Отрывок из книги сценариста Памелы Дуглас — о том, как сериалы выходят на экран
«Искусство сериала»: Как придумывают и выпускают новые серии Отрывок из книги сценариста Памелы Дуглас — о том, как сериалы выходят на экран
В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга американской сценаристки Памелы Дуглас «Искусство сериала: Как стать успешным автором на TV» — о том, как устроено производство сериалов и как создавать востребованные сценарии для теленовелл. The Village публикует отрывок о том, что происходит в процессе производства сериала и после выхода первых эпизодов.
«Чужой» был задуман как аллегория изнасилования и мог иметь щупальца, а Рипли могла стать мужчиной.
Зарождение идеи
Дэн О’Бэннон пришёл в кино в начале семидесятых с черной НФ-комедией «Темная звезда», которую снял с тогда ещё новичком Джоном Карпентером как дипломный проект для киношколы. Карпентер был режиссёром, а О`Бэннон занимался сценарием, монтажом, спецэффектами и сыграл одну из ролей. «Тёмная звезда» была в некотором роде предтечей «Чужого»: она рассказывала об экипаже космонавтов, который борется за выживание в открытом космосе. Картину случайно увидел продюсер Джек Харрис и выделил денег на досъёмку нескольких сцен, чтобы выпустить фильм в широкий прокат. Как позже шутил О`Бэннон, лучшая в мире студенческая картина стала худшим в мире профессиональным фильмом.
Тем не менее «Тёмная звезда» дала толчок кинокарьерам Карпентера и О`Бэннона. Дэну предложил сотрудничество начинающий автор Рональд Шусетт, который купил права на адаптацию рассказа Филипа Дика «Из глубин памяти». О’Бэннон взялся написать сценарий, на основе которого спустя шестнадцать лет и после ряда переделок Пол Верховен снял знаменитый «Вспомнить всё». Заодно Дэн поделился с Шусеттом своей мечтой: снять продолжение «Тёмной звезды», но уже в серьёзной манере.
«Тёмная звезда»: комедийный прототип «Чужого». На переднем плане — сам О’Бэннон.
Источниками вдохновения для О`Бэннона служили ленты «Нечто из другого мира» (отсюда — агрессивный инопланетянин), «Запретная планета» (отсюда — корабль, получающий сигнал с опасной планеты), и «Планета вампиров» (здесь герои тоже обнаруживают гигантский скелет инопланетянина). О’Бэннон также упоминал, что вдохновлялся рассказом Клиффорда Саймака «Свалка», в котором экипаж приземляется на астероид и обнаруживает контейнер с яйцами.
Уже 27 сентября в 21:20 на телеканале "Россия 1" состоится премьера главного детектива осени – многосерийного фильма "Шуша". Актриса Анастасия Панина предстанет в роли эксперта-криминалиста Александры Ладыниной, которой по плечу раскрытие любого преступления.
2. Нескучные будни криминалиста
Каждые две серии Александре Игоревне Ладыниной приходится ломать голову над раскрытием нового запутанного дела. Она появляется на месте происшествия одной из первых, чтобы собрать улики и по крупицам воссоздать картину преступления. Отпечатки пальцев, капли крови, необычная пыль, земля на обуви жертвы — все важно учесть, ведь в деле ценна каждая мелочь.
"Она ищет улики словно человек-невидимка. Любое неаккуратное движение может изменить картину преступления", — рассказывает Анастасия Панина.
Создатели сериала "Шуша" изнутри показывают профессию криминалиста. Каждый день Ладыниной приходится искать ключи к невидимым замкам, собирая подсказки, которые могут помочь только ей.
Проигранное место (2018), Россия, жанр – ужасы, триллер, режиссер Надежда Михалкова, в ролях Алексей Дякин, Анна Михалкова. О чем фильм: Страшная история о проигранном месте вдруг становится причиной смерти подростков.
Как работают кресты вдоль дороги
Итак, кресты воль дорог. Зачем это делают родственники, я не знаю. Что за прикол отмечать место гибели близкого человека? Кто это, вообще, придумал? Почему не придумали вешать венки на больницах, на домах, в общем, на всех тех местах, где вдруг умер какой-то человек?
Второе — кресты у дороги, возможно, действительно заставляют кое-каких водителей вести себя за рулем более сдержано. Но скорее только тех, кто и без того старается соблюдать все правила. А вот для иных крест может сработать как катализатор собственной печальной судьбы. Кому-то этот крест покажется предсказанием смерти, вот и программа, которая начинает работать.
В-третьих, такие места именно из-за скорбного отношения окружающих притягивают нечисть, а уж та вполне способна подстроить какую-нибудь неприятность. И последнее, крест на дороге может порой работает как спонтанная некромагия, образуя вокруг негативное пространство, как на кладбище. А уж отсюда и до всяких дурных происшествий в дороге недалеко.
