В 60- годы главный акцент в макияже сосредоточен на глазах, популярны накладные ресницы, супермодными являются разноцветные тени и стрелки. Дополняют образ, на выбор – начесы, геометрические стрижки, стрижка эльф, или распущенные волосы в стиле хиппи.
Мода 60-х. Легендарное десятилетие
Мода 60-х. Легендарное десятилетие
Легендарные 60-е годы — это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.
Новое явление — молодежная мода, возникло еще в 1950-е годы. Быстро растущий уровень жизни послевоенных лет привел к тому, что начало формироваться экономически независимое молодое поколение.
К 60 –м годам многие молодые люди стали финансово независимы от родителей, им хотелось быть особенными ни на кого не похожими, слушать «свою» музыку и носить «свою» одежду, которая подчеркивала бы отличительные особенности нового поколения. . Производителям модной одежды стало выгодно работать исключительно на молодежь. Кроме всего прочего, рос научно-технический прогресс, миру нужны были образованные люди, поэтому в 60-е годы наметился настоящий «образовательный бум».
В разрастающейся студенческой среде, конечно же, зарождались движения протеста. У молодых появлялись собственные кумиры. Это уже не звезды кино, а лидеры молодежных музыкальных движений: Элвис Пресли, Билл Хейли, Джон Леннон, Мик Джаггер, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон и пр. — харизматические личности, олицетворяющие «свингующие шестидесятые». Этот знаменитый термин появился благодаря журналу «Time» 15 апреля 1966 года, назвавшего Лондон «свингующим городом». Это был первый город, в котором дизайнеры стали создавать одежду именно для молодежи.
Законодательница моды Франция, несмотря на то, что наступило новое десятилетие, все еще предлагала стиль «утонченной женственности» — элегантные платья и костюмы, перчатки, жемчуг. Благодаря новаторским начинаниям, в начале 60-х, столица мировой моды переместилась из Парижа в Лондон. Еще со второй половины 1950-х годов в Лондоне начали открываться альтернативные магазины для молодежи на Кингс-Роуд и Карнаби-стрит, ставшими в 1960-е годы самыми модными улицами мира.
В конце 1950-х годов в Лондоне появляется новая субкультура под названием Моды (англ. Mod — from modernist) сокращенно от «модернисты» — современные. Предшественниками модов в конце 50-х были знаменитые «Тедди-бойз» (Teddy boy – мальчик Tедди) или, как их сокращенно называли, просто «Тедди», последователи «эдвардианского стиля» (Тедди сокращенно от имени Эдуард) – стиля короля Великобритании Эдуарда VII.
«Неоэдвардианский» стиль» в мужской моде конца 1950-х популяризировал Пьер Карден, предложивший носить костюмы с узкими жакетами без воротника, белые сорочки, элегантные галстуки, жакеты Неру с воротником-стойкой, узкие брюки.
Моды подхватывают щегольскую манеру одеваться. Их девиз — «умеренность и аккуратность!» Моды носят идеально сидящие костюмчики, химическое чудо начала 60-х — белоснежные нейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, куртки из искусственной кожи на молнии, белые носочки, делают безупречные прически. Любимое средство передвижения модов – скутер.
Моды пропагандируют правила «идеального вкуса» и минимализм, одеваясь по принципу — «меньше значит больше». Образ «Мода», благодаря прессе, становится очень популярным у подрастающего поколения. В 1962 году последователями стиля mods становятся легендарные «Битлз». Они снимают кожаные куртки и футболки и облачаются в модные костюмы.
Девушки, поддерживающие субкультуру модов, носят брюки, мужские рубашки, обувь на плоской подошве, делают короткие стрижки и определенный макияж, используя основу, придающую лицу бледность, коричневые тени для век, белёсую помаду и накладные ресницы.
Именно в Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира. Мэри Квант выдвинула свой знаменитый лозунг: «Хороший вкус — это смерть. Вульгарность — жизнь». Она отрицала элегантность и традиции «хорошего вкуса», считая их ханжеством.
Популярности мини способствовала и новая манекенщица, которую нашли для демонстрации «стиля Лондон», — знаменитая Твигги (веточка), настоящее имя которой Лесли Хорнби. Ею создан образ угловатого подростка, шокировавший старшее поколение. В 1966 году Твигги, будет названа «лицом года» и войдет в историю моды как кумир 60-х и первая настоящая супермодель, которой поклонялись и подражали толпы поклонников.
Стиль, предложенный Мэри Квант, также называли «стилем Лолиты». Детские платьица и сарафанчики с завышенной талией, гольфики и туфельки на низком каблуке, надетые на Твигги плюс инфантильное выражение лица модели, все это напоминало об образе Лолиты из романа Владимира Набокова, появившегося в 1955 году. Другой популярнейшей британской моделью 1960-х годов была Джин Шримптон, олицетворяющая более женственный, но от этого не менее модный образ.
В это же время в Лондоне становится очень популярным дизайнер Джон Бейтс, одно время работавший под именем Жан Варон, многие историки моды считают, что именно он, а ни Мэри Квант, является истинным создателем мини-юбки. Бейтс внес большой вклад в развитие моды 60-х годов, но его имя, к сожалению, не так широко известно, как имена многих собратьев по цеху.
Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной. В 1960-е годы знаменитый французский парикмахер Жак Дессанж некоторое время работает с легендарной звездой, продолжая популяризировать полюбившийся образ, Брижит Бардо постоянно появляется с различными прическами на основе начеса.
А в Лондоне с1963 года парикмахер Видал Сассун начинает делать точные геометрические стрижки, стильные, современные и легкие в уходе. Его знаменитый боб приурочен к показу коллекции Мэри Квант. В 1963 году прическа актрисы Нэнси Кван, созданная для фильма «The Wild Affair», появились в журналах по всему миру. В последующие годы Сассун разрабатывает еще целый ряд точных стрижек. В 1968 году Сассун делает знаменитую Pixie cut (стрижку эльфа) — ультракороткую стрижку актрисе Миа Фэрроу.
Модный мир делится на приверженцев пышных причесок на основе начеса и геометрических стрижек. На подиуме новаторская геометрия одерживает победу. А вот в жизни женщины предпочитают начесы и пышные укладки. Повсеместная мода на точные стрижки придет чуть позже, в конце десятилетия и задержится в 1970-х. Кстати, и сам маэстро Сассун вполне дружелюбно относился к сложным прическам и начесам и мастерски умел их делать. Помимо стиля Брижит Бардо и геометрических стрижек в 1960-е годы модными становятся шиньоны.
Стилисты, создающие одежду исключительно для молодежи, появляются и в других странах. Готовая одежда набирает популярность, а у домов высокой моды сокращается число клиентов и им приходится срочно налаживать свои линии прет-а-порте. Но в середине 60-х высокая мода укрепляет позиции. Париж наконец-то берет реванш. Культ молодости, возникший в Лондоне, перемещается на французские подиумы, благодаря Андре Куррежу, знаменитому модельеру, предложившему космический стиль.
