- плотный картон;
- ножницы;
- фломастер или маркер;
- карандаш с резинкой;
- иголка с бусиной, булавка или круглая канцелярская кнопка с длинной ножкой;
- циркуль и линейка;
- зеркало.
Что такое фенакистископ? Он представляет собой особый лабораторный прибор, предназначенный для демонстрации перемещающихся изображений. В основе его действия лежит персистенция, то есть инерция зрения человека. Изобретателем многие историки считают Жозефа Плато, а появился аппарат в начале 30-х годов XIX века.
Первый фенакистископ состоял из имеющего круглую форму диска с прорезанными в нём узкими отверстиями. На одной из сторон размещались изображения. Диск нужно было вращать вокруг его оси, стоя перед зеркалом, чтобы рисунки казались не крутящимися с аппаратом, а отделёнными от него и совершающими самостоятельные движения.
Жозеф Плато продолжил исследования другого учёного, а почти в то же время похожий прибор изобрёл Симон Штампфер, но плагиата не было, идеи возникли обособленно. И всё же подробно описать принцип фенакистископа удалось только Плато, поэтому первенство принадлежит именно ему.
Интересный факт: практически сразу после открытия фенакистископа этот аппарат начали производить в Лондоне, причём в значительных количествах. Потом игрушки появились в Париже, но местные мастера делали их грубыми, что не лучшим образом сказывалось на качестве изображений. Конструкция и формы аппарата совершенствовались, рисунки усложнялись, что позволяло создавать короткие сюжеты или сценки.
С помощью фенакистископа можно создавать невероятно красивые движущиеся узоры. Этот прибор изобрел бельгийский физик Жозеф Плато в 1832 г. В Лондоне выпускались фенакистископы в качестве игрушек. Это изобретение предшествовало появлению мультипликации.
Фенакистископ своими руками
Итак, для того чтобы сделать фенакистископ своими руками нам понадобятся:
- плотный картон;
- белый лист бумаги;
- циркуль;
- ножницы;
- клей;
- черная гуашь или черный маркер;
- кисточка;
- транспортир;
- карандаш;
- ластик;
- цветные карандаши, фломастеры или краски (можно правда обойтись и без них);
- ну и конечно же фантазия.
1. Первым делом необходимо начертить на бумаге круг при помощи циркуля и аккуратно вырезать его ножницами. Далее с помощью клея мы соединяем получившийся круг с листом картона, срезаем все лишнее.
2. Следуя описанию Жозефа Плато, нам необходимо закрасить одну сторону черным цветом, тут как раз нам пригодится черная гуашь, либо же черный маркер, это уже дело вкуса. Правда если пользоваться гуашью могут возникнуть некоторые трудности, картон из за намокания может деформироваться, но это легко исправить, на несколько минут положив его под пресс.
3. Далее нам нужно поделить получившийся круг на равные части, в этом деле может пригодится транспортир, очень важно чтобы все лепестки были одинаковыми! После того как вы справитесь с делением нужно начертать линии для будущих прорезей, прорези так же должны быть одинаковой длинны, шириной примерно 2 мм.
4. Наконец мы подошли к самому интересному – к созданию движения! В нашем распоряжении есть шестнадцать кадров, руки и (самое главное) голова! Изобразить можно все что угодно – птицу, рысь, слона, все зависит от ваших способностей. Моей головы хватило только на человечка прыгающего через скакалку. Во время процесса в голове родилась еще одна идея, нарисовать в центре круга нашу планету, ведь человек не может просто так вот прыгать где-то в воздухе, законы гравитации еще никто не отменял.
ВАЖНО! Запомните самое главное, для того чтобы “оживить” вашего персонажа, движения должны быть последовательными.
5. Завершаем работу, дополняя её живыми красками; конечно можно обойтись и без них, картинка итак уже живая, если кто особенно ленивый можете оставить как есть. После чего берем, к примеру стержень от ручки и вставляем его в центр. Получившийся прибор, подносим лицом к зеркалу, так, чтобы глаза смотрели через прорези, раскручиваем и…. вуаля…
Надеемся у вас все получится сделать красивый фенакистископ!)
