Обучающий видео урок китайской оздоровительной гимнастики Тайцзи-цигун. Комплекс из 18 Форм упражнений гимнастики тайцзицюань для начинающих.
18 форм тайцзи-цигун или гимнастика тайцзицюань для начинающих Опубликовано Надежда Акишина в 25.04.2020
Восточные философы утверждают, что существует три энергетических круга здоровья. Мысли и эмоции человека составляют круг первый. Во втором — взаимоотношения с близкими, соседями и коллегами. Гармоничная связь с Вселенной — третий круг. Человека, у которого три круга находятся в равновесии, можно назвать совершенным. Но путь к совершенству начинается с хорошей физической подготовки.
Поэтому с каждым годом все большую популярность в мире набирают различные тибетские практики саморазвития и самосовершенствования человека. Этих практик много, и среди них такие, как «тайцзи», «тай чи», «тайцзицюань», «цигун». Кто-то их использует как школу боевых искусств, кто-то с их помощью оздоравливается. Но с какой бы частной целью человек ни использовал и тайзци, и цигун, он получает много пользы для собственного здоровья, потому что эти практики помогают улучшить жизненную энергию и накопить ее. По этой причине все больше людей, особенно старшего возраста занимаются ими не для овладения боевыми искусствами, а просто для улучшения здоровья и самочувствия.
Каждая система цигун – это совокупность последовательных упражнений. Один из самых современных комплексов тибетских гимнастик разработан мастером Линь Хоушэном в конце 20 века. Но новизна комплекса не должна никого смущать, потому что основан он на принципах старейших даосских систем и прекрасно сочетает в себе как физические, так и ментальные методы координирования энергетики тела. Этот комплекс называет « 18 форм тайзци», из-за своей простоты и эффективности он широко известен не только в Китае.
Общеизвестен тот факт, что занимающиеся тайцзицюань гимнастикой ( тайзци) или цигун для получения наивысшего эффекта самосовершенствования, выполняя упражнения, должны отстраняться от внешних факторов, уходить в себя, мысленно концентрируясь на процессах, происходящих в организме во время занятия. Но такое умение приобретается годами тренировок. Особая ценность «18 форм тайзци заключается и том, что его оздоровительный потенциал проявляется независимо от умения уходить в себя. Достаточно точно и систематически выполнять его, и это приведет к положительному результату. Не сразу. Запущенные хронические заболевания, нажитые годами, легко не сдаются, они очень устойчивы к любым воздействиям. И невозможно избавиться от них за месяц или несколько занятий. Но положительный терапевтический эффект будет получен. Это объясняется тем, что сами формы обеспечивают массаж внутренних органов, а сама структура комплекса вызывает мощный энергетический поток.
Поэтому не стоит вносить в комплекс какие-то изменения, менять очередность упражнений, т.к. эта последовательность совершенна. Она выстроена мастером, тонко и глубоко чувствующим энергетические потоки, что недоступно сознанию неопытных новичков.
Механизм этого комплекса напоминает отмывание посуды или стирки белья в проточной воде, которая уносит с собой всю грязь, даря чистоту и свежесть.
M24.ru продолжает серию материалов об иностранцах, которые знакомят москвичей со своей культурой. Сегодня рассказываем о воине-монахе Шаолиня, который обучает москвичей тонкостям кунг фу и цигун
Они нас учат: мастер шаолиньского кунг фу о секретах медитации и широкой душе
M24.ru продолжает серию материалов об иностранцах, которые знакомят москвичей со своей культурой. Сегодня рассказываем о воине-монахе Шаолиня, который обучает москвичей тонкостям кунг-фу и цигун.
Мастер Ши Янбин – воин-монах 34-го поколения Шаолиньского монастыря. В Россию он приехал в 2006 году по направлению настоятеля Шаолиня – Ши Юнсина. К тому времени Ши Янбин объездил множество стран, преподавал в США, Австралии, Арабских Эмиратах. Сам мастер отмечает, что не думал оставаться в Москве надолго, но так сложилась судьба. В столице он живет уже почти 10 лет и основал здесь собственную школу, где проводит занятия по кунг-фу, цигун и тайцзи-цюань.
Немного о шаольньском кунг-фу:
Традиция кунг-фу монастыря Шаолинь мало соотносится с понятием боевых искусств в вопросах победы над противниками или в контексте военного дела. Так же мало общего у спортивного ушу и традиционного шаолиньского кунг-фу. Монастырь никогда не был университетом боевых искусств или кузницей профессиональных бойцов.
