Почему возникают проблемы с памятью не только у пожилых людей, но и у молодых? Что делать если память ухудшилась после перенесенного коронавируса? Какое лечение подобрать? Подробные ответы на эти вопросы ищите в нашей статье.
Проблемы с памятью: причины и лечение
Память играет для нас важную роль в повседневной жизни. Без этой функции головного мозга невозможно не только осуществлять профессиональную деятельность, но и даже решать простые бытовые задачи. Существует мнение, что проблемы с памятью (ментальные нарушения) характерны для людей пожилого возраста, но, к сожалению, они нередко встречаются и у людей молодого возраста. Ухудшение может носить как эпизодический, так и постоянный характер.
Память бывает краткосрочной и долгосрочной. Краткосрочная фиксирует текущие события и напоминает оперативную запоминающее устройство компьютера, т.е. фиксирует то, что необходимо в конкретный момент времени. В долгосрочной памяти хранится информация, накопленная за всю жизнь: воспоминания о детстве, родственниках, знания, накопленные во время обучения. Если информация, зафиксированная в краткосрочной памяти, повторяется много раз, она со временем фиксируется в долгосрочной памяти.
Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя. Чем раньше будут обнаружены нарушения в работе головного мозга, тем больше шансов восстановить его функцию.
Термином «старческий склероз» называют болезни, связанные с расстройством памяти у пожилых. На самом деле такого заболевания нет. К старости у многих людей развивается возрастная забывчивость. Ее причинами, кроме мозгового атеросклероза, являются деменцияпозднего возраста, болезни Альцгеймера и Пика.
Почему ухудшается память
Это замечают многие — с возрастом сложнее вспомнить, где вы оставили ключи или телефон. Имена и фамилии, которые раньше буквально всплывали в голове, приходится «вытягивать из памяти».
Майкл Яссы, невролог из Университета Джона Хопкинса(США) выяснил, что ухудшение памяти связано с процессами деградации в гиппокампе — этот отдел височной части мозга осуществляет оперативную обработку и хранение данных. Он схож с оперативной памятью и жесткими дисками компьютера: при необходимости человек отыскивает в мозговом «архиве» нужную информацию.
С возрастом мозгу это делать труднее. Это связано не с перенасыщением ресурса, а со снижением скорости и эффективности мозговых процессов. Атеросклероз сосудов вызывает ухудшение кровоснабжения тканей головного мозга и гибель мозговых клеток.
Нейроны в нервной ткани погибают и не восстанавливаются. Физиологическим причинами Майкл Яссы объясняет и склонность пожилых людей к ностальгии и воспоминаниям молодости. Мозгу легче выдавать имеющуюся информацию, чем обрабатывать новую, особенно кратковременную. Поэтому при склерозе легче вспомнить стихи Пушкина из школьной программы, чем остановку, на которой надо выйти из автобуса.
Что делать, если стала подводить память? На забывчивость жалуются многие: от молодых до пожилых людей.
Сначала это проявляется вроде бы в мелочах, но зачастую с возрастом проблема усугубляется, и в какой-то момент мы понимаем, что нам трудно на себя положиться, так много утекает, не удерживается, растворяется как будто в воздухе. И тут мы начинаем задумываться: это просто накопилась усталость и нужно съездить в отпуск, попить витаминки, или дело в чем-то более существенном? А вдруг провалы в памяти – признак заболевания? Давайте проанализируем, почему память может нас подводить и что с этим делать.
Сразу успокоим: очень редко ухудшение памяти вызвано тяжелой патологией мозга. Обычно все гораздо банальнее, а значит, и поправить ситуацию проще. Чтобы немного лучше разобраться в том, как работает память, нужно понимать, что бывают разные ее типы:
- Непосредственная память: нечто забывается моментально;
- Кратковременная память: удержание информации пол-минуты-минуту;
- Долговременная память: полученные сведения сохраняются в мозгу долгие годы;
- Скользящая память: информация удерживается столько, сколько человеку необходимо для ее использования, а потом стирается.
Когда причина – не заболевание
Рассмотрим основные причины, по которым работа мозга ухудшается и память может периодически отказывать.
