Изменение речи

Причины и виды нарушения речи у детей и взрослых: заикание, дизартрия, дислалия, олигофазия, афазия, шизофазия. Диагностика и лечение речевых нарушений.

Изменение речи

Изменение речи

Речь — основной элемент межличностного общения. Нарушение речевой деятельности становится причиной не только проблем с общением, но и вызывает сложности в самореализации, влияя на качество жизни.

Речевые дефекты могут возникать по разным причинам. Следует отметить, что нарушение устной речи всегда является поводом для немедленного визита к специалисту. Только квалифицированный медик сможет выявить точную этиологию речевого дефекта и найти оптимальный способ его устранения.

Чаще всего нарушение речи формируется в детстве. Отметим, вовсе не всегда речевые дефекты у детей являются признаком их недостаточного умственного развития. Иногда подобный диагноз ставят малышам, которые имеют нормальный интеллект и слух. Что касается взрослых, то у них речевыми нарушениями обычно проявляются неврологические и психические отклонения.

дислексия, дисграфия, заикание, акцент, проблемы с речью,

Дислалия

ЧТО ЭТО?
К дислалии относят стойкие нарушения произношения, выражающиеся в искажении звуков, их заменах или полном отсутствии. Грассирующий звук «р», межзубный «с» или произнесение «в» вместо «л» – это все дислалия.

КТО ВИНОВАТ?
У взрослых причиной дислалии могут быть нарушения строения артикуляционного аппарата (укороченная подъязычная связка, неправильный прикус, высокое небо) или общий тонус его мышц, а также неправильный выбор артикуляции.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Компенсаторные возможности организма позволяют получать один акустический эффект разными путями. Иными словами, логопед поможет добиться правильного звукопроизношения даже при аномальном строении речевого аппарата. Правда, в этом случае потребуется также помощь хирурга и ортодонта. Если же органических нарушений в строении органов речи нет, тебе предложат комплекс артикуляционной гимнастики. Она поможет овладеть движениями, необходимыми для правильного произношения звука, с которым ты не справляешься. Когда навыки сформируются, придет черед тренировочных упражнений – они учат автоматизировать звук и включать его в речь. Приготовься подружиться с чистоговорками и гимнастикой для губ и языка.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Александр Вертинский, Гоша Куценко, Уинстон Черчилль, Иосиф Бродский, Олег Даль, Сильвестр Сталлоне.

Подборка советов и упражнений для улучшения дикции в домашних условиях.

2 Настройся на работу

Как известно, кубики на прессе не появляются после всего одной тренировки. И слабым мышцам языка, так же как и всем другим на твоем теле, нужно время, чтобы «прийти в форму».

Улучшение дикции у взрослых требует не только регулярного выполнения ряда упражнений, но и терпения, а также настойчивости и мотивированности. Поэтому, приняв решение прокачать свой разговорный скилл, не отлынивай от занятий и не бросай начатое на полпути.

В идеале стоит уделять занятиям по 15-20 минут несколько раз в неделю. Кстати, выполнять некоторые упражнения можно не только дома, но и в пути, так что не придумывай себе оправданий, а старайся использовать с пользой любой удобный случай.

Консультант по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева объясняет, почему навсегда стоит забыть слово «кушать» и перестать желать за столом «приятного аппетита».

Воспитанные люди не говорят о физиологии, поэтому всем известная фраза «приятного аппетита» может использоваться только в отношении близких людей, в незнакомом обществе ее лучше не употреблять. Конечно, если официант пожелал «приятного аппетита», после подачи блюда, в этом нет ничего криминального, но если вы не официант, то лучше обойтись без этих слов.

Аналогичное правило распространяется на такие выражения, как «Мне нужно отойти в туалет» или «Будь здоров». Первую фразу, я думаю, комментировать излишне, что касается второй, то ее абсолютно точно не стоит говорить малознакомым людям.

Невнятность речи – это плохо разборчивая речевая продукция, обусловленная нечеткой артикуляцией. Может возникать при алкогольном опьянении, церебральных опухолях, нейродегенеративных процессах, дизартрии, ринолалии, тугоухости, использовании неподходящих зубных протезов, вывихе челюсти. Для диагностики этиофакторов невнятной речи проводится неврологическое, логопедическое, отоларингологическое, стоматологическое, обследование. С целью восстановления речевой функции осуществляется этиотропное и патогенетическое лечение ведущей патологии, проводятся коррекционные логопедические занятия.

