Джаз-модерн Образцовое ТХО "Фёст-Лайн"
Что такое джаз модерн
Джазовый танец для детей 7, 8, 9, 10 лет и старше– красивый способ самовыражения, позволяющий раскрыть все индивидуальные особенности личности
Что такое танец джаз для детей 7, 8, 9 и 10 лет
В современной хореографии существует множество стилей и направлений, большинство из которых подходят и детям. Но даже на их фоне танец джаз, который не зря называют танцем ощущений, однозначно выделяется. Его невозможно спутать ни с одним другим, так как столько свободы движений и собственных эмоций танцора нет ни в одном другом стиле.
Джаз считается наследием американских чернокожих рабов, которые в эмоциональных движениях под ритмичную музыку находили успокоение и отдых от тяжелого физического труда и постоянных притеснений. Под действием исторических событий, он постепенно изменялся, приобрел черты театральности и в конечном итоге из фольклорного танца трансформировался в современное и при этом весьма популярное хореографическое направление.
Джаз – открытый танцевальный стиль, часто использующийся для постановки мюзиклов и подразумевающий достаточно большую свободу для импровизации. Его главными отличительными чертами являются сложность ритма и координации движений, акцент на работу бедер, синкопирование и изоляция.
В ходе эволюционного развития в него постепенно примешивались элементы хип-хопа, вога, модерна и других направлений. В результате этого стали возникать новые ответвления, в частности:
- Джаз-фанк – молодой вид танцев для детей, находящийся на этапе активного развития. Сегодня его используют для постановок хореографии звезд эстрады мировой величины, благодаря его импульсивности (изначально импульс зарождается в верхней части тела танцора и постепенно смещается в плечи, грудь и руки). Быстрые движения, высокий уровень пластики, сложные волнообразные движения – то, что придает джаз-фанку зрелищности.
- Джаз-модерн – танец для детей, отличающийся энергичностью, выразительностью, образностью за счет соединения всего лучшего, что может предложить традиционный джаз и глубоко философский модерн. В нем многое противопоставляется законам классической хореографии, а многое – является ее логичным продолжением.
- Бродвейский джаз – понятная, зажигательная хореография, но при этом многогранная хореография, использующаяся для театральных постановок и мюзиклов. Сегодня это не просто танец, а полноценное шоу с элементами спектакля, сложной современной хореографией и сквозящей в каждом движении индивидуальностью каждого танцора.
Детский танец джаз 7, 8, 9, 10 лет и старше, не во многом отличается от взрослого по эмоциональности и характеру движений. Но все же в джаз танец для детей не включаются элементы вакинга и других, более подходящим взрослым танцорам стилей. Но в любом случае это захватывающее зрелище, позволяющее полностью раскрыть свою индивидуальность.
«Школа современной хореографии» приглашает всех желающих приобщиться к захватывающему миру джаза. Записаться на уроки танца джаз в Москве может каждый желающий взрослый, независимо от уровня начальной физической подготовки.
Кому подойдет
Посещать занятия по обучению джазу может каждый, независимо от возраста и пола, если нет медицинских противопоказаний для активных физических нагрузок. Легче всего танец дастся тем, кто уже имеет начальную подготовку в классической хореографии и растяжку, но даже при их отсутствии уроки джаза в «Школе современной хореографии» будут эффективными. Группы составляются в соответствии с уровнем физической подготовки. Поэтому все учащиеся рано или поздно освоят необходимые балетные движения, добьются оптимальной растяжки и разовьют силу, выносливость. При желании максимально быстро добиться результата мы может предложить вам дополнительные занятия по стретчингу, ОФП и классической хореографии.
Даже если вы не ставите перед собой цели выйти на сцену, занятия джазом однозначно пойдут на пользу. Они помогут сбросить нервное напряжение, раскрыть свою индивидуальность, получить заряд бодрости и позитива. Кроме того, характерные для этого направления современной хореографии динамические и статические нагрузки, будут способствовать:
- развитию выносливости и силы;
- растяжению мышц и связочного аппарата;
- увеличению подвижности суставов;
- приобретению красивой осанки;
- укреплению мышц;
- улучшению координации движений и пластики;
- приобретению грациозности и легкости движений;
- развитию музыкальности, артистизма, чувства ритма;
- укреплению силы воли.
Таким образом, танцевать джаз – приятный способ для взрослых людей решить множество проблем и существенно улучшить состояние тела и души. С его помощью можно максимально полно реализовать свой творческий потенциал и найти способ для самовыражения.
