Балерина из Нью-Йорка, поэтесса из Киева, повар из Москвы и другие поклонницы классического танца — Wonderzine
СпортНикогда не поздно: Девушки о занятиях балетом вместо фитнеса
Мы привыкли думать о балете как об изысканном искусстве, недоступном большинству людей: с детства мы слышим, что балерины самые стройные, тонкие и гибкие, но учиться этому мастерству нужно с ранних лет, иначе будет поздно. Кто-то из нас вырос, сохранив это убеждение, а кто-то преодолел себя и узнал балет с новой стороны. Сегодня это не только классическое представление, за которым подобает наблюдать с высоты бархатного стула, но и прекрасный способ держать себя в форме. Появляются балетные школы для взрослых, развиваются спортивные направления, вдохновлённые классическим танцем. Пять девушек, для которых балет с элементами фитнеса является основной физической нагрузкой, рассказали нам, что он им дает и почему начать танцевать может каждый из нас.
Анастасия Исаева
балерина, основательница
«Первой школы балета» (Москва)
В детстве у меня были гуттаперчевые суставы и феноменально мягкие связки, поэтому педиатр посоветовал маме отдать меня на художественную гимнастику. Когда мне было десять, мы всей семьей пошли в Большой театр на балет «Щелунчик». Меня впечатлило увиденное, я захотела так же танцевать. Родители были против гимнастической карьеры, так что поддержали моё желание, хотя никто в семье не сталкивался с балетной средой и не знал, сколько усилий нужно будет приложить и сколько травм вынести, прежде чем я смогу выйти на сцену.
Я стала прима-балериной, однажды танцевала ведущую партию в «Лебедином озере» и партнёр уронил меня во время поддержки. После спектакля меня с сотрясением мозга и множеством травм забрала скорая. Я закончила сценическую карьеру, но у меня возникло желание дать возможность заниматься балетом всем, кто этого хочет — независимо от возраста и способностей. Я проводила мастер-классы и видела множество балетных школ: где-то считали, что перед тем как выйти на сцену, дети должны выучить все основы классического танца и уметь выполнять экзерсис, где-то — что после 40 лет нельзя сесть на шпагат или встать на пуанты. Мне всё это не кажется помехой.
Основное направление, которое я развиваю — фитнес-балет. Оно построено на основах танца, но адаптировано для любого уровня подготовки. В занятиях по классическому балету много статических упражнений. Их сложно выполнить, если мышцы не натренированы: человек не сможет их задействовать. Для этого в фитнес-балете есть подготовительный этап на ковре, который помогает разогреть и почувствовать связки, суставы и мышцы. Я строю занятия по традиционной методике обучения балерин Агриппины Вагановой, но включаю в них элементы пилатеса, растяжки, гимнастики бодифлекса, методики лечения позвоночника Дикуля, а также собственные наработки (среди них смена типов упражнений, ступенчатый уровень нагрузки и упражнения на отдельные группы мышц).
Как и классический балет, такой комплекс даёт здоровую осанку, красивую походку и подтянутое тело. Кроме того, фитнес-балет развивает чувство ритма и координацию движений. Чтобы держать себя в форме, достаточно заниматься два раза в неделю, а если есть цель достичь особых успехов или сбросить вес — три или больше. Какой бы ни была задача, не стоит пытаться решить её за неделю. Главное — регулярная нагрузка. Не думайте, что у профессиональных балерин точёные фигуры потому, что они ничего не едят — в балете огромные физические нагрузки, которые невозможно выдержать, если голодать.
Мириам Драгина
радиоведущая, поэтесса (Киев)
Я начала заниматься балетом довольно поздно — в 23. Мне всегда хотелось танцевать, но всё не находила времени. Когда я пригласила балерину для занятий танцами с моей дочерью, попросила рассказать мне основы и втянулась. Сейчас занимаюсь три раза в неделю в школе La Prima. Благодаря балету я стала иначе воспринимать тело в пространстве, чувствовать и контролировать его. Вытянулись мышцы вокруг суставов и корпус, я стала гибче, а моя походка — мягче. А ещё теперь я поворачиваюсь не головой, а всем корпусом.
Первый год ничего не получалось. Я чувствовала себя несгибаемой башней, которая вот-вот треснет. Как-то я шла после очередного класса и встретила мужчину, который мне очень нравился. Он впервые предложил выпить с ним кофе. Я отказалась, понимая, что шаг в сторону от дома — и я не смогу вернуться, настолько все болит. Прошло время, мы встретились снова. И он признался, что тогда долго не решался меня куда-то позвать, а когда решился и я отказалась, ещё и с таким надменным лицом, понял, что не нравится мне совершенно. Так нас разлучили танцы.
