Опера Джакомо Пуччини на итальянское либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноимённой драме Викторьена Сарду (1887). Премьера состоялась в Театро Костанци в Риме 14 января 1900 года.
Самые популярные оперы в мире на 2019 год. Топ-10
Опера — жанр музыкально-драматического искусства, основанный на трех составляющих, а именно слове, сценическом действии и музыке. Родиной оперы является Италия. Первой в истории оперой считается не сохранившаяся «Дафна» Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини, впервые поставленная в начале 1598 года. В России опера появилась в 18 веке. В 21 веке тон в мировом оперном искусстве задают 4 города, в каждом из которых ежегодно ставится более 500 оперных и музыкальных постановок в других жанрах: это Москва (616 постановок в сезоне 2018-2019), Вена (591), Берлин (569), Санкт-Петербург (552). В Москве, которую с полным правом можно назвать мировой оперной столицей, ведущими оперными театрами являются Большой театр и Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а в Санкт-Петербурге — Мариинский и Михайловский театры. Что касается родоначальников оперы итальянцев, то оперная столица Италии Милан находится лишь на 20 месте в мире по числу оперных постановок. Ведущим оперным театра Милана является Ла Скала.
В этом рейтинге мы рассмотрим 10 самых популярных опер в мире по числу исполнений в сезоне 2018-2019. Данные взяты с сайта operabase.com. К сожалению, в топ-10 не попала ни одна российская опера. Наилучшего результата, а именно 18-го места в мире, добилась опера «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского, которую исполнили в прошедшем сезоне 203 раза, из них 72 раза в России, где она стала самой популярной оперой. При этом Чайковский входит в десятку самых исполняемых оперных композиторов в мире, занимая 9-е место. Помимо «Евгения Онегина», популярны его оперы Пиковая дама и Иоланта, входящие в мировой топ-50.
10 место. Свадьба Фигаро / Le nozze di Figaro — 415 исполнений в мире в театральном сезоне 2018-2019. В России — 37 исполнений (12 место).
Опера австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта на итальянском языке, написанная на либретто Лоренцо да Понте по одноимённой пьесе Бомарше. Премьера состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре. На русский язык либретто оперы впервые перевёл для пения Чайковский.
Сцена из постановки оперы «Свадьба Фигаро» в Мариинском театре. Сюзанна (невеста Фигаро) — Виолетта Лукьяненко
9 место. Дон Жуан / Don Giovanni — 448 исполнений. В России — 24 исполнения (19 место).
Опера Амадея Моцарта на итальянском языке на либретто Лоренцо да Понте по пьесе Антонио де Саморы. Премьера состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге.
Сцена из постановки оперы «Дон Жуан» в Московском академическом Музыкальном театре. Дон Жуан — Дмитрий Зуев, Лепорелло — Дмитрий Макаров, Донна Эльвира — Наталья Петрожицкая.
8 место. Риголетто / Rigoletto — 496 исполнений. В России — 31 исполнение (15 место).
Опера итальянского композитора Джузеппе Верди. Итальянское либретто было написано Франческо Мария Пьяве. Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в Фениче, Венеция.
Сцена из постановки оперы «Риголетто» в Мариинском театре. Риголетто — Валерий Алексеев, Джильда — Анастасия Калагина
7 место. Мадам Баттерфляй / Madama Butterfly — 523 исполнения. В России — 45 исполнений (9 место).
Опера итальянского композитора Джакомо Пуччини на итальянское либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по мотивам одноимённой драмы Дэвида Беласко (1900). Драма Беласко представляет собой переработку рассказа «Мадам Баттерфляй» американского писателя Джона Лютера Лонга (1898), вдохновлённого, в свою очередь, автобиографическим романом французского писателя и путешественника Пьера Лоти «Мадам Хризантема» (1897).
Опера впервые была поставлена в Миланском театре «Ла Скала» 17 февраля 1904 года.
Сцена из постановки оперы «Мадам Баттерфляй» в Московском академическом Музыкальном театре. Чио-Чио-сан — Ирина Ващенко
6 место. То́ска / Tosca — 529 исполнений. В России — 36 исполнений (13 место).