Вдохновленный освоением космического пространства и первым полетом в космос в 1961 году советского космонавта Юрия Гагарина, Курреж в 1964 году представляет свою новую коллекцию, для которой использует чудо промышленной химии 60-х — винил и синтетические ткани. Он так и называет ее «Космическая эра». Для показа Курреж подбирает особенных манекенщиц – юных, со спортивными фигурами, узкими бедрами, окрестив их «лунными девушками». Головные уборы, похожие на шлемы, серебристые синтетические материалы и белые полусапожки из винила на низком каблуке делали манекенщиц похожими на астронавток или инопланетянок. Это была первая коллекция «от кутюр», адресованная молодым.
В качестве прет-а-порте Курреж предлагает женщинам носить брючные костюмы, мини-платья трапециевидного силуэта без акцентирования талии, двубортные жакеты. Любимые сочетания белого, черного и серебристого Курреж соединяет с оранжевым и зеленым, желтым и розовым. А вот при составлении ансамблей кутюрье придерживается традиционных представлений, подбирая к каждому платью, костюму или пальто головной убор, обувь, перчатки и очки.
«Космический стиль» разрабатывают и другие модельеры, например, Пако Рабан, создает одежду из металла и пластика, а в 1966 году, демонстрирует коллекцию пластиковых аксессуаров и бижутерии.
Версию «космического стиля» в 60-е демонстрирует и Пьер Карден. В 1964 году он показывает свою космическую коллекцию. Его модели более приемлемы для потребителей. Карден предлагает платья с элементами из металла или пластика, короткий «космический» сарафан с большими проймами из трикотажа, синтетической ткани или кожи, который можно носить как с водолазкой «лапшой», так и без всего.
Другие популярные модели Кардена — конструктивные костюмы с мини-юбками, свитеры, брюки, кожаные куртки с молниями, комбинезоны. Визитная карточка Кардена — геометрические линии кроя и геометрический декор. В 1967 году он демонстрирует платья, с выпуклым узором, дополненные длинными перчатками и сапогами выше колен из лакированной кожи. Сочетание супер-мини и высоких сапог вошло в моду благодаря Кардену.
Экспериментатор Руди Гернрайх один из самых авангардных дизайнеров США создает одежду, в которой стираются границы между полами. В 1964 появляется его сенсационная коллекция женских купальников с открытым верхом, названных «монокини» и комбинезонов в стиле унисекс, а также нижнее белье — боди телесного цвета из эластичного полиамида. В 1964 году Гернрайх демонстрирует прозрачные женские блузы, которые носят без бюстгальтера. Первым из американских дизайнеров он использует синтетику, винил и пластик в качестве прозрачных вставок на платьях, обуви и украшениях. В 1966 году Гернрайх представил ансамбли «Total Look», в которых все элементы костюма, включая колготки и обувь, с рисунками, имитирующими шкуры животных.
В 60-е, как и в 20-е годы, бум на абстрактную геометрию. Особенно популярны черно-белые графические рисунки в стиле «оп-арт» (оптическая иллюзия). Подобные модели предлагают многие модельеры — Оззи Кларк, Нина Риччи, Ги Ларош и др. Ткани и трикотаж с черно-белой графикой: клетками, полосами, геометрическими элементами получают широкое распространение в массовой моде. Еще один символ моды шестидесятых — абстрактные рисунки ярких «психоделических» расцветок Эмилио Пуччи. Геометрический принт, очень модный в этот период, используют многие именитые модельеры и производители массовой одежды.
60-е годы – эра синтетики и всего искусственного. Синтетические ткани широко распространены в массовой моде — они считаются самыми удобными и практичными, так как не мнутся и легко стираются, кроме того, они дешевые. Именно в это время появляются пластик, ткани с люрексом, винил, кримплен, нейлон, дедерон, дралон, дакрон, лайкра, полиэстер и т.д.
Мода того времени благосклонна к ненатуральности – накладным ресницам, парикам, шиньонам, бижутерии. Этот бум возводит на пьедестал американского «короля бижутерии» Кеннета Джей Лейна, открывшего в 1963 году фирму, выпускающую оригинальную бижутерию и эксклюзивную обувь. Кеннет создавал уникальные искусственные украшения для Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор, Одри Хепберн и т.д.
В моде крупные яркие украшения из пластмассы, искусственные драгоценности, обувь и аксессуары из полимерных материалов, крупные очки в пластмассовой оправе.
Суперпопулярными становятся высокие женские сапоги на низком каблуке, с узким или широким закругленным мыском из кожи или синтетического материала, названные гоу-гоу (go go). Сапожки получили широкое распространение с возникновением моды на длину мини и танцевальный стиль с одноименным названием – «go-go». Пропагандистами моды на сапоги гоу-гоу считаются французские модельеры Андре Курреж, Пьер Карден и английский модельер Мэри Квант в коллекциях которых модели мини часто сочетались с высокими, облегающими ногу сапогами. Идея была подхвачена многими дизайнерами, а обувные производители начали массовое производство модных сапог.
Бум «космического стиля» пришелся на 1965—1966 годы. Однако в чистом виде он существовал только на подиумах, в модных журналах и в кинематографе.
В повседневной жизни людям, конечно же, требовалась другая одежда. Большинство клиенток домов высокой моды были, как и прежде, женщинами «элегантного возраста», которые могли себе позволить далеко не все. Им предлагался «облагороженный» вариант молодежной моды — юбки до колена, костюмы, осовремененные яркими расцветками, рисунками и новыми лаконичными линиями, классические «лодочки» на маленькой шпильке.
Молодежь 1960-х годов предпочитала носить мини юбки, платья и сарафаны прямого или а-образного силуэта, рубашки, водолазки и облегающие джемперы, туфли на низком каблуке с квадратным мыском, делать модные стрижки и прически с начесами, завивать волосы концами наружу.
В 60-е годы все хотели выглядеть молодо и современно. Одной из самых элегантных женщин своего времени по праву считалась Жаклин Кеннеди, предпочитающая простой и одновременно роскошный стиль. Жаклин одевалась в Париже у знаменитых кутюрье Юбера Живанши, Кристобаля Баленсиаги, Коко Шанель и др. Cтав первой леди Америки, Джеки была вынуждена обратиться к услугам американского модельера Олега Кассини (Олег Лоевский), сына российских эмигрантов. Стиль Жаклин Кеннеди выбирали для себя многие женщины 60-х.
Трансляторами нового стиля, основанного на совершенстве геометрических линий, были многие популярные актрисы того времени.
Большинство домов высокой моды в 60-е годы стало выпускать созвучные времени линии прет-а-порте. Например, в коллекциях Дома Диор, модельер Марк Боан возглавляющий его в тот период, предлагал брючные ансамбли с геометрическим декором ярких цветов, мини-платья с цветочными и обстрактными рисунками, лаконичные костюмы пастельных оттенков. Великолепный французский мастер прет-а-порте Тед Лапидус выпускал безупречно сшитые брючные костюмы, а-образные пальто, разноцветные мини-платья, костюмы в клетку. В магазинах готовой одежды подхватывали идеи модных кутюрье, включая в свой ассортимент одежду ярких расцветок с простыми геометрическими линиями.
