Мода 60-х

В 60- годы главный акцент в макияже сосредоточен на глазах, популярны накладные ресницы, супермодными являются разноцветные тени и стрелки. Дополняют образ, на выбор – начесы, геометрические стрижки, стрижка эльф, или распущенные волосы в стиле хиппи.

Мода 60-х. Легендарное десятилетие

Мода 60-х. Легендарное десятилетие

Легендарные 60-е годы — это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.

Новое явление — молодежная мода, возникло еще в 1950-е годы. Быстро растущий уровень жизни послевоенных лет привел к тому, что начало формироваться экономически независимое молодое поколение.

К 60 –м годам многие молодые люди стали финансово независимы от родителей, им хотелось быть особенными ни на кого не похожими, слушать «свою» музыку и носить «свою» одежду, которая подчеркивала бы отличительные особенности нового поколения. . Производителям модной одежды стало выгодно работать исключительно на молодежь. Кроме всего прочего, рос научно-технический прогресс, миру нужны были образованные люди, поэтому в 60-е годы наметился настоящий «образовательный бум».

Мода 60-х годов Мода 60-х годов Мода 60-х годов Мода 60-х годов Мода 60-х годов
Мода 60-х годов Мода 60-х годов Мода 60-х годов Мода 60-х годов Мода 60-х годов

В разрастающейся студенческой среде, конечно же, зарождались движения протеста. У молодых появлялись собственные кумиры. Это уже не звезды кино, а лидеры молодежных музыкальных движений: Элвис Пресли, Билл Хейли, Джон Леннон, Мик Джаггер, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон и пр. — харизматические личности, олицетворяющие «свингующие шестидесятые». Этот знаменитый термин появился благодаря журналу «Time» 15 апреля 1966 года, назвавшего Лондон «свингующим городом». Это был первый город, в котором дизайнеры стали создавать одежду именно для молодежи.

Законодательница моды Франция, несмотря на то, что наступило новое десятилетие, все еще предлагала стиль «утонченной женственности» — элегантные платья и костюмы, перчатки, жемчуг. Благодаря новаторским начинаниям, в начале 60-х, столица мировой моды переместилась из Парижа в Лондон. Еще со второй половины 1950-х годов в Лондоне начали открываться альтернативные магазины для молодежи на Кингс-Роуд и Карнаби-стрит, ставшими в 1960-е годы самыми модными улицами мира.

В конце 1950-х годов в Лондоне появляется новая субкультура под названием Моды (англ. Mod — from modernist) сокращенно от «модернисты» — современные. Предшественниками модов в конце 50-х были знаменитые «Тедди-бойз» (Teddy boy – мальчик Tедди) или, как их сокращенно называли, просто «Тедди», последователи «эдвардианского стиля» (Тедди сокращенно от имени Эдуард) – стиля короля Великобритании Эдуарда VII.

«Неоэдвардианский» стиль» в мужской моде конца 1950-х популяризировал Пьер Карден, предложивший носить костюмы с узкими жакетами без воротника, белые сорочки, элегантные галстуки, жакеты Неру с воротником-стойкой, узкие брюки.

Моды подхватывают щегольскую манеру одеваться. Их девиз — «умеренность и аккуратность!» Моды носят идеально сидящие костюмчики, химическое чудо начала 60-х — белоснежные нейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, куртки из искусственной кожи на молнии, белые носочки, делают безупречные прически. Любимое средство передвижения модов – скутер.

Моды пропагандируют правила «идеального вкуса» и минимализм, одеваясь по принципу — «меньше значит больше». Образ «Мода», благодаря прессе, становится очень популярным у подрастающего поколения. В 1962 году последователями стиля mods становятся легендарные «Битлз». Они снимают кожаные куртки и футболки и облачаются в модные костюмы.

Девушки, поддерживающие субкультуру модов, носят брюки, мужские рубашки, обувь на плоской подошве, делают короткие стрижки и определенный макияж, используя основу, придающую лицу бледность, коричневые тени для век, белёсую помаду и накладные ресницы.

Именно в Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира. Мэри Квант выдвинула свой знаменитый лозунг: «Хороший вкус — это смерть. Вульгарность — жизнь». Она отрицала элегантность и традиции «хорошего вкуса», считая их ханжеством.

Популярности мини способствовала и новая манекенщица, которую нашли для демонстрации «стиля Лондон», — знаменитая Твигги (веточка), настоящее имя которой Лесли Хорнби. Ею создан образ угловатого подростка, шокировавший старшее поколение. В 1966 году Твигги, будет названа «лицом года» и войдет в историю моды как кумир 60-х и первая настоящая супермодель, которой поклонялись и подражали толпы поклонников.

Стиль, предложенный Мэри Квант, также называли «стилем Лолиты». Детские платьица и сарафанчики с завышенной талией, гольфики и туфельки на низком каблуке, надетые на Твигги плюс инфантильное выражение лица модели, все это напоминало об образе Лолиты из романа Владимира Набокова, появившегося в 1955 году. Другой популярнейшей британской моделью 1960-х годов была Джин Шримптон, олицетворяющая более женственный, но от этого не менее модный образ.

В это же время в Лондоне становится очень популярным дизайнер Джон Бейтс, одно время работавший под именем Жан Варон, многие историки моды считают, что именно он, а ни Мэри Квант, является истинным создателем мини-юбки. Бейтс внес большой вклад в развитие моды 60-х годов, но его имя, к сожалению, не так широко известно, как имена многих собратьев по цеху.

Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной. В 1960-е годы знаменитый французский парикмахер Жак Дессанж некоторое время работает с легендарной звездой, продолжая популяризировать полюбившийся образ, Брижит Бардо постоянно появляется с различными прическами на основе начеса.

А в Лондоне с1963 года парикмахер Видал Сассун начинает делать точные геометрические стрижки, стильные, современные и легкие в уходе. Его знаменитый боб приурочен к показу коллекции Мэри Квант. В 1963 году прическа актрисы Нэнси Кван, созданная для фильма «The Wild Affair», появились в журналах по всему миру. В последующие годы Сассун разрабатывает еще целый ряд точных стрижек. В 1968 году Сассун делает знаменитую Pixie cut (стрижку эльфа) — ультракороткую стрижку актрисе Миа Фэрроу.

Модный мир делится на приверженцев пышных причесок на основе начеса и геометрических стрижек. На подиуме новаторская геометрия одерживает победу. А вот в жизни женщины предпочитают начесы и пышные укладки. Повсеместная мода на точные стрижки придет чуть позже, в конце десятилетия и задержится в 1970-х. Кстати, и сам маэстро Сассун вполне дружелюбно относился к сложным прическам и начесам и мастерски умел их делать. Помимо стиля Брижит Бардо и геометрических стрижек в 1960-е годы модными становятся шиньоны.

Стилисты, создающие одежду исключительно для молодежи, появляются и в других странах. Готовая одежда набирает популярность, а у домов высокой моды сокращается число клиентов и им приходится срочно налаживать свои линии прет-а-порте. Но в середине 60-х высокая мода укрепляет позиции. Париж наконец-то берет реванш. Культ молодости, возникший в Лондоне, перемещается на французские подиумы, благодаря Андре Куррежу, знаменитому модельеру, предложившему космический стиль.

