитвы над умершей красавицей. Правда, девушка оказывается ведьмой и в первую же ночь встает из гроба.

44. Летят журавли — Михаил Калатозов, оп. Сергей Урусевский, 1957

Влюбленные гуляют по Москве до поздней ночи, а утром обнаруживают, что началась Вторая мировая война. Парня вызывают на фронт, а девушка остается в Москве и выходит замуж за другого. Не советуем смотреть этот трагический фильм особо впечатлительным — жюри в Каннах в 1958 году рыдало так, что присудило ему “Золотую пальмовую ветвь”.

43. Тихий дон — Сергей Герасимов, 1958

Сергей Герасимов/Киностудия имени Горького, 1958

Если вы не прочитали четырехтомную эпопею Михаила Шолохова о Гражданской войне в России, которую даже называют «Войной и миром» XX века — то вам непременно нужно посмотреть эту экранизацию. Революция перевернула привычный мир вверх дном. Брат идет войной на брата, а главный герой мечется между белыми и красными, между женой и любовницей. Тут и любовь, и предательство, и смерть. Очень захватывающе.

42. Мимино — Георгий Данелия, 1978

Георгий Данелия/Мосфильм, 1978

Грузин по прозвищу Мимино трудится летчиком на местных авиалиниях, но мечтает летать по всему миру, а заодно и завоевать сердце красивой стюардессы из “большой авиации”. Осуществив мечту, герой начинает тосковать по родине.

Колорит советской Грузии покорил все СССР и невероятными видами, и героями и песней “Чито-гврито, чито-маргалито”, которую поют до сих пор.

41. Нелюбовь — Андрей Звягинцев, 2017

Последний на данный момент фильм Звягинцева собрал в копилку режиссера специальный приз от жюри Каннского фестиваля, приз Европейской киноакадемии за лучшую операторскую работу и музыку к фильму, номинацию на Оскар и Золотой Глобус. В основе сценария — драматическая история семьи с полным отсутствием взаимоуважения, приведшего к побегу ребенка-подростка.

40. Октябрь — Сергей Эйзенштейн, 1927

Кадры взятия матросами Зимнего дворца из этого фильма часто выдают за архивные. Немного приукрасив действительность, Эйзенштейн показывает свержение царской власти и установление власти большевиков. Это настоящий киногимн Октябрьской революции, интерес к которой вновь возник в прошлом году по случаю 100-летнего юбилея.

39. Приключения электроника (сериал) — Константин Бромберг, 1980

Константин Бромберг/Одесская киностудия, 1980

Каждый ребенок мечтает о близнеце, который бы ходил за него на экзамены. И у мальчика Сережи Сыроежкина появляется двойник — робот Электроник, который очень много знает. Но попав в мир людей, Электроник расстраивается, что ему самому не стать человеком. Один из самых популярных детских фильмов, подаривший еще и прекрасные песни, одна из них — «Крылатые качели» — стала культовой.

38. Страна глухих — Валерий Тодоровский, 1998

Валерий Тодоровский/Киностудия имени Горького, 1998

Парень Риты задолжал бандитам деньги и скрылся, оставив ее как залог. Ее спасает и дает приют глухая стриптизерша, которая мечтает уехать далеко-далеко в заветную и справедливую «страну глухих».

Один из первых и до сих пор редких в России фильмов, поднимающих тему особенностей развития, полюбился зрителям благодаря отличному актерскому дуэту Дины Корзун и Чулпан Хаматовой.

37. Самая обаятельная и привлекательная — Геральд Бежанов, 1985

Геральд Бежанов/Мосфильм, 1985

Инженеру Наде уже за 30, и она переживает, что еще не замужем. Школьная подруга Сусанна решает помочь ей — достать модные наряды у спекулянта и обучить методам «научного обольщения». Но главное — это аутотренинг, в ходе которого нужно ежедневно убеждать себя, что «я самая обаятельная и привлекательная». Посмотрите, что получается из этой авантюры в одном из самых популярных комедийных фильмов эпохи перестройки.

36. А зори здесь тихие — Станислав Ростоцкий, 1972

Станислав Ростоцкий/Киностудия имени Горького, 1972

Еще один пронзительный фильм о Второй мировой войне, снятый по одноименной повести Бориса Васильева. Это история пяти юных девушек с очень разными судьбами — всех их объединила война. Под руководством своего командира они, рискуя жизнью, выслеживают фашистов в лесах и болотах .