Опера Джакомо Пуччини на итальянское либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноимённой драме Викторьена Сарду (1887). Премьера состоялась в Театро Костанци в Риме 14 января 1900 года.
Сцена из постановки оперы «Тоска» в Московском академическом Музыкальном театре. Тоска — Наталья Мурадымова
5 место. Севильский цирюльник / Il barbiere di Siviglia — 531 исполение. В России — 59 исполнений (4 место).
Опера итальянского композитора Джоаккино Россини в двух действиях. Итальянское либретто за авторством Чезаре Стербини создано на основе одноимённой комедии французского драматурга Пьера Бомарше, написанной в 1773 году. Премьера оперы состоялась в Риме, на сцене Театро Арджентина 20 февраля 1816 года.
Сцена из постановки оперы «Севильский цирюльник» в Большом театре. Розина — Антонина Весенина
4 место. Кармен / Carmen — 611 исполнений. В России — 55 исполнений (5 место).
Опера французского композитора Жоржа Бизе, премьера которой состоялась 3 марта 1875 года в парижской «Опера-Комик». Либреттисты оперы — Анри Мельяк и Людовик Галеви, сюжет создан по мотивам одноимённой новеллы Проспера Мериме. Это единственное в топ-10 мировых опер произведение на французском языке, при этом во Франции «Кармен» не являлась самой популярной оперой, уступая итальянским «Травиате» и «Тоске» и «Волшебной флейте» на немецком языке. Стоит отметить, что в некоторые годы «Кармен» становится самой популярной оперой в мире. Например, так было в сезоне 2016/17 (812 исполнений) или в сезоне 2011/12 (687 исполнений).
Сцена из постановки оперы «Кармен» в Большом театре. В заглавной партии Юлия Мазурова
3 место. Богема / La Bohème — 627 исполнений. В России — 44 исполнения (10 место).
Опера в четырёх актах Джакомо Пуччини. Итальянское либретто по произведению Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» написали Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года в туринском Teatro Regio. «Богема» — самая популярная опера в США. В сезонах 2007/08 и 2008/09 «Богема» была самой популярной оперой в мире.
Сцена из постановки оперы «Богема» в Московском академическом Музыкальном театре. Мюзетта — Инна Клочко
2 место. Волшебная флейта / Zauberflöte — 711 исполнений. В России — 60 исполнений (3 место).
Опера Моцарта на либретто Э. Шиканедера. Первая постановка — театр «Ауф дер Виден» (Вена) 30 сентября 1791 года. Это не единственная опера Моцарта в топ-10 самых популярных опер в мире, но единственная из вошедших в наш список опера на немецком языке. «Волшебная флейта» — самая популярная опера в Австрии (родине Моцарта) и Германии. В сезонах 2009/10 и 2010/11 «Волшебная флейта» была самой популярной оперой в мире.
Сцена из постановки оперы «Волшебная флейта» в Михайловском театре (Санкт-Петербург)
1 место. Травиата / La traviata (по-итальянски «падшая») — 797 исполнений. В России — 70 исполнений (2 место).
Опера Джузеппе Верди на итальянское либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (1848). Впервые была представлена публике 6 марта 1853 года в оперном театре «Ла Фениче» в Венеции. «Травиата» чаще других опер становится номер 1 в мире, хотя в некоторые сезоны всё же уступает «Волшебной флейте», «Кармен» и «Богеме». В России «Травиата» также очень популярна, в некоторые сезоны выходя на первое место по исполнениям, опережая «Евгения Онегина» Чайковского (последний раз такое было в сезоне 2017/18).
Сцена из постановки оперы «Травиата» в Московском академическом Музыкальном театре. Виолетта — Хибла Герзмава
О, так игру «Вокальные шедевры» надо подзагрузить Шубертом, Моцартом, романсами Глинки, кантатами, ораториями!
Комментарии (16)
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт. 🎵 Хотите предложить музыку на сайт ?
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
-
💎 03.05.2019 16:11 Евгений | Популярные оперы и оперетты
Здравствуйте!