В 1962 году вышла первая коллекция нового дома моды «Ив Сен-Лоран», ставшего ведущим домом «от кутюр», символом французской моды. Сен-Лоран не смотрел в космос, как многие модельеры того времени, его взгляд был обращен на городские улицы, он выводил на подиум изыскано перефразированный дух времени, стремясь делать комфортную одежду, подходящую и молодым девушкам, и женщинам элегантного возраста. Музой кутюрье на протяжении многих лет была актриса Катрин Денёв.
После показа первой же коллекции Сен-Лорана, журнал «Лайф» назвал её «наилучшей коллекцией дамских костюмов, созданных после Шанель». Для создания своего стиля в 1960-е годы Сен-Лоран заимствует элементы из мужского гардероба, вводит в женскую моду кожаные пиджаки, высоченные сапоги до бедра, мужские смокинги. Модельер считается одним из основателей стиля унисекс. В 1965 году Сен-Лорана демонстрирует в своей новой коллекции знаменитые платья из трикотажного полотна — простого кроя, без воротника и рукавов, с декором в виде крупных цветных клеток, созданные по мотивам живописи художника Питера Мондриана. Их дополняют туфли, сделанные дизайнером обуви Роже Вивье — черные лодочки на низком каблуке с квадратным носом и квадратной металлической пряжкой.
В летней коллекции 1966 года появляются брючные костюмы и платья из трикотажа в стиле «поп-арт» — с огромными аппликациями в виде губ, сердец, женских профилей и контура тела. В летней коллекции 1968 года Сен-Лоран предлагает стиль «сафари». В этой же коллекции присутствуют прозрачные блузы, смокинги, комбинезоны и шорты.
Мода конца 1960-х годов испытывает влияние движения хиппи. Молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. В наиболее яркой форме эти идеи проявлялись среди представителей элитарной молодежной субкультуры, созданной интеллигенцией и представителями среднего класса. Протест против несправедливости выражался в пассивном сопротивлении обществу — своеобразном уходе от действительности и отказе от благ цивилизации. Хиппи пытались выстроить новую систему человеческих взаимоотношений, считая, что путь к достижению лучшего — это любовь.
В субкультуре хиппи складывался культ минимальных человеческих потребностей. Они пропагандировали аскетический образ жизни, отказывались от собственности и многих благ цивилизации, осуждали «общество потребления». Своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Их одежда намеренно небрежна и даже неряшлива — рваные джинсы, бисерные браслеты, тканевые сумки-мешки за плечами. Подчеркивается бесполость облика, длинные волосы — символизируют свободу.
В поисках собственной индивидуальности молодые бунтари смешивают одежду разных стилей, времен и народов. Они воспевают ценность старой одежды из магазинов секонд -хенд. Эффект поношенности зачастую специально имитируется с помощью заплат и потертостей. Очень ценятся самодельная одежда с ручной вышивкой или аппликациями, ручное вязание, самодельные украшения.
Кульминация движения хиппи — 1967 год. В «альтернативных» магазинах появляется одежда из натуральных тканей, этническая одежда и даже вещи с эффектами поношенности. В 1967 году в Лондоне проходит первый показ «моды хиппи». Официальная мода обязана «детям цветов» появлением многих стилей — этно, фолк, ретро, унисекс, диффузного стиля и, конечно же, джинсового, ставшего в 1970-е одним из самых популярных.
Мужская мода более консервативна, чем женская, но и она подвержена изменениям. Для традиционной мужской моды 60-х годов характерны узкие брюки в начале десятилетия и появление брюк клеш в конце. Чувствовалось влияние спортивного стиля, пиджаки стали длиннее и уже, с трикотажа исчезли узоры и орнаменты, их заменили свитеры в полоску или ромб и более строгие однотонные или с геометрическими рисунками кардиганы. В конце 60-х многие стали носить водолазки и свитеры, связанные резинкой, которые в нашей стране известны под названием «лапша». Ближе к 1970-м в мужскую моду вошел цвет, яркость, разнообразие рубашечных рисунков. На мужскую молодежную моду этого периода большое влияние оказывали многочисленные субкультуры и музыкальные направления.
Косметическая палитра этого времени, такая же разнообразная и свободная, как и все модные тенденции. В начале 60-х, ещё удерживается мода на яркие губы, но уже с середины десятилетия эта тенденция прошла, уступив место светлой губной помаде.
В 60- годы главный акцент в макияже сосредоточен на глазах, популярны накладные ресницы, супермодными являются разноцветные тени и стрелки. Дополняют образ, на выбор – начесы, геометрические стрижки, стрижка эльф, или распущенные волосы в стиле хиппи.
Мода 60-х многогранна, через десятилетие прошло большое количество разнообразных стилей, модельеры воплотили в жизнь множество новаторских идей, которые до сих пор являются отправной точкой для современных дизайнеров, но доминантой этого периода по праву можно назвать яркую цветовую палитру и геометрический силуэт в одежде.
Расширение модного диапазона, многообразие форм, яркость, фантазия, молодость – все это привнесли в моду 60-е. Десятилетие подарило модницам целый ряд запоминающихся деталей и аксессуаров – разноплановую бижутерию, от имитаций драгоценностей до пластмассы, пояса-бусы и пояса-цепи, надетые на платье или блузу, солнцезащитные очки в невероятных оправах, бантики и ленты для волос, цветные колготки, колготки с узорами и т.д.
Брюки, юбки-брюки, джинсы клеш и узкие джинсы, названные водосточными трубами, цветные джинсы, орнамент пейсли, психоделические расцветки, флуоресцентные цвета в молодежной моде и пастельные в дамской одежде, трапециевидные пальто (свингеры), блестящие ткани, водолазки, купальники бикини, высокие женские сапоги и многое другое появилось в мире моды именно в это время.
В 1967 — 1969 годах в первый раз в моде одновременно было три длины — мини, макси и миди. Например, длинные пальто носили с мини-юбками. До этого длина всегда была главным признаком сезонной моды. Особенно актуальными в женской моде становятся брюки. В 1969 году Европа испытывает настоящий бум брючных костюмов.
Конец шестидесятых характеризуется многообразием и эклектизмом. Впервые в моде много разных стилей и направлений – геометрические силуэты, диффузный стиль, унисекс, богемный шик, элементы этнического и исторического костюма.
Мода становится более демократичной, она больше не навязывает жестких правил, позволяя каждому проявлять свою индивидуальность.
— Воспроизведение данного материала запрещено —
Мода 60-х, это мода двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 40–е годы. Поколение, родившееся в 40-е было первым советским поколением, которое стало жить в условиях относительной свободы и достатка. Конечно, мода в СССР была всего лишь робким отголоском модных мировых тенденций и существовала вопреки дефициту тканей, одежды и обуви. Мода 60-х, особенно в провинции, была каким – то новым массовым социальным явлением, существовавшим вне коммунистической идеологии.
Модные тенденции 60-х гг. можно выразить словосочетанием — стремление к минимализму.
Элегантность, простота и строгость – отличительные черты мужского костюма 60-х. Пиджаки однобортные, прилегающей формы. Повседневная одежда стала более «спортивной». Пиджак и брюки могут быть из разных гармоничных по рисунку, цвету и фактуре тканей. Популярными тканями становятся вельвет и замша, кардиганы.