35. Белое солнце пустыни — Владимир Мотыль, 1970

Владимир Мотыль/Мосфильм, 1970

Юг страны, Каспийское море, только что закончилась Гражданская война. Красноармеец Сухов через пустыню идет пешком домой к любимой жене. Но вдруг он натыкается на человека, закопанного по шею в песок бандитами, решает спасти его, а заодно и женщин из гарема другого бандита. Этот первый советский вестерн прославился благодаря актерской игре и мастерским диалогам — многие цитаты из фильма можно услышать и сегодня.

34. Джентльмены удачи — Александр Серый, 1971

Александр Серый/Мосфильм, 1971

Воспитатель в детском саду оказывается слишком похож на опасного бандита и именно поэтому полиция просит его о помощи в расследовании кражи золотого шлема Александра Македонского. Но для этого кроткому воспитателю надо вжиться в преступную банду и даже устроить побег из тюрьмы. Гениальная актерская игра и авантюрный сюжет вывели фильм в лидеры проката.

33. Я шагаю по москве — Георгий Данелия, 1964

Георгий Данелия/Мосфильм, 1964

Одноименная песня из фильма стала едва ли не популярнее самого фильма и является одной из самых исполняемых и сегодня. Картина родилась из одной сцены, придуманной сценаристом — девушка идет по прекрасной Москве под дождем, а рядом с ней едет парень на велосипеде. Оттепель, большая московская стройка и большие надежды. Фильм стал и актерским дебютом для будущего оскароносного режиссера Никиты Михалкова.

32. Гараж — Эльдар Рязанов, 1979

Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1979

На собрании гаражного кооператива подняли животрепещущий вопрос — кого-то придется лишить гаража, потому что на этом месте будет построено шоссе. В разгар бурного обсуждения оказывается, что члены собрания заперты в помещении — им всю ночь придется провести под одной крышей. Исповеди случайных заключенных — в трогательной комедии Эльдара Рязанова, ставшей классикой, и при этом снятой полностью всего за 24 дня.

31. Груз 200 — Алексей Балабанов, 2007

Алексей Балабанов/Кинокомпания «СТВ», 2007

Капитан милиции Журов насилует девушку и приковывает ее наручниками к кровати. Следить за пленницей оставляет свою сумасшедшую мать. В это время из Афганистана прибывают цинковые гробы с погибшими на войне солдатами, но их даже некому похоронить.

Фильм-участник Венецианского фестиваля наполнен насилием и трупами, но при этом основан на реальных событиях. Многие актеры даже отказывались от съемок, а в кинотеатрах фильм снимали с проката.

30. Место встречи изменить нельзя (сериал) — Станислав Говорухин, 1979

Станислав Говорухин/Одесская киностудия, 1979

Оператор фильма вспоминал, что во время показа сериала по телевизору в СССР снижалась преступность. Вся страна, не отрываясь, следила за тем, как сотрудники уголовного розыска Глеб Жеглов (его исполнил Владимир Высоцкий) и Владимир Шарапов гонялись за преступниками в молодой советской стране. Героев можно считать Холмсом и Ватсоном своих дней.

29. Вокзал для двоих — Эльдар Рязанов, 1982

Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1982

Знаменитая актриса Людмила Гурченко играет здесь хамоватую официантку в кафе на железнодорожной станции. Ее единственный ухажер — проводник проходящего поезда, с которым они встречаются в купе вагона. Но вот в ее жизни появляется новый, интересный мужчина, который волей случая застрял на ее станции. Фильм — участник многочисленных европейских фестивалей, отметился и был тепло принят в Каннах.

28. В бой идут одни старики — Леонид Быков, 1974

Леонид Быков/Киностудия имени А. Довженко, 1974

Что делают летчики-истребители в перерывах между боевыми вылетами? Живут обычной жизнью. Влюбляются, ждут писем из дома и даже создают самодеятельный оркестр. В фильме впервые была исполнена популярная и сейчас фронтовая песня «Смуглянка».