Хочу предложить еще несколько известных фрагментов
Дж. Пуччини «Богема» Рассказ Мими «Si, mi chiamano Mimi. »
Дж. Пуччини «Богема» Вальс Мюзетты сначала «Quando m’en vo soletta. »
Дж. Пуччини «Тоска» Ария Тоски из 1-го действия «Non la sospiri la nostra casetta. (Наш домик маленький нас ожидает)»
Н.А. Римский-Корсаков «Садко» Песня Садко «Ой, ты темная дубравушка», колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил»
Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста» Ария Грязного «Куда ты удаль прежняя девалась», Ария Любаши «Вот до чего я дожила, Григорий», Ария Марфы » Взгляни вон там надо головой. «, Ария Марфы «Как теперь гляжу на зеленый сад. »
Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» Ария Снегурочки «Как с подружками по ягоду ходить», Ариетта Снегурочки «Как больно здесь»
П.И. Чайковский «Евгений Онегин» вступление к опере (секвенция Татьяны), Ария Ольги «Я не способна к грусти томной», сцена письма Татьяны 1 раздел «Пускай погибну я», ариозо Ленского «Я люблю Вас», вальс из 4 картины, ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом»
П. И Чайковский «Пиковая дама» ариозо Германа «Я имени ее не знаю», ариозо Германа «Ты меня не знаешь», баллада Томского «Однажды в Версале», интродукция к опере
Евгений, спасибо за ценные идеи! Сохраняем.
Удивлён, что нет прекрасной арии князя Елецкого «Я вас люблю» ( Пётр Ильич Чайковский «Пиковая дама» )
По ощущениям, на сайте крайне мало оперных отрывков — не вообще, а потому что их могло бы быть гораздо больше, даже достаточно известных классических оперных арий. Не знаю, с чем это связано, никто не предлагает или никто не успевает. Накину, в общем, вариантов)
Верди, il Trovatore:
Stride La Vampa
https://www.youtube.com/watch?v=cQV_mJe1mq4 (отрывок с самого начала)
Condotta ell’era in cheppi (та же ссылка, с 5:30)
il Balen Del Suo Sorriso
https://www.youtube.com/watch?v=mJyaOSw9QEw (отрывок брать прямо из начала bили с 1:30, где вам больше нравится)
D’amor sull’ali rosee (https://www.youtube.com/watch?v=vcIo9IBv6ws) — с начала
Понкьелли La Gioconda, Suicidio (https://www.youtube.com/watch?v=0VkGJMnprWI) — с 2:03 и до 2:48 (до 2:48 точно надо, так красиво фраза спета..))
Шарль Гуно Faust, каватина Фауста (https://www.youtube.com/watch?v=56ewgZCRBzI) — с 1:30
Томас Mignon, Ah non credevi tu (https://www.youtube.com/watch?v=GqrCygtYNn0) — с начала
если предложения будут добавляться быстрее, если я буду присылать сразу файлы с конкретными отрывками, то постараюсь сделать (как только так сразу)
Добрый день! Спасибо за подборку.
Пожалуйста, включите Каватину Фигаро «Севильский цирюльник» Россини, Неаполитанскую песню Россини и Costa Diva Белини.
Диля, Вы внимательно смотрели уже имеющуюся подборку ?
предлагаю включить в тест песня девушек или хор девушек из оперы Верстовского аскольдова могила орхидея
Добрый день! Примите ещё две арии в копилку Большая опера Спасибо. Татьяна
Н.А.Римский Корсаков Кащей бессмертный Ария Кащеевны «Меч мой заветный» https://youtu.be/2ycdF4peMaw фрагмент 5.35 -6.16 Поёт Зара Долуханова
Шарль Гуно Фауст Сцена Маргариты (Ария с жемчугом) https://youtu.be/FHrSfxtTe64 фрагмент 5.32 — 6 Поёт Мария Калласс
Ария с жемчугом https://youtu.be/iAOyyIp6n8o фрагмент 9.42 — 11 Эта запись лучше и поёт Монсеррат Кабалье
Татьяна, спасибо! С удовольствием принимаем в копилку сокровищ
Большая опера-сюда надо бы добавить. Пока есть: «Вильгельм Телль» Россини, «Фаворитка» Доницетти, «Фауст» Гуно. Нужны: «Дон Карлос» Верди, «Гугеноты» Мейербера.
Leo, спасибо! Отличные идеи!