С древних времен боевые искусства монахи Шаолиня использовали для постижения Чань – внутреннего спокойствия. Поэтому тренировки, медитации и молитвы неразрывно связаны в традиции монастырского кунг-фу.
На занятиях ученики изучают и отрабатывают специальные таолу (комплексы, строгую последовательность боевых движений), двигаясь от базовых стоек и ударов к более сложным последовательностям и работе с оружием.
Краткая информация о цигун и тайцзицюань:
Цигун – комплексы упражнений и дыхательных техник, которые помогают человеку накапливать и перераспределять свою энергию, которую в Китае называют «ци». Фактически ци – это движущая сила, наполняющая все во вселенной. В Древнем Китае считали, что без умения управлять своей энергией нельзя преуспеть в повседневных делах.
Чтобы научиться чувствовать и управлять ци, появились комплексы упражнений под общим названием «цигун».
Тайцзицюань – внутреннее китайское боевое искусство. Последователи таких стилей достигают победы над противником без применения грубой силы. Вместо этого боец полагается на свою внутреннюю силу и умение контролировать и направлять потоки энергии ци.
Вопреки расхожему убеждению, что боевые искусства – это чисто мужское занятие, в школе мастера Ши Янбина обучаются и мужчины и женщины. На занятия приходят люди всех возрастов. Детей принимают в школу с четырех лет.
Ученики зовут Ши Янбина «Шифу». Если дословно переводить иероглифы, из которых состоит это обращение, то получится «учитель-отец». Сам мастер часто говорит, что школа – это тоже семья, и наставник должен быть как отец для своих учеников.
Во время занятий Ши Янбин уделяет внимание не только физическим нагрузкам, но и воспитанию духа, передаче традиций Шаолиньского монастыря.
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
В школе мастера отмечают традиционные буддистские праздники. Ученики вместе со своим наставником проводят праздничные службы в дни рождения Будды и Дамо – первого патриарха Чань-буддизма. Не обходится также и без празднования китайского Нового года.
Кроме того, раз в год у всех, кто посещает занятия, появляется возможность поехать на летние сборы в Китай и обучаться у монахов прямо на территории монастыря Шаолинь.
Немного о Шаолине:
Название монастыря переводится как «Молодой лес» или «Растущий лес».
Монастырь был основан в Суншаньских горах в 495 году н.э., во времена правления династии Северная Вэй.
Согласно легенде, комплексам цигун и кунг-фу монахов обучил первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма (в Китае его называют Путидамо или Дамо), который останавливался в монастыре 530-х годах. Он же передал монахам свои познания о Чань – внутреннем спокойствии и ясности ума.
В 1928 году военачальник Ши Юсань поджег монастырь Шаолинь. Были уничтожены уникальные письменные источники, а сам монастырь почти полвека после этого провел в руинах. После Второй мировой войны на развалинах Шаолиня жило всего семь монахов.
С большим трудом властям Китая удалось возродить монастырь. Немало помог в этом и кинематограф: после выхода в 1982 году на экраны художественного фильма «Храм Шаолиня» по Китаю прокатилась волна популярности монастыря и туда пришло много новых молодых послушников.
В 1986 году настоятелем монастыря стал монах Синчжэн, который с 1951 года на общественных началах исполнял должность хранителя монастыря, однако в 1987 году он скончался.
После его смерти на всеобщем голосовании чань-буддистского сообщества был выбран новый глава монастыря – Ши Юнсин.
Сейчас Шаолинь без преувеличения считается одним из главных центров изучения ушу и цигун в Китае и сокровищницей национальной культуры.
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
Мастер Ши Янбин: В первую очередь люди приходят в школу ради традиций боевых искусств Шаолиня и древней культуры Китая. Многие традиции сохранились до наших дней, потому что действительно способны помочь на жизненном пути.
Самое главное в шаолиньских практиках – любовь. Нужно любить людей, любить жизнь. Сердце должно быть большим, как море.
Еще ученики нашей школы должны помнить, что жизнь меняется каждый день и даже каждую минуту. Не будет всегда хорошо, и не будет всегда плохо. Я хочу, чтобы прежде всего они работали над пониманием этого, а уже на втором месте – комплексы кунг-фу, которые мы изучаем.
Заниматься кунг-фу и цигун можно для укрепления здоровья, для достижения спокойствия и для самообороны.