Первый стробоскоп Штампфер создал в феврале 1833 года, в то время как в ноябре 1832 года Фарадею уже демонстрировали фенакистископ, созданный по чертежам Плато. К тому же Штампфер не изложил с такой точностью, как Плато, принципы разложения и восстановления механики движения.
Фенакистископ — лабораторный прибор для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на персистенции — инерции человеческого зрения. Изобретателем фенакистископа считается Жозеф Плато. Почти одновременно с Плато Симон фон Штампфер изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ, и назвал его стробоскопом.
Аппарат состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие.
2.1. История создания Исследования Плато
В 1828 году Жозеф Плато, продолжая опыты Роджета англ. Peter Mark Roget, создал анортоскоп. Жорж Садуль называет это направление исследований Плато «анаморфоз» и указывает на явное влияние тауматропа на данную сферу исследований.
В конце 1832 года Плато, продолжая опыты по рассматриванию рисунков через вертящийся диск с отверстиями, создает фенакистископ.
Принцип, на котором основан этот оптический обман, очень прост.
Если несколько предметов, постоянно меняющих форму и положение, будут последовательно возникать перед глазами через очень короткие промежутки времени и на маленьком расстоянии друг от друга, то изображения, которые они вызывают на сетчатке, сольются, не смешиваясь, и человеку покажется, что он видел предмет, постоянно меняющий форму и положение.
В своих комментариях к принципам действия фенакистископа Плато очень точно сформулировал «…принцип действия современного кино, или, скорее, закон, на котором основана съемка или проецирование фильмов».
20 января 1833 года в письме Адольфу Кетеле, директору Брюссельской обсерватории Плато пишет о своем изобретении.
Однако ещё в ноябре 1832 года, Плато отправил своё изобретение Майклу Фарадею в Лондон, где оно и было продемонстрировано перед несколькими друзьями. Художник Маду, зять Кетеле, занимался созданием серий рисунков для фенакистископа.
С 1833 года, в Лондоне, выпуск фенакистископов начался в промышленном масштабе. Вскоре их производство было налажено и в Париже. Парижские игрушки были сделаны очень грубо, что сказывалось на изображении.
Плато, исправляя ошибки фенакистископа, отправил в Лондон рисунки с указаниями. В результате был создан «фантасмоскоп» или «фантаскоп». Однако у торговцев фенакистископ пользовался большей популярностью. Форма и конструкция фенакистископа со временем улучшалась.
В 1834 году английским математиком Уильямом Хорнером англ. William George Horner был сконструирован зоотроп — наиболее примечательная трансформация фенакистископа.
Многие новые модели, возникшие на основе фенакистископа Плато, быстро и недолго входили в моду под различными названиями. Конструкция этих моделей была достаточно сложной, и поэтому они иногда стоили довольно дорого. В особенности много их производили во Франции, Австрии, а также в Германии и Соединенных Штатах.
В 1845 году свои первые опыты провел артиллерийский офицер барон фон Ухациус. В результате этих опытов, в 1853 году, барону первому удалось осуществить проецирование изображений фенакистископа на экран. Серии его картинок были нарисованы на стеклах, вставленных по окружности в деревянный диск. Этот диск вращался позади объектива волшебного фонаря, в котором горела кальциевая лампа.
Проецирующий фенакистископ был также описан в 1853 году в «Анналах Венской академии». В продажу проецирующий фенакистископ был поставлен оптиком Прокошем, организовавшим его серийное производство.
Оптик Дюбоск, во Франции, одновременно с Ухациусом, сконструировал аналогичный аппарат и представил в Консерваторию Искусств и Ремёсел фр. Conservatoire national des arts et metiers, CNAM. В этом же направлении работали многие английские оптики.
2.2. История создания Исследования Штампфера
Почти одновременно с Плато профессор геометрии Венского политехникума Симон фон Штампфер англ. Simon von Stampfer изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ; он назвал свой аппарат «стробоскопом». Эти два исследователя не знали работ друг друга и пришли к созданию данной конструкции каждый своим путём.
2.3. История создания Первенство
Первый стробоскоп Штампфер создал в феврале 1833 года, в то время как в ноябре 1832 года Фарадею уже демонстрировали фенакистископ, созданный по чертежам Плато. К тому же Штампфер не изложил с такой точностью, как Плато, принципы разложения и восстановления механики движения.