Балет приносит не только боль — он даёт уверенность в своем теле, радость от побед, энергию, желание быть лучше. Классический танец расширяет кругозор: это не монотонная физкультура, тут нужно думать. Балет вынуждает прийти в форму: мышцы высушиваются и вытягиваются от интенсивных занятий. Обычно все начинают с разогрева до пота, затем по-разному. Если день посвящен растяжке спины, то следом идут махи, мостики и прочее. Если параллельный шпагат, то бóльшая часть занятия посвящена мышцам паха, а, собственно, шпагат отрабатываем уже в самом конце. Для станка тоже есть отдельные дни. В конце класса обычно занимаемся на пуантах.
Главная сложность — решиться на большее, заставить себя сделать ещё один подход, даже если уже совсем мало сил. Во время занятия работают все мышцы — даже такие, которых, казалось, никогда внутри и не было. Многое можно в себе открыть. Балет может быть травматичным — если неверно ставить ногу, недостаточно выворачивать суставы, неправильно распределять нагрузку. Это не простая зарядка, не танец в удовольствие — это серьёзно. Зато стоит только начать и регулярно прозаниматься хотя бы год — каждое достижение будет становиться открытием.
Мэри Хелен Боуэрс
Я десять лет была частью труппы New York City Ballet и за это время научилась заботиться о своем теле. Создав методику Ballet Beautiful, я нашла способ поделиться знаниями с широким кругом людей. Это не занятия классическим балетом, а вдохновлённая им серия тренировок, которая даёт любому человеку возможность выстроить балетное тело: сухое, с длинными мышцами и точёными формами. Тела танцовщиц уникальны из-за большого количества мыщц, которые они задействуют в ежедневных тренировках. Классические упражнения я соединила с фитнесом. Это позволяет каждому прорабатывать мышцы ног, торса, ягодиц, рук и пресса так же, как балерины — без весов и оборудования.
Я начинаю занятие с растяжки, чтобы расслабить и согреть тело, затем привожу в тонус конкретные группы мыщц упражнениями на ковре. После начинается танцевальное кардио — около 15-20 минут связок из классического балета, прыжков и тренировки у станка. В конце — упражнения на пресс, которые включают статику и вакуум, и проработка мышц на руках — как с помощью балетных движений и позиций, так и на ковре. Для того чтобы функционально выстроить мышцы, растяжку нужно делать после каждого упражнения.
Чтобы держать себя в форме, я занимаюсь только фитнес-балетом, не считая возни с двумя дочками. На мой взгляд, ключ к здоровому телу с четко очерченными мышцами не в том, чтобы убивать себя часами кардионагрузок. Важно работать с сопротивлением своего организма и прорабатывать отдельные мышцы. Мои любимые методы — балетные приседания и упражнения на ягодицы и бёдра в позе «моста». Чтобы увидеть значительные изменения, я рекомендую заниматься по часу от трёх до пяти раз в неделю. За две-три недели тело придёт в тонус. В этом отличие моего метода от занятий классическим балетом, которых недостаточно, чтобы непрофессионал мог держать себя в форме. В фитнес-балете новички довольно быстро начинают чувствовать своё тело и владеть им — к этому привыкаешь. Натали Портман начала тренироваться со мной для подготовки к роли в фильме «Черный лебедь»: с премьеры прошло уже шесть лет, но даже сейчас время от времени она продолжает заниматься.
Наталья Головнина
педагог школы балета «Айседора»
(Санкт-Петербург)
Я пришла в балет из художественной гимнастики: после окончания карьеры была тренером детско-юношеской спортивной школы, а затем переквалифицировалась в артистку балета. Благодаря танцам тело становится гибким и координированным. Главный плюс в том, что активно работает весь мышечный корсет, этим балет отличается от обычной фитнес-тренировки.
Любое занятие — будь то классика или другие направления, проходит по одинаковой схеме: разогрев, основная часть, заминка и растяжка в конце тренировки. Если следить за питанием (для меня достаточно ограничивать углеводы), стабильно заниматься трижды в неделю, соединяя занятия классическим танцем с более энергичным фитнес-направлением боди-балет и добавить растяжку, можно не только поддерживать форму, но и, если пожелаете, избавиться от лишнего веса. Настроиться на правильный лад во время класса очень помогает музыка. Когда я преподаю боди-балет, мне по душе проводить занятия под современную музыку с явно выраженным ритмом, но для классических упражнений лучше всего подходит классическое же сопровождение.