пожалуйста включите в ваши тесты фрагмент из оперы орлеанская дева простите вы а также популярные фрагменты из оперетт вольный ветер и москва черемушки спасибо с уважением орхидея
ария марфы вот эта яблонька всегда в цвету из оперы римского корсакова царская невеста хор девушек из оперы аскольдова могила романсы предлагаю отдельную рубрику калитка отцвели уж давно и тд также отдельная рубрика популярные оперетты и оперетки спасибо за внимание буду признательна если мои предложения окажутся интересными не только мне но и другим участникам тестов всего доброго с уважением орхидея
здравствуйте давно и с удовольствием решаю ваши музыкальные кроссворды жаль что я не знаю всей классической музыки которая существует позвольте предложить самые популярные фрагменты из опер аскольдова могила и царская невеста больше пока не знаю что предложить надо думать ведь у вас уже так много музыки а люди предлагают все новые и новые варианты спасибо всем создателям сайта проекта и его участникам буду и дальше узнавать все новые произведения и их авторов надеюсь проходить тесты правильнее и быстрее с уважением орхидея
Спасибо за предложения и оценку нашей работы!
Ещё небольшая порция идей, на этот раз вокальных:
— «Жалоба Федерико» («Lamento di Federico») из «Арлезианки» (не Бизе, а Чилеа; самый узнаваемый фрагмент — со слов «Ma ogni sforzo è vano»);
— ария Розины из «Севильского цирюльника» («Una voce poco fà»);
— неаполитанские песни в ассортименте: «Та, кто не плачет» («Tu, ca nun chiagne» — весь день в голове крутилась, еле до дома доехала, чтобы здесь её предложить), «Вернись в Сорренто» («Torna a Surriento»), просто «Санта Лючия» («Santa Lucia») и «Santa Lucia luntana», «Скажите, девушки, подружке вашей» («Dicitencello vuje»), «Танцуйте» («Abballati»).
Спасибо огромное! Отличные подборки, будем закачивать по мере возможности.
О, так игру «Вокальные шедевры» надо подзагрузить Шубертом, Моцартом, романсами Глинки, кантатами, ораториями!
Лада, спасибо за предложение, будем думать.
К слову о «джентльменском наборе» арий/дуэтов из опер, я бы его существенно расширил все-таки, так как это целая сфера, и по выразительности небольшая ария часто сопоставима с целым произведением. Вот фрагменты, которые бы обязательно добавил (помимо указанных Татьяной в одном из комментариев):
1. К. Монтеверди — Pur Ti Miro из Коронации Поппеи
2. Ж. Бизе – мужской дуэт из Ловцов Жемчуга
3. Ж. Бизе – куплеты Эскамильо из Кармен
4. К. Сен-Санс – ария Далилы (mon coeur s’ouvre a ta voix…) из Самсона и Далилы
5. Р. Вагнер – одна из арий Тангейзера из Тангейзера
Павел, спасибо за отличные предложения!
Более сложные задания по опере мы планируем выделить в отдельную игру для более продвинутых ценителей.
Пожалуйста, уточните, Вы назвали «Куплеты Эскамильо» вот эти: classicaltest.net/ru/music/bizet-carmen-toreador-song или Вы имеете в виду другой фрагмент?
Спасибо, прекрасная викторина! Мало того, что увлечен игрой, так и слушаешь чудесную музыку. Я добавила бы еще Скрябина, концерты Рахманинова, его и Чайковского романсы (мало вокала) — арии Надира, Лоэнгрина, Лакме, Хозе, Алеко, Сусанина, Водемона и др.
Элен, спасибо за оценку и предложения!
Доброго времени суток! Спасибо авторам за прекрасную викторину.
Одно пожелание, если это возможно, указать исполнителей представленных оперных арий. Спасибо!
«Норма» (Винченцо Беллини) открывает список самых популярных опер в мире. Она представляет собой лирическую трагедию в двух актах, которая была снята по произведению А. Суме «Норма, или Детоубийство». Впервые опера была представлена в Милане и практически сразу снискала себе широкую известность среди любителей оперных произведений. Заглавная партия считается одной из самых сложных в репертуаре сопрано. «Норма» была написана композитором в 31 году 19 столетия, и до сих пор пользуется мировой популярностью.