В 1959 г. П.Карден показал свою очередную коллекцию, где были впервые представлены мужские костюмы в «неоэдвардианском» стиле: узкие пиджаки с круглым вырезом ворота, узкие брюки, «жакеты Неру» со стойкой. Всё это дополнялось сорочкой с высоким воротничком и элегантным галстуком. Впоследствии этот стиль взяли на вооружение последователи субкультуры модов.
«Умеренность и аккуратность», «Меньше – значит больше» — это девиз субкультуры модов (модников), возникшей в Лондоне в конце 50-х гг. и получившей наибольшее развитие в 60-х гг. Моды были выходцами из семей профессиональных, высоко оплачиваемых рабочих и служащих. Вот, например, «попрыгунчик Мик» сотоварищи был большим «модом».
Узкие воротнички рубашек, подогнанные тютелька в тютельку костюмчики, обязательно белые носки и аккуратные прически (как правило “французского” стиля). Последние деньги тратились на то, чтобы заиметь последний писк итальянский моды – будь то одежда или мотороллер (как правило, марки Lambretta или Vespa) – основное средство модовского передвижения. Мотороллеры иногда украшались огнями и зеркалами чтобы привлечь внимание.
Мода 60-х, это мода двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 40–е годы. Поколение, родившееся в 40-е было первым советским поколением, которое стало жить в условиях относительной свободы и достатка. Конечно, мода в СССР была всего лишь робким отголоском модных мировых тенденций и существовала вопреки дефициту тканей, одежды и обуви. Мода 60-х, особенно в провинции, была каким – то новым массовым социальным явлением, существовавшим вне коммунистической идеологии.
Наиболее узнаваемой модной деталью первой половины 60-х годов были узкие брюки. В СССР их называли «дудочки». В магазинах такие брюки не продавались. Их шили на заказ у портных и всегда просили сделать поуже, отчего в народе ходила шутка, что подобные брюки можно было надеть, только намылив ноги. Однако, узкие брюки вскоре стали обычным явлением, и мужчины 30 — 40 лет заузили 32 сантиметровые брюки до 20 – 22 см. Последним «писком моды» тогда считались носки красного цвета.
О тличительной особенностью 60-х годов было то, что в молодежную одежду пришли яркие цвета. Из ткани с крупным цветочным рисунком стали шить не только женские платья, но и мужские рубашки. Считалось модным для таких рубашек воротник апаш и разрезы по бокам. Носили такие рубашки, не заправляя в брюки, «на выпуск». За подобные рубашки, узкие брюки можно было получить прозвище «стиляга».
Вначале 60 – х в СССР стали популярными «белые плащи». На самом деле эти плащи были светло-серого или светло-бежевого цвета с большим воротником, поясом и клапанами на карманах. Именно такие плащи носили герои французских фильмов того времени – Жан Габен, Лино Вентура и Жан-Поль Бельмондо.
Обычно облик киногероя завершала плоская фуражка белого цвета. В то время швейная промышленность выпускала только фуражки – шестиклинки и только темных тонов. Чтобы быть в модном тренде молодежь шила подобные фуражки у «частников», так тогда называли портных, нелегально, изготовлявших одежду и головные уборы. Но их изготовление стоило дорого, и не всем было по карману. Позже в советских магазинах появились плоские фуражки белого цвета в узкую черную полоску, которые напоминали фуражки киногероев и которые сразу же стали пользоваться огромным успехом у молодежи. В СССР подобные фуражки можно было встретить очень часто. Их носили школьники, студенты, молодые рабочие и даже люди пожилого возраста. Считалось, что человек одетый в белый плащ и белую фуражку был «одет по моде».
Примерно в 1962 – 1963 годах в СССР появилась странная мода. Юноши и девушки стали шить рубашки и кофточки из прозрачной ткани типа органзы. Это увлечение советской молодежи становится понятным, если мы вспомним, что начало 60 годов время распространение синтетических материалов и прежде всего ставшего популярным нейлона. Из-за отсутствия полупрозрачного нейлона молодежь стала использовать доступную органзу, которую называли «газом». Синтетические материалы постепенно стали занимать большое место в одежде.
Синтетические ткани постепенно занимают прочное место в одежде. Появляются ткани с лавсаном. Из них стали шить женские платья и мужские рубашки. Они хорошо стирались и почти не требовали глажки. В газетах об одежде из лавсана писали, как об одежде будущего, экономивших время женщинам-хозяйкам.
Синтетические нити стали использовать для изготовления ткани для верхней одежды. Первые пальто, из такой ткани, появившиеся в СССР , вызывали недоумение. Ворсовая фактура ткани с лавсаном больше походила на мех, чем на ткань.
Но подлинным открытием стали синтетические носки. Их называли «безразмерными» за эластичность. Такие носки подходили для четырех размеров. Синтетические носки были с резинкой у щиколотки, что позволило отказаться от неудобных мужских подтяжек для носков. Впервые на мужских носках появился рисунок. Был он скромным, неброским. Однако, у спекулянтов можно было купить носки с ярким рисунком. Такие носки пользовались особой популярностью у молодежи.
С середины 60-х начинается господство на улицах плащей из ткани «болонья». Свое название нейлоновая ткань получила от итальянского города Болонья, где впервые была создана. Название этой ткани дало название плащу. Его так и стали называть – болонья. По сути, болонья была всего на всего дождевиком. Но молодежь стала носить плащ в любую погоду. Привлекала его компактность. Его можно было свернуть и положить в портфель или сумку, где он занимал немного места. При необходимости плащ можно было достать и вновь надеть. Он почти не мялся. Появилась особая молодежная манера носить болонью. Его носили, не застегивая на пуговицы, и с закатанными рукавами. Болоньи сразу же попали в категорию дефицита. Но их всегда можно было купить у спекулянтов. При стоимости плаща в 20 – 30 рублей приходилось платить 60 и даже 80 рублей.
В начале 60-х в мире было господство туфель с узкими носами.
С середны 60-х нос у мужских туфель, ботинок и сапог становится более круглым.
Мужские туфли, продаваемые в магазинах в СССР , были представлены моделями далекими от современной моды. Они были тяжелы, уродливы и, скорее, годились для забивания гвоздей, чем для повседневной носки. В 60-х годах на улицах СССР было много маленьких кабинок, в которых можно было почистить обувь и произвести ее ремонт. В них работали преимущественно армяне, которые были мастерами своего дела. У них, конечно неофициально, можно было заказать изготовление модных мужских туфель. Заказавший их клиент получал элегантные мужские кожаные туфли с очень острым узким носом и высоким, немного скошенным, каблуком. Стоили такие туфли 20 – 25 рублей, немалые по тем временам деньги. Минимальная зарплата в то время была 40 рублей.
Ближе к концу 60-х в моду вошли брюки-клеш, что отразилось и на джинсах.
А потом пришел черед 70-х годов, но это уже другая история.
На мой взгляд, мужская мода 60-х, особенно вначале и середине десятилетия, была более элегантной и утонченной, чем мужская мода 50-х.
В советском союзе на пике популярности джинсы «бананами» и «варёнки». Процветали фарцовщики, признаком достатка и стильности считалась фирменная одежда привезенная из-за границы.