Вдохновленный освоением космического пространства и первым полетом в космос в 1961 году советского космонавта Юрия Гагарина, Курреж в 1964 году представляет свою новую коллекцию, для которой использует чудо промышленной химии 60-х — винил и синтетические ткани. Он так и называет ее «Космическая эра». Для показа Курреж подбирает особенных манекенщиц – юных, со спортивными фигурами, узкими бедрами, окрестив их «лунными девушками». Головные уборы, похожие на шлемы, серебристые синтетические материалы и белые полусапожки из винила на низком каблуке делали манекенщиц похожими на астронавток или инопланетянок. Это была первая коллекция «от кутюр», адресованная молодым.

В качестве прет-а-порте Курреж предлагает женщинам носить брючные костюмы, мини-платья трапециевидного силуэта без акцентирования талии, двубортные жакеты. Любимые сочетания белого, черного и серебристого Курреж соединяет с оранжевым и зеленым, желтым и розовым. А вот при составлении ансамблей кутюрье придерживается традиционных представлений, подбирая к каждому платью, костюму или пальто головной убор, обувь, перчатки и очки.

«Космический стиль» разрабатывают и другие модельеры, например, Пако Рабан, создает одежду из металла и пластика, а в 1966 году, демонстрирует коллекцию пластиковых аксессуаров и бижутерии.

Версию «космического стиля» в 60-е демонстрирует и Пьер Карден. В 1964 году он показывает свою космическую коллекцию. Его модели более приемлемы для потребителей. Карден предлагает платья с элементами из металла или пластика, короткий «космический» сарафан с большими проймами из трикотажа, синтетической ткани или кожи, который можно носить как с водолазкой «лапшой», так и без всего.

Другие популярные модели Кардена — конструктивные костюмы с мини-юбками, свитеры, брюки, кожаные куртки с молниями, комбинезоны. Визитная карточка Кардена — геометрические линии кроя и геометрический декор. В 1967 году он демонстрирует платья, с выпуклым узором, дополненные длинными перчатками и сапогами выше колен из лакированной кожи. Сочетание супер-мини и высоких сапог вошло в моду благодаря Кардену.

Экспериментатор Руди Гернрайх один из самых авангардных дизайнеров США создает одежду, в которой стираются границы между полами. В 1964 появляется его сенсационная коллекция женских купальников с открытым верхом, названных «монокини» и комбинезонов в стиле унисекс, а также нижнее белье — боди телесного цвета из эластичного полиамида. В 1964 году Гернрайх демонстрирует прозрачные женские блузы, которые носят без бюстгальтера. Первым из американских дизайнеров он использует синтетику, винил и пластик в качестве прозрачных вставок на платьях, обуви и украшениях. В 1966 году Гернрайх представил ансамбли «Total Look», в которых все элементы костюма, включая колготки и обувь, с рисунками, имитирующими шкуры животных.

В 60-е, как и в 20-е годы, бум на абстрактную геометрию. Особенно популярны черно-белые графические рисунки в стиле «оп-арт» (оптическая иллюзия). Подобные модели предлагают многие модельеры — Оззи Кларк, Нина Риччи, Ги Ларош и др. Ткани и трикотаж с черно-белой графикой: клетками, полосами, геометрическими элементами получают широкое распространение в массовой моде. Еще один символ моды шестидесятых — абстрактные рисунки ярких «психоделических» расцветок Эмилио Пуччи. Геометрический принт, очень модный в этот период, используют многие именитые модельеры и производители массовой одежды.


60-е
годы – эра синтетики и всего искусственного. Синтетические ткани широко распространены в массовой моде — они считаются самыми удобными и практичными, так как не мнутся и легко стираются, кроме того, они дешевые. Именно в это время появляются пластик, ткани с люрексом, винил, кримплен, нейлон, дедерон, дралон, дакрон, лайкра, полиэстер и т.д.

Мода того времени благосклонна к ненатуральности – накладным ресницам, парикам, шиньонам, бижутерии. Этот бум возводит на пьедестал американского «короля бижутерии» Кеннета Джей Лейна, открывшего в 1963 году фирму, выпускающую оригинальную бижутерию и эксклюзивную обувь. Кеннет создавал уникальные искусственные украшения для Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор, Одри Хепберн и т.д.

В моде крупные яркие украшения из пластмассы, искусственные драгоценности, обувь и аксессуары из полимерных материалов, крупные очки в пластмассовой оправе.

Суперпопулярными становятся высокие женские сапоги на низком каблуке, с узким или широким закругленным мыском из кожи или синтетического материала, названные гоу-гоу (go go). Сапожки получили широкое распространение с возникновением моды на длину мини и танцевальный стиль с одноименным названием – «go-go». Пропагандистами моды на сапоги гоу-гоу считаются французские модельеры Андре Курреж, Пьер Карден и английский модельер Мэри Квант в коллекциях которых модели мини часто сочетались с высокими, облегающими ногу сапогами. Идея была подхвачена многими дизайнерами, а обувные производители начали массовое производство модных сапог.

Бум «космического стиля» пришелся на 1965—1966 годы. Однако в чистом виде он существовал только на подиумах, в модных журналах и в кинематографе.

В повседневной жизни людям, конечно же, требовалась другая одежда. Большинство клиенток домов высокой моды были, как и прежде, женщинами «элегантного возраста», которые могли себе позволить далеко не все. Им предлагался «облагороженный» вариант молодежной моды — юбки до колена, костюмы, осовремененные яркими расцветками, рисунками и новыми лаконичными линиями, классические «лодочки» на маленькой шпильке.

Молодежь 1960-х годов предпочитала носить мини юбки, платья и сарафаны прямого или а-образного силуэта, рубашки, водолазки и облегающие джемперы, туфли на низком каблуке с квадратным мыском, делать модные стрижки и прически с начесами, завивать волосы концами наружу.

В 60-е годы все хотели выглядеть молодо и современно. Одной из самых элегантных женщин своего времени по праву считалась Жаклин Кеннеди, предпочитающая простой и одновременно роскошный стиль. Жаклин одевалась в Париже у знаменитых кутюрье Юбера Живанши, Кристобаля Баленсиаги, Коко Шанель и др. Cтав первой леди Америки, Джеки была вынуждена обратиться к услугам американского модельера Олега Кассини (Олег Лоевский), сына российских эмигрантов. Стиль Жаклин Кеннеди выбирали для себя многие женщины 60-х.

Трансляторами нового стиля, основанного на совершенстве геометрических линий, были многие популярные актрисы того времени.

Большинство домов высокой моды в 60-е годы стало выпускать созвучные времени линии прет-а-порте. Например, в коллекциях Дома Диор, модельер Марк Боан возглавляющий его в тот период, предлагал брючные ансамбли с геометрическим декором ярких цветов, мини-платья с цветочными и обстрактными рисунками, лаконичные костюмы пастельных оттенков. Великолепный французский мастер прет-а-порте Тед Лапидус выпускал безупречно сшитые брючные костюмы, а-образные пальто, разноцветные мини-платья, костюмы в клетку. В магазинах готовой одежды подхватывали идеи модных кутюрье, включая в свой ассортимент одежду ярких расцветок с простыми геометрическими линиями.

В 1962 году вышла первая коллекция нового дома моды «Ив Сен-Лоран», ставшего ведущим домом «от кутюр», символом французской моды. Сен-Лоран не смотрел в космос, как многие модельеры того времени, его взгляд был обращен на городские улицы, он выводил на подиум изыскано перефразированный дух времени, стремясь делать комфортную одежду, подходящую и молодым девушкам, и женщинам элегантного возраста. Музой кутюрье на протяжении многих лет была актриса Катрин Денёв.