Кадр из фильма «Проигранное место»
Если вы уже посмотрели фильм «Мой создатель», но разобрались не во всём, прочитайте подробные описание, разбор и объяснение сюжета и концовки.
Как автор фильма «Мой создатель» — режиссёр и сценарист Гэвин Ротери — объясняет сюжет и концовку
Свежее в разделе
10 Комментарии
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена
Надмозги, как всегда перевели название фильма по-своему. "Твой создатель." Что никак не отражает смысл фильма и главный посыл. Ну надо же, как неожиданно. Похоже, тот, кто придумывал название для проката, смотрел только трейлер.
Есть и еще одна глубокая тема. Главный герой верит и живет в происходящем. Не говорит ли нам режиссер, что все вокруг может быть иллюзией, созданной вашим собственным сознанием? Программой некого архива? Эдакий посыл в состояние современной физики.
Да, это так и есть, каждый человек живет в своей копии вселенной, после его смерти вселенная также умирает
А вдруг,мы все живем в надуманном мире и не осознаем это.
Я думаю было верное решение в конце всего отснятого, сделать концовку более трагичнее где умер Джордж, а не его жена
Это концовка менее а не более трагичная
А я все время думал что прорыв на базу это затея j3 чтобы остаться в живых и в конце она говорит не бери трубку чтобы Джородж не узнал правду что j3 не получила разум жены. как можно было догадаться какая концовка когда фильм всегда шел по одном направлении а оказалось все наоборот.
А я думал что это возможно J 2 залила свою память в тот саркофаг, и потом все инсценировала. Но конец фильма меня зацепил, когда услышал ребенка то вообще поплыл, глаза вспотели, Костик 32 годика)))
ХОЧЕТСЯ ЕЩЕ РАЗ ТЕПЕРЬ ПЕРЕСМОТРЕТЬ, НО УЖЕ ОСМЫСЛЕННО)) А ТО КАК-ТО НУДНО БЫЛО, ЧЕМ-ТО ПОХОЖЕ НА ПОЛОВИНУ ФИЛЬМА "ИЗ МАШИНЫ".
А У МЕНЯ ВОПРОС ПРО ВСЯКИЕ СБОИ В РАБОТЕ? ЭТО ЧТО? ГЛЮКИ ПРОГРАММЫ? И КТО БЫЛ ЧЕЛОЕК, КОТОРЫЙ ПЕРЕДАЛ ФОТО И ТРЕВОЖНЫЙ ЧЕМОДАНЧИК? ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЛО? ТАМ ВЕДЬ ТОЖЕ БЫЛА ДЕВУШКА С ЗОНТИКОМ, НО ЭТО БЫЛО НЕ ПЕРЕД ЧЪЕЙ СМЕРТЬЮ. вООБЩЕ КОНЦОВКА, КОТОРУЮ ПЕРЕДЕЛАЛИ, ОКАЗАЛАСЬ КУДА УЧДАЧНЕЕ, ТАК КАК ПОСЛЕ ФИЛЬМА ЕЩЕ ДОЛГО НЕ ОТПУСКАЮТ МЫСЛИ И ТАКОЕ — НА ПОДУМАТЬ.
"оба домашних компьютера Ротери одновременно вышли из строя — и он потерял абсолютно всю информацию, хранившуюся на жёстких дисках".
И кто ему доктор? Если у меня погибнет вся техника, у меня останутся ДВА ВНЕШНИХ НАКОПИТЕЛЯ, со всей нужной мне информацией. Поразительно, что человек такого уровня был столь беспечен.
"Мелвин и Синклер существуют только в воображении главного героя — и именно поэтому во время звонка в техническую поддержку он не может получить информацию о сотрудниках."
Вот только тут некоторый прокол. Синклер вполне себе реальный чел, который в конце провожает его жену.
Было бы интереснее, если бы корпорация обманом в гибели жены изолировала Джорджа в лаборатории для полной реализации его гения в стремлении ее "оживить". Что он и сделал.
Жену тоже обманули, что он погиб. Они оба одураченные общались друг с другом живыми через черный ящик.
Только тогда не понятно, откуда он взял сознание жены.
Есть слова, а истории нет. Знакомо? Тогда читайте: пост про то, как писать, когда не можешь придумать толковое повествование. Вы узнаете, с чего начинать работу над рукописью без стартового замысла, где искать сюжеты, и как сделать из бессюжетного текста роман.