Джазмены разбирают джаз. Четвертая серия: «Kind of Blue» Майлза Дэвиса и «Love Supreme» Джона Колтрейна
Краткий курс: модальный джаз
Джон Колтрейн, Кэннонболл Эддерли, Майлз Дэвис, Билл Эванс работают над «Kind of Blue», 1958 © Don Hunstein / Sony BMG Music Entertainment
COLTA.RU продолжает энциклопедический сериал об истории джаза: известные джазмены доходчиво объясняют ключевые понятия и явления из истории музыкального направления, изменившего XX век. Мы говорим о периоде с 1940-го по 1970-е — о джазе, который принято называть «современным», или modern jazz.
1950—1960-е. Модальный джаз
Логическим продолжением экспериментов боперов по раскрепощению джазовой гармонии ради свободы импровизации стал отказ от стандартной логики последовательности аккордов, которая не давала солирующим импровизаторам зазвучать по-новому. Это удалось сделать посредством усиления ладовой (горизонтальной) функции в импровизации и ослабления роли гармонической сетки. Теоретическим обоснованием этого перехода послужила вышедшая в 1953 году книга «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» композитора и пианиста Джорджа Расселла. После периода хард-бопа 1950-х годов Майлз Дэвис начинает искать новые средства для раскрепощения импровизации. Впервые идеи Расселла были использованы Дэвисом в композиции «Milestones» в 1958 году. В 1959 году выходит сразу несколько самых значительных альбомов в истории джаза: «Kind of Blue» Майлза Дэвиса, «Time Out» квартета Дейва Брубека, «Giant Steps» Джона Колтрейна, «Portraits in Jazz» Билла Эванса, «Mingus Ah Um» Чарльза Мингуса, «The Shape of Jazz to Come» Орнетта Коулмена. Впоследствии «Kind of Blue» стал самым успешным альбомом того года. Он до сих пор считается самым продаваемым альбомом в истории джаза и одним из влиятельнейших альбомов в истории музыки. В записи «Kind of Blue» приняли участие многие звезды тогдашнего джаза — Джон Колтрейн, Кэннонболл Эддерли, Джимми Кобб, Пол Чемберс, Билл Эванс. В своих последующих альбомах 1960-х годов Джон Колтрейн развил ладовый подход еще дальше в сторону свободной импровизации. Модальный джаз — это та грань, которая отделяет современный джаз от авангардного.
George Russell — «Ezz-thetics»
Роман Столяр
Принято считать, что книга «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» композитора и аранжировщика Джорджа Расселла возвестила начало новой эры в истории джаза — перехода от тональности к модальности, т.е. к ладовости. Строго говоря, это не совсем так. Скорее, в труде Расселла, впервые изданном в 1953 году, речь идет о новом подходе к выстраиванию мелодической линии импровизации поверх гармонической структуры темы. Новизна эта заключалась в том, что вместо ионийского лада (так более корректно называть звукоряд хорошо известного нам мажора) автор концепции сосредотачивал внимание читателя на ладе лидийском. При этом естественность такого подхода обосновывалась тем, что лидийский лад — единственный семиступенный натуральный лад, который можно получить посредством построения серии акустически чистых квинт от основной ступени в тональности. Это делает возможным обыгрывать в импровизации тонический септаккорд именно лидийским ладом — тем более что звуки этого септаккорда являются составляющими лидийского (как и ионийского, впрочем) лада. Трансформируя лидийский лад сообразно уже устоявшимся в джазе гармоническим структурам, Расселл ввел в джазовый обиход еще несколько ладов, до него не употреблявшихся в джазовой игре. Теперь изучение этих ладов обязательно в авторитетных учебных заведениях всего мира.
Модальный джаз — это та грань, которая отделяет современный джаз от авангардного.
С высоты сегодняшнего дня, когда джазовая музыка расширила свои границы чуть ли не до бесконечности, видна ограниченность теории Джорджа Расселла: современные импровизаторы используют в своих соло лады значительно более комплексные, чем производные лидийского лада. Кроме того, сама идея некоего естественного акустического превосходства одного лада над другими выглядит натяжкой; как-то я был свидетелем разговора двух педагогов Беркли, один из которых с улыбкой рассказывал другому о своем студенте, попытавшемся вывести все лады из самого, пожалуй, неустойчивого диатонического лада — локрийского. Несколько наивно выглядит попытка Расселла применять лидийскую концепцию к анализу классических произведений — например, прелюдий Баха. И все же нельзя не признать, что работа Джорджа Расселла внесла существенный вклад в становление теории импровизации как науки (тем более что в 50-е годы ее как таковой не существовало, да и сейчас она явно недостаточно сформирована) и в открытие новых практических путей — не случайно работой Расселла восторгались и Майлз Дэвис, и Джон Льюис, и даже японский композитор-новатор Тору Такэмицу.