- Нервное истощение, стрессовые ситуации, депрессия. Мы живем в нервозное время, когда полностью избежать стрессов просто невозможно. Негативное влияние на память оказывает постоянный, длительный стресс и депрессивные расстройства. Из-за того, что мозг сосредотачивается на беспокоящей проблеме, в остальных сферах жизни человек может стать рассеянным. Нужно стараться по возможности избегать долговременных воздействий каких-либо поражающих факторов, научиться справляться с тяжелыми ситуациями, обязательно обращаться к помощи специалистов (психологов, психотерапевтов, неврологов), если самостоятельно восстановиться не получается.
- Хроническая нехватка сна и связанное с этим истощение. Во сне мозг продолжает трудиться, перерабатывая полученную наяву информацию. Здоровый сон необходим для нормального восстановления всех функций организма, в том числе когнитивных. Обеспечив себе непрерывный ночной сон в течение 8 часов, вы не только станете более сконцентрированным и внимательным днем, но и легче сможете преодолевать стрессовые ситуации.
- Злоупотребление алкоголем, наркотиками. Алкоголь и наркотические средства ухудшают мыслительные способности, меняют восприятие окружающего мира. Поначалу пробелы в памяти могут быть минимальными, но при постоянном употреблении спиртных напитков и сильнодействующих веществ память страдает все больше и больше.
- Перенесенный общий наркоз, принятие ряда лекарственных препаратов (например, антидепрессантов, барбитуратов (фенобарбитал), седативных и других средств). Лекарства могут оказать временное влияние на работу мозга, вызвав ее ухудшение и, следовательно, некоторые проблемы запоминания. После прекращения приема препарата или по прошествии некоторого времени с момента операции под общим обезболиванием память обычно восстанавливается.
- Нехватка витаминов группы B (фолиевой, никотиновой кислот), важных питательных веществ, например, углеводов.
Когда причина – в болезни
В ряде случаев неполадки с памятью вызваны заболеваниями. Что это за состояния?
- Черепно-мозговые травмы, после которых человек может не помнить сам момент получения повреждения, так и события до и после него. В зависимости от тяжести перенесенной травмы различными могут быть и пробелы в памяти — от незначительных до серьезной амнезии.
- Атеросклероз сосудов мозга, при котором нарушается нормальное кровообращение и в том числе страдает память. При инсульте мозга доступ крови к участкам мозга и вовсе перекрывается, что приводит к серьезному сбою функционирования этих участков.
- Наличие различных внутренних патологий: сахарного диабета, заболеваний щитовидной железы, сердечной, дыхательной, почечной недостаточности. Тяжелые инфекции – энцефалит, менингит также приводят к ухудшению процессов запоминания.
- Дегенеративные процессы в мозгу у пожилых людей, например, болезнь Альцгеймера;
- Психиатрические заболевания, приводящие к деменции (выраженным нарушениям памяти).
Как можно поправить ситуацию: профилактика и лечение
Для начала нужно обратиться к неврологу, который выслушает все ваши жалобы, осмотрит и при необходимости направит на дополнительную диагностику. Дальнейшие действия и возможное лечение будут зависеть от первопричины нарушений памяти и будут индивидуально назначены доктором. В большинстве случаев нужна комплексная терапия, включающая прием лекарственных средств, витаминов, корректировку образа жизни, работу с психотерапевтом при депрессивных расстройствах и стрессовых ситуациях.
В качестве профилактики проблем с памятью и в целом для улучшения работы мозга полезно вести здоровый образ жизни, чередуя физическую активность и полноценный отдых, сбалансированно питаться, обязательно употребляя сложные углеводы и витамины группы В, не забывать пить достаточное количество чистой воды (обезвоживание негативно влияет на мозг). Кроме того, отличным решением будут регулярные тренировки памяти. Здесь может помочь учеба: полезно начать учить новый язык или осваивать какое-то новое умение, читать вслух литературу о том, чем вы ранее не интересовались. Важную информацию можно записывать, стоит вести дневник, а в конце дня вспоминать произошедшие события. Еще несколько упражнений на внимание:
- Ходить с закрытыми глазами;
- Делать обычные дела левой, а не правой рукой (если вы правша);
- Научиться печатать всеми 10-ю пальцами;
- Менять обстановку: осваивать новые места, общаться с разными людьми.
Чтобы уточнить цены на прием специалиста или другие вопросы пройдите по ссылкам ниже
Ребенок никак не может научиться читать. Не может запомнить алфавит и сидит часами, чтобы прочесть пару слов. Возможно у него дислексия. Симптомы дислексии и корректирующие упражнения
Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражнения
Дислексия — дислексии рознь. Поэтому мы отдельно пройдемся по каждой ее форме и дадим конкретные рекомендации.
1. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Возникает из-за нарушения формирования пространственно-зрительного представления о формах, величине и цвете предметов. Ребенок с оптической дислексией не может нарисовать букву по образцу или по памяти, не узнает ее и не может дорисовать к ней недостающие элементы при необходимости. Таким детям очень тяжело осваивать чтение и письмо, поэтому при обучении нужен особый подход.
Корректирующие упражнения
Здесь работаем над пространственно-зрительным восприятием и воображением.
Усаживаете ребенка к себе спиной и своим пальцем рисуете ему на спине букву. Так повторяете рисунок до тех пор, пока он не угадает букву.
Это упражнение хорошо развивает воображение через ощущения. Когда вы рисуете буквы на спине ребенка, в мозгу возникают образы, которые он привязывает к определенной букве, тем самым лучше запоминая ее.
Возьмите спички и выложите из них несколько букв. Много сразу не делайте – хватит 3–4 штук. Попросите ребенка внимательно посмотреть и попытаться запомнить формы и расположение спичек в буквах. Затем попросите его зажмуриться и уберите из одной буквы спичку.
Задача ребенка найти испорченную букву и достроить недостающий элемент.
Упражнение тренирует память и улучшает узнаваемость букв.
2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Ребенок с фонематической дислексиеей читает слова по буквам, путает звуки, переставляет буквы и слоги в словах. Да, это именно тот случай, когда чтение не только самое бесполезное занятие для ребенка, но и невыносимая пытка.
Корректирующие упражнения
Упражнение подходит для детей, которые уже знают алфавит.
Итак, берете старый ненужный журнал или книгу и просите ребенка за 5–10 минут зачеркнуть в одном абзаце все буквы «Т». А в следующий раз просите его зачеркнуть все буквы «Т» уже на всей странице. Потом постепенно просите зачеркнуть уже не одну, а две буквы в абзаце и так по мере увеличения скорости ребенка добавляете все больше букв.
Такое упражнение поможет ребенку лучше концентрироваться на буквах и допускать меньше ошибок при чтении.
Тут все просто читаете ребенку слово и просите его посчитать в каждом слове звуки.
Такое упражнение позволит ребенку научиться на слух определять звуки и не путать их в словах.
3. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Или, говоря простым языком, смысловая дислексия, проявляется в сложности усвоения всех букв и неумении различать их. У ребенка нарушена речевая память, и он не может связывать звук и зрительный образ буквы.
Для коррекции этого вида дислексии нужны упражнения, развивающие межполушарную симметрию, слухоречевую и зрительную память.
Корректирующие упражнения
Возьмите карточки или кубики со слогами, содержащими одинаковую букву, например «И». Так, чтобы перед ребенком было несколько слогов: «ПИ», «МИ», «ЗИ», «ВИ». А одна из карточек должна быть с другой гласной, например, «БА».
Затем попросите ребенка найти лишний слог и пояснить, почему он лишний.
Итак, перед вами и ребенком все те же карточки со слогами. Теперь придумайте слово, которое заканчивается на один из этих слогов. Например, «борь-БА» и прочитайте его, не называя последнего слога. Ребенок должен найти среди карточек нужный слог и добавить его к слову.
Благодаря этим упражнениям происходит тренировка зрительной и слухоречевой памяти.
4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
У ребенка с аграмматической дислексией явно выражено нарушение речи. Это проявляется в неправильном назывании числа, рода и падежей: «он пошла», «был у бабушка», «они говорит» и т.п.
Корректирующие упражнения
Здесь смысл в том, что вы читаете уже знакомые ребенку сказки или стихи и намеренно пропускаете слова.
Ребенок должен постараться назвать правильно пропущенные слова. Упражнение работает на автоматическое запоминание падежей, склонений, числа.
5. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Или простыми словами – смотрю в книгу, вижу фигу. Это та форма дислексии, при которой ребенок абсолютно нормально читает, но не понимает смысла прочитанного. То есть у него механическое чтение не переходит в осознанное.
Корректирующие упражнения
Берете любую детскую книгу и просите ребенка вдумчиво прочесть любое предложение. Затем спрашиваете, что он понял. Если ничего, то читаете еще раз сами и снова спрашиваете, одновременно поясняя ему непонятные моменты.
Для разбора лучше выбирайте более сложные предложения, чтобы ребенок мог представить более детальную картинку.