После показа первой же коллекции Сен-Лорана, журнал «Лайф» назвал её «наилучшей коллекцией дамских костюмов, созданных после Шанель». Для создания своего стиля в 1960-е годы Сен-Лоран заимствует элементы из мужского гардероба, вводит в женскую моду кожаные пиджаки, высоченные сапоги до бедра, мужские смокинги. Модельер считается одним из основателей стиля унисекс. В 1965 году Сен-Лорана демонстрирует в своей новой коллекции знаменитые платья из трикотажного полотна — простого кроя, без воротника и рукавов, с декором в виде крупных цветных клеток, созданные по мотивам живописи художника Питера Мондриана. Их дополняют туфли, сделанные дизайнером обуви Роже Вивье — черные лодочки на низком каблуке с квадратным носом и квадратной металлической пряжкой.

В летней коллекции 1966 года появляются брючные костюмы и платья из трикотажа в стиле «поп-арт» — с огромными аппликациями в виде губ, сердец, женских профилей и контура тела. В летней коллекции 1968 года Сен-Лоран предлагает стиль «сафари». В этой же коллекции присутствуют прозрачные блузы, смокинги, комбинезоны и шорты.


Мода
конца 1960-х годов испытывает влияние движения хиппи. Молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. В наиболее яркой форме эти идеи проявлялись среди представителей элитарной молодежной субкультуры, созданной интеллигенцией и представителями среднего класса. Протест против несправедливости выражался в пассивном сопротивлении обществу — своеобразном уходе от действительности и отказе от благ цивилизации. Хиппи пытались выстроить новую систему человеческих взаимоотношений, считая, что путь к достижению лучшего — это любовь.

В субкультуре хиппи складывался культ минимальных человеческих потребностей. Они пропагандировали аскетический образ жизни, отказывались от собственности и многих благ цивилизации, осуждали «общество потребления». Своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Их одежда намеренно небрежна и даже неряшлива — рваные джинсы, бисерные браслеты, тканевые сумки-мешки за плечами. Подчеркивается бесполость облика, длинные волосы — символизируют свободу.

В поисках собственной индивидуальности молодые бунтари смешивают одежду разных стилей, времен и народов. Они воспевают ценность старой одежды из магазинов секонд -хенд. Эффект поношенности зачастую специально имитируется с помощью заплат и потертостей. Очень ценятся самодельная одежда с ручной вышивкой или аппликациями, ручное вязание, самодельные украшения.

Кульминация движения хиппи — 1967 год. В «альтернативных» магазинах появляется одежда из натуральных тканей, этническая одежда и даже вещи с эффектами поношенности. В 1967 году в Лондоне проходит первый показ «моды хиппи». Официальная мода обязана «детям цветов» появлением многих стилей — этно, фолк, ретро, унисекс, диффузного стиля и, конечно же, джинсового, ставшего в 1970-е одним из самых популярных.

Мужская мода более консервативна, чем женская, но и она подвержена изменениям. Для традиционной мужской моды 60-х годов характерны узкие брюки в начале десятилетия и появление брюк клеш в конце. Чувствовалось влияние спортивного стиля, пиджаки стали длиннее и уже, с трикотажа исчезли узоры и орнаменты, их заменили свитеры в полоску или ромб и более строгие однотонные или с геометрическими рисунками кардиганы. В конце 60-х многие стали носить водолазки и свитеры, связанные резинкой, которые в нашей стране известны под названием «лапша». Ближе к 1970-м в мужскую моду вошел цвет, яркость, разнообразие рубашечных рисунков. На мужскую молодежную моду этого периода большое влияние оказывали многочисленные субкультуры и музыкальные направления.

Косметическая палитра этого времени, такая же разнообразная и свободная, как и все модные тенденции. В начале 60-х, ещё удерживается мода на яркие губы, но уже с середины десятилетия эта тенденция прошла, уступив место светлой губной помаде.

В 60- годы главный акцент в макияже сосредоточен на глазах, популярны накладные ресницы, супермодными являются разноцветные тени и стрелки. Дополняют образ, на выбор – начесы, геометрические стрижки, стрижка эльф, или распущенные волосы в стиле хиппи.


Мода 60-х
многогранна, через десятилетие прошло большое количество разнообразных стилей, модельеры воплотили в жизнь множество новаторских идей, которые до сих пор являются отправной точкой для современных дизайнеров, но доминантой этого периода по праву можно назвать яркую цветовую палитру и геометрический силуэт в одежде.

Расширение модного диапазона, многообразие форм, яркость, фантазия, молодость – все это привнесли в моду 60-е. Десятилетие подарило модницам целый ряд запоминающихся деталей и аксессуаров – разноплановую бижутерию, от имитаций драгоценностей до пластмассы, пояса-бусы и пояса-цепи, надетые на платье или блузу, солнцезащитные очки в невероятных оправах, бантики и ленты для волос, цветные колготки, колготки с узорами и т.д.

Брюки, юбки-брюки, джинсы клеш и узкие джинсы, названные водосточными трубами, цветные джинсы, орнамент пейсли, психоделические расцветки, флуоресцентные цвета в молодежной моде и пастельные в дамской одежде, трапециевидные пальто (свингеры), блестящие ткани, водолазки, купальники бикини, высокие женские сапоги и многое другое появилось в мире моды именно в это время.

В 1967 — 1969 годах в первый раз в моде одновременно было три длины — мини, макси и миди. Например, длинные пальто носили с мини-юбками. До этого длина всегда была главным признаком сезонной моды. Особенно актуальными в женской моде становятся брюки. В 1969 году Европа испытывает настоящий бум брючных костюмов.

Конец шестидесятых характеризуется многообразием и эклектизмом. Впервые в моде много разных стилей и направлений – геометрические силуэты, диффузный стиль, унисекс, богемный шик, элементы этнического и исторического костюма.


Мода
становится более демократичной, она больше не навязывает жестких правил, позволяя каждому проявлять свою индивидуальность.

— Воспроизведение данного материала запрещено —

Мода 60-х, это мода двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 40–е годы. Поколение, родившееся в 40-е было первым советским поколением, которое стало жить в условиях относительной свободы и достатка. Конечно, мода в СССР была всего лишь робким отголоском модных мировых тенденций и существовала вопреки дефициту тканей, одежды и обуви. Мода 60-х, особенно в провинции, была каким – то новым массовым социальным явлением, существовавшим вне коммунистической идеологии.

Модные тенденции 60-х гг. можно выразить словосочетанием — стремление к минимализму.
Элегантность, простота и строгость – отличительные черты мужского костюма 60-х. Пиджаки однобортные, прилегающей формы. Повседневная одежда стала более «спортивной». Пиджак и брюки могут быть из разных гармоничных по рисунку, цвету и фактуре тканей. Популярными тканями становятся вельвет и замша, кардиганы.

47

8

10

50

74
61

В 1959 г. П.Карден показал свою очередную коллекцию, где были впервые представлены мужские костюмы в «неоэдвардианском» стиле: узкие пиджаки с круглым вырезом ворота, узкие брюки, «жакеты Неру» со стойкой. Всё это дополнялось сорочкой с высоким воротничком и элегантным галстуком. Впоследствии этот стиль взяли на вооружение последователи субкультуры модов.