Мне нравится, что балет приобретает популярность в широких кругах и его воспринимают как разновидность физической нагрузки. В современной форме преподавания это хорошая альтернатива спортзалу или бегу. Можно зарядиться энергией и получить эмоциональные бонусы: после занятий поднимается настроение, в теле и сознании появляется легкость, я заряжаюсь настолько, что хочется свернуть горы. Этому способствует полная отдача на тренировках и участие в «околобалетной» жизни — скажем, мы всегда с интересом следим за новыми постановками.
Анна Митрохова
повар Delicatessen, основательница школы Simple Ballet (Москва)
Пару лет назад я ходила в беговой лагерь. В моей группе была Катя, преподаватель хореографии в детском театре танца «Времена года». Я рассказала ей, что всегда хотела попробовать танцевать, но думала, что балетом нужно заниматься исключительно с юного возраста. До этого я присматривалась к классам для взрослых, но пугали отзывы: будто преподаватели хотят, чтобы ты всё понимал и запоминал. Страшно было прийти в группу и выглядеть дурой. Катя казалась профессионалом, её осанка вызывала хорошую зависть, и я решилась попробовать. Я начала заниматься с ней раз в неделю, потом два раза в неделю, а через год мы собрали группу, сняли зал и создали школу Simple Ballet. Теперь я три раза в неделю тренируюсь с девочками и ещё один — дома или с Катей. Без неё я бы не начала: Катя умеет хорошо объяснить, вовремя поправляет и подбирает меткие сравнения для моих ошибок.
Движения на занятиях балетом выглядят простыми, но чтобы правильно отвести ногу в сторону, нужно напрячь стопу, икры, бёдра, задницу, пресс и спину. И руку, если она не на станке. К концу разогрева у меня обычно мокрая одежда, к концу занятия — иногда даже волосы. Помимо балета я иногда бегаю, отжимаюсь и делаю упражнения для стоп. Это важно для новичка: стабильность и сильные стопы — база. Балет заставляет тело работать целиком, не изолируя мышцы. Со временем спина, пресс и бока образуют жесткий корсет, ноги становятся сильнее и хорошо очерчиваются.
Первый год было смешно смотреть на себя в зеркало, особенно при вращениях: Катя делала замах рукой, грациозно поднималась на носочки и проворачивалась на одной ноге на 360 градусов. Следом я, размахивая руками и ногами, делала что-то, напоминающее предсмертные конвульсии ламантина. От её замечаний бывает обидно, но это балет, и он не сахар. Это упорная работа, дисциплина и рутина, а не пробежать марафон на кураже. Иногда кажется, что никогда не получится продвинуться дальше, но нужно просто работать — и скачок произойдет.
Балет дал мне больше, чем любой другой вид нагрузок. Я перестала сутулиться и косолапить, хотя была уверена, что в 28 это уже не изменишь, стала по-другому стоять, сидеть и ходить. Я чувствую себя гибкой, тонкой и очень крепкой — это лучшее ощущение на свете. Я ем как в детстве — интуитивно и только когда хочу. Единственное правило — очень маленький завтрак перед занятием, чтобы живот втягивался без проблем и сытость не мешала собраться. При всех макаронах, хлебе, десертах и сливочных соусах за два года занятий я вернулась к весу, в котором была в 19 лет. И я, конечно, порадуюсь, когда сяду на шпагат или научусь хорошо танцевать, но это не главное. Мне нравится ощущение, когда в начале урока кладешь руки на деревянный станок, нравится пришивать резинки к балеткам, нравятся трико и купальники с голой спиной. Мне нравится, даже когда ничего не получается. Это путешествие — процесс ради процесса.
Как сесть на шпагат. Советы балерины Елизаветы Таранды Каждый из нас наверняка задавался вопросом: как быть такой же гибкой, как гимнастки? Каждой девушке полезно иметь гибкое тело,
Как сесть на шпагат. Советы балерины Елизаветы Таранды
Каждый из нас наверняка задавался вопросом: как быть такой же гибкой, как гимнастки? Каждой девушке полезно иметь гибкое тело, потому что растяжка:
- способствует восстановлению после тренировки. Вы делаете комплексы упражнений, многократно напрягаете и сокращаете мышцы. Чтобы они быстрее восстановились их необходимо расслабить и растянуть. Таким образом, уже на следующий день Вам будет значительно легче добиваться Ваших результатов.
- позволяет получить красивое тело дома: большинство девушек идут в спортзал, чтобы убрать свои проблемные зоны, чаще это живот и внутренняя сторона бёдер. Растяжка поможет проработать и подтянуть эти участки. А также сделает вашу кожу эластичнее, без каких-либо других средств.