Ищем сюжет для романа: как придумывать истории, если фантазия молчит
Есть слова, а истории нет. Знакомо? Тогда читайте: пост про то, как написать книгу, когда фантазия не работает. Вы узнаете, с чего начинать работу над рукописью без стартового замысла, где искать сюжеты, и как сделать из бессюжетного текста роман.
Авторы бывают разные: одни умелые рассказчики, другие – прекрасные стилисты, третьи (и эти самые счастливые) обладают и даром сочинительства, и литературным талантом. Чаще всего издатель сталкивается с первым типом авторов — хорошими рассказчиками и придумщиками: они сочиняют захватывающие истории с лихо закрученным сюжетом, но не всегда могут эти истории толково изложить и облечь в литературную форму. Однако им на помощь могут прийти литературные редакторы и бета-ридеры.
Вот второму типу авторов, способных хорошо писать, но не генерировать сюжеты, литературный редактор не поможет. А таких авторов пруд пруди, и сталкиваются они с одной и той же проблемой: им кажется, что у них нет истории. Есть слова и есть талант, есть яркие образы, меткие фразы, удачные обороты речи, но нет истории. Такие авторы годами вынашивают замыслы, мучаются, пытаясь придумать сюжет большого романа, но так и не двигаются с места. А ведь для жанровой литературы сюжет – это основа основ, без сюжета не будет произведения. Вот авторы и мучаются, а ведь выход из ступора рядом: только протяни руку, и вот он, выход.
Как придумывали истории знаменитые писатели
Рэй Брэдбери сочинял рассказы, опираясь на список существительных, каждое слово в котором вызывало у автора воспоминания, ассоциации, детские впечатления: он начинал писать, и история рождалась сама собой.
Стивен Кинг сочинял (и сочиняет) истории, которые можно свести к формуле «А что если»: то есть формулируется невероятное допущение, а затем описывается поведение людей в созданной ситуации.
Эрнест Хемингуэй, по его собственному выражению, «писал правду» и начинал с самой правдивой фразы, а затем рождались герои и события.
Лев Толстой при создании крупных произведений охотно пользовался дневниками (причем не только своими), случаями из жизни.
Фёдор Достоевский пользовался газетными хрониками.
Антон Чехов описывал сценки из жизни.
И в заключение этого краткого обзора методов работы известных писателей вспомним слова Анны Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора / растут стихи, не ведая стыда! /Как желтый одуванчик у забора, / как лопухи и лебеда. / Сердитый окрик, дёгтя запах свежий. / Таинственная плесень на стене… / И стих уже звучит, задорен, нежен, / на радость вам и мне». То есть литературным текстом может стать все, что угодно. И историю можно найти везде.
Выдуманные истории: сюжетные формулы
Первое, что мы предлагаем сделать – это воспользоваться сюжетной формулой. Внимание: речь не идет о сюжетных архетипах, к которым любой автор тоже может смело обратиться. Нет, мы говорим о более простых приемах: о формулах построения сюжета. Они лаконичны и легко запоминаются. По ним можно писать, как большие романы, так и короткие рассказы. Ниже приведены варианты развития сюжета. Но прежде мы скажем о том, какие ингредиенты обязательно должны быть добавлены в рецепт удачной истории (особенно если речь идет о жанровой литературе):
Неординарный герой + неординарные обстоятельства
Для иллюстрации упомянем Д’Артаньяна, Гарри Поттера, Шерлока Холмса, Ниро Вульфа.
Неординарный герой может быть заменен на самого заурядного: тем сильнее будет эффект от столкновения с обстоятельствами, выходящими за рамки обычного. «Неординарные обстоятельства» могут быть заменены на необычные мотивы, которыми руководствуется главный герой, умозаключения, к которым он приходит, встречи, условия и т.д.
Итак, берем героя (заурядного или неординарного), придумываем необычные обстоятельства и пишем историю по сюжетной формуле:
- Кто-то сделал что-то, и получилось вот что.
- Произошло вот это, и кто-то стал делать это, а кто-то вот это.
- Кто-то отправился куда-то, встретил тех-то и узнал вот это.
- Кто-то встретил (как вариант — полюбил) кого-то, и все перевернулось. Инверсированный вариант: кто-то потерял кого-то, и началось.
- Кто-то попал куда-то и пытается вернуться обратно.
Эти формулы не исчерпывают все возможные варианты построения сюжета: фабульное многообразие намного богаче, но начать мы предлагаем с одной из этих формул, потому что они не задают четких тематических рамок, позволяя автору двигаться в любом направлении. Например, бизнесмен встречает на закрытой вечернике супермена, который посвятил его в большие тайны мирового закулисья, что позволило герою совершить множество подвигов и спасти мир. Или мужчина среднего возраста, интеллигент и мыслитель, в попытках преодолеть экзистенциальный кризис отправляется в пешее путешествие по Алтайскому краю, там он встречает мудрых старцев и простых жителей захолустных деревень, цельных и гармоничных, герой сталкивается с трудностями, познает себя и обретает мир в душе. Или: ёжик встречает на лесной тропе лисёнка и они становятся друзьями, поскольку выясняется, что каждый любит осень: ёж за урожай, лис за торжество рыжего цвета… Варианты могут быть любые.