Примечательно, что Эрнст Мах, соотечественник Штампфера, в 1872 году прибегает к авторитету Плато.
Мах, за ним Этьен-Жюль Марэ отдали должное Штампферу, назвав данный способ наблюдений «стробоскопией» или «стробоскопическим методом».
Однако ещё в ноябре 1832 года, Плато отправил своё изобретение Майклу Фарадею в Лондон, где оно и было продемонстрировано перед несколькими друзьями. Художник Маду, зять Кетеле, занимался созданием серий рисунков для фенакистископа.
Как это работает?
Изобретатель Жозеф Плато объяснял оптический эффект так: несколько предметов непрерывно меняют положения и формы, располагаются на незначительных расстояниях и возникают перед глазами человека через маленькие отрезки времени. Человеческий глаз устроен таким образом, что визуальные образы, отражающиеся на сетчатке, будут сливаться воедино, но не смешиваясь и не накладываясь друг на друга, а приобретая форму одного единственного предмета, непрерывно меняющего положение и очертания.
То есть органы зрения не успевают различать отдельные рисунки при их быстром вращении, что создаёт обманный эффект движения. Кстати, именно рассматриваемый аппарат и принцип его работы послужили толчком для развития мультипликации.
Чтобы создать собственный шаблон, вам понадобится сетка, разделённая на 24 одинаковые части. Лучше всего внутрь такой сетки помещать вертикально-ориентированные объекты.
Как сделать фенакистископ с помощью собственных шаблонов
Вам понадобятся:
- Виниловый проигрыватель со скоростью вращения 78 оборотов в минуту.
- Камера с частотой 30 кадров в секунду.
- Светодиодная подсветка или другой источник света.
- Принтер.
- Ножницы.
- Adobe Illustrator или другой графический редактор.
1. Создайте сетку
Чтобы создать собственный шаблон, вам понадобится сетка, разделённая на 24 одинаковые части. Лучше всего внутрь такой сетки помещать вертикально-ориентированные объекты.
Если вы хороший художник, то можете распечатать эту сетку и нарисовать каждый кадр от руки. Однако лучше воспользоваться графическими редакторами, например Adobe Illustrator, чтобы справиться со скручиванием узора.
Сначала создайте сетку кадров с помощью инструмента Rectangular Grid Tool с такими настройками: 24 × 4 дюйма, 0 горизонтальных разделителей и 24 вертикальных разделителя. Размер одной ячейки будет 1 × 4 дюйма.
2. Сделайте узор
Следующий шаг — заполнить кадры своим узором. Для примера используем рисунок облаков, чтобы создать столб дыма.
В первую ячейку поместите только низ изображения, а в последнюю — весь рисунок. В данном случае облака расположены друг на друге с небольшим вращением. Используйте воображение для создания других интересных эффектов.
3. Заполните пустые кадры
Для этого выберите начальный и конечный объекты и создайте наложение (Object → Blend → Make). Зайдите в меню Object → Blend → Blend Options и в пункте Spacing установите параметр Specified Steps равным 22.
4. Поверните кадры
Разделите каждый кадр на отдельный объект (Object → Expand). На этом этапе можно разгруппировать и подредактировать каждый кадр в сетке.
Когда будете довольны результатом, конвертируйте фон в прозрачный и переместите весь узор в палитру кистей, чтобы создать новую узорную кисть. Для кисти подойдут стандартные настройки.
Создайте 6-дюймовый круг и выберите новую узорную кисть.
5. Подправьте и распечатайте
В случае с нашим рисунком свободное место было заполнено копиями узора, чтобы получить финальный результат. То же самое, скорее всего, вам нужно будет сделать со своим изображением.
На последнем шаге сделайте в центре круга отверстие диаметром 0,285 дюйма (
7 мм), а затем распечатайте получившийся шаблон, вырежьте его по размеру пластинки и смотрите за вращением через камеру.
К равномерному движению узоров можно добавлять эффекты. Например, вставить в основной рисунок кольцо с новым узором и другим количеством кадров, чтобы создать иллюзию движения в противоположном направлении, или исказить кадры с противоположными координатами.
Узоры можно напечатать на плотной бумаге или картоне, вырезать из дерева или пластика. В любом случае фенакистископ и анимированные узоры развлекут вас и подарят яркие впечатления.