агентство стиля
- Главная страница
- Стилист-имиджмейкер и успех
- Шоппер
- Успешный стиль
- Имидж и стиль
- Теория цветотипов
- Обучение визажу
- Постановка походки
- Имидж и прически
- Как подобрать прическу
- О качестве одежды
- Базовый гардероб
- Как разложить одежду в шкафу
- Выбор аксессуаров
- Правила шоппинга
- Советы стилистов
- Шоппинг-сопровождение
- Свадебный стилист
- По одежде встречают
- Психология цвета в одежде
- Как сочетать ткани с рисунком
- Термины имиджелогии
- Модный словарь
- Афоризмы о моде и стиле
- Видео
- Блог стилиста
- FAQ
- Книга стиля
- Стилист для мужчин
- Онлайн курс «Мужской стиль»
- Интернет-шоппинг для мужчин
- Мужские стрижки
- Мужской маникюр
- Мужская фотосессия
- Стрижка бороды и усов
- Барбершоп
- Всё о галстуках
- Всё о подтяжках
- Семь возрастов мужчины по Шекспиру
История мужской моды. Мужская мода 20 века
1900-е годы в мужской моде
Последний период рафинированной мужской элегантности. Петербург в эпоху Серебряного века славился щеголями. Русские модники ориентировались на английскую моду. Принц Уэльский старший сын королевы Виктории, позднее король Эдуард 7 был иконой стиля. Именно он впервые расстегнул пуговицу у жилета, когда плотно покушал. Он же ввел в моду стрелки на брюках и подвернутые штанины.
В моде длинное пальто, сюртук и шляпа-котелок.
1910-е годы в мужской моде
На смену сюртукам пришли укороченные пиджаки без подкладных плечей с завышенной талией и удлиненными лацканами. Мужской костюм приобрел более вытянутый силуэт. В моде джаз и вместе с ним джазовый костюм с брюками-дудочками и туго застегнутым пиджаком. Первая мировая война популяризирует военную форму. Военная модель — тренчкот (от англ. слова trench, «траншея») для солдат британской армии, поставляемая компанией Burberry — делается настолько популярной, что впоследствии ее продолжают носить и «на гражданке».
В Петербурге главный рафинированный щеголь – князь Феликс Юсупов.
1920-е годы в мужской моде
Образцом для модного подражания по прежнему являлся принц Уэльский. Он ввел в моду укороченные широкие штаны для гольфа «plus fours», с которыми надевались длинные шерстяные гольфы. В этот период носят шотландские свитера «Fair Isle», шляпы-панамы, узкие галстуки завязанные виндзорским узлом, пиджаки на двух пуговицах, нагрудные платки, коричневые замшевые туфли и английские кепки в мелкую клетку. Кстати, рисунок на мужских костюмных тканях «Принц Уэльский» назван в честь Эдуарда 7, который любил неофициальные костюмы в клетку.
В России это время военного коммунизма и гражданской войны. После революции 1917 года денди Серебряного века исчезли. На смену им приходят авангардисты новой формации.
Модником того времени был Владимир Маяковский.
Настоящие пижоны появились в эпоху НЭПа. Они носили полосатые брюки, бабочки, мягкие шляпы и канотье, и старались походить на американцев эпохи джаза.
1930-е годы в мужской моде
Модники подражают гламурным голливудским звездам. Популярны увлечения авиацией, автомобилями и спортом. В моде подтянутое спортивное телосложение.
Костюмы приобрели более мужественный вид, линия плеч увеличилась, а грудь расширилась, пиджак стал прилегать к бедрам. В мужском гардеробе появляются вещи в спортивном стиле, джинсы и трикотаж. На голове носили кепки и кожаные шлемы. В 30-х годах были популярны так называемые «капитанки» шапки с лакированными козырьками. В цветовой гамме одежды доминируют коричневый цвет и хаки.
В военные годы русские щеголи и пижоны полюбили трофейную моду. Привезенные из Германии и других стран вещи стали модным товаром для тех, кого в последствии назовут стилягами.
1940-е в мужской моде
Ключевой образ мужчины в период Второй мировой войны — мужественный и в военной форме. Распространенными вещами были полупальто и короткие куртки с накладными карманами.
В первый период послевоенного времени в Америке появляются необычные костюмы именуемые Зут (zoot suit), которые состояли из длинного двубортного пиджака до колен с широкими лацканами и мешковатых брюк, зауженных внизу, с костюмом надевалась широкополая шляпа.
В советской моде послевоенного времени, по сравнению с 1930-ми годами актуальный силуэт стал шире, вещи были словно немного велики. Важным мужским деловым аксессуаром была фетровая шляпа. Носят двубортные пиджаки, широкие брюки и длинные пальто. Преобладали темные тона. Светлые и полосатые костюмы считались особым шиком. Даже после войны военная форма осталась распространенной одеждой и на гражданке, образ мужчины в форме был невероятно популярен. Помимо прочего в моду вошли кожаные пальто.
С 1947 года стиляжничество начинает увлекать большие круги советской молодежи.
1950-е в мужской моде
Послевоенный мир стремительно менялся, и мода менялась вместе с ним. В Англии в начале 1950-х годов появляется стиль, получивший название «тедди-бойз». Этот стиль является некой вариацией стилистики Эдварда 7 (эдвардианской эпохи) отсюда и название (в английском языке Тэдди это сокращение от полного имени Эдвард). Носили зауженные брюки-дудочки с отворотами, пиджак прямого покроя с бархатным или молескиновым отворотом, узкие галстуки и ботинки на платформе (криперсы). Челка укладывалась в кок.
В 1955 году в жизнь британской молодежи вошел рок-н-ролл отразившийся на одежде в виде шелковых костюмов, брюках клеш, расстегнутых воротниках и медальонах.
В 1958 году в английскую моду приходит влияние Италии. В моду входят короткие квадратные пиджаки, зауженные брюки, белые рубашки с тонким галстуком и с жилетами, из нагрудного кармана жилетки выглядывал платок. Ботинки приобрели остроносую форму (Винкл-пикер).
1960-е в мужской моде
В мире мужской моды происходят значительные изменения: запускается индустрия массового производства готовых костюмов. Серый костюм становится униформой офисных служащих. В моде свободный длинный пиджак, рубашки с воротником на пуговицах (button-down), узкий галстук, оксфордские туфли, черное шерстяное пальто и фетровая шляпа.
В 1967 году в среде молодежи возрождение стиля тедди-боев, получившего новое название рокабилли, новая версия стиля была облагорожена веянием глэм рока. Костюмы приобрели кричащие расцветки.
1970-е в мужской моде
В отличие от 1960-х в 70-е не было единой направленности в моде, были разные течения. Мода, как способ самовыражения. Тенденции формировала уличная мода. В молодежной среде движение хиппи: длинные волосы, джинсы клеш, разноцветные рубашки, как аксессуары фенечки, шейные подвески и бусы.
Одежда становится более универсальной и практичной. В ходу разнообразные стили и их смешение. Культовым предметом одежды в 1970-е стали водолазки. В советском союзе популярны водолазки «лапша».
1980-е в мужской моде
Сформировалось новое поколение бизнесменов, потребителей роскоши, именуемое яппи.