- помогает отказаться от антидепрессантов: девушки всегда переживают даже без повода, например, за внешний вид. Растяжка помогает отпустить напряжение. Надо просто в стрессовые моменты делать упражнения с расслабляющей музыкой. И в этом случае сон ваш станет крепче.
- снизить период восстановления после беременности: Гибкие, пластичные девушки меньше получают растяжки на животе после родов. Также во время беременности уменьшается нагрузка на позвоночник, что является полезным для ровной и красивой осанки.
В нашей статье вы узнаете, как правильно растягиваться и сесть на шпагат в домашних условиях.
Как научиться садиться на шпагат в домашних условиях?
После любой тренировки, после прыжков, бега, силовых упражнений — обязательно растягивайтесь. Для шпагата не нужно какое-либо оборудование. Упражнения можно смотреть по видео у известных личностей. Не обязательно за это платить.
Если вы видите, что нет результатов, то стоит просто сменить тактику упражнений, организм един, мышцы связаны между собой и развивать тело надо комплексно. Одно движение может повлиять на развитие и улучшение растяжки.
Для успешного развития растяжки необходимо растягивать подколенные мышцы ног, большую ягодичную мышцу и заднюю группу мышц бедра. Для того чтобы не испытывать сильной боли при «посадке» на шпагат, необходимо дисциплинированно выполнять по несколько раз на вид совсем простые движения, которые на самом деле оказывают огромное влияние на увеличение эластичности мышц.
Очень много значит научиться в неудобном положении — расслабиться. Не терпеть, а именно расслабиться.
За какое время можно сесть на шпагат?
Быстро сесть на шпагат в домашних условиях получится только у тех, кто ранее включал в систему своих тренировок растяжку и еще не перешагнул возраст формирования скелета. Если вы не подходите по этим критериям, то придется уделить шпагату не меньше одного месяца. Первый месяц готовьтесь работать безрезультатно, будет больно, но потом все будет хорошо
На продольный шпагат может сесть практически каждый, главное растягиваться хотя бы по 3 раза в неделю.
Сесть на поперечный шпагат в домашних условиях будет сложнее, так как развернутость ног напрямую зависит от строения таза, природной мобильности суставов и мягкости мышц.
Если кто-то из близких сел на шпагат за месяц, а у вас нет результатов, не стоит расстраиваться. Просто у вас другое строение таза. Вы обязательно сядете, только надо больше времени.
Как избежать боли при растяжке?
Начинайте растяжку с МФР. Что это такое? Это миофасциальное расслабление. Специальные упражнения позволяют расслабить мышцы и фасции, растянуть их.
Результат – проходит мышечное напряжение, увеличивается гибкость, растяжка выполняется гораздо легче. Лучше начать со стопы, так как там находится огромное количество нервных окончаний и расслабляя их вы подготавливаете свое тело к растяжке.
Можно взять любой твердый мяч небольшого размера, например, теннисный. Главное, чтобы мячик был жестким и сильно не прогибался под давлением.
1.Расслабление стопы.
Не спеша двигаем мяч от пятки до кончика пальцев. Пытаемся найти болевую точку или участок где больнее всего и как только находим – остаемся на этом месте в течение 30 секунд и словно «раскатываем» его. После этого двигаемся снова в траектории от пятки к пальцам и обратно.
Данное упражнение стоит выполнять медленно, не раскатывайте мяч быстро – это бессмысленно, наша задача с помощью воздействия на болевой участок снять напряжение. Кроме этого работа со стопой снижает дискомфорт и усталость в стопах, уменьшает боли в области пятки, большого пальца, а также коленях, тазобедренных суставах, пояснице. Ограничений по времени при выполнении этого упражнения нет, но оптимального 2-3 минуты для каждой стопы.
2.Расслабление икроножной мышцы.
Техника работы такая же, как и со стопой, вы плавно перемещаете мячик, ищите наиболее болезненный участок и остаетесь на нем, надавливаете или совершаете небольшие круговые движения, как только боль становится не такой сильной, продолжаете движение. Оптимальное время 2-3 минуты для каждой мышцы.
3.Расслабление задней поверхности бедра. Проходим от ягодичной складки по задней поверхности бедра, опираясь на руки, вы можете регулировать степень надавливания на мяч.
Также для удобства вы можете сделать двойной мяч и более тщательно проработать заднюю и переднюю поверхность. Для этого понадобится два теннисных мяча и носок.
Главное, чтобы при завязывание носка, не получилось слишком большое расстояние между мячиками.
4.Расслабление передней поверхности бедра. Ложимся на живот, встаем на локти, двойной мяч располагаем по середине бедра. С помощью рук регулируем амплитуду и степень давления мячом на бедро. Самое главное — не прогибаемся в пояснице!