«Умеренность и аккуратность», «Меньше – значит больше» — это девиз субкультуры модов (модников), возникшей в Лондоне в конце 50-х гг. и получившей наибольшее развитие в 60-х гг. Моды были выходцами из семей профессиональных, высоко оплачиваемых рабочих и служащих. Вот, например, «попрыгунчик Мик» сотоварищи был большим «модом».

49

46

Узкие воротнички рубашек, подогнанные тютелька в тютельку костюмчики, обязательно белые носки и аккуратные прически (как правило “французского” стиля). Последние деньги тратились на то, чтобы заиметь последний писк итальянский моды – будь то одежда или мотороллер (как правило, марки Lambretta или Vespa) – основное средство модовского передвижения. Мотороллеры иногда украшались огнями и зеркалами чтобы привлечь внимание.
4871

Мода 60-х, это мода двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 40–е годы. Поколение, родившееся в 40-е было первым советским поколением, которое стало жить в условиях относительной свободы и достатка. Конечно, мода в СССР была всего лишь робким отголоском модных мировых тенденций и существовала вопреки дефициту тканей, одежды и обуви. Мода 60-х, особенно в провинции, была каким – то новым массовым социальным явлением, существовавшим вне коммунистической идеологии.

Наиболее узнаваемой модной деталью первой половины 60-х годов были узкие брюки. В СССР их называли «дудочки». В магазинах такие брюки не продавались. Их шили на заказ у портных и всегда просили сделать поуже, отчего в народе ходила шутка, что подобные брюки можно было надеть, только намылив ноги. Однако, узкие брюки вскоре стали обычным явлением, и мужчины 30 — 40 лет заузили 32 сантиметровые брюки до 20 – 22 см. Последним «писком моды» тогда считались носки красного цвета.

17-6712-66

21

16-6714-67

О тличительной особенностью 60-х годов было то, что в молодежную одежду пришли яркие цвета. Из ткани с крупным цветочным рисунком стали шить не только женские платья, но и мужские рубашки. Считалось модным для таких рубашек воротник апаш и разрезы по бокам. Носили такие рубашки, не заправляя в брюки, «на выпуск». За подобные рубашки, узкие брюки можно было получить прозвище «стиляга».

8889

Вначале 60 – х в СССР стали популярными «белые плащи». На самом деле эти плащи были светло-серого или светло-бежевого цвета с большим воротником, поясом и клапанами на карманах. Именно такие плащи носили герои французских фильмов того времени – Жан Габен, Лино Вентура и Жан-Поль Бельмондо.

11

36-6931-68

Обычно облик киногероя завершала плоская фуражка белого цвета. В то время швейная промышленность выпускала только фуражки – шестиклинки и только темных тонов. Чтобы быть в модном тренде молодежь шила подобные фуражки у «частников», так тогда называли портных, нелегально, изготовлявших одежду и головные уборы. Но их изготовление стоило дорого, и не всем было по карману. Позже в советских магазинах появились плоские фуражки белого цвета в узкую черную полоску, которые напоминали фуражки киногероев и которые сразу же стали пользоваться огромным успехом у молодежи. В СССР подобные фуражки можно было встретить очень часто. Их носили школьники, студенты, молодые рабочие и даже люди пожилого возраста. Считалось, что человек одетый в белый плащ и белую фуражку был «одет по моде».

33-68
86

Примерно в 1962 – 1963 годах в СССР появилась странная мода. Юноши и девушки стали шить рубашки и кофточки из прозрачной ткани типа органзы. Это увлечение советской молодежи становится понятным, если мы вспомним, что начало 60 годов время распространение синтетических материалов и прежде всего ставшего популярным нейлона. Из-за отсутствия полупрозрачного нейлона молодежь стала использовать доступную органзу, которую называли «газом». Синтетические материалы постепенно стали занимать большое место в одежде.

9091

Синтетические ткани постепенно занимают прочное место в одежде. Появляются ткани с лавсаном. Из них стали шить женские платья и мужские рубашки. Они хорошо стирались и почти не требовали глажки. В газетах об одежде из лавсана писали, как об одежде будущего, экономивших время женщинам-хозяйкам.

Синтетические нити стали использовать для изготовления ткани для верхней одежды. Первые пальто, из такой ткани, появившиеся в СССР , вызывали недоумение. Ворсовая фактура ткани с лавсаном больше походила на мех, чем на ткань.

Но подлинным открытием стали синтетические носки. Их называли «безразмерными» за эластичность. Такие носки подходили для четырех размеров. Синтетические носки были с резинкой у щиколотки, что позволило отказаться от неудобных мужских подтяжек для носков. Впервые на мужских носках появился рисунок. Был он скромным, неброским. Однако, у спекулянтов можно было купить носки с ярким рисунком. Такие носки пользовались особой популярностью у молодежи.

55

С середины 60-х начинается господство на улицах плащей из ткани «болонья». Свое название нейлоновая ткань получила от итальянского города Болонья, где впервые была создана. Название этой ткани дало название плащу. Его так и стали называть – болонья. По сути, болонья была всего на всего дождевиком. Но молодежь стала носить плащ в любую погоду. Привлекала его компактность. Его можно было свернуть и положить в портфель или сумку, где он занимал немного места. При необходимости плащ можно было достать и вновь надеть. Он почти не мялся. Появилась особая молодежная манера носить болонью. Его носили, не застегивая на пуговицы, и с закатанными рукавами. Болоньи сразу же попали в категорию дефицита. Но их всегда можно было купить у спекулянтов. При стоимости плаща в 20 – 30 рублей приходилось платить 60 и даже 80 рублей.

94

93

В начале 60-х в мире было господство туфель с узкими носами.

59

64
65
66

С середны 60-х нос у мужских туфель, ботинок и сапог становится более круглым.

53

80

85

84

78

Мужские туфли, продаваемые в магазинах в СССР , были представлены моделями далекими от современной моды. Они были тяжелы, уродливы и, скорее, годились для забивания гвоздей, чем для повседневной носки. В 60-х годах на улицах СССР было много маленьких кабинок, в которых можно было почистить обувь и произвести ее ремонт. В них работали преимущественно армяне, которые были мастерами своего дела. У них, конечно неофициально, можно было заказать изготовление модных мужских туфель. Заказавший их клиент получал элегантные мужские кожаные туфли с очень острым узким носом и высоким, немного скошенным, каблуком. Стоили такие туфли 20 – 25 рублей, немалые по тем временам деньги. Минимальная зарплата в то время была 40 рублей.

81

Ближе к концу 60-х в моду вошли брюки-клеш, что отразилось и на джинсах.

56-6930-68

73-69

А потом пришел черед 70-х годов, но это уже другая история.

На мой взгляд, мужская мода 60-х, особенно вначале и середине десятилетия, была более элегантной и утонченной, чем мужская мода 50-х.


В советском союзе на пике популярности джинсы «бананами» и «варёнки». Процветали фарцовщики, признаком достатка и стильности считалась фирменная одежда привезенная из-за границы.