27. Иван Васильевич меняет профессию — Леонид Гайдай, 1973

Леонид Гайдай/Мосфильм, 1973

Инженер Шурик создал машину времени и случайно перенес царя Ивана Грозного в СССР. В то же время человека очень похожего на царя и мошенника, грабящего соседнюю квартиру, случайно отправил в суровое средневековье. Комедия снята по мотивам малоизвестной пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» и, как и многие комедии легендарного Гайдая, была лидером проката.

26. Офицеры — Владимир Роговой, 1971

Владимир Роговой/Киностудия имени Горького, 1971

Это фильм о честолюбии, долге и любви, рассказывающий историю одной семьи, в которой мужчины каждого поколения попадают на разные войны. «Есть такая профессия — родину защищать», — фраза из фильма, ставшая крылатой. Почти в каждой советской семье кто-то служил в армии, поэтому это были не пустые слова для многих людей.

25. Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен — Элем Климов, 1964

Вы когда-нибудь были в пионерском лагере? Посмотрите этот фильм и вам покажется, что были. Игра в карты, пока вожатые не видят, настоящая дружба и проказы изобретательных детей. И самое главное — подготовка самодеятельности к родительскому дню. Семейная комедия над которой смеются и сегодня.

24. Баллада о солдате — Григорий Чухрай, 1959

Григорий Чухрай/Мосфильм, 1959

Отличившегося в бою молодого солдата отпускают повидать мать. Он долго едет домой, встречая на своем пути разных людей и первую любовь. Сложно сдержать слезы, видя сцену, как солдат обнимает мать и как она провожает его обратно на фронт, не зная, суждено ли ему вернуться оттуда… Еще одно сильное кино о Второй мировой войне.

23. Девчата — Юрий Чулюкин, 1961

Юрий Чулюкин/Мосфильм, 1961

Комедия о поварихе Тоське, которая влюбляется в главного бабника на советской стройке. Оба гордые, так что при взаимной симпатии ни один не хочет делать шаг навстречу друг другу. Фильм, прославляющий рабочий класс и лелеящий мечту о “светлом будущем”, стал классикой на все времена. Кроме того, из него можно узнать, сколько блюд можно приготовить из картошки.

22. Операция «Ы» и другие приключения Шурика — Леонид Гайдай, 1965

Леонид Гайдай/Мосфильм, 1965

Студент Шурик постоянно попадает в передряги. На стройке, где он подрабатывает, ему приходится отбиваться от проделок хулигана. Во время сессии он настолько зомбирован учебниками, что не види происходящего вокруг. Наконец, случайно он становится свидетелем преступной операции трех жуликов.

Шурик — всенародно любимый в СССР герой, собирательный образ примерного студента и комсомольца. Юмор Гайдая не устаревает даже сейчас, а фразы героев знает, вероятно, каждый второй россиянин.

21. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика — Леонид Гайдай, 1967

Леонид Гайдай/Мосфильм, 1967

Это продолжение приключений народного героя Шурика, в котором он отправляется в экспедицию на Кавказ собирать местные обычаи и тосты. Местные отказываются рассказывать тосты, пока Шурик не выпьет с ними, а однажды ему даже предлагают понаблюдать за самым интересным обычаем — кражей невесты, который оказывается вовсе не инсценировкой.

Еще одна любимая советская комедия, породившая мем об образцовой девушке СССР, которая должна быть «студенткой, комсомолкой и просто красавицей».

20. Любовь и голуби — Владимир Меньшов, 1984

Владимир Меньшов/Мосфильм, 1984

Мечтали побывать в русской деревне? Тогда эта любимая многими русскими комедия для вас! Мечтательный отец семейства уезжает из родной деревни в санаторий, где встречает интеллигентную даму (Людмила Гурченко), очарованную его провинциальной непосредственностью. Но вне курорта дамочка понимает, что можно вывезти человека из деревни, но деревню из человека — никогда.

19. Зеркало — Андрей Тарковский, 1974

Андрей Тарковский/Мосфильм, 1974

Одна из ключевых работ в фильмографии культового режиссера Тарковского, фильм-воспоминание. В картине он показывает фрагментарные сцены из собственного детства: деревенский дом, мать, взросление, войну. Фильм сопровождается стихами советского поэта Арсения Тарковского, отца режиссера.