В самом начале обучения все должно быть легким: движения, дыхание и мысли. Когда человек начинает понемногу усваивать базовые комплексы и упражнения, можно двигаться дальше.
Важное место в наших занятиях занимает медитация. После нее мысли становятся ясными. Человек начинает лучше понимать, кто он такой и что ему следует делать.
Заниматься медитацией можно всем. Не важно, какие у человека проблемы, связаны ли они с духом или со здоровьем. Медитация помогает исправлять и то и другое.
И здесь главное обрести правильный настрой. Подготовить нужно все: уши, рот, глаза. Как готовить к медитации уши? Поменьше слушать, как люди жалуются и ругают что-то. Если человек не может выкинуть такие речи из головы, то жить становится сложно. Появляется много беспокойных мыслей. В результате пытаешься медитировать, а вместо этого думаешь о том, как плохо сложился твой день сегодня. Это мешает.
Один из залов школы. Украшения остались после празднования дня рождения мастера Ши Янбина. Фото: M24.ru/ Владимир Яроцкий
Как готовить к медитации рот? Во-первых, нужно правильно питаться. Еда должна быть легкой, лучше всего есть растительную пищу. Она хорошо усваивается и не вызывает тяжести в желудке. Во-вторых, меньше разговаривать на неинтересные темы. Например, обсуждать внешность других людей. Если человек не уделяет много внимания подобным вещам, он становится спокойнее.
Ну и конечно, нужно уменьшить количество суеты вокруг себя: реже смотреть кино, телевизор, играть, употреблять алкоголь. Есть много всего, чему не стоит уделять свое время.
Выбираю ли я своих учеников? Нет. Нельзя посмотреть на человека и сказать, будет он хорошо заниматься или нет. В Шаолине учат принимать людей такими, какие они есть. Это как дерево – оно растет так, как может.
К тому же каждый китаец верит в судьбу. Поэтому люди, попавшие в школу, сами решают, могут они остаться и продолжать обучение или нет. И даже если у человека нет возможности приходить сюда на занятия, можно отрабатывать дома те движения, которые удалось запомнить. Появится время – можно будет вернуться в школу.
Когда я вел первые занятия в России, мне было легко, потому что был очень хороший переводчик. Все ученики легко меня понимали. А потом я сам начал учить русский.
Сначала цифры: когда я ехал куда-то и у меня было свободное время, я следил за номерами машин. Я смотрел на множество автомобилей и проговаривал их номера. Водитель говорил, правильно я их называю или нет.
Потом понемногу начал учить слова: «рука», «нога», «здравствуйте». Я и сейчас продолжаю изучать язык.
Я считаю, что между российскими и китайскими учениками нет большой разницы. Главное, чтобы мастер обладал спокойствием. Не важно, откуда твой ученик – из России или другой страны. Если тебя не понимают, плохо занимаются – это вопрос к мастеру.
И сам я люблю спокойных и отзывчивых учеников. Мне не нравится, когда люди слишком много думают о себе. Я люблю людей с большим сердцем.
В мире нужно и давать, и брать. Нельзя только брать. Во время занятий цигун я рассказываю ученикам, что на выдохе нужно отдать старую энергию, выкинуть прошлый вдох. И только потом можно начать собирать новую энергию. Мне нравится, когда ученики это понимают.
Во время наших выездных семинаров я часто бывают в Подмосковье. Мне там очень нравится. Особенно красивы широкие поля, где только трава и деревья. Этого в Китае очень мало: если где-то есть чуть-чуть земли, там сразу появляются дома или поля с картошкой и кукурузой. А здесь так не делают.
Настроение человека во многом зависит от того, где он живет. Если место просторное, то и душа широкая. Когда ты живешь в тесноте, то и мысли твои становятся маленькими.
Поэтому я думаю, что у русских людей большое сердце благодаря их земле, природе и простору.
Разбираемся в нюансах популярной восточной практики.
Возможно, вы видели людей в парках, которые совершают непонятные медленные движения – и это, как говорят, цигун. А еще вы могли видеть выступления монахов Шао Линя, которые разбивают руками кирпичи и подлетают на несколько метров. И это вроде бы тоже цигун.
Любая практика цигуна базируется на поиске расслабления мышц тела в правильной форме. Это значит, что мастера цигуна обучаются выполнять движения настолько сбалансировано, точно и расслабленно, что в правильном, красивом движении будут задействоваться только необходимые мышцы.