агентство стиля

  • Главная страница
  • Стилист-имиджмейкер и успех
  • Шоппер
  • Успешный стиль
  • Имидж и стиль
  • Теория цветотипов
  • Обучение визажу
  • Постановка походки
  • Имидж и прически
  • Как подобрать прическу
  • О качестве одежды
  • Базовый гардероб
  • Как разложить одежду в шкафу
  • Выбор аксессуаров
  • Правила шоппинга
  • Советы стилистов
  • Шоппинг-сопровождение
  • Свадебный стилист
  • По одежде встречают
  • Психология цвета в одежде
  • Как сочетать ткани с рисунком
  • Термины имиджелогии
  • Модный словарь
  • Афоризмы о моде и стиле
  • Видео
  • Блог стилиста
  • FAQ
  • Книга стиля
  • Стилист для мужчин
  • Онлайн курс «Мужской стиль»
  • Интернет-шоппинг для мужчин
  • Мужские стрижки
  • Мужской маникюр
  • Мужская фотосессия
  • Стрижка бороды и усов
  • Барбершоп
  • Всё о галстуках
  • Всё о подтяжках
  • Семь возрастов мужчины по Шекспиру

История мужской моды. Мужская мода 20 века

Мужская мода 20 века. История мужской моды

1900-е годы в мужской моде

Последний период рафинированной мужской элегантности. Петербург в эпоху Серебряного века славился щеголями. Русские модники ориентировались на английскую моду. Принц Уэльский старший сын королевы Виктории, позднее король Эдуард 7 был иконой стиля. Именно он впервые расстегнул пуговицу у жилета, когда плотно покушал. Он же ввел в моду стрелки на брюках и подвернутые штанины.
В моде длинное пальто, сюртук и шляпа-котелок.

Король Эдуард 7 законодатель мужской моды 1900 годов

мужская мода в 1900-е года

мужская мода в 1900-е года

1910-е годы в мужской моде

На смену сюртукам пришли укороченные пиджаки без подкладных плечей с завышенной талией и удлиненными лацканами. Мужской костюм приобрел более вытянутый силуэт. В моде джаз и вместе с ним джазовый костюм с брюками-дудочками и туго застегнутым пиджаком. Первая мировая война популяризирует военную форму. Военная модель — тренчкот (от англ. слова trench, «траншея») для солдат британской армии, поставляемая компанией Burberry — делается настолько популярной, что впоследствии ее продолжают носить и «на гражданке».

Burberry поставляли тренчкоты для британских солдат

мужская мода 1915 год

В Петербурге главный рафинированный щеголь – князь Феликс Юсупов.

Петербургский модник -князь Феликс Юсупов

князь Феликс Юсупов

1920-е годы в мужской моде

Образцом для модного подражания по прежнему являлся принц Уэльский. Он ввел в моду укороченные широкие штаны для гольфа «plus fours», с которыми надевались длинные шерстяные гольфы. В этот период носят шотландские свитера «Fair Isle», шляпы-панамы, узкие галстуки завязанные виндзорским узлом, пиджаки на двух пуговицах, нагрудные платки, коричневые замшевые туфли и английские кепки в мелкую клетку. Кстати, рисунок на мужских костюмных тканях «Принц Уэльский» назван в честь Эдуарда 7, который любил неофициальные костюмы в клетку.

Мужская мода 1920-х годов

Принц Уэльский в костюме для гольфа Мужская мода 1920-х годов

В России это время военного коммунизма и гражданской войны. После революции 1917 года денди Серебряного века исчезли. На смену им приходят авангардисты новой формации.

Модником того времени был Владимир Маяковский.

история мужской моды. Владимир Маяковский

Настоящие пижоны появились в эпоху НЭПа. Они носили полосатые брюки, бабочки, мягкие шляпы и канотье, и старались походить на американцев эпохи джаза.

мужская мода 1920-е года

мужская мода 1920-х годов

Мужская мода 1920-х годов

1930-е годы в мужской моде

Модники подражают гламурным голливудским звездам. Популярны увлечения авиацией, автомобилями и спортом. В моде подтянутое спортивное телосложение.
Костюмы приобрели более мужественный вид, линия плеч увеличилась, а грудь расширилась, пиджак стал прилегать к бедрам. В мужском гардеробе появляются вещи в спортивном стиле, джинсы и трикотаж. На голове носили кепки и кожаные шлемы. В 30-х годах были популярны так называемые «капитанки» шапки с лакированными козырьками. В цветовой гамме одежды доминируют коричневый цвет и хаки.

В военные годы русские щеголи и пижоны полюбили трофейную моду. Привезенные из Германии и других стран вещи стали модным товаром для тех, кого в последствии назовут стилягами.

Каталог мужской моды Detmer Woolens Newest Styles за 1939 год Каталог мужской моды Detmer Woolens Newest Styles за 1939 год
Каталог мужской моды Detmer Woolens Newest Styles за 1939 год Каталог мужской моды Detmer Woolens Newest Styles за 1939 год
мужская мода 1937 года мужская мода 1937 года

1940-е в мужской моде

Ключевой образ мужчины в период Второй мировой войны — мужественный и в военной форме. Распространенными вещами были полупальто и короткие куртки с накладными карманами.
В первый период послевоенного времени в Америке появляются необычные костюмы именуемые Зут (zoot suit), которые состояли из длинного двубортного пиджака до колен с широкими лацканами и мешковатых брюк, зауженных внизу, с костюмом надевалась широкополая шляпа.

zoot suit

В советской моде послевоенного времени, по сравнению с 1930-ми годами актуальный силуэт стал шире, вещи были словно немного велики. Важным мужским деловым аксессуаром была фетровая шляпа. Носят двубортные пиджаки, широкие брюки и длинные пальто. Преобладали темные тона. Светлые и полосатые костюмы считались особым шиком. Даже после войны военная форма осталась распространенной одеждой и на гражданке, образ мужчины в форме был невероятно популярен. Помимо прочего в моду вошли кожаные пальто.

С 1947 года стиляжничество начинает увлекать большие круги советской молодежи.

Мужская мода 1940-х годов Мужская мода 1940-х годов
Мужская мода 1940-х годов Мужская мода 1940-х годов

Советская мужская мода второй половины 1940-х годов

1950-е в мужской моде

Послевоенный мир стремительно менялся, и мода менялась вместе с ним. В Англии в начале 1950-х годов появляется стиль, получивший название «тедди-бойз». Этот стиль является некой вариацией стилистики Эдварда 7 (эдвардианской эпохи) отсюда и название (в английском языке Тэдди это сокращение от полного имени Эдвард). Носили зауженные брюки-дудочки с отворотами, пиджак прямого покроя с бархатным или молескиновым отворотом, узкие галстуки и ботинки на платформе (криперсы). Челка укладывалась в кок.
В 1955 году в жизнь британской молодежи вошел рок-н-ролл отразившийся на одежде в виде шелковых костюмов, брюках клеш, расстегнутых воротниках и медальонах.
В 1958 году в английскую моду приходит влияние Италии. В моду входят короткие квадратные пиджаки, зауженные брюки, белые рубашки с тонким галстуком и с жилетами, из нагрудного кармана жилетки выглядывал платок. Ботинки приобрели остроносую форму (Винкл-пикер).

стиль в мужской одежде Тедди-бойз

стиль в мужской одежде Тедди-бойз

стиль в мужской одежде Тедди-бойз

1960-е в мужской моде

В мире мужской моды происходят значительные изменения: запускается индустрия массового производства готовых костюмов. Серый костюм становится униформой офисных служащих. В моде свободный длинный пиджак, рубашки с воротником на пуговицах (button-down), узкий галстук, оксфордские туфли, черное шерстяное пальто и фетровая шляпа.

мужская мода 1960-х годов мужская мода 1965 года

В 1967 году в среде молодежи возрождение стиля тедди-боев, получившего новое название рокабилли, новая версия стиля была облагорожена веянием глэм рока. Костюмы приобрели кричащие расцветки.