18. Карнавальная ночь — Эльдар Рязанов, 1956

Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1956

Молодые работники Дома культуры репетируют новогодний вечер и всячески издеваются над директором, который пытается превратить карнавал в скучное казенное мероприятие. Самый кассовый фильм 1956 года и триумфальный кино-дебют режиссера Эльдара Рязанова и актрисы Людмилы Гурченко, который подарил стране одну из самых популярных новогодних песен «5 минут». Лента была и ежегодным телеразвлечением, пока не появился фильм №1 нашего списка.

17. Семнадцать мгновений весны (сериал) — Татьяна Лиознова, 1973

Татьяна Лиознова/Киностудия имени Горького, 1973

Советский разведчик внедряется в высшие эшелоны СС нацистской Германии под фамилией Штирлиц. За судьбой главного героя весь Советский Союз наблюдал с трепетом и обливался слезами над сценой, когда Штирлиц встречается со своей женой после долгих лет разлуки, но чтобы не выдать себя, даже не может взглянуть на нее. Штирлиц стал народным героем, а его имя нарицательным, породив огромное количество мемов и шуток.

16. Покровские ворота — Михаил Козаков, 1983

Михаил Козаков/Мосфильм, 1983

Веселый парень Костик приезжает в Москву учиться и останавливается в коммунальной квартире своей тети, взрывая своей беспечностью и жизнелюбием жизнь ее обитателей-интеллигентов… Фразы ярких героев фильма разошлись на цитаты, а саму комедию можно считать своего рода гимном Москве.

15. Служебный роман — Эльдар Рязанов, 1977

Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1977

Руководить большого предприятия Людмила Прокофьевна так привыкла быть жесткой и одеваться в строгие костюмы, что, кажется, даже забыла, что она молодая привлекательная, но все еще одинокая женщина. Интрига начинается тогда, когда один из сотрудников на спор решает закрутить с ней роман, в надежде подняться по карьерной лестнице, но всерьез влюбляется в босса. Романтическая комедия о советском «офисном планктоне» стала лидером проката в год выхода и одним из часто показываемых фильмов по ТВ сегодня.

14. Д’Артаньян и три мушкетёра — Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1978

Георгий Юнгвальд-Хилькевич/Одесская киностудия, 1978

Непонятно, что советские дети любили больше — роман Дюма или эту экранизацию, сделавшую актера Михаила Боярского вечным Д’Артаньяном. В трехсерийном фильме прекрасный актерский состав и песни, вошедшие в народ. Кстати, фильм с французским антуражем советская киностудия ухитрилась полностью снять на Украине, во Львове и Одессе.

13. Утомленные солнцем — Никита Михалков, 1994

Внезапно пропавший после Гражданской войны в России Митя появляется в доме своей бывшей возлюбленной Маруси в страшные годы сталинских репрессий. Она замужем за советским офицером, и еще не знает, что ее старая любовь пришла, чтобы погубить новую…

Это еще один российский фильм-обладатель Оскара, многослойная психологическая драма. События разворачиваются на фоне щемящих душу звуков танго «Утомленное солнце».

12. Двенадцать стульев — Леонид Гайдай, 1971

Леонид Гайдай/Мосфильм, 1971

Обаятельный авантюрист Остап Бендер ищет бриллианты, которые на смертном одре спрятала в одном из стульев старинного гарнитура теща его случайного знакомого. Сложность в том, что стулья распроданы по одному на аукционе и разъехались по всей стране…

Эта комедийная экранизация романа соавторов-юмористов Ильи Ильфа и Евгения Петрова стала культовой постановкой во многом благодаря таланту исполнителя роли Бендера Арчилу Гомиашвили, а знаменитые фразы героев памятны до сих пор.

11. Бриллиантовая рука — Леонид Гайдай, 1969

Контрабандисты по ошибке подкладывают драгоценности в гипс не того человека, а потом пытаются поймать ничего не подозревающего добропорядочного семьянина. Молодой Андрей Миронов проснулся всесоюзно знаменитым после премьеры этой комедии. Фильм посмотрело рекордные по тому времени 76.7 миллионов человек.