9. Евгений Онегин | П. И. Чайковский
«Евгений Онегин» (П. И. Чайковский) — известнейшая опера русского композитора с мировым именем. Произведение создавалось по одноименному роману Александра Сергеевича Пушкина и положена на либретто Константина Шиловского. Опера была представлена широкой публике в московском Малом театре. Чайковский перед написанием своего шедевра долгое время пребывал в поиске оперного сюжета, который представлял бы собой сильную драму. Сюжет по стечению случайных обстоятельств был навеян композитору певицей Лавровской.
Опера-буффа «Так поступают все» в 1789 г. была заказана Моцарту императором Иосифом. В основе её лежит реальная история, случившаяся при дворе. По сюжету двое молодых людей, Феррандо и Гульельмо решают убедиться в верности своих невест и являются к ним в переодетом виде. Некий дон Альфонсо подстрекает их, утверждая, что в мире нет такого понятия, как женская верность. И оказывается прав…
Какие оперы написал Моцарт? 5 самых известных опер
Моцарт за свою недолгую жизнь создал огромное количество самых разных музыкальных произведений, но именно оперы он сам считал важнейшими в своём творчестве. Всего он написал 21 оперу, причем самую первую – «Аполлон и Гиацинт» – в возрасте 10 лет, а самые значительные произведения пришлись на последнее десятилетие его жизни. Сюжеты в основном соответствуют вкусам того времени, в них изображены античные герои (оперы-сериа) или, как в опере-буффа, изобретательные и лукавые персонажи.
Истинно культурный человек просто обязан знать, какие оперы написал Моцарт, или хотя бы самые известные из них.
«Свадьба Фигаро»
Одна из самых известных опер – «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. по пьесе Бомарше. Сюжет прост – предстоит свадьба Фигаро и Сюзанны, но в Сюзанну влюблён граф Альмавива, стремящийся любой ценой добиться её благосклонности. Вокруг этого и строится вся интрига. Заявленная как опера-буффа, «Женитьба Фигаро», однако, вышла за рамки жанра благодаря сложности персонажей, их индивидуальности, создаваемых музыкой. Таким образом, создается комедия характеров – новый жанр.
«Дон Жуан»
В 1787 г. Моцарт пишет оперу «Дон Жуан» по мотивам средневековой испанской легенды. По жанру – это опера-буффа, сам же Моцарт определяет её как «весёлая драма». Дон Жуан, пытаясь соблазнить донну Анну, убивает её отца Командора и скрывается. После целого ряда приключений и переодеваний Дон Жуан приглашает статую убитого им Командора на бал. И Командор является. Как грозное орудие возмездия, он увлекает распутника в ад…
Порок наказан, как того требовали законы классицизма. Однако, моцартовский Дон Жуан не просто отрицательный герой, он привлекает зрителя своим оптимизмом и отвагой. Моцарт выходит за рамки жанра и создает психологическую музыкальную драму, по накалу страстей близкую к Шекспиру.
«Так поступают все»
Опера-буффа «Так поступают все» в 1789 г. была заказана Моцарту императором Иосифом. В основе её лежит реальная история, случившаяся при дворе. По сюжету двое молодых людей, Феррандо и Гульельмо решают убедиться в верности своих невест и являются к ним в переодетом виде. Некий дон Альфонсо подстрекает их, утверждая, что в мире нет такого понятия, как женская верность. И оказывается прав…
В этой опере Моцарт придерживается традиционного жанра буффа, музыка её полна лёгкости и изящества. К сожалению, при жизни композитора «Так поступают все» не была оценена по достоинству, но уже в начале 19-го века её стали исполнять на крупнейших оперных сценах.
«Милосердие Тита»
«Милосердие Тита» Моцарт пишет к восшествию на трон чешского императора Леопольда II в 1791 г. В качестве либретто ему был предложен весьма примитивный текст с банальным сюжетом, но какую оперу написал Моцарт!
Замечательное произведение с возвышенной и благородной музыкой. В центре внимания – римский император Тит Флавий Веспасиан. Он раскрывает заговор против собственной особы, но находит в себе великодушие простить заговорщиков. Такая тема лучше всего подходила для коронационных торжеств, и Моцарт блестяще справился с задачей.