С чего начать писать, если замысла нет
Итак, с чего начать? Допустим, у автора нет желания следовать готовой формуле, сюжетному архетипу, он хочет нащупать свой путь. Что ж, садимся и пишем.
- Даем себе установку создать вспомогательные фрагменты: описания места действия (как локальные, так и масштабные: от интерьера до создания картины мира), описание внешности и характера героев, лирические отступления (размышления автора на отвлеченную тему), диалоги.
- Обращаемся к собственному опыту: выбираем историю из жизни — своей, близких или далеких людей. История может быть глобальной, охватывающей жизни нескольких людей, семей, поколений (научный успех профессора Х, дореволюционная история семьи) или локальной (Как я вспахал поле/переплыл Волгу). Это могут быть сценки из жизни и даже пейзажные зарисовки.
- Если писать хочется, а история все равно не рождается, есть смысл попробовать одну из предложенных нами тем. Ниже мы приводим перечень историй, которые можно описать: выдумать или рассказать то, что произошло на самом деле. Этот перечень может быть бесконечным, мы с формальной целью ограничили его двумя десятками тем — если написать историю на каждую тему, в результате может получиться самостоятельное произведение, эдакое лирическое повествование, в центре которого будет рефлексирующий герой.
О чём можно написать:
- История первой любви.
- История борьбы с… (учителями, привычками, одноклассниками, ленью, системой).
- История семьи в трех поколениях.
- История одного человека во время большого потрясения (война, политический переворот, высадка на Луну, оттепель).
- История одной поздней весны.
- История о поиске себя.
- История своего появления на свет.
- История изобретения революционных вещей: джинсы, кока-кола, атомное оружие.
- История рождения и смерти.
- История о выпускном вечере (школа, колледж, институт).
- История своих первых денег.
- История апельсина из Марокко.
- История мужчины с седой бородой.
- История ждущей женщины.
- История о том, как первый раз покупал (мебель, телефон, билеты на самолет).
- История летнего отдыха.
- История книги на пыльной полке.
- История забытой детской игрушки.
- История первой дружбы.
- История одной печной трубы (топора, зубила, глиняного горшка, подковы).
Роман из бессюжетного текста
Казалось бы, какое может быть произведение из текста, в котором нет связного сюжета? Однако история мировой литературы XX века знает множество примеров если не абсолютно бессюжетных произведений, то таких, в которых фабула ослаблена, а история играет второстепенную роль. Как правило, речь идет о серьезной (высокой, качественной, интеллектуальной) прозе. К таким произведениям относятся «Уллис» Джеймса Джойса, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Хазарский словарь» Милорада Павича, тексты Марселя Пруста, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Жалобная книга» Антона Чехова. Здесь же уместно вспомнить автобиографические романы и путевые заметки, произведения, основанные на размышлениях, рассуждениях автора.
Соответственно, полноценное произведение может получиться из ряда эссе, объединенных общей идеей, темой, мощно звучащей в каждом отдельном бесфабульном фрагменте. Как вариант: повествование от первого лица, рассуждения о времени, поколении, текущем историческом моменте, человеческой природе – и все это, конечно, должно быть мало-мальски сдобрено сценками из жизни, наблюдениями за происходящим. В результате получится то, что литературовед Борис Томашевский называет «публицистическим» и собственно «бессюжетным романом».
Главное на этом этапе ‑ сесть и писать, не отрываясь, давая волю своей фантазии, ибо между автором и листом бумаги нет никаких преград: здесь он полноправный хозяин, способный сотворить жизнь на Юпитере и вывести формулу бессмертия. Пишите смелей, у вас обязательно получится!
Источники
- https://www.the-village.ru/weekend/books/267058-kniga
- https://www.mirf.ru/kino/kak-byl-sozdan-chuzhoy/
- https://smotrim.ru/article/2617546
- https://kinopoduglom.ru/pro-manyakov/proigrannoe-mesto-esli-syadesh-na-nego-nepremenno-umresh
- https://www.fatcatslim.ru/2020/07/moy-sozdatel-2020-razbor-i-obyasneniye-syuzheta-i-koncovki-spoyleryi.html
- https://pishi.pro/kak-napisat-knigu/syuzhet-dlya-romana-kak-pridumyvat-istorii-6022.html