10. Собачье сердце — Владимир Бортко, 1988

Владимир Бортко/Ленфильм, 1988

Что будет, если пересадить собаке мозг человека? Советский профессор Преображенский решил попробовать. Получившийся из этого эксперимента товарищ Шариков очень похож на человека, но ведет себя, как собака. Это экранизация стала едва ли не более популярной, чем известная повесть Михаила Булгакова.

9. Белорусский вокзал — Андрей Смирнов, 1971

Андрей Смирнов/Мосфильм, 1971

Боевые товарищи приезжают с фронта Второй мировой войны в Москву на Белорусский вокзал, и каждый идет своей дорогой. Вновь они встречаются только спустя четверть века — на похоронах своего товарища.

Это один из самых душещипательных фильмов о войне, где впервые прозвучала песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа», остающаяся невероятно популярной и сегодня.

8. Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (сериал) — Игорь Масленников, 1979-86

Игорь Масленников/Ленфильм, 1979

Советская экранизация Конан Дойля — одна из лучших во всем мире, даже по признанию британских критиков. Актер Василий Ливанов был награжден орденом Британской империи за роль легендарного сыщика. Скульптура Холмса и Ватсона в исполнении советских актеров была установлена у Британского посольства в Москве.

7. Сталкер — Андрей Тарковский, 1979

Главный герой по прозвищу Сталкер зарабатывает на жизнь тем, что водит людей в закрытую аномальную Зону, образовавшуюся после падения метеорита. Как-то раз к нему обращаются Профессор и Писатель с просьбой проводить их туда. Сталкер соглашается, но даже не догадывается, какие планы у этих обычных на первый взгляд людей…

Фильм-притча основан на фантастической повести «Пикник на обочине» Братьев Стругацких, которые работали и над сценарием. Это один из самых популярных лент легендарного режиссера.

6. «Ёжик в тумане» — Юрий Норштейн, 1975

Философский мультфильм для детей и взрослых о ежике, который заблудился в тумане, упал в реку, но течение вынесло его в нужное место, завораживает и сегодня. В 2003 году в Токио эту работу Норштейна признали лучшим анимационным фильмом всех времен.

5. Москва слезам не верит — Владимир Меньшов, 1980

Владимир Меньшов/Мосфильм, 1980

Девушка из провинции приезжает в Москву и притворяется профессорской дочкой; беременеет от коренного москвича из интеллигентной семьи, но брак не складывается. Ребенка ей приходится воспитывать одной, параллельно работая и получая образования. Спустя 20 лет она становится директором большого предприятия. Фильм о том, как сбываются мечты, получил Оскар как «Лучший фильм на иностранном языке».

4. Бригада (сериал) — Алексей Сидоров, 2002

Алексей Сидоров/Аватар фильм, 2002

Четыре друга детства хотят легких денег и ввязываются в преступные махинации. Исполнителю главной роли, Сергею Безрукову, пришлось сыграть после этого сериала еще много ролей, прежде чем его перестали ассоциировать исключительно с бандитом Сашей Белым. “Бригада” — это «Крестный отец» по-русски и, вероятно, самый правдивый и атмосферный сериал о криминальных российских 1990-х.

3. Асса — Сергей Соловьёв, 1987

Фильм о любви девушки криминального авторитета со случайно встреченным юношей стал настоящим символом горбачевской перестройки. Во многом этому поспособствовал саундтрек, записанный андеграундными советскими рок-группами, среди которых оказалась и легендарная «Кино» со своим хитом «Мы ждем перемен!»

2. Брат — Алексей Балабанов, 1997

История простого парня с принципами Данилы Багрова, который помогает брату, влипшему в неприятности с бандитами и беспределом — криминальные 1990-е в России выглядели именно так. В фильме, как и в вышедшей на десять лет раньше “Ассе”, собраны лучшие саундтреки того времени от популярных рок-групп.

1. Ирония судьбы, или с легким паром — Эльдар Рязанов, 1975

«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню,» — несколько раз повторяет в фильме главный герой Женя. В сознании россиян эта фраза ассоциируется с моментом, когда все идет забавно, но наперекосяк, а еще, конечно, с Новым годом. Ведь именно этот фильм показывают по ТВ каждый год 31 декабря с момента его релиза, развлекая нарезающих салаты хозяек. Жалоб, что фильм надоел, не слышно.

Оцените статью
ActualBeauty