Стала актуальной итальянская мода сделавшая популярным загар, черные очки и коричневую обувь . Мужской гардероб перестал быть универсальным и строго делился на деловой, вечерний и повседневный. На корпорациях вводится дресс-код «рабочая пятница».
В советском союзе на пике популярности джинсы «бананами» и «варёнки». Процветали фарцовщики, признаком достатка и стильности считалась фирменная одежда привезенная из-за границы.
1990-е в мужской моде
На западе минимализм, простота и практичность стали главными тенденциями моды в противовес безудержному потреблению 80-х. Мужская деловая одежда стала более свободной и простой. Популярен спорт и спортивная одежда с логотипами известных брендов становится повседневной.
В молодежной среде распространен стиль «гранж»: мешковатая одежда больших размеров, мрачных тонов. Многообразие субкультур: реп, хип-хоп, рок определяет внешний вид подростков.
Популярен стиль унисекс. Основой мужского гардероба становится повседневная одежда.
В России в мужской деловой моде главенствует пресловутый малиновый пиджак – олицетворение успешности и достатка.
В конце 90-х годов широкое распространение информационных технологий приводит к быстрому распространению модных тенденций в мире.
2000-е в мужской моде
Это эпоха метросексуалов. Культ красивого тела становится основной идеей моды. В моде холеная внешность и подчеркнутый интерес к модным трендам.
На основе источников:
Библия стиля: гардероб успешного мужчины / Н. Найденская, И. Трубецкова.
Д/ф «Дуновение века. Жизнь щеголя»
Заходите в нашу группу ВКонтакте по мужской моде и стилю
В 60-е немало девушек мечтали выглядеть как Катрин Денёв. Прекрасное чувство стиля сделало ее музой знаменитого кутюрье Ив Сен Лорана. Певица Шер использовала в своих нарядах стиль хиппи. А спутница жизни участника «Битлз» Джона Леннона Йоко. Она демонстрировала аутентичные ансамбли в белом цвете: мини платья, высокие сапоги и широкополые шляпы.
Модные 60-е в наше время
Модные тенденции 1960-х востребованы и в наше время. Конечно, используются другие ткани, фурнитура, аксессуары. Но силуэты платьев, особенно свободная трапеция или женственный фасон с пышной юбкой, часто мелькают на подиумах. Возвращается любовь к броской бижутерии. Или другой вариант — минимализм: черное платье, жемчуг и туфли-лоферы. Также актуальны брючные костюмы, белые блузки и галстуки, в том числе и для женщин. Даже купальники соответствуют той эпохе.
Мужские туфли, продаваемые в советских магазинах, были представлены моделями, далекими от современной моды. Они были тяжелы, уродливы и скорее годились для забивания гвоздей, чем для повседневной носки. В 60-х годах на улицах СССР было много маленьких кабинок, в которых можно было почистить обувь и произвести ее ремонт. В них работали преимущественно армяне, которые были мастерами своего дела. У них, конечно, неофициально, можно было заказать изготовление модных мужских туфель. Заказавший их клиент получал элегантные мужские кожаные туфли с очень острым узким носом и высоким, немного скошенным каблуком. Стоили такие туфли 20-25 рублей, немалые по тем временам деньги. Минимальная зарплата тогда была 40 рублей.
История мужской украинской моды: 50-60-е годы
Существует ли украинская мужская мода?
Недавно один telegram-канал, который можно назвать «широко известным в узких кругах», провел опрос на эту тему. Люди в процентном соотношении разделились так: 66 % считают, что попытки предпринимались, 24 % заявили, что мужской моды в Украине нет, ну и оставшиеся 10 % – за то, что такое явление все-таки существует.
На такие комплексные размышления меня редко что может натолкнуть (один раз это точно было связано с Кардашьянами и конспирологическими теориями вокруг этого весьма интересного семейства). Как мы уже уяснили в самом начале, только правильные вопросы могут позволить нам дать верные и качественные ответы, поэтому разберемся, какие же подвопросы стоит задать, чтобы выяснить: «а был ли мальчик».
Охватывая период с пятидесятых и по сегодняшний день, мы поднимем большое количество культурных пластов, поэтому двигаться будем в хронологическом порядке, и, честно говоря, эта экскурсия обещает быть захватывающей. Через что нужно было пройти мысли и костюму, чтобы эволюционировать в то, что мы имеем сейчас? Как повлиял «советский человек» на то, что носил, и наоборот? Как одевался и почему, оказали ли влияние генеральные секретари на направление визуальной мысли и были ли примером? Почему начались глобальные изменения? Как образовался плацдарм для той ситуации, которую мы можем наблюдать сегодня? И что же все-таки сейчас происходит?
Пятидесятые – сложное и одновременно потрясающее время. Послевоенный Союз убирал со своего лица шрамы, люди жили дальше, строя «счастливое светлое будущее». И, конечно, одевались. О женской моде 50-х годов написано немало. А вот о мужской говорят не так много и не так часто. Возможно, потому, что в то время мужская мода не менялась так кардинально, как женская. Мы не будем рассматривать то, как одевались стиляги – это отдельная субкультура. Я просто опишу, как одевались обычные советские мужчины, со всеми их ценностями.
Хотя после окончания Второй мировой войны прошло уже пять лет, на улицах городов можно было встретить людей, одетых в военную форму. В принципе, вполне очевидно, что шинели, гимнастерки со споротыми погонами, шапки, фуражки, галифе и сапоги носили до середины 50-х годов. Из-за дефицита тканей и одежды мужчинам приходилось донашивать армейское обмундирование и в мирное время.
Одежда имела в основном утилитарный характер, так что особых визуальных моментов не ждите. Мужчины носили двубортные и однобортные костюмы полуприлегающей классической формы, широкие брюки (ширина – 30-35 см, а иногда – даже больше, поэтому по силуэту брюки периодически напоминали длинную юбку) со складками у талии и манжетами внизу, сшитые из однотонной ткани или ткани в полоску. Костюм дополнялся галстуками, как правило, в полоску. Рубашки были в основном белого цвета, реже – в клетку или в полоску.
Очень распространены были кепки, которые носили и с костюмами, и с плащами, и с зимними пальто. Чуть позже в обиход стали входить шляпы с полями, со временем, ставшие необходимым дополнением гардероба каждого элегантного советского мужчины. А потом и вовсе возникла мода ходить без головного убора. Зимой многие носили меховые шапки из каракуля и цигейки – эта традиция еще очень долгое время оставалась актуальной.
В качестве верхней одежды мужчины предпочитали пальто. Они шились из толстого драпа, сукна, имели большие вместительные карманы, воротники и утеплялись ватой, поэтому пальто были очень тяжелыми. То есть действительно тяжелыми: несколько лет назад я обнаружил потрясающее черное пальто с «сильными» плечами и широкими лацканами, которое было произведено во второй половине 50-х по технологии, описанной выше… Эту вещь было очень тяжело носить. Руки были скованы по плечам из-за плотности материала – я чувствовал себя манекеном, у которого не хватало нескольких суставов. Стоит ли говорить, что в том сезоне я все-таки отдал предпочтение более современным пальто.
Мужское белье 1950-х годов – это белые кальсоны, майки и семейные трусы.
