С 1888 годом крепостное право кануло в лету, и рабы освободились от гнёта колонизаторов, однако это событие не коснулось африканских невольников. Капоэйру неоднократно запрещали, однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.
До сих пор трудно сказать, какая страна стала первой родиной боевого искусства, кто был его основателем, почему оно достигло сегодня большой популярности. Общепринятая версия появления капоэйры возвращает нас в Южную Америку XVII-XVIII веков. Африканские рабы, завезённые в Бразилию для работ на плантациях, бежали от непосильного труда, создавая в джунглях Амазонки общины «Киломбуш», где присоединялись к аборигенам – индейцам, ещё не покорённым европейскими колонизаторами. Нередко и тем, и другим приходилось защищать свои свободные поселения. Зачастую из-за нехватки оружия всё чаще доводилось использовать рукопашный бой, что, по мнению историков, и стало причиной появления нового искусства защиты – капоэйры. Хотя слово «капоэйра» не имеет точного перевода, предположительно обозначает джунглевые заросли – капоэйрас. Другие исследователи считают, что смысл данного слова означает место с низкой травой – площадку, где удобнее всего проводить тренировки.
С 1888 годом крепостное право кануло в лету, и рабы освободились от гнёта колонизаторов, однако это событие не коснулось африканских невольников. Капоэйру неоднократно запрещали, однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.
ХХ век принёс равенство прав всем расам и широкое развитие единоборств. В 30-е годы минувшего столетия капоэйра оформилась в качестве спорта, а в 1937-ом её официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта.
Со стороны капоэйра отличается от остальных единоборств: люди стоят в кругу и хлопают в ладоши, играют живые инструменты, громко поёт хор на португальском языке и в центре круга двигаются два капоэйриста: обмениваются ударами, делают перемещения, различные акробатические элементы. Может показаться, что они специально делают удары так, чтобы не задеть друг-друга, но на высоком уровне капоэйристы не подстраиваются друг под друга, и не задевают только в том случае, если другой успевает уклоняться.
Что такое капоэйра
Капоэйра — это афро-бразильское единоборство. Оно зародилось в Африке и развивалось африканскими рабами в Бразилии. Одна из распространенных теорий говорит о том, что, так как рабам было запрещено тренировать боевые искусства, они замаскировали капоэйру под танец: добавили традиционные музыкальные инструменты, песни, хлопки.
Со стороны капоэйра отличается от остальных единоборств: люди стоят в кругу и хлопают в ладоши, играют живые инструменты, громко поёт хор на португальском языке и в центре круга двигаются два капоэйриста: обмениваются ударами, делают перемещения, различные акробатические элементы. Может показаться, что они специально делают удары так, чтобы не задеть друг-друга, но на высоком уровне капоэйристы не подстраиваются друг под друга, и не задевают только в том случае, если другой успевает уклоняться.
Также, в отличии от других единоборств в капоэйре очень богатый и разнообразный арсенал движений — от классических прямых ударов ногами до круговых, от разных бросков до ударов головой, от ударов руками до акробатических элементов и перемещений. Все богатство движений дает капоэйристу основу для построения не боя, не танца, а игры с партнером. И в кругу (который называется рода, от порт «roda» — круг) капоэйристы именно играют — строят игру друг с другом при помощи капоэйры. Это взаимодействие может быть легким и ненапряженным, а может быть жестким и опасным — в соответствии с ритмом, которые играют инструменты.
В то время, как два капоэйриста играют в роде, остальные тоже тренируют капоэйру, только в других направлениях — кто-то играет на инструментах, кто-то хлопает в ладоши и поёт. Это неотъемлемая часть капоэйры.
На тренировках для детей и начинающих взрослых капоэйра безопасна. Дети в первую очередь развивают координацию, силу, гибкость, реакцию, с помощью упражнений на основе капоэйры и различных движений, имитирующих передвижение животных. Учатся базовым ударам и перемещениям, базовым акробатическим элементам: стойке на руках, мостику, колесу. Со временем нагрузки становится больше и движения сложней, но даже в группе, где тренируются ученики с разным уровнем, подбираются разные уровни заданий которые доступны и являются развивающими для каждого.
У начинающих взрослых первые тренировки направлены на тренировку уклонений, перемещений и базовых ударов. Так, что попав в роду с опытным капоэйристом, любой начинающий сможет построить базовую игру и избежать атак. В дальнейшем, с получением соответствующего пояса, на тренировках появляются броски, входы, удары руками, которые можно будет применять в игре. Но всё это остаётся игрой и самые опасные и интересные моменты создаются не путем силы и агрессии, а в результате интересного взаимодействия и использования момента.