Тексты-анаграммы – это тексты, где в словах написаны правильно только первые и последние буквы, а остальные перемешаны. Например: «Еахл Герка чреез ркеу. Вдиит Герка в ркеу рак».
По результатам исследований ученых одного английского университета, мы читаем не по буквам, а слово целиком. Главное, чтобы первая и последняя буквы в словах были на своих местах.
Такие тексты можно поискать в интернете и распечатать для занятий.
Как показала практика, такие простые упражнения способны за 2–3 недели помочь ребенку перейти от механического к осознанному чтению.
«Вспомнить все»: как быть с проблемами запоминания детям, взрослым и пожилым «Память надо развивать до школы» — профессор Эльконин Д.Б., доктор психологических наук. Уже к 13 годам у человека
Почему ребенок плохо запоминает: симптомы и что делать
Сначала необходимо понять, что у ребенка есть проблемы. Вот признаки проблем с запоминанием и концентрацией у малышей:
- ребенок имеет трудности с ответом на вопросы родителей, окружающих;
- не вспоминает казалось бы известную ему информацию;
- отвлекается чаще других;
- его вниманием сложно управлять;
- ребенок плохо погружается в какую-либо новую для него деятельность, учебу, стремится избежать занятий, но в целом имеет хорошие отношения со сверстниками.
Из за чего это происходит:
- Наследственность. Если у вас или ваших родителей были расстройства внимания и памяти — они могут перейти вашему ребенку по наследству. Это не приговор, но повод обратить больше внимания на развитие ребенка. Особенно в раннем возрасте, когда нервная система только формируется.
- Невроз. Заковыристое заболевание психики, вызываемое стрессом. Чтобы ребенок не нервничал, сохранял психику в норме — не ругайтесь при нем, воспринимайте как равного себе и не перегружайте занятиями-учебой.
- Переутомление и недосып. Ребенок должен спать 8-10 часов для нормального отдыха и восстановления. Если ваш спит меньше — проанализируйте его нагрузку, наладьте режим и питание.
Регулярно включайте в детский рацион натуральные источники антиоксидантов — вкусные и полезные соки, особенно виноградный, в котором ещё и много глюкозы, прекрасно питающей мозг.
- Гиперактивность. Может быть связана с недосыпанием. Гиперактивность это синдром, с этим в первую очередь к врачу, чтобы прописал успокоительные препараты.
- Недостаток свежего воздуха. Мозг лучше работает, когда к нему поступает достаточно кислорода. Лучший способ это гарантировать — чаще гулять, соблюдать режим дня, принимать детские лекарства и сиропы, улучшающие кровоток.
- Ребенку уделяется мало времени. Ребенок это ответственность. Никаких “бог дал зайку даст и лужайку” — это ваш малыш и с ним нужно заниматься. Вплетайте развивающие упражнения в то, что ему нравится делать, подбирайте занятия по возрасту.
Рассказываем, как обойтись без зубрежки, если вы хотите запомнить много текста.
Подытожим
Я повторю основные мысли, чтобы вам было легче запомнить эту статью.
- Чтобы запомнить новую информацию, ее нужно сначала разбить на маленькие понятные фрагменты.
- Связи между фрагментами очень важны. Понимание – это осознание связи фрагментов.
- Одного понимания мало, очень неплохо приобрести еще и опыт.
- Контекст – это сетка, которую вы дальше будете заполнять информацией. Скелет знания.
- Интуиция – усвоенные знания, на основе которых мозг делает выводы без участия сознания.
Описанного в этой главе в принципе хватит для того, чтобы научиться запоминать информацию, но есть и другие техники, которые позволят вам делать это более эффективно.
Источники
- https://meduniver.com/Medical/Neurology/problema_s_pamiatiu.html
- https://bestclinic.ru/press/articles/nichego-ne-pomnyu-nichego-ne-znayu-priznaki-i-prichiny-rannego-skleroza/
- http://ryazan.semeynaya.ru/stati/page/62-poleznoe/1890-problemy-s-pamyatyu
- https://kidskey.org/blog/why-a-child-cannot-learn-to-read
- https://pantogam.ru/dlya-uluchsheniya-kontsentratsii-vnimaniya-i-zapominaniya/
- https://teachline.ru/blog/kak-nauchitsya-ponimat-i-zapominat-informatsiyu-nemnogo-o-fragmentirovanii/