«Волшебная флейта»
В тот же год Моцарт пишет оперу в немецком национальном жанре зингшпиля, который особенно его привлекал. Это «Волшебная флейта» на либретто Э. Шиканедера. Сюжет изобилует волшебством и чудесами и отражает извечную борьбу добра и зла.
Волшебник Зарастро похищает дочь Царицы Ночи, и та посылает юношу Тамино на её поиски. Он находит девушку, но оказывается, что Зарастро находится на стороне добра, а Царица Ночи – воплощение зла. Тамино успешно проходит все испытания и получает руку возлюбленной. Опера была поставлена в Вене в 1791 г. и имела огромный успех благодаря великолепной музыке Моцарта.
Кто знает, сколько бы еще великих произведений создал, какие оперы написал Моцарт, если бы судьба подарила ему ещё хотя бы несколько лет жизни. Но и то, что он сумел сделать за свою недолгую жизнь, по праву принадлежит к сокровищам мировой музыки.
Этот список представляет собой путеводитель по наиболее важным операм, что определяется их присутствием в большинстве отобранных составленных списков (датируемых периодом с 1984 по 2000 год) значительных опер: см. Раздел « Списки, к которым обращаются» для получения полной информации.
Смотрите также
- Grove Music Online ed. L. Macy (доступ 19 января 2007 г.), доступ по подписке. (Различные записи об операх, композиторах и жанрах)
- Орри, Лесли; Милнс, Родни (1987). Опера: Краткая история . Темза и Гудзон. ISBN9780500202173 .
- Паркер, Роджер, изд. (1994). Оксфордская иллюстрированная история оперы . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN978-0-19-816282-7 .
- Рассел, Крейг Х., «Мануэль де Сумайя», Grove Music Online ed. L. Macy (доступ 18 сентября 2008 г.), (доступ по подписке)
- Stein, Луиза К. (1999), La púrpura de la Rosa (Введение в критическое издание партитуры и либретто), Ediciones Iberautor Promociones culturales SRL / Instituto Complutense de Ciencias Musicales, 1999, ISBN84-8048-292-3 ( перепечатано с разрешения издателя на Mundoclasico.com). Доступ 5 сентября 2008 г.
- Руководство Viking Opera (1993). ISBN0-670-81292-7 Работы сделаны известными специалистами в своих областях.
Списки консультировались
Этот список был составлен путем изучения девяти списков великих опер, составленных признанными авторитетами в области оперы, и выбора всех опер, которые присутствовали по крайней мере в пяти из них (т.е. все оперы в большинстве списков). Использовались следующие списки:
- « Опера от А до Я Кейта Андерсона, Наксос, 2000» .
- «Стандартный репертуар Гранд-оперы 1607–1969», список, включенный в книгу Нормана Дэвиса « Европа: история» (OUP, 1996; издание в мягкой обложке Pimlico, 1997). ISBN0-7126-6633-8 .
- Оперы, появившиеся в хронологии Мэри Энн Смарт в «Оксфордской иллюстрированной истории оперы» (OUP, 1994). ISBN0-19-816282-0 .
- Оперы с записями в Новой оперной книге Коббе , изд. Лорд Хэрвуд (Putnam, 9-е изд., 1997). ISBN0-370-10020-4
- Оглавление The Rough Guide to Opera . Мэтью Бойден. (Издание 2002 г.). ISBN1-85828-749-9 .
- Оперы с записями в The Metropolitan Opera Guide to Recorded Opera ed. Пол Грубер (Thames and Hudson, 1993). ISBN0-393-03444-5 и / или Metropolitan Opera Stories of the Great Operas ed. Джон В. Фриман (Нортон, 1984). ISBN0-393-01888-1
- Список опер и их композиторов в Who’s Who in British Opera ed. Ники Адам (Scolar Press, 1993). ISBN0-85967-894-6
- Записи для отдельных опер в Warrack, John ; Запад, Юэн (1992). Оксфордский словарь оперы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN978-0-19-869164-8 .
- Записи для отдельных опер в « Кто есть кто в опере: путеводитель по оперным персонажам » Джойс Борн (Oxford University Press, 1998). ISBN0-19-210023-8