Официант должен уметь правильно отвечать на вопросы гостей, по мере необходимости посоветовать какие-то блюда, напитки. Он формирует окончательную сумму заказа, рассчитывает клиентов и несет материальную ответственность за разбитую посуду или сбежавшего посетителя, которого обслуживал.
Официант
Официант (от лат. officium – должность, одолжение) – профессия в области общественного питания. Предприятия общественного питания являются важной частью инфраструктуры любого города или крупного населенного пункта. Рестораны, закусочные, кафе продолжают свою работу даже в условиях кризиса, а работодатели не прекращают набор персонала. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
В России профессия официант появилась в XIX веке, вместе с открывающимися ресторанами европейского типа. В трактирах работу официантов выполняли так называемые “половые”. Выходцы из крестьянских семей изучали это ремесло в течение четырех лет, начиная с мытья посуды и уборки помещений. Чаевые обычно сдавались в общую кассу, а в конце дня делились между всеми работниками.
Помимо стандартного обслуживания посетителей, подачи блюд и уборки столов, если необходимо, официант меняет салфетки, скатерти, следит за чистотой в зале, может принимать участие в украшении помещения к праздничным мероприятиям.
Официант должен уметь правильно отвечать на вопросы гостей, по мере необходимости посоветовать какие-то блюда, напитки. Он формирует окончательную сумму заказа, рассчитывает клиентов и несет материальную ответственность за разбитую посуду или сбежавшего посетителя, которого обслуживал.
Главной задачей каждого профессионала является то, чтобы клиент покинул заведение с хорошим настроением и остался доволен обслуживанием.
- доброжелательность, вежливость и улыбчивость, чувство юмора;
- коммуникабельность и умение расположить к себе человека;
- понимание психологии клиента, способность найти к каждому свой подход;
- стрессоустойчивость и умение решать конфликтные вопросы без негативных эмоций;
- умение трудиться в составе команды;
- ответственность за порученный участок работы и исполнительность;
- честность и порядочность.
Описание и характеристика профессии
Вопреки распространенному мнению, работа официанта вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. Без умений и определенной доли таланта работать в заведении общественного питания не получится. Условно всех официантов можно поделить на две категории:
- Молодыелюди, часто студенты, которые хотят подзаработать. Опыта и знаний у них еще нет, большинство из них в профессии надолго не задерживаются.
- Профессиональные официанты. Это люди, которые сделали свой выбор осознанно. Они стремятся повышать свое мастерство, дополнительно учатся и нередко идут на повышение.
Каждый хороший ресторан, паб или кафе имеет свои фишки, поэтому стиль работы обслуживающего персонала может существенно отличаться. Соответственно, отличаются и требования к официантам, об этом им сообщают при приеме на работу. Официант – это профессия во многом творческая. От того, как он обслужит клиента, найдет к нему подход, правильно расставит акценты при описании меню, зависит прибыль заведения и размер чаевых самого работника.
Официант – это «лицо» и «душа» любого бара, кафе или ресторана. От него зависит настроение клиента, а значит и прибыль, и успешность бизнеса. И если посетителю не понравится то, как его обслужили, он не вернется в это место, какими бы изысканными ни были блюда.
Описание
-
«на зубок» знать меню, винную карту (если таковая, конечно, имеется – обычно они всегда есть в дорогих ресторанах), технологию приготовления того или иного блюда;
легко ориентироваться в информации и в пространстве зала (особенно когда посетителей много);
быстро и по делу отвечать гостям, уметь подсказать подходящие блюда и алкогольные напитки.
Хороший счет в уме будет дополнительным преимуществом, которое позволит быстро и без ошибок озвучить посетителю окончательную сумму заказа.
В ресторанах премиального уровня часто требуется знание английского языка.
Но основная обязанность официанта все же состоит в том, чтобы создавать и поддерживать определенную атмосферу в заведении. Ведь если посетитель останется доволен обслуживанием, он уйдет с хорошим настроением и в будущем наверняка заглянет снова.
Кроме всего перечисленного, важно, чтобы работник был приветливым, вежливым, сдержанным. Четкая дикция, опрятный внешний вид, умение общаться с людьми с разными характерами – все это тоже играет большую роль. Ведь именно от официанта зависит не только размер его чаевых, но и прибыль и репутация бизнеса в целом.
Если вы думаете, что работа официанта не особо престижная или что на такой должности работать стыдно, вы ошибаетесь. Работая официантом, вы можете прилично зарабатывать (например, если работаете в дорогом ресторане, где щедрые гости оставляют крупные чаевые) и многому научиться: взаимодействию с разными людьми, приготовлению блюд и напитков, слаженной работе в команде и другим навыкам.
К тому же, некоторые известные личности когда-то начинали именно с такой позиции – с должности официанта. Например, Ален Делон подрабатывал в пивной, а Брэд Питт – в ресторане быстрого питания.
Конечно же, курсы при ресторане откроют перед вами двери в то заведение, на базе которого они работают. А вот для того, чтобы гарантированно получить работу в любом кафе или ресторане и иметь большие перспективы для карьерного роста лучше всего отдать предпочтение обучение в одном из российских учебных заведений (техникуме, колледже или ВУЗе), где осуществляется обучение по специальности «гостиничный бизнес». К лучшим учебным заведениям России по данной специальности можно отнести:
Преимущества профессии официанта
Преимущества профессии официанта заключаются, прежде всего, в возможности работать, не имея специального образования. Этим часто пользуются молодые люди, особенно студенты, чтобы подработать. К тому же свободный график достаточно удобен для того, чтобы совмещать учебу и работу.
Несмотря на то, что работа официанта не относится к высокооплачиваемым, доход такого специалиста может быть достаточно приличным. Дело в том, что каждый официант получает чаевые – такова общепринятая мировая практика. Размер чаевых иногда включается в счет, иногда его получает непосредственно работник. В любом случае это важная статья дохода, превышающая оклад порой в несколько раз. Чем выше класс ресторана и профессионализм официанта, тем серьезнее сумма чаевых. И верхней границы здесь не существует.
Немаловажным преимуществом этой профессии также можно считать разнообразие деятельности (хотя с первого взгляда и может показать, что работа официанта несколько монотонна). Так как официант ежедневно знакомиться и общается с огромнейшим количеством самых разных людей, скучать на работе ему не приходится. Да и насыщенный разными событиями рабочий день (то свадьбу нужно обслуживать, то корпоративное мероприятие, то банкет, посвященный дню рождения) тоже наполняет работу официанта нотками веселья и непредсказуемости.
Чтобы стать официантом требовалось пройти сложный путь. Сначала парней брали в подручные, на протяжении четырёх лет они осваивали основы профессии, работая мойщиками посуды и уборщиками. Позже молодые люди учились овладевать науками: подачи блюд, общения с клиентами и расчётами.
Как стать официантом? Чтобы стать официантом высшего образования не требуется. Можно пройти обучение на специализированных курсах.
Но как показывает практика, профессиональное обучение официанты обычно получают, уже непосредственно при устройстве на работу или, же посредством прохождения испытательного срока.
Если же, работник хочет быстрее покорить карьерную лестницу, то ему можно пойти обучаться по специальности «Гостинично – ресторанный бизнес». И таким образом, значительно повысить шансы на успех!