Мы этого не замечаем, но, например, когда мы наливаем воду из чайника в чашку, в этом движении могут участвовать мышцы кисти, предплечья, плеча, спины, шеи и даже поясницы. А достаточно, по сути, только кисти и предплечья. Остальные мышцы включаются в действие «за компанию», потому что находятся в привычном напряжении.
Если обучить тело действовать точно и расслабленно, оно обретает новое качество свободы – и новые возможности. Оно экономит энергию на «ненужных» напряжениях, за счет чего «нужные» становятся более энергичными, точными, быстрыми.
Такое освобождение от лишних напряжений называется «раскрытием тела» – его освобождением от лишнего напряжения.
За счет этого повышается фоновый уровень здоровья: расслабление привычных напряжений улучшает микроциркуляцию крови, все органы и системы начинают получать больше питания – лучше обновляются и по-настоящему омолаживаются.
В современном биохакинге цигун считается путем к вечной молодости: простые упражнения на расслабления позволяют поддерживать тонус мышц и работу внутренних органов, вне зависимости от возраста.
Оздоравливающий цигун – например, Синг Шен Джуанг – показан в любом возрасте и будет полезен при любом стартовом состоянии здоровья, в том числе во время беременности (если нет специфических противопоказаний).
Однажды освоив цигун с инструктором, достаточно заниматься по 15-20 минут в день, чтобы здоровье начало улучшаться: человек стал бы чувствовать себя сильнее, энергичнее, взял под контроль хронические заболевания.
Боевой же цигун, в отличие от оздоравливающего, показан далеко не всем.
В этих направлениях возможны травмы, поэтому заниматься им нужно из хорошего состояния здоровья и под руководством грамотного мастера.
Тайцзи цигун – комплекс мягкого цигун, центральная часть программы группы для тех, чей интерес к китайским телесным практикам вызван заботой о здоровье и гармонии
Тайцзи цигун. Система питания жизненности
Это группа для тех, кого китайские практики интересуют с точки зрения всестороннего и качественного ОЗДОРОВЛЕНИЯ.
Собираем новую группу на ОСЕНЬ 2021.
Занятия по вторникам (онлайн, 19.00-20.30) и субботам (в зале, 12.00-14.00).
Стоимость 7000р. в месяц. Онлайн-занятия будут доступны в записи. Пробное занятие без-оплатное.
Ведущие — руководитель центра «Уцзимэнь» Александр Житомирский и инструктор Евгения Тарабарина.
В китайской традиции оздоровительные системы носят общее название яншэн (养生) — «питание жизненности». В цигун одноимённое направление (яншэн цигун) возникло и развивалось с целью удовлетворения нужд представителей культурной элиты традиционного Китая. Составляющие его практики способствуют правильному гармоничному взаимодействию полярных энергий тела человека (активной янской и пассивной иньской), а должный баланс между ними способствует, с одной стороны, обретению и поддержанию ясности сознания, эмоциональной стабильности психики, а с другой, оздоровлению и укреплению организма.
Яншэн Тайцзи цигун — это даосская практика внутренней работы, направленная на питание жизненности.
Это методика традиционной китайской культуры, сочетающая в себе
- заботу о физическом теле;
- понимание и задействование более тонкой психо-физической составляющей, которая в китайской традиции получила название ци;
- регуляцию нервной системы, психики и ума .
По своему характеру и динамике эта работа подходит тем, кто готов к глубокому погружению и длительному плаванию.Материал можно условно разделить на три ступени:
Первая ступень
- Подготовка тела, суставная гимнастика, растяжки.
- Освоение основной позиции и глубокое последовательное расслабление.
- Комплекс Цзяньшэнь гун.
- Практика стояния в столбе (чжань чжуан).
- Теоретическая часть: введение в культурную традицию, терминология.
Цзяньшэнь гун в переводе с китайского означает «практика оздоровления тела». Это базовая для работы с более сложными системами цигун ступень. Освоение комплекса Цзяньшэнь гун направлено на решение следующих задач:
- сформировать правильную исходную позицию, способствующую улучшению циркуляции ци в теле, укреплению сухожилий, телесному и психическому расслаблению;
- укрепить и расслабить определенные участки тела и оказать стимулирующее воздействие на деятельность связанных с ними внутренних органов;
- сформировать навыки координации тела с дыханием и мыслью-намерением.
Вторая ступень
- Освоение основных дыхательных техник: естественное брюшное дыхание, обратное дыхание и скрытое дыхание.