5.Общее расслабление. Кладем двойной мяч под затылок. Если в данном положении очень сильные болевые ощущения, то положите сверху на мячи полотенце. Также важно, что никаких движений в данном положении мы не совершаем. Оптимальное время: 1-2 минуты, далее медленно встаем через бок.
При выполнении всех упражнений шкала боли от 0 до 10 не должна превышать 6-7 баллов! Не доводите себя до состояния, когда от боли темнеет в глазах.
Предосторожности и противопоказания к МФР: острая боль, покраснения, опухоли, тромбозы, радикулит, остеопороз.
Простые упражнения для шпагата в домашних условиях
Наиболее простые и эффективные упражнения — это складочка, рогатка, глубокий присед на одном колене, ножницы
Складочка — две ноги вместе, сидя на полу, наклоняетесь к ногам и стараетесь расслабиться.
Рогатка — сидя на полу, ноги шире плеч, совершайте наклоны к каждой ноге, грудью или боком, а также наклоняйтесь вперёд с целью положить живот и грудь на пол.
Глубокий присед на одном колене — встаньте на одно колено и отодвиньте вперёд согнутую ногу, так, чтобы вы провисли между своих ног, и было натяжение во внешней и внутренней поверхности бёдер.
Ножницы — упражнение выполняется медленно и потом быстро. Напрягаются мышцы пресса, внутренняя поверхность ноги. Растяжка и укрепление мышц ног достигается путем сочетания плавных и быстрых движений.
Подведем итог, балерина Елизавета Таранда советует:
- Заставлять себя растягиваться после силовых тренировок.
- Научиться расслабиться, а не терпеть боль.
- Не расстраиваться из-за того, что за месяц не добились результата. Тренируйтесь!
- Для того, чтобы избежать боли при растяжке, начинайте ее с МФР.
- Выполняйте простые и эффективные упражнения, рекомендованные балериной.
Выполняя эти 5 маленьких советов, вы рано или поздно сядете на шпагат.
Увы, добиться красивого силуэта ног не всегда удается классическими упражнениями вроде приседаний. Другое дело — занятия балетом. Рассказываем, как с их помощью сделать ноги красивыми.
Исправить форму ног: какие упражнения будут эффективны?
Практически каждое балетное движение дает существенную нагрузку на мускулатуру нижних конечностей. «Первое, что я бы рекомендовала новичкам, это релеве или плие — упражнения, которые укрепляют и растягивают мышцы ног», — советует Татьяна Корнеева.
Релеве (подъем на полупальцы). Встаньте прямо, носки разведите в стороны, соединив пятки. Плавно приподнимите над полом пятки, затем опустите их вниз. Спину держите прямой, напрягите мышцы ног, выпрямите колени и слегка разверните их в стороны.
Комментарий Татьяны Корнеевой: «Уже после 16 повторений чувствуется, что упражнение «работает» не только на укрепление стоп. При подъеме напрягаются и подкачиваются икры, колени, квадрицепсы и бедра. Есть в боди-балете и ряд движений с релеве — они тоже помогут исправить форму ног».
Плие (приседание с разведенными в стороны коленями). Встаньте прямо, стопы расставьте шире плеч, носки разведите в стороны. Сгибая колени, опуститесь в присед. Макушкой тянитесь вверх.
Комментарий Татьяны Корнеевой: «Во время этого упражнения растягиваются икроножные мышцы и работает внутренняя поверхность бедра. Дополнительный эффект от упражнения — красивая форма ягодиц. Известно, что приседания используют в разных фитнес-программах. Преимущества классического плие в том, что упражнение не требует дополнительных снарядов, выполняется в медленном темпе, и его могут делать люди с разным уровнем подготовки».
Гранд батман жете (броски ноги вперед, в сторону и назад и опять в сторону). Упражнение выполняется у станка. Встаньте к нему правым боком, опирайтесь на станок правой рукой. Левую ногу выбросьте вперед на 90 градусов, носок и колени должны быть развернуты «наружу», а линия движения — ровной. Затем опустите ее на пол и выбросьте в сторону. Вернитесь в исходное положение и после этого выбросьте ногу назад, поднимая ее до прямого угла с полом. Отклонение корпуса допустимо при подъеме ноги вперед и назад. При броске в сторону, корпус должен оставаться ровным.
Комментарий Татьяны Корнеевой: «Упражнение подкачивает мышцы ног, развивает выносливость и формирует легкость движений, которая будет заметна даже по походке. Приятный бонус: во время выполнения гранд батман жете работают мышцы пресса».