С самой первой тренировки и дети и взрослые знакомятся с музыкой в капоэйре: с ритмом, игрой на музыкальных инструментах, песнями на португальском языке. Благодаря капоэйре помимо физического состояния, улучшается слух, голос, чувство ритма.
Детям капоэйру рекомендуют двигательные терапевты и нейропсихологи — тренируя удары, перемещения, задействуя разноименные руки и ноги развиваются координация, баланс и межполушарные связи.
Многие приходят в капоэйру за чем-то одним — ударной техникой, акробатикой или гибкостью. Но занимаясь капоэйрой, можно приобрести гораздо больше — хорошее самочувствие, уверенность в себе, компанию единомышленников и друзей. Она строится на уважении и взаимопомощи и это один из самых интересных и экзотичных способов стать лучше.
Трудно дать однозначный ответ на вопрос, что такое капоэйра. Это мир, богатый своим содержанием и разнообразием, и способный каждому предложить то, что ему будет интересно.
Что такое капоэйра?
Боевое искусство
На каждом занятии отрабатывают боевые движения, удары и уходы, что позволяет развить координацию, ловкость и навыки самозащиты
Танец
Музыка в капоэйре — это уникальный бленд из древних африканских традиций и популярных региональных стилей фольклорной музыки.
Музыка
Уникальный бленд из древних африканских традиций и популярных региональных стилей фольклорной музыки
Акробатика
Изучение сложных элементов всегда начинается с доступных упражнений, что позволяет добиться впечатляющих результатов за короткий период времени
Мировое сообщество
Игра в капоэйре происходит в круге, состоящем из людей, и больше напоминает диалог, в котором главное место отводится экспрессии.
Начальный уровень не имеет значения. Физические способности развиваются на тренировках, а положительный опыт занятий капоэйрой остается с вами на долгие годы!
Танцевать под чёткие и необычные ритмы редкостных музыкальных инструментов.
Капоэйра пришла к нам из Бразилии.
Во времена заселения территорий современной Бразилии португальцами им были необходимы рабы из Африки. Возделывая плантации и обслуживая дома и хозяйства португальских завоевателей, выходцы Африки были готовы к бунтам и побегам. Для этого они придумали сложную систему ударов, подсечек, уходов от них.
Поскольку плантаторы боялись бунтов, школа капоэйра быстро стала запрещена на плантациях и за занятия этим видом единоборств грозило тюремное заключение. Так в капоэйру вошел танец. Для отвода глаз рабы стали маскировать занятия боевым искусством под танцевальные вечеринки. Это сделало боевое мастерство не только эффективным, но и очень пластичным, зрелищным и ритмичным. Благодаря этому родилось новое направление в музыке. Специально для занятий капоэйрой стали сочиняться подходящие по ритму мелодии, наполненные словами о капоэйре, её истории и смысле.
Занятия высокой интенсивности проходят в группах, различных по уровню подготовленности. Как и в восточных единоборствах, есть различные по цвету пояса. При переходе на новую ступень мастерства присваивается пояс определённого цвета. Есть группы для мужчин, для женщин, а так же смешанные группы, где можно заниматься парой. Существует так же капоэйра для детей.
Проходят занятия под специально написанную для них музыку.
Исполняют эти ритмичные, энергичные мелодии на древних бразильских инструментах: беримбао и атабаке. Начинается занятие с разминки, интенсивно разогреваются все группы мышц с помощью смеси танцевальных движений и фитнес упражнений. Далее оттачиваются и разучиваются новые движения техники капоэйро и акробатические трюки. Завершается занятие собственно игрой (жогой) в круге (роде). Участники выходят в роду и под музыку начинают танец-бой.
Удары наносятся бесконтактно, техника подразумевает нанесение ударов и одновременный уход от ударов противника. Если не удалось уклониться – можно получить травму. Как правило, это случается редко. Ведь даже новичков вначале обучают красиво и пластично избегать рук и ног партнера. Но даже когда это происходит, травмы намного легче и лишены серьёзных последствий, в отличие от травм в боксе.
На капоэйра в Москве могут приходить абсолютно все! Ведь и дети, и взрослые независимо от пола хотят развить чувство ритма, стать пластичнее, выносливее, научиться и танцевать и постоять за себя. Именно поэтому это направление стало таким популярным.