1970-е в мужской моде

В отличие от 1960-х в 70-е не было единой направленности в моде, были разные течения. Мода, как способ самовыражения. Тенденции формировала уличная мода. В молодежной среде движение хиппи: длинные волосы, джинсы клеш, разноцветные рубашки, как аксессуары фенечки, шейные подвески и бусы.

Одежда становится более универсальной и практичной. В ходу разнообразные стили и их смешение. Культовым предметом одежды в 1970-е стали водолазки. В советском союзе популярны водолазки «лапша».

мужская мода 1970-х годов мужская мода 1970-х годов

1980-е в мужской моде

Сформировалось новое поколение бизнесменов, потребителей роскоши, именуемое яппи.
Стала актуальной итальянская мода сделавшая популярным загар, черные очки и коричневую обувь . Мужской гардероб перестал быть универсальным и строго делился на деловой, вечерний и повседневный. На корпорациях вводится дресс-код «рабочая пятница».

мужская мода 1980-х годов. яппи

В советском союзе на пике популярности джинсы «бананами» и «варёнки». Процветали фарцовщики, признаком достатка и стильности считалась фирменная одежда привезенная из-за границы.

1990-е в мужской моде

На западе минимализм, простота и практичность стали главными тенденциями моды в противовес безудержному потреблению 80-х. Мужская деловая одежда стала более свободной и простой. Популярен спорт и спортивная одежда с логотипами известных брендов становится повседневной.
В молодежной среде распространен стиль «гранж»: мешковатая одежда больших размеров, мрачных тонов. Многообразие субкультур: реп, хип-хоп, рок определяет внешний вид подростков.
Популярен стиль унисекс. Основой мужского гардероба становится повседневная одежда.
В России в мужской деловой моде главенствует пресловутый малиновый пиджак – олицетворение успешности и достатка.
В конце 90-х годов широкое распространение информационных технологий приводит к быстрому распространению модных тенденций в мире.

мужская мода 1990-е года

2000-е в мужской моде

Это эпоха метросексуалов. Культ красивого тела становится основной идеей моды. В моде холеная внешность и подчеркнутый интерес к модным трендам.

мужская мода 2000-х годов

На основе источников:
Библия стиля: гардероб успешного мужчины / Н. Найденская, И. Трубецкова.
Д/ф «Дуновение века. Жизнь щеголя»

Заходите в нашу группу ВКонтакте по мужской моде и стилю

В 60-е немало девушек мечтали выглядеть как Катрин Денёв. Прекрасное чувство стиля сделало ее музой знаменитого кутюрье Ив Сен Лорана. Певица Шер использовала в своих нарядах стиль хиппи. А спутница жизни участника «Битлз» Джона Леннона Йоко. Она демонстрировала аутентичные ансамбли в белом цвете: мини платья, высокие сапоги и широкополые шляпы.

Модные 60-е в наше время

Модные тенденции 1960-х востребованы и в наше время. Конечно, используются другие ткани, фурнитура, аксессуары. Но силуэты платьев, особенно свободная трапеция или женственный фасон с пышной юбкой, часто мелькают на подиумах. Возвращается любовь к броской бижутерии. Или другой вариант — минимализм: черное платье, жемчуг и туфли-лоферы. Также актуальны брючные костюмы, белые блузки и галстуки, в том числе и для женщин. Даже купальники соответствуют той эпохе.

Мужские туфли, продаваемые в советских магазинах, были представлены моделями, далекими от современной моды. Они были тяжелы, уродливы и скорее годились для забивания гвоздей, чем для повседневной носки. В 60-х годах на улицах СССР было много маленьких кабинок, в которых можно было почистить обувь и произвести ее ремонт. В них работали преимущественно армяне, которые были мастерами своего дела. У них, конечно, неофициально, можно было заказать изготовление модных мужских туфель. Заказавший их клиент получал элегантные мужские кожаные туфли с очень острым узким носом и высоким, немного скошенным каблуком. Стоили такие туфли 20-25 рублей, немалые по тем временам деньги. Минимальная зарплата тогда была 40 рублей.

История мужской украинской моды: 50-60-е годы

Существует ли украинская мужская мода?

Недавно один telegram-канал, который можно назвать «широко известным в узких кругах», провел опрос на эту тему. Люди в процентном соотношении разделились так: 66 % считают, что попытки предпринимались, 24 % заявили, что мужской моды в Украине нет, ну и оставшиеся 10 % – за то, что такое явление все-таки существует.

На такие комплексные размышления меня редко что может натолкнуть (один раз это точно было связано с Кардашьянами и конспирологическими теориями вокруг этого весьма интересного семейства). Как мы уже уяснили в самом начале, только правильные вопросы могут позволить нам дать верные и качественные ответы, поэтому разберемся, какие же подвопросы стоит задать, чтобы выяснить: «а был ли мальчик».

Охватывая период с пятидесятых и по сегодняшний день, мы поднимем большое количество культурных пластов, поэтому двигаться будем в хронологическом порядке, и, честно говоря, эта экскурсия обещает быть захватывающей. Через что нужно было пройти мысли и костюму, чтобы эволюционировать в то, что мы имеем сейчас? Как повлиял «советский человек» на то, что носил, и наоборот? Как одевался и почему, оказали ли влияние генеральные секретари на направление визуальной мысли и были ли примером? Почему начались глобальные изменения? Как образовался плацдарм для той ситуации, которую мы можем наблюдать сегодня? И что же все-таки сейчас происходит?

Пятидесятые – сложное и одновременно потрясающее время. Послевоенный Союз убирал со своего лица шрамы, люди жили дальше, строя «счастливое светлое будущее». И, конечно, одевались. О женской моде 50-х годов написано немало. А вот о мужской говорят не так много и не так часто. Возможно, потому, что в то время мужская мода не менялась так кардинально, как женская. Мы не будем рассматривать то, как одевались стиляги – это отдельная субкультура. Я просто опишу, как одевались обычные советские мужчины, со всеми их ценностями.

Хотя после окончания Второй мировой войны прошло уже пять лет, на улицах городов можно было встретить людей, одетых в военную форму. В принципе, вполне очевидно, что шинели, гимнастерки со споротыми погонами, шапки, фуражки, галифе и сапоги носили до середины 50-х годов. Из-за дефицита тканей и одежды мужчинам приходилось донашивать армейское обмундирование и в мирное время.

Одежда имела в основном утилитарный характер, так что особых визуальных моментов не ждите. Мужчины носили двубортные и однобортные костюмы полуприлегающей классической формы, широкие брюки (ширина – 30-35 см, а иногда – даже больше, поэтому по силуэту брюки периодически напоминали длинную юбку) со складками у талии и манжетами внизу, сшитые из однотонной ткани или ткани в полоску. Костюм дополнялся галстуками, как правило, в полоску. Рубашки были в основном белого цвета, реже – в клетку или в полоску.

Очень распространены были кепки, которые носили и с костюмами, и с плащами, и с зимними пальто. Чуть позже в обиход стали входить шляпы с полями, со временем, ставшие необходимым дополнением гардероба каждого элегантного советского мужчины. А потом и вовсе возникла мода ходить без головного убора. Зимой многие носили меховые шапки из каракуля и цигейки – эта традиция еще очень долгое время оставалась актуальной.