- Комплекс Тайцзи цигун: внутренняя работа (нэйгун) в статике.
- Теоретическая часть: введение в культурную традицию, терминология.
Работа с материалом второй ступени направлена на аккумуляцию ци в энергетическом центре нижний даньтянь и трансформацию грубой сексуальной энергии в ресурс для питания внутренних органов.
Третья ступень
Динамические упражнения комплекса Тайцзи цигун.
Эта работа направлена на правильное перераспределение в теле накопленной и преобразованной ци — гармонизацию нижнего, среднего и верхнего центров (даньтяней), балансировку движения ци по каналам рук и ног.
Коротенько о том, что такое Тайцзи цигун и как его едят
Слово «цигун» (или чигун, хотя если чи, то почему бы и не щи тогда) в нашей среде уже умеренно-известное. Но мало кто, вероятно, понимает, что означает этот «китаизм». Ведь для китайцев само собой разумеется, что Ци это Ци, а Гун — это «процесс работы», равно как и «результат этой работы». То есть Ци-Гун — это работа с ци и её результаты.
Вряд ли даже со словом Гун есть ясность — хотя бы такая, какая обозначена выше. Но вот что касается Ци, то скорее всего большинству местных практиков достаточно того, что это «энергия» или «внутренняя энергия». Люди, которые приходят к нам заниматься, так зачастую и мотивируют свой приход: хочу поработать с внутренней энергией, наладить энергетические процессы и т.п. И эти надежды возлагаются на таинственный цигун. Не знаем, как для вас, читатель, но вот для нас русское — ну, то есть уже достаточно русское, что уж там — слово «энергия» является абстракцией. Или, лучше сказать, это надпись на коробочке. А для того, чтобы с содержимым этой коробочки можно было бы что-то делать, например, работать, оно нуждается в осмыслении, распознавании, осознавании, а слово соответственно — в расшифровке.
Китайцы по природе своей народ очень практичный, тем более, если эти китайцы практики. Развивать веками, тысячелетиями искусство оздоровления тела и ума, опираясь на абстракцию, совсем не в характере этой нации. Они очень хорошо знают, что ци — это ци. А всё, с чем мы имеем дело в проявленном и непроявленном мирах, состоит из ци — это Ци в широком смысле слова. А в специально-человеческом, узком смысле, когда мы говорим о практике цигун, Ци — это ток крови, функционирование нервной системы и дыхание. То есть довольно тонкие физиологические процессы, которые мы лишь отчасти можем научиться регулировать. Вот это «лишь отчасти» и есть одно из полей деятельности человека, который занимается цигун. Китайцы уже давно пришли к выводу, что более грубая ци подведомственна более тонкой, ну, то есть так должно быть. При этом более грубая более тонкую ци всячески питает, являсь её корнем-основанием. Мышцы, связки, кости — это тоже ци, но более грубая, нежели кровь-нервы-дыхание. Психические процессы, работа воли и ума, движения духа — это тоже ци, но уже более тонкая. Дыхание (ци по умолчанию) является как бы центральным элементом системы, связывающим тело (грубую ци) и сознание (тонкую ци). Так вот в практике цигун задействованы все три уровня: на каждом из них ставятся задачи, каждый нуждается в освоении-проработке, а вся система в целом — в гармонизации, то есть правильном соотнесении уровней. А также правильном встраивании системы в окружающее пространство. Вот так всё просто 🙂
А слово «Тайцзи» лишь отчасти имеет отношение к боевому искусству Тайцзи цюань. Этой части и цигун, и цюань обязаны своему происхождению: это элементы даосской работы про Человека и, шире, даосской картины мира, в которой термин «тайцзи» является одним из краеугольных камней. Тайцзи — это «великий предел». Под пределом подразумевается разделение (одно — рождает два, два — три, и так далее до апокалипсиса), а также пограничное состояние любого феномена, когда он, достигнув своего апогея, предела, переходит в свою потивоположность. Эти колебания характеризуют все процессы в мире: всем известные инь-ян и всё такое. А если ещё чуточку развернуть, то наличием великого предела мы обязаны отсутствию предела, то есть Уцзи. Можно привести простой пример: есть движение, быстрое, неспешное, резкое, плавное — любое; есть неподвижность, отсутствие движения, покой. Движение и покой сменяют друг друга — это и есть развёртывание Тайцзи, взаимопревращения ян и инь. Что касается Уцзи, то можно сказать, что это, во-первых, наличие любой из возможностей как движения, так и покоя, а во-вторых, пространство для всех этих возможных игр-переливов. Например, пространство сознания такого, «как оно есть», не обусловленного никакими характеристиками, не разделяющего на «так» и «этак», «я» и «оно» — чистое пустое пространство.