Полезны также будут упражнения партерной гимнастики (их выполняют сидя на полу с вытянутыми ногами). «Во время наклонов и работы со стопой растягиваются мышцы задней поверхности бедра, что помогает в итоге сесть на шпагат, а кроме этого укрепляет ноги и корректирует их силуэт», — подытоживает Татьяна Корнеева.
По теме: Становая тяга упражнения для ягодиц
Чтобы заглушить голод, балерины пьют шампунь
Феи в кровоподтеках
Партнеров балерины жестоко избивали, чтобы они не выходили с ней на одну сцену.
— Однажды ко мне в гримерную пришли два поклонника — огромные мужики с корзиной цветов, — вспоминает Настя события того вечера. — Ну, думаю, как обычно, хотят попросить автограф. А они. вытащили ножичек и сказали: «Анастасия, от имени директора Большого театра мы требуем прекратить судебный процесс и забрать документы».
Директор Большого театра Анатолий Иксанов пытался лишить меня партнеров. Танцовщиков, которые продолжали участвовать в моих спектаклях, избивали! Больше всех досталось Жене Иванченко . Накануне открытия сезона в Большом театре в 2003 году, где мы должны были танцевать с ним «Лебединое озеро», он внезапно исчез. Оказалось, его избили в подъезде дома, предупредив, что если он еще раз появится на пороге Большого театра или рядом с Волочковой , то будет еще хуже.
Анастасия ВОЛОЧКОВА на своих шоу поражает публику широтой растяжки
Чтобы заглушить голод, балерины пьют шампунь
Для многих артистки балета — это пышные пачки, изящные пуанты и непрекращающиеся аплодисменты. О том, что скрыто за этим лоском, знают только посвященные: те, кто сумел пройти строгий отбор приемной комиссии и многолетний ежедневный тренаж в зеркальном зале. Эти люди отдают балету все время и здоровье. Просто потому, что не могут иначе.
В девятом классе к нам в школу пришла новенькая — стройная, вытянутая как струнка, но при этом по-кошачьи грациозная Машенька. Раньше она училась в хореографическом училище на «классике» и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Просто не выдержала безумных физических нагрузок.
Для изменения подъёма балерины гнут ноги, засунув их под батарею или шкаф
Естественный отбор
Тем, кто все же решил связать свою жизнь с балетом, придется выдержать вступительный экзамен в хореографическое училище. Самые сильные школы России — в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Владивостоке и Новосибирске. Живут поступившие в общежитиях. Занятия проходят жестко — никаких сюсюканий.
— Почти все педагоги — строгие и черствые люди, — вспоминает моя одноклассница Мария Якубовская . — Хореограф орала постоянно! Когда замечала расслабленные ягодицы балерин, хватала мухобойку и с криком «подберите подпопники» шлепала девочек. Чтобы мы лучше тянули ноги, в ход шла огромная линейка: ее ударами учитель показывала, какую именно мышцу нужно напрягать. Я вся в синяках была.
— О пропусках занятий не может быть и речи! — консультирует мамочек на специальном форуме юзер Swan . — Моя дочь однажды сильно простудилась и лежала в постели с высокой температурой. Педагог позвонила и стальным голосом произнесла: «Не может тренироваться, пусть уходит! На ваше место куча желающих. Жалко ребенка — забирайте домой! Уважительной причиной для пропуска может быть только смерть!» Будьте готовы, что заниматься ребенку придется с утра и до позднего вечера. Моя дочь и по ночам растягивалась.
Американский фотограф Дэйн ШИТАГИ снимает хрупких балерин на улицах Нью-Йорка.
— Как бы ни была талантлива и старательна девочка, если она родилась не с теми физическими данными, дорога в классический балет ей закрыта, — объясняет Якубовская. — Экзаменаторы в училище смотрят на тебя, как на собаку на выставке: если суставы недостаточно подвижны или с растяжкой проблемы, длина ног неподходящая или размер головы подкачал, моментально забраковывают.
Первое, на что обращает внимание приемная комиссия, — выворотность (способность ног разворачиваться наружу). Кроме того, девочки должны быть очень гибкими: без труда поднимать ногу на 180 градусов, изящно гнуть спину, складываясь при этом буквально пополам. Еще одно важное качество — высокий подъем. Многие, чтобы добиться нужного результата, его «ломают» — так называется насильственная растяжка связок верхней части стопы.
. девушки как бы «смягчают» суровый город своей нежностью
— Самый простой способ — подсунуть пальцы ног под батарею или шкаф, — советует на форуме BalletRose . — Главное, чтобы просвет между полом и предметом был как можно меньше. Суть «истязания» в том, чтобы ноги находились под батареей в шестой позиции (ровно), при этом колени должны оставаться прямыми, а носочки стремиться к полу. Это больно, но нужно терпеть!