Диагностика

Тактика диагностического обследования зависит от предполагаемой причин невнятности речи. Алгоритм складывается из медицинского и педагогического аспектов: первый позволяет провести нозологическую диагностику, второй ‒ установить ведущий механизм и степень расстройства речевой функции:

  • Неврологическая диагностика. Показана пациентам с дизартрическими расстройствами. Для визуализации очаговых поражений головного мозга проводится церебральная МРТ. С целью оценки тяжести параличей и парезов артикуляционных мышц используются электрофизиологические исследования: ЭНГ, ЭМГ.
  • Стоматологическое обследование. Требуется лицам с адентией, вывихом челюсти, некачественным протезированием. Диагностика может включать рентгенографию ВНЧС, ортопантомографию, КТ челюстей. Для изготовления протезов выполняются слепки, отливаются диагностические модели.
  • Сурдологическое обследование. Если невнятность речи обусловлена снижением слуха, проводится аудиограмма, отоакустическая эмиссия, регистрация слуховых ВП. С результатами исследований пациента консультирует врач-сурдолог.
  • Осмотр глотки. Во время фарингоскопии паратонзиллярный абсцесс визуализируется в виде шаровидного флюктуирующего образования. Слизистая гиперемировна, сквозь нее в месте наибольшего выбухания может просвечивать гной. Иногда с дифференциальной целью выполняется пробная пункция абсцесса.
  • Логопедическое обследование.Оценка состояние устной речи необходима при дизартрии, ринолалии. Логопед выявляет артикуляционные трудности, дефекты звукопроизношения (замены, искажения, пропуски), аграмматизмы, определяет связность и внятность речи.

Логопедические занятия

Нарушение понимания речи встречается при ряде различных речевых и психоневрологических синдромов: алалии, афазии, аутизме, олигофрении, деменции и пр. Характеризуется отсутствием адекватной реакции на слышимую речь, неспособностью выполнить инструкцию, повышенной истощаемостью внимания. Иногда понимание нарушается частично. Собственная речевая продукция может быть сохранной или отсутствовать. Для установления причин нарушения проводится неврологическое, аудиологическое, нейропсихологическое, логопедическое обследование. Лечение осуществляется в рамках выявленного синдрома.

Коррекция

Медицинская помощь

Терапевтическая тактика зависит от этиологии нарушения восприятия речи. При органических поражениях головного мозга необходима медикаментозная терапия нейропротекторами, нейропептидами, витаминами, корректорами мозгового кровообращения. Используются физические методы реабилитации: физиопроцедуры (дарсонвализация, электрофорез, магнитотерапия), лечебная гимнастика, механотерапия.

Больным с деменцией назначение фармакотерапии осуществляет психиатр. Чаще всего для коррекции психических нарушений используются ноотропы, антидепрессанты, антиоксиданты, ингибиторы холинэстеразы, нейролептики.

Пациентам с врожденной тугоухостью могут быть рекомендованы различные виды восстановления слуха: электроакустическая коррекция (подбор слухового аппарата), кохлеарная имплантация. В дальнейшем для развития понимания речи и активного высказывания пациентам необходимы занятия с сурдопедагогом.

Нейропсихологическое сопровождение

Методы нейропсихологической коррекции применяются в комплексной терапии алалии, афазии, умственной отсталости, аутистических расстройств. В рамках когнитивной реабилитации ведется работа по развитию ВПФ, сенсомоторная коррекция предполагает формирование схемы тела, пространственных представлений, невербального выражения своих потребностей и др. Используются различные методы: нейрогимнастика, упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, песочная терапия, различные виды сенсорной интеграции. При аутизме рекомендована АВА-терапия.

Логопедическая коррекция

Важную роль в коррекции нарушений понимания речи играют логопедические занятия, направленные на активизацию слухового восприятия. Основные направления логотерапии:

  • развитие восприятия неречевых звуков (узнавание звуков природы, голосов животных, музыкальных инструментов, бытовых шумов);
  • закрепление предметного образа слова (произнесение слова, показ обозначаемого им предмета и его написание);
  • работа над пониманием ситуативной речи (утвердительные и отрицательные ответы, усвоение коротких устных инструкций);
  • развитие фонематических процессов (дифференциация фонем, звуко-буквенный анализ);
  • работа над смысловой стороной речи (отработка понимания внеситаутивных вопросов, сложных предложений и грамматических оборотов, выработка навыка осмысленного чтения).

Положительный эффект для восстановления понимания речи отмечен от использования пальчиковых игр, мнемотехники, слуховых тренировок по методу Томатис. У детей с РАС выбор может быть сделан в пользу развития вербальной или альтернативной коммуникации (с помощью жестов, карточек PECS).

Оцените статью
ActualBeauty