В качестве верхней одежды мужчины предпочитали пальто. Они шились из толстого драпа, сукна, имели большие вместительные карманы, воротники и утеплялись ватой, поэтому пальто были очень тяжелыми. То есть действительно тяжелыми: несколько лет назад я обнаружил потрясающее черное пальто с «сильными» плечами и широкими лацканами, которое было произведено во второй половине 50-х по технологии, описанной выше… Эту вещь было очень тяжело носить. Руки были скованы по плечам из-за плотности материала – я чувствовал себя манекеном, у которого не хватало нескольких суставов. Стоит ли говорить, что в том сезоне я все-таки отдал предпочтение более современным пальто.

Мужское белье 1950-х годов – это белые кальсоны, майки и семейные трусы.

Майки были на любой возраст, в основном голубовато-линялого или белого цвета.

А трусы были черными. Чуть реже – из синего сатина. Позже такие трусы назовут «семейными». В официальных накладных они значились как «трусы упрощенные гладкие». Существовал советский стандарт семейных трусов: длина от талии – 48-50 см, ширина штанины в нижней части – 65 см. Плавки были, но далеко не у всех, поэтому на пляж мужчины тоже ходили в семейных трусах. Ни о какой дополнительной сексуальности речь не шла. Как я уже написал выше, исключительно утилитарный характер каждой единицы.

С нижним бельем связана еще одна гипотеза: в стране ведь дефицит – и стоило бы подумать о более узких силуэтах брюк экономии ради. После длительного анализа я все-таки пришел к следующей концепции: брюки узкого силуэта были недостаточно удобными как минимум, а как максимум – всей огромной стране пришлось бы переориентировать производство нижнего белья с простых «семеек» на более сложные плавки, с которыми такие брюки было бы носить явно логичнее.

Интересным атрибутом того времени были подтяжки для носков – вещь крайне необходимая в мужском гардеробе. Это было единственное средство, поддерживающее носок на ноге и не дающее ему сползти вниз. В то время в СССР, в том числе и на территории Украины, носки выпускали еще без резинок. Подтяжки представляли собой широкую резинку, которая закреплялась под коленом. К этой резинке прикреплялась другая резинка, с зажимом, к которому и крепился носок.

Лишь в конце 1950-х годов мужской силуэт постепенно теряет тяжелые и массивные формы, линия плеч пиджаков становится более покатой. Многие носят короткие, чуть приталенные пиджачки с широкими брюками, линия талии у брюк подчеркнуто высокая. В моду входят полупальто, плащи с поясом, спортивные костюмы, состоящие из брюк-рейтуз с отделкой из широких резинок по талии и у щиколоток. Популярны свитера, приталенные пиджаки спортивного типа с кокеткой на спине и хлястиком. Под пиджак, как в 1940-е годы, многие надевали трикотажные безрукавки – однотонные или с орнаментальным узором. В середине 1950-х в стране появились первые нейлоновые рубашки, ставшие невероятно модными!

Весьма распространенной вещью молодежного мужского гардероба были курточки с контрастной кокеткой и несколькими карманами, еще с 1940-х годов получившие в народе название «хулиганки». А еще они назывались «бобочками». Такие укороченные куртки с молнией на груди выпускались советскими швейниками в нескольких вариантах, а те, кому не досталось готовое изделие, носили импровизации, сшитые дома из старых вещей. Особым шиком были короткие куртки спортивного покроя на молнии и с накладными карманами на груди.

Вещи носили долго. Брюки штопали, пока это было возможно. Одежду из относительно дорогих тканей (костюмы, пальто) перелицовывали (т. е. внутренняя сторона вещи становилась лицевой) – и таким образом получалась практически новая вещь. Рубашки же часто передавались младшим в семье.

Если говорить об обуви, то модники старались приобрести ботинки на рифленой каучуковой подошве.

Летом мужчины обували сандалии на босу ногу или чувяки. Носили, правда, редко, еще и парусиновые сапоги – легкие, летние. Такие сапоги мог носить тот, кто ходил с портфелем – начальник или чиновник (что, по сути, одно и то же). Также носили обычные ботинки и парусиновые туфли. Туфли натирались мелом, отчего те становились белыми, «богатыми».

А еще – хромовые сапоги. В самом «шикарном» варианте голенища сапог сдвигались вниз «гармошкой», которую часто делали плоскогубцами (так, между прочим, делают борцы с ушами до сих пор: чем сильнее ухо «сломано», тем круче борец), просто сжимали кожу по линиям ромбов, а затем проходились киянкой. Такие сапоги надевались только «на выход». Для работы – кирзовые или яловые, а хромовые – для праздника и искренней зависти соседей и просто прохожих.

Зимой многие мужчины носили ноговицы. Есть рукавицы, а есть и ноговицы – «одежда» для ног. По форме – это валенки, только более легкие. Каждая ноговица состоит из двух стеганных (прошитых) одинаковых половинок по форме и размеру ноги. Эти заготовки похожи на двойной бутерброд: плотная ткань – вата – ткань подкладочная, внутренняя. Половинки сшиваются, выворачиваются, как чулок – все, надевай. Левых и правых ноговиц нет, разделения на «мужские» и «женские» – тоже не существует. Ноговицы еще называли «бурками». И носили их обязательно с галошами. Также носили валенки.

Галоши носили самостоятельно, как обувь, а также с ноговицами, с валенками, а еще надевали на туфли или ботинки, чтобы не испачкать их грязью. При входе в помещение галоши снимали и ходили в чистой обуви.

Другой вид обуви, который надевался поверх туфель или ботинок в сырую, грязную погоду, – это боты. Основное отличие бот от галош было в том, что боты были выше. Боты имели матерчатый верх и резиновую обсоюзку. Были цельнорезиновыми, черного цвета либо цветные.

Если пробежаться по локациям модного Киева, то, безусловно, стоит упомянуть фабрику «Коммунар», которая обшивала высшую партийную и руководящую элиту республики, а также Киевский дом моделей, открытый еще во время войны – в 1944-м. Начав с нуля, столичный Дом моделей достиг невероятных высот.

А заодно – пропаганда моды. Ну, насколько это было возможно и уместно. К концу 1950-х киевское предприятие начало устраивать модные показы и раз в сезон выпускать собственный журнал мод с чертежами выкроек.

Дефиле проводили трижды в неделю: по средам, четвергам и пятницам. Билеты продавали по 1 рублю, что было, мягко говоря, немало. И в зале на 120, а позже – на 300 человек свободных мест не оставалось. Показы были тематическими: мода для полных женщин, деловая одежда, молодежный стиль. (Запомните этот момент и посмотрите на то, как люди сейчас воспринимают развивающуюся модную индустрию Украины, наталкивает на определенные размышления, правда?) Девушки-манекенщицы демонстрировали наряды под живую музыку. Часто за роялем сидел известный джазовый пианист Анатолий Алексанян.

Мужчины, как вы догадываетесь, были редкими гостями на улице Горького, 26. (В 1950-х годах Дом моделей перебрался в большое помещение на улицу Ленина, сейчас – Богдана Хмельницкого, и занимал весь первый этаж здания – с уютным демонстрационным и выставочным залами, роскошными зеркалами в рамах с резьбой и мебелью, обтянутой бархатом.) В цифрах соотношение полов выражалось следующим образом – примерно 1:6. «Дело мужчины – деньги зарабатывать, а не о тряпках думать», – сказал у меня в голове условный работяга, место которого было у станка. Война не убила в мужчинах тягу к прекрасному, но в разы рационализировала их порывы и усугубила и без того явное деление действий на мужское и женское.