17. Капоэйра учит «делать шаг». Если вы стеснительны, замкнуты, тяжело контактируете с людьми — приходите на капоэйру. Рано или поздно вы решитесь и выйдете в круг — возможно, это изменит вас навсегда.
plus_minuses
Капоэйра — это жгучая бразильская смесь из единоборства, танцев, акробатики и песен. Я занимаюсь ею с сентября 2014-го года и считаю эту дисциплину исключительно интересной для мира, в котором мы живем.
Вкратце ввожу в курс дела: на тренировках мы учим техники — перемещения, удары, уходы от ударов, финты, просто фишечки, украшающие игру. Регулярно проводится рода, которая выглядит следующим образом: большая тусовка образует круг, несколько человек играют на национальных бразильских инструментах, один запевает — туса подхватывает припев и отбивает ритм, хлопая в ладоши. В круг выходят двое человек и играют. Каждые 30-60 секунд одного из них сменяет новый участник игры. Темп игры растет: от медленного и неторопливого до бешеного ритма. На медленном темпе участники игры «взаимодействуют» друг с другом в основном на нижнем уровне. На быстром — сплошные удары «наверху». Очень приветствуется всякая красивая акробатика.
Если кто помнит фильм «Только сильнейшие» (1993) с Марком Дакаскосом — вот там именно капоэйра показана.
Итак, 18 плосов и всего 5 минусов капоэйры! 🙂
Плюсы:
1. В плане физической активности капоэйра — это одновременно фитнес, единоборства и акробатика. Сразу все в одном флаконе. По пунктам.
2. Капоэйра — это офигенное кардио. Вы движетесь на протяжении всей тренировки, причем весьма разнообразно. Развиваем выносливость, скорость восстановления и конечно занимаемся активным жиросжиганием.
3. Капоэйра — это растяжка, причем не только на банальный шпагат, а на все тело: позвоночник, плечи, все остальные суставы.
4. Капоэйра — это силовые с собственным весом. Чтобы крутить и вертеть собственное тело, придется научиться стоять на руках (и отжиматься на них же в будущем), иметь сильные ноги, развитые мышцы кора.
5. Капоэйра — это потрясающая акробатика и развитие координации, то есть — владение собственным телом. Да, этому учишься не сразу, но оно приходит со временем и регулярными занятиями.
6. В капоэйре каждый находит то, что ему больше всего нравится. Занимаясь всем, ты можешь больше тащиться от собственно игры, или от макулеле (боевой танец с палками), или отбивать ритмы на пандейру (бубен) или атабаке (барабан), или играть на беримбау, или, наконец, просто петь — даже при полном отсутствии чувства ритма, слуха и голоса! 🙂
7. Капоэйра годится для всех. Можно иметь немаленький вес и при этом замечательно играть в роде — сама видела! Можно быть совсем маленьким или совсем взрослым, низеньким и худым или «шкафом» под 2 метра ростом — это неважно. Даже деление на детей и взрослых в капоэйре довольно условно. И те, и другие с определенного уровня могут полноценно играть друг с другом, получая от этого равное удовольствие.
8. Из пункта 7 логично вытекает пункт о том, что в капойэру можно приходить семьями. Это настолько доступная дисциплина, что вы можете отрабатывать техники вдвоем с собственным ребенком или супругом.
9. В капоэйре не важен не только возраст,но и изначальная физическая подготовка. Разнообразие стилей позволяет выбирать: играть в роде медленную вдумчивую анголу или скоростной ударный режионал.
10. В отличие от многих других единоборств, в капоэйру можно по-настоящему играть здесь и сейчас. Единоборства, ориентированные на ударные техники или на выламывание суставов, реально могут пригодиться вам только при неудачном стечении обстоятельств. До такого стечения вы будете отрабатывать техники на груше или на партнере, увешанном кучей защиты, и все время помнить о том, что партнера ломать нехорошо. Все-таки подавляющее большинство обычных граждан, занимающихся единоборствами, не участвует в соревнованиях. А в капоэйре роды проводятся регулярно. И играть на них можно с полной отдачей, потому что суть капоэйры — в игре.