Майки были на любой возраст, в основном голубовато-линялого или белого цвета.
А трусы были черными. Чуть реже – из синего сатина. Позже такие трусы назовут «семейными». В официальных накладных они значились как «трусы упрощенные гладкие». Существовал советский стандарт семейных трусов: длина от талии – 48-50 см, ширина штанины в нижней части – 65 см. Плавки были, но далеко не у всех, поэтому на пляж мужчины тоже ходили в семейных трусах. Ни о какой дополнительной сексуальности речь не шла. Как я уже написал выше, исключительно утилитарный характер каждой единицы.
С нижним бельем связана еще одна гипотеза: в стране ведь дефицит – и стоило бы подумать о более узких силуэтах брюк экономии ради. После длительного анализа я все-таки пришел к следующей концепции: брюки узкого силуэта были недостаточно удобными как минимум, а как максимум – всей огромной стране пришлось бы переориентировать производство нижнего белья с простых «семеек» на более сложные плавки, с которыми такие брюки было бы носить явно логичнее.
Интересным атрибутом того времени были подтяжки для носков – вещь крайне необходимая в мужском гардеробе. Это было единственное средство, поддерживающее носок на ноге и не дающее ему сползти вниз. В то время в СССР, в том числе и на территории Украины, носки выпускали еще без резинок. Подтяжки представляли собой широкую резинку, которая закреплялась под коленом. К этой резинке прикреплялась другая резинка, с зажимом, к которому и крепился носок.
Лишь в конце 1950-х годов мужской силуэт постепенно теряет тяжелые и массивные формы, линия плеч пиджаков становится более покатой. Многие носят короткие, чуть приталенные пиджачки с широкими брюками, линия талии у брюк подчеркнуто высокая. В моду входят полупальто, плащи с поясом, спортивные костюмы, состоящие из брюк-рейтуз с отделкой из широких резинок по талии и у щиколоток. Популярны свитера, приталенные пиджаки спортивного типа с кокеткой на спине и хлястиком. Под пиджак, как в 1940-е годы, многие надевали трикотажные безрукавки – однотонные или с орнаментальным узором. В середине 1950-х в стране появились первые нейлоновые рубашки, ставшие невероятно модными!
Весьма распространенной вещью молодежного мужского гардероба были курточки с контрастной кокеткой и несколькими карманами, еще с 1940-х годов получившие в народе название «хулиганки». А еще они назывались «бобочками». Такие укороченные куртки с молнией на груди выпускались советскими швейниками в нескольких вариантах, а те, кому не досталось готовое изделие, носили импровизации, сшитые дома из старых вещей. Особым шиком были короткие куртки спортивного покроя на молнии и с накладными карманами на груди.
Вещи носили долго. Брюки штопали, пока это было возможно. Одежду из относительно дорогих тканей (костюмы, пальто) перелицовывали (т. е. внутренняя сторона вещи становилась лицевой) – и таким образом получалась практически новая вещь. Рубашки же часто передавались младшим в семье.
Если говорить об обуви, то модники старались приобрести ботинки на рифленой каучуковой подошве.
Летом мужчины обували сандалии на босу ногу или чувяки. Носили, правда, редко, еще и парусиновые сапоги – легкие, летние. Такие сапоги мог носить тот, кто ходил с портфелем – начальник или чиновник (что, по сути, одно и то же). Также носили обычные ботинки и парусиновые туфли. Туфли натирались мелом, отчего те становились белыми, «богатыми».
А еще – хромовые сапоги. В самом «шикарном» варианте голенища сапог сдвигались вниз «гармошкой», которую часто делали плоскогубцами (так, между прочим, делают борцы с ушами до сих пор: чем сильнее ухо «сломано», тем круче борец), просто сжимали кожу по линиям ромбов, а затем проходились киянкой. Такие сапоги надевались только «на выход». Для работы – кирзовые или яловые, а хромовые – для праздника и искренней зависти соседей и просто прохожих.
Зимой многие мужчины носили ноговицы. Есть рукавицы, а есть и ноговицы – «одежда» для ног. По форме – это валенки, только более легкие. Каждая ноговица состоит из двух стеганных (прошитых) одинаковых половинок по форме и размеру ноги. Эти заготовки похожи на двойной бутерброд: плотная ткань – вата – ткань подкладочная, внутренняя. Половинки сшиваются, выворачиваются, как чулок – все, надевай. Левых и правых ноговиц нет, разделения на «мужские» и «женские» – тоже не существует. Ноговицы еще называли «бурками». И носили их обязательно с галошами. Также носили валенки.
Галоши носили самостоятельно, как обувь, а также с ноговицами, с валенками, а еще надевали на туфли или ботинки, чтобы не испачкать их грязью. При входе в помещение галоши снимали и ходили в чистой обуви.
Другой вид обуви, который надевался поверх туфель или ботинок в сырую, грязную погоду, – это боты. Основное отличие бот от галош было в том, что боты были выше. Боты имели матерчатый верх и резиновую обсоюзку. Были цельнорезиновыми, черного цвета либо цветные.
Если пробежаться по локациям модного Киева, то, безусловно, стоит упомянуть фабрику «Коммунар», которая обшивала высшую партийную и руководящую элиту республики, а также Киевский дом моделей, открытый еще во время войны – в 1944-м. Начав с нуля, столичный Дом моделей достиг невероятных высот.
А заодно – пропаганда моды. Ну, насколько это было возможно и уместно. К концу 1950-х киевское предприятие начало устраивать модные показы и раз в сезон выпускать собственный журнал мод с чертежами выкроек.
Дефиле проводили трижды в неделю: по средам, четвергам и пятницам. Билеты продавали по 1 рублю, что было, мягко говоря, немало. И в зале на 120, а позже – на 300 человек свободных мест не оставалось. Показы были тематическими: мода для полных женщин, деловая одежда, молодежный стиль. (Запомните этот момент и посмотрите на то, как люди сейчас воспринимают развивающуюся модную индустрию Украины, наталкивает на определенные размышления, правда?) Девушки-манекенщицы демонстрировали наряды под живую музыку. Часто за роялем сидел известный джазовый пианист Анатолий Алексанян.
Мужчины, как вы догадываетесь, были редкими гостями на улице Горького, 26. (В 1950-х годах Дом моделей перебрался в большое помещение на улицу Ленина, сейчас – Богдана Хмельницкого, и занимал весь первый этаж здания – с уютным демонстрационным и выставочным залами, роскошными зеркалами в рамах с резьбой и мебелью, обтянутой бархатом.) В цифрах соотношение полов выражалось следующим образом – примерно 1:6. «Дело мужчины – деньги зарабатывать, а не о тряпках думать», – сказал у меня в голове условный работяга, место которого было у станка. Война не убила в мужчинах тягу к прекрасному, но в разы рационализировала их порывы и усугубила и без того явное деление действий на мужское и женское.