Будущая балерина должна обладать длинными конечностями. У балетных есть даже специальный индекс «длинноногости», который высчитывают при приеме в училище.
— Каждого ребенка измеряют дважды — в полный рост и от макушки до ягодиц, — поясняет Якубовская. — Затем рост в положении сидя делят на рост стоя и умножают на сто. Балетная норма — 49 — 52 процента. Собственно, этот индекс можно оценить и невооруженным глазом: ноги балерин должны быть гораздо длиннее туловища.
Жертвы искусства
Конкуренция в балете просто чудовищная: из 500 пришедших на просмотр возьмут только 30, из них в училище доучится всего половина, а ведущие партии будет танцевать лишь одна.
Самые сложные испытания для юных балерин приходятся на учебные будни.
— Подъем в семь утра, до занятий нужно помыть полы и убрать постель, успеть собрать волосы в «шишку», — рассказала 13-летняя Надежда Высоцкая , студентка Пермского хореографического училища. — Многие девочки кусают и царапают учителей во время растяжек — такая невыносимая боль. Помню, как писала маме письма, в которых умоляла забрать меня домой, но наступал новый день, и я снова шла в класс.
Для служительниц Терпсихоры идеальная фигура — скелет. Каждая калория в еде подсчитана штатным диетологом училища. Нужный вес опять-таки высчитывается по формуле: рост минус 122. Всех, кто выходит за эти рамки, исключают.
— К вечеру есть хочется особенно сильно, — продолжает Надежда. — Чтобы справиться с этим, я жую жвачку. Слышала, что кто-то пил шампунь.
Перед контрольным взвешиванием студентки начинают худеть изо всех сил. Особенно жестко — в пятом классе, после которого в хореографических школах идет великая чистка: в программу вводят дуэтный танец, и считается, что мальчикам вредно поднимать более 50 килограммов.
Обратная сторона медали — изуродованные ноги и угробленное здоровье
— Мы за день до взвешивания наедались фуросемида — сильного мочегонного, — делится опытом балерина Евгения Петрова . — Одна из девиц две недели сидела на сыре и сухом вине. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Самыми уязвимыми были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами. Случались и трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед экзаменом она сильно похудела, и, видимо, на этой почве у нее что-то случилось с психикой. Съев яблоко, бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу — посмотреть, не прибавила ли она в весе. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили внутривенно, но она выдирала трубки. Закончилось все ужасно: она умерла при весе 38 килограммов!
Но есть в балете и счастливые люди, которые могут есть, что хотят, без всяких последствий для фигуры. Алла Михальченко всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию.
Галина БРЕЖНЕВА дарила Марису ЛИЕПЕ роскошные костюмы и пальто, а он ей все пять лет отношений — только стихи и букетик незабудок
Кровавые пуанты
Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, они страдают расстройством пищеварения, нарушением менструального цикла, артритом, остеопорозом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Не редки среди танцовщиц случаи бесплодия.
— К выпуску месячные прекратились у половины наших девчонок, — рассказывает на форуме Лана . — Но самая болезненная тема — ноги. Размер пуантов почти в два раза меньше обычной обуви. Это позволяет опираться на пальцы, но здорово деформирует стопу. Наши ноги узнаешь из тысячи: все в шишках, мозолях, кровоподтеках. У всех, кто «ломал» себе подъем, рано или поздно разбалтываются и даже надрываются связки. Из-за этого ноги легко подворачиваются при прыжках. О переломах и не говорю!
Именно поэтому прежде, чем надеть новые пуанты, балерина их тщательно готовит: разбивает молотком носок, делая его мягче, выдирает стельку, подошву трет кухонной теркой, а самый кончик туфельки надрезает, зашивая образовавшуюся дыру толстыми нитками.
После выпуска из училища для балерины начинается борьба за сцену.
— В балете нет подруг: в любую минуту тебе могут воткнуть нож в спину, — откровенничает на форуме одна из артисток Большого театра под ником Tata .
— Мне однажды натерли костюм изнутри какой-то мазью, — рассказывает на форуме Иван . — Во время танца тело нагрелось — кожа стала чувствительной, а от этой мази — нестерпимая боль. Еще как-то подрезали на балетках резинки, которые удерживают их на ноге. Во время танца обувь слетела.
Несмотря на обширные связи, дочь известного юмориста Владимира Винокура так и осталась просто хорошей балериной.
— Мои вещи выбрасывали из гримерок в коридор, давая понять, кто в доме хозяин, — рассказывает Анастасия. — Про битое стекло в пуантах — тоже правда!