11. Хотя сейчас в России капоэйра — это именно игра, она является когда-то довольно эффективным единоборством, находившимся под государственным запретом. Конечно всегда найдется человек, утверждающий, что это всего лишь танцы и акробатика — и для непосвященного она может выглядеть именно так. Однако капоэйристы успешно выступают в ММА (смешанные единоборства), демонстрируя весьма эффективный бой. Да и пропущенный во время абсолютно мирной игры удар не покажется вам фикцией.
12. Капоэйра на сегодняшний день — самое дружелюбное единоборство, которое я когда-либо видела. Никакой злости или агрессии. Если противник таки не успел увернуться — обнялись, улыбнулись, продолжили игру. Капоэйра — именно игра, не борьба, не драка, не бой до последней капли крови. Капоэйра — это море позитива. Посмотрите записи — люди улыбаются, люди натурально счастливы. Очень хорошее отношение к детям и к новичкам: с ними играют, их поддерживают, их не стремятся «загнобить» — скорее, наоборот.
13. В капоэйру можно играть везде! Было бы несколько играющих человек — любая площадка, любая поляна, песчаный берег, асфальт, трава — неважно, главное, чтобы было с кем играть 🙂
14. Капоэйра завораживает сочетанием силы и грации. Меня в свое время поразило, сколько много в нее играет взрослых, спортивных, сильных, весьма серьезных на физиономию мужчин. А потом оказалось, что и женщины не отстают от них — причем зачастую далеко не модельной комплекции. Гибкость и пластика человеческого тела. Красота и мощь движений, головокружительная акробатика. Синхронизация движений с партнером. И всему этому можно научиться, даже не обладая суперспособностями или подготовленным организмом. Да, не сразу, но это точно реально!
15. Капоэйра — это большая тусовка из очень-очень разных людей. Кто ты, откуда, чем занимаешься — неважно. Важно, что с тобой можно поиграть. Я новичок, мне еще до этого далеко, а народ, кто имеет возможность, активно катается на фестивали в разные страны, где конечно же играет.
16. Рода — это объединяющий драйв. Это движуха. Это «все вместе». Экстраверты, вам не хватает контактов? Капоэйра даст их вам с избытком. Интроверты, вы хотите участвовать, но вас «ломает» толпа? Рода дает игру один на один. Ты — один из многих, но играешь только с одним партнером. Я интроверт. Я выхожу играть на полминуты-минуту — и в это время для меня нет толпы, я ловлю драйв и снова растворяюсь среди людей, формирующих круг. Я со всеми вместе и одна одновременно.
17. Капоэйра учит «делать шаг». Если вы стеснительны, замкнуты, тяжело контактируете с людьми — приходите на капоэйру. Рано или поздно вы решитесь и выйдете в круг — возможно, это изменит вас навсегда.
18. Наконец, занятия капоэйрой — абсолютно приемлемое по деньгам удовольствие, стоят они не дороже остальных единоборств. Если конечно ты уже не намылился в Бразилию 🙂
Минусы:
1. В России пока мало кто знает, что такое капоэйра. Когда в оффлайне заходит разговор о тренировках, приходится каждый раз на пальцах объяснять что это. Особенно забавно это делать в крупном спортивном магазине, где ищешь форму для капоэйры.
2. Форма! Ее так просто не купишь в первом попавшемся магазине — приходится отлавливать, или заказывать, или покупать через свою группу. Но до первой батизады, которая обычно проходит раз в году весной, можно заниматься в обычном фитнес- или спортивном костюме.
3. Не могу сказать, что это такой уж минус, но все-таки это условие, которое обязательно к выполнению: в капоэйре нельзя заниматься только игрой. Чтобы сдать экзамен на пояс, надо не только знать соответствующие техники — нужно также учиться играть на музыкальных инструментах, петь и уметь выполнить прожиточный минимум физухи. Вроде как дальше — изучение португальского.
4. Капоэйра требует регулярных занятий. Качество игры напрямую зависит от труда, вложенного в изучение новых техник. Если ты вообще не гибкий от природы (мой случай) — надо вкалывать дополнительно, растягивая себя по возможности. И в капоэйре нельзя научиться всему быстро. Даже если ты уже делаешь акробатику и легко усваиваешь приемы — сама игра, в которой их надо применять на скорости, с постоянно ускользающей целью, требует опыта. Так что невозможно начать играть технически грамотно и красиво в полную силу уже через полгода занятий. Два-три года минимум — более реальные сроки.
5. Много интересного по капоэйре происходит в мире за пределами границ нашей страны. А поездки стоят денег и немалых.