Miles Davis & John Coltrane — «So What»
Герман Лукьянов
трубач, флюгельгорнист, ансамбль «Каданс»
«Kind of Blue» стоит несколько в стороне от всех работ Майлза Дэвиса. Это очень большая историческая удача — собрать таких людей в такое время, чтобы они создали такой коллективный продукт. Когда посылали капсулу с достижениями человечества на Луну, положили туда альбом «Kind of Blue».
Модальный джаз — это стиль, который возник после того, как многие средства уже были исчерпаны. «So What» — композиция, написанная революционным образом. Там всего два лада, аккорды блуждают параллельно этим ладовым звукам. Раньше в голову никому не приходило, что можно импровизировать по такой схеме. В модальном джазе лад диктует гармоническое построение. При этом игра пианиста не полностью соответствует тому, что делает в это время солист: каждый свободен в рамках данного лада.
John Coltrane — «Love Supreme»
Джон Дайкман
Идея модального джаза состоит в том, что у вас есть только один гармонический центр. Гармоническое наполнение, с которого вы начинаете, намного проще, но это дает вам большую свободу для импровизации и использования различных тональностей поверх основной. Другими словами, вы развертываете импровизацию и переходите из одной тональности в другую — так было и раньше, но разница в том, что теперь вы более свободны в выборе тональностей, не ограничиваясь логикой последовательности аккордов (как было в бибопе или на «Giant Steps»).
«Love Supreme» — гениальный альбом. Невероятно, насколько он ощущается как единое произведение от начала до конца — в большей степени, чем любой другой джазовый альбом.
John Coltrane — «Impressions»
Андрей Разин
Билл Эванс — безусловно, «европейский» музыкант, романтик, гениальный лирик, «белый» музыкант-мыслитель, его игра противоположна игре Гарнера, Тейтума, Питерсона; его свинг неагрессивен, его фразировка уникальна. Следы влияния Эванса можно обнаружить у таких пианистов, как Кит Джаррет, Брэд Мелдау. Огромна роль Билла Эванса в создании диска «Kind of Blue» Майлза Дэвиса, который открыл эпоху ладового джаза.
Именно в трио Билла Эванса ударные и контрабас превратились из «аккомпаниаторов» в самостоятельных, полноценных партнеров со своими личностными высказываниями.
Сделав так много в музыке, став крупнейшей фигурой фортепианного джаза, Билл Эванс, увы, ушел из жизни очень рано — на 52-м году жизни. Один из моих любимых альбомов Билла Эванса — «Affinity» с Тутсом Тилемансом, выпущенный в 1979-м. Бесконечно проникновенный лиризм, продуманность интонации самой высокой пробы, гармонические «пряности» — об этом можно говорить долго.
Для тех, кто занимался танцами модерн, было важно представить хореографию нового порядка, соответствующую человеку нового столетия и его духовным нуждам. Принципами такого искусства можно считать отрицание традиций и передачу новых сюжетов посредством уникальных элементов танца и пластики.
Популярность сегодня
На Кубе сложилась собственная школа, в которой изучают модерн-танцы. Модерновые труппы наиболее распространены в Бразилии, Колумбии, Гватемале, Аргентине.
История танца модерн оказала значительное влияние на классические образцы. Многие балетмейстеры двадцатого века не смогли пройти мимо внедрения элементов модерна в свои произведения.
Джазовый танец Джазовый танец представляет собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. До 1950–х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые
Библиография
[1] Eliane Seguin, «Histoire de la danse jazz», 2003, Editions CHIRON, ISBN 2-7027-0782-3, 281 pp
[2] Jennifer Dunning, «Alvin Ailey: a life in dance», Da Capo Press, 1998 — 468 pp
[3] A. Peter Bailey, «Revelations: the autobiography of Alvin Ailey», Carol Pub. Group, 1995 — 183 pp
[4] Margot L. Torbert, «Teaching Dance Jazz», Margot Torbert, 2000, ISBN 0976407108, 9780976407102
[5] Robert Cohan, «The Dance Workshop», Gaia Books Ltd, 1989, ISBN 0-04-790010-5
Источники
- http://www.firstlineprim.ru/30-vida-tantsev/72-dzhaz-modern
- https://horeografiya.moscow/forkids/dzhaz-tanec-dlya-detey/
- https://horeografiya.moscow/foradults/dzhaz-dlya-vzroslyh/
- https://www.colta.ru/articles/music_modern/1719-kratkiy-kurs-modalnyy-dzhaz
- https://autogear.ru/article/234/834/modern-i-djaz-modern-tantsyi-istoriya-tantsa-modern/
- http://wiki-org.ru/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86