К чему всё это количество слов? К тому, что впускать в свою жизнь практику цигун, как и любую другую практику, имеющую глубокие корни в некоторой традиции, можно и нужно только в том случае, если есть готовность приоткрыть для себя — в бонус или в нагрузку — картину мира, которая этой традиции свойственна. Приоткрыть и поверить на время взаимодействия, что всё так и есть. Поверить, чтобы проверить, например, или для чего ещё. Но только если иметь такие намерение и возможность, работа будет стоить чего-то. Сформировать такое намерение — это задача практика. А возможность во многом зависит от «качества» ведущего-проводника.
*Это будет третья онлайн-история по цигун. Оказалось, этот формат вполне рабочий — при активной включённости участников и наличии ряда живых встреч, которые мы планируем устроить в процессе. Так что зовём спокойно и ответственно.
Гимнастика цигун для пожилых. Статьи и полезные материалы от сети частных домов престарелых «Центр Домашней Заботы».
Как правильно выполнять упражнения?
Выполняя эти упражнения, следует придерживаться ряда рекомендаций. Важно понимать, что цигун для пожилых женщин после 60 лет имеет определенную специфику. С его помощью невозможно приобрести рельефную фигуру и «накачать» мышцы. Выработка коллагена у пожилых людей снижена, поэтому чрезмерные нагрузки им противопоказаны.
Физическая нагрузка должна повышаться постепенно. Выполняя такую утреннюю зарядку, человек старше 60 лет должен медленно увеличивать нагрузку. Это позволит ему постепенно укрепить свои мышцы и добиться оздоровительного эффекта. Все выполняемые упражнения обязательно должны быть комплексными, это поможет проработать каждый участок тела.
Выполнять гимнастические упражнения следует под руководством наставника, который достаточно давно практикует цигун.
Краткий перечень упражнений:
- стабилизация дыхания;
- раздвигание ребер;
- плавное раскачивание радуги;
- отведение плеча назад;
- катание на лодке;
- раздвигание облаков в небе;
- любование луной.
Заниматься гимнастикой цигун могут даже лежачие и сидячие больные. С ее помощью поддерживать двигательную активность способен каждый человек, независимо от физической формы и состояния здоровья. Особенно нуждается в подобном воздействии организм женщин пожилого возраста. У этих упражнений нет противопоказаний, что делает их универсальным способом поддержания на необходимом уровне двигательной активности.
10 главных упражнений для тех, у кого нарушено кровообращение. ✅ Признаки проблем с кровообращением. Когда нужно немедленно идти к врачу.
Чем полезен цигун?
Этот комплекс упражнений очень полезен для каждого пожилого человека. Усвоить и выполнять его совсем несложно. Многие люди, живущие в 21 столетии, испытывают недостаток движения и страдают от гиподинамии. Большую часть времени они проводят в неподвижном состоянии, в статичных позах: в офисе — за рабочим столом, дома — перед экраном телевизора либо компьютера. Из-за этого мышцы многих людей, которые старше сорока лет, находятся в состоянии гипотонуса. Чтобы избежать атрофии мышечной системы и преждевременного старения организма, пожилым женщинам и мужчинам необходимо больше двигаться и заниматься гимнастикой.
Китайская оздоровительная гимнастика позволяет поддерживать организм в хорошей форме без изматывающих тренировок и тяжелых физических нагрузок. Освоить ее пожилые люди старше 60 лет могут без особого труда. Все занятия проходят в неспешном темпе и не связаны с чрезмерными нагрузками.
Источники
- https://mycigun.ru/18-form-tajtszi-tsigun/
- https://www.m24.ru/articles/shkola/16062015/75968
- https://woman.rambler.ru/health/44544360-chto-takoe-tsigun-komu-podhodit-a-komu-zhiznenno-neobhodim/
- http://www.udzi.ru/shkola_ushu/dlja-vzroslyh/167-cigun_start
- https://centrzaboty.ru/articles/gimnastika-cigun/
- https://gimnastika.su/kitayskaya/tsigun-uprazhneniya-dlya-nachinayushhih