Поверьте, 50-е были действительно интересным периодом по сравнению с тем, что будет происходить чуть позже. Дальше нас ждет некое обезличивание и потеря человека в его проблемах насущных, а еще позже – в условной доступности вещей. Посмотрев немного в сторону политики (после этой части все мои слова стоит воспринимать исключительно как слова человека, который пересмотрел более 100 фото Сталина и Хрущева, пытаясь оценить их стиль, а не партийную деятельность), ничего кардинально нового я не увидел, потому что вождь – отражение своего народа. Сталин, который умер в 1953 году, был человеком, который даже в повседневной жизни отдавал предпочтение одежде военного покроя, потому что уже ассоциировался со строгостью и прочими угнетающими вещами. Хрущев же выглядел «народнее». Ну а как иначе? Этот человек подарил стране «оттепель», а потом, после череды неправильных решений, погрузил государство в холодную войну, поссорился с другими коммунистическими режимами, а кукуруза так и не стала культурой культур, но это уже случилось в 60-х…
На Западе бушует культурная революция. Америка уже несколько лет сходит с ума от Пресли, а в Европе начинается битломания. Вся прекрасная половина человечества оголяется, мужчины начинают отращивать волосы, одежда пестрит необычайно яркими красками и становится более вызывающей. Взрыв культурной революции на Западе настолько сильный, что его отголосок проникает даже за «железный занавес».
60-е годы запомнились всему миру моды и социалистическим модницам в том числе умопомешательством на почве всего искусственного. Новые ткани и новые названия: лайкра, кримплен, винил, дралон. Одежда из новых видов ткани считалась удобной и практичной. Она не мялась, легко чистилась и стиралась. И самое главное – она была дешевой.
Мода 60-х – это мода двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 40-е годы. Поколение, родившееся в 40-е, было первым советским поколением, которое стало жить в условиях относительной свободы и достатка. Конечно, мода в СССР была всего лишь робким отголоском модных мировых тенденций и существовала вопреки дефициту тканей, одежды и обуви. Мода 60-х, особенно в провинции, была каким-то новым массовым социальным явлением, существовавшим вне коммунистической идеологии.
Примерно в 1962-1963 годах в СССР появилась странная мода: юноши и девушки начали шить рубашки и кофточки из прозрачной ткани типа органзы. Это увлечение советской молодежи становится понятным, если мы вспомним, что конец 50-х – начало 60-х годов – это время синтетических материалов и прежде всего – нейлона. Из-за отсутствия полупрозрачного нейлона молодежь стала использовать доступную органзу, которую называли «газом». Из синтетических материалов постепенно начали шить большую часть одежды.
Начиная с 1962 года советские граждане впервые знакомятся с темно-синими итальянскими плащами-болонья. У итальянцев этот материал использовался для пошива рабочей одежды. Он покорил своей новизной и тем, что в сложенном виде одежда из такого материала занимала минимум места. В массовом сознании советских людей складывалось убеждение, что каждый уважающий себя человек должен иметь такой плащ. В Советском Союзе «болоньевый» психоз продлился целое десятилетие и породил такое немыслимое понятие во всем мире, как летнее пальто. Со временем производство дождевиков, протекающих по швам и одновременно служащих парником в любую погоду, освоила и отечественная легкая промышленность.
Наиболее узнаваемой модной деталью первой половины 60-х годов были узкие брюки. В СССР их называли «дудочки». В магазинах такие брюки не продавались. Их шили на заказ у портных и всегда просили сделать поуже, отчего в народе ходила шутка, что подобные брюки можно было надеть, только намылив ноги. Однако узкие брюки вскоре стали обычным явлением, и мужчины 30-40 лет заузили 32-сантиметровые брюки до 20-22 см. Супернаходкой, кстати, тогда считались носки красного цвета.
Обычно облик «мужчины-лучше-среднего» (читай – киногероя) завершала плоская фуражка белого цвета. В то время швейная промышленность выпускала только фуражки-шестиклинки и только темных тонов. Чтобы быть в модном тренде, молодежь шила подобные фуражки у «частников», как тогда называли портных, нелегально изготовлявших одежду и головные уборы. Но их пошив стоил дорого и не всем был по карману. Позже в советских магазинах появились плоские фуражки белого цвета в узкую черную полоску, которые напоминали фуражки киногероев. Они сразу же стали пользоваться огромным успехом у молодежи. В СССР подобные фуражки можно было встретить очень часто. Их носили школьники, студенты, молодые рабочие и даже люди пожилого возраста. Считалось, что человек в белом плаще и с белой фуражкой на голове был «одет по моде».
В 1967 году появилась одежда из нового синтетического материала – кримплена. Такая одежда не мнется, ее не нужно гладить, достаточно выстирать, высушить, аккуратно развесив, и можно носить снова. Существенный недостаток вещей – электростатичность. Кримплен может искрить, трещать и липнуть к телу. С электростатичностью боролись, освоив производство жидкостей-антистатиков. Самая отчаянная часть мужского населения страны употребляла антистатики в качестве крепких напитков. Со временем под кримплен с тиснением начинали выпускать толстые шерстяные пальтовые ткани. Одежда из синтетических материалов – это одна из характерных черт моды 60-х, десятилетия химчисток, химических завивок и пластиковой мебели. Что ж, такое было время. Время, когда прогресс начал проникать во все области человеческой жизни, а новаторы пытались внедрить его во все новые и новые сферы. Конечно, сейчас можно критически смотреть на то время и на ту моду, но именно во многом благодаря синтетике огромная часть населения нашей страны смогла получить хоть небольшое, но разнообразие своих гардеробов.
Мужские туфли, продаваемые в советских магазинах, были представлены моделями, далекими от современной моды. Они были тяжелы, уродливы и скорее годились для забивания гвоздей, чем для повседневной носки. В 60-х годах на улицах СССР было много маленьких кабинок, в которых можно было почистить обувь и произвести ее ремонт. В них работали преимущественно армяне, которые были мастерами своего дела. У них, конечно, неофициально, можно было заказать изготовление модных мужских туфель. Заказавший их клиент получал элегантные мужские кожаные туфли с очень острым узким носом и высоким, немного скошенным каблуком. Стоили такие туфли 20-25 рублей, немалые по тем временам деньги. Минимальная зарплата тогда была 40 рублей.
60-е годы – это время появления первых закрытых магазинов, где по специальным талонам «распределялись» зарубежные товары, в основном финские и австрийские. В то время вещи не классифицировали по дизайну, авторству, фирме, а исключительно по странам, их экспортирующим. Итальянская, югославская, австрийская одежда и обувь автоматически считалась шикарной, польская и венгерская – классом пониже. Сеть закрытых магазинов получила название «Березка». Рядовые граждане не могли обслуживаться в этих магазинах, поскольку товары в них выдавались в обмен на боны и сертификаты, которыми выдавали часть зарплаты счастливцам, работающим за границей (представители посольств, моряки, сотрудники «Аэрофлота»).
Этот отрезок времени лично мне кажется более скучным, чем прошлый. Неудивительно: занавес становился плотнее, в середине периода генеральным секретарем стал украинец Брежнев, который, к слову, был очень симпатичным в молодости. Ничем особым его стиль не отличался. По сравнению с Хрущевым Брежнев был более официален в выборе нарядов, когда только пришел к власти. Но то ли еще будет…
Нельзя быстро рассказать о моде, ведь множество факторов влияет на ее развитие. Но впереди еще столько прекрасного!