Поверьте, 50-е были действительно интересным периодом по сравнению с тем, что будет происходить чуть позже. Дальше нас ждет некое обезличивание и потеря человека в его проблемах насущных, а еще позже – в условной доступности вещей. Посмотрев немного в сторону политики (после этой части все мои слова стоит воспринимать исключительно как слова человека, который пересмотрел более 100 фото Сталина и Хрущева, пытаясь оценить их стиль, а не партийную деятельность), ничего кардинально нового я не увидел, потому что вождь – отражение своего народа. Сталин, который умер в 1953 году, был человеком, который даже в повседневной жизни отдавал предпочтение одежде военного покроя, потому что уже ассоциировался со строгостью и прочими угнетающими вещами. Хрущев же выглядел «народнее». Ну а как иначе? Этот человек подарил стране «оттепель», а потом, после череды неправильных решений, погрузил государство в холодную войну, поссорился с другими коммунистическими режимами, а кукуруза так и не стала культурой культур, но это уже случилось в 60-х…

На Западе бушует культурная революция. Америка уже несколько лет сходит с ума от Пресли, а в Европе начинается битломания. Вся прекрасная половина человечества оголяется, мужчины начинают отращивать волосы, одежда пестрит необычайно яркими красками и становится более вызывающей. Взрыв культурной революции на Западе настолько сильный, что его отголосок проникает даже за «железный занавес».

60-е годы запомнились всему миру моды и социалистическим модницам в том числе умопомешательством на почве всего искусственного. Новые ткани и новые названия: лайкра, кримплен, винил, дралон. Одежда из новых видов ткани считалась удобной и практичной. Она не мялась, легко чистилась и стиралась. И самое главное – она была дешевой.

Мода 60-х – это мода двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 40-е годы. Поколение, родившееся в 40-е, было первым советским поколением, которое стало жить в условиях относительной свободы и достатка. Конечно, мода в СССР была всего лишь робким отголоском модных мировых тенденций и существовала вопреки дефициту тканей, одежды и обуви. Мода 60-х, особенно в провинции, была каким-то новым массовым социальным явлением, существовавшим вне коммунистической идеологии.

Примерно в 1962-1963 годах в СССР появилась странная мода: юноши и девушки начали шить рубашки и кофточки из прозрачной ткани типа органзы. Это увлечение советской молодежи становится понятным, если мы вспомним, что конец 50-х – начало 60-х годов – это время синтетических материалов и прежде всего – нейлона. Из-за отсутствия полупрозрачного нейлона молодежь стала использовать доступную органзу, которую называли «газом». Из синтетических материалов постепенно начали шить большую часть одежды.

Начиная с 1962 года советские граждане впервые знакомятся с темно-синими итальянскими плащами-болонья. У итальянцев этот материал использовался для пошива рабочей одежды. Он покорил своей новизной и тем, что в сложенном виде одежда из такого материала занимала минимум места. В массовом сознании советских людей складывалось убеждение, что каждый уважающий себя человек должен иметь такой плащ. В Советском Союзе «болоньевый» психоз продлился целое десятилетие и породил такое немыслимое понятие во всем мире, как летнее пальто. Со временем производство дождевиков, протекающих по швам и одновременно служащих парником в любую погоду, освоила и отечественная легкая промышленность.

Наиболее узнаваемой модной деталью первой половины 60-х годов были узкие брюки. В СССР их называли «дудочки». В магазинах такие брюки не продавались. Их шили на заказ у портных и всегда просили сделать поуже, отчего в народе ходила шутка, что подобные брюки можно было надеть, только намылив ноги. Однако узкие брюки вскоре стали обычным явлением, и мужчины 30-40 лет заузили 32-сантиметровые брюки до 20-22 см. Супернаходкой, кстати, тогда считались носки красного цвета.

Обычно облик «мужчины-лучше-среднего» (читай – киногероя) завершала плоская фуражка белого цвета. В то время швейная промышленность выпускала только фуражки-шестиклинки и только темных тонов. Чтобы быть в модном тренде, молодежь шила подобные фуражки у «частников», как тогда называли портных, нелегально изготовлявших одежду и головные уборы. Но их пошив стоил дорого и не всем был по карману. Позже в советских магазинах появились плоские фуражки белого цвета в узкую черную полоску, которые напоминали фуражки киногероев. Они сразу же стали пользоваться огромным успехом у молодежи. В СССР подобные фуражки можно было встретить очень часто. Их носили школьники, студенты, молодые рабочие и даже люди пожилого возраста. Считалось, что человек в белом плаще и с белой фуражкой на голове был «одет по моде».

В 1967 году появилась одежда из нового синтетического материала – кримплена. Такая одежда не мнется, ее не нужно гладить, достаточно выстирать, высушить, аккуратно развесив, и можно носить снова. Существенный недостаток вещей – электростатичность. Кримплен может искрить, трещать и липнуть к телу. С электростатичностью боролись, освоив производство жидкостей-антистатиков. Самая отчаянная часть мужского населения страны употребляла антистатики в качестве крепких напитков. Со временем под кримплен с тиснением начинали выпускать толстые шерстяные пальтовые ткани. Одежда из синтетических материалов – это одна из характерных черт моды 60-х, десятилетия химчисток, химических завивок и пластиковой мебели. Что ж, такое было время. Время, когда прогресс начал проникать во все области человеческой жизни, а новаторы пытались внедрить его во все новые и новые сферы. Конечно, сейчас можно критически смотреть на то время и на ту моду, но именно во многом благодаря синтетике огромная часть населения нашей страны смогла получить хоть небольшое, но разнообразие своих гардеробов.

Мужские туфли, продаваемые в советских магазинах, были представлены моделями, далекими от современной моды. Они были тяжелы, уродливы и скорее годились для забивания гвоздей, чем для повседневной носки. В 60-х годах на улицах СССР было много маленьких кабинок, в которых можно было почистить обувь и произвести ее ремонт. В них работали преимущественно армяне, которые были мастерами своего дела. У них, конечно, неофициально, можно было заказать изготовление модных мужских туфель. Заказавший их клиент получал элегантные мужские кожаные туфли с очень острым узким носом и высоким, немного скошенным каблуком. Стоили такие туфли 20-25 рублей, немалые по тем временам деньги. Минимальная зарплата тогда была 40 рублей.

60-е годы – это время появления первых закрытых магазинов, где по специальным талонам «распределялись» зарубежные товары, в основном финские и австрийские. В то время вещи не классифицировали по дизайну, авторству, фирме, а исключительно по странам, их экспортирующим. Итальянская, югославская, австрийская одежда и обувь автоматически считалась шикарной, польская и венгерская – классом пониже. Сеть закрытых магазинов получила название «Березка». Рядовые граждане не могли обслуживаться в этих магазинах, поскольку товары в них выдавались в обмен на боны и сертификаты, которыми выдавали часть зарплаты счастливцам, работающим за границей (представители посольств, моряки, сотрудники «Аэрофлота»).

Этот отрезок времени лично мне кажется более скучным, чем прошлый. Неудивительно: занавес становился плотнее, в середине периода генеральным секретарем стал украинец Брежнев, который, к слову, был очень симпатичным в молодости. Ничем особым его стиль не отличался. По сравнению с Хрущевым Брежнев был более официален в выборе нарядов, когда только пришел к власти. Но то ли еще будет…

Нельзя быстро рассказать о моде, ведь множество факторов влияет на ее развитие. Но впереди еще столько прекрасного!

Оцените статью
ActualBeauty
Добавить комментарий