Обнажённой балериной уже никого не удивишь — подобные труппы есть и в России. Первой в нашей стране на сцене разделась Алла СИГАЛОВА. Фото: doodoo.ru
Справиться с неимоверными физическими и психологическими нагрузками под силу не каждой. Большинство балетных, чтобы танцевать, превозмогая боль, горстями глотают обезболивающее, а некоторые подсаживаются на сильнейшие транквилизаторы и алкоголь.
Похвастаться огромными заработками артисты балета тоже не могут — их доход зависит от числа выступлений и ролей: в крупных театрах рядовые балерины получают 15 — 20 тыс. руб., в провинции — 6 — 9 тыс. Спасают, конечно, гастроли, за которые платят командировочные, и возможность подработать в других постановках. У прим и ведущих артистов положение лучше — они приносят домой от 50 до 80 тыс.
Отпуск у балетных обычно длится месяц. Творческая пенсия наступает после 20 лет стажа — как правило, к 35 — 37 годам. Это совсем не значит, что по достижении данного возраста балерин выбрасывают из театра: Екатерина Максимова , к примеру, выступала до 55 лет, Галина Уланова — до 50, Майя Плисецкая — до 65. Но нынешняя танцевальная молодежь предпочитает подстраховываться, осваивая после хореографического училища более «земные» профессии.
Николай ЦИСКАРИДЗЕ: «Поцелуй меня в пачку!». Фото: artguide.ru
Фуэте на столе
Многие балерины имеют властных покровителей. Еще прославленная Александром Пушкиным танцовщица Авдотья Истомина никак не могла выбрать, кого из поклонников предпочесть — кавалергарда Василия Шереметева или графа Александра Завадовского . В итоге соперники устроили дуэль. Шереметев погиб.
Поклонником одной из ярчайших звезд балета прошлого века — Матильды Кшесинской — был Николай II . Это было нормой того времени — мужчины из царской семьи всегда тяготели к артисткам Императорского театра. Великий князь Николай Николаевич- старший увлекался балериной Екатериной Числовой , в результате чего у танцовщицы появились двое сыновей и две дочери. А великий князь Константин Николаевич так восхищался искусством балерины Кузнецовой , что в этом бесконечном восторге построил ей двухэтажный дом и гостил в нем неделями.
Роман Кшесинской с цесаревичем закончился после его женитьбы на принцессе Алисе Гессенской . После балерина перешла из рук в руки к кузену Николая — великому князю Сергею Михайловичу. Он даже звал замуж подругу, но та выбрала молодого великого князя Андрея Владимировича.
Большевики, придя к власти, тоже не брезговали «барским» увлечением. Сам Иосиф Сталин обожал любоваться, как в Большом театре танцует Ольга Лепешинская , и всегда после спектакля подвозил приму домой. Иногда вождь уезжал от балерины уже под утро.
В постановках известного на весь мир «голого» японского балета всё по-взрослому
Одним из самых знаменитых почитателей балетных фей был «всесоюзный староста» Михаил Калинин . За это Сталин прозвал его «всесоюзным похотливым козлом». Говорят, Калинин приглашал девушек к себе в кабинет и заставлял крутить фуэте в чем мать родила прямо на его рабочем столе. По слухам, Белла Уварова — одна из балерин, на которую положил глаз Михаил Иванович, отказалась участвовать в этом безобразии, а через какое-то время ее тело нашли неподалеку от Москвы. После этого случая Калинина срочно отправили в незапланированный отпуск.
Сколько балерин перебывало в постели Лаврентия Берия , не сосчитать. Время от времени он заезжал в Большой театр, чтобы посмотреть, как балерины занимаются разминкой, и выбрать себе девушку по настроению.
Знаменитый танцовщик Марис Лиепа ходил в любовниках у Галины Брежневой , хотя на тот момент был женат. Их роман длился пять лет, дочка генсека все это время помогала ему в карьере.
Высокодуховный стриптиз
Балет всегда ассоциировался с гомосексуализмом. Поэтому каждый танцовщик должен иметь жену, которая становится защитой от подозрений. Только имея спутницу жизни, есть перспектива стать выездным. Но находились смельчаки, которые не боялись своей ориентации. Например Вахтанг Чабукиани . Этот легендарный танцовщик обладал мужественной внешностью, ярким темпераментом и. бесконечной любовью к мальчикам.
Рудольф Нуреев в узком кругу ленинградских геев приобрел репутацию горячего татарского парня. В собственной версии «Спящей красавицы» он поворачивался спиной к залу и медленно снимал длинный плащ, пока, наконец, зрителю не открывались роскошные ягодицы танцора. Умер он, кстати, от болезни геев и наркоманов — СПИДа.