Как научить ребенка заводить знакомства

Исследования показывают, что всех детей можно разбить на три группы по тому способу, который они используют, чтобы присоединиться к группе играющих сверстников. Первая группа детей следует т.н. пяти правилам этикета и легко входит в игру. Вторая группа не знает этих правил и не делает попыток присоединиться к игре. Наконец, третья группа нарушает правила этикета.

Как научить ребенка заводить знакомства?

Краткое содержание: У ребенка нет друзей. Нет друзей что делать. Нет друзей и нет приятелей. Ребенок не умеет дружить. Как научить ребенка заводить друзей. Как научить ребенка дружить. Как научить ребенка знакомиться.

Как научить ребенка заводить знакомства?

Вряд ли вы когда-нибудь видели ребенка, который при знакомстве с новыми людьми представляется как взрослый и пожимает другим руки. Дети знакомятся, присоединяясь к группе играющих детей. Некоторые дети не знают, как это делается, поэтому предпочитают играть одни. Другие предпринимают попытки вступить в игру, но делают это таким способом, что быстро начинают раздражать остальных детей. В этой статье вы найдете рекомендации, как помочь ребенку научиться знакомиться.

Исследования показывают, что всех детей можно разбить на три группы по тому способу, который они используют, чтобы присоединиться к группе играющих сверстников. Первая группа детей следует т.н. пяти правилам этикета и легко входит в игру. Вторая группа не знает этих правил и не делает попыток присоединиться к игре. Наконец, третья группа нарушает правила этикета.

В таблице ниже описаны эти три способа.

Познакомьте вашего ребенка с пятью правилами этикета, которые приведены в левом столбце таблицы. Расскажите ему о том, как дети нарушают эти правила. Ваша задача научить ребенка применять правила этикета на практике.

1. Найдите место (детскую площадку, школьный двор), где играют дети возраста как ваш ребенок или чуть младше. Более старших по возрасту детей выбирать не надо, т.к. они не будут относиться к вашему ребенку на равных.

2. Пусть ваш сын или дочь сначала на небольшом расстоянии наблюдает за игрой, чтобы определить нравится ли ему игра, выяснить правила игры, кто выигрывает/проигрывает в игре. Наблюдая за игрой, ваш ребенок также покажет другим детям свою заинтересованность. Иногда ребятишки сами приглашают новичка присоединиться к игре.

3. Следить за игрой следует молча. Допускается только высказывать комплименты играющим по поводу игры.

4. Объясните ребенку, что надо дождаться паузы в игре, прежде чем попросить разрешения присоединиться. Подскажите ему заранее слова, с которыми можно обратиться к детям.

5. Научите ребенка без обид принимать отказ. Отказ — не повод огорчаться, это повод искать другую компанию детей.

6. Похвалите малыша вне зависимости от того, увенчались его попытки присоединиться к игре успехом или нет.

Друзей-то много, да друга нет. — Друзей то (приятелей) много, да друга нет. См. ДРУГ НЕДРУГ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

друзей(приятелей) много, да друга нет

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое «друзей(приятелей) много, да друга нет» в других словарях:

Друзей-то много, да друга нет. — Друзей то (приятелей) много, да друга нет. См. ДРУГ НЕДРУГ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

приятелей много, да друга нет — друзей (приятелей) много, да друга нет Ср. Rien n est plus commun que ce nom (d ami), Rien n est plus rare que la chose. La Fontaine. Parole de Socrate. 4, 17. Ср. Vulgare amici nomen, sed rara est fides. Ср. ώ φίλοι, ουδεις φίλος. О друзья,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ДРУГ — НЕДРУГ — Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха. Чаще счет, дольше (крепче) дружба. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел. Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает. Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит. Полюбил его, как… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ДРУГ — и другой, ·в·знач. такой же, равный, другой я, другой ты; ближний, всякий человек другому. Не пожелай другу, чего себе не желаешь. Любите друг друга, снисходите друг другу или друг ко другу, один другого или к другому. Друг по друге, а Бог по… … Толковый словарь Даля

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

Лопухин, Иван Владимирович — родился 24 февраля 1756 года, в селе Воскресенском (Ретяжи тож), Кромского уезда Орловской губернии. Имение это приобрел отец Л., Владимир Иванович (1703 1797 гг.), в царствование имп. Анны Иоанновны на деньги, вырученные от продажи изумрудов,… … Большая биографическая энциклопедия

Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

Островский, Александр Николаевич — драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

Ошибка 4. Вы полностью берете на себя все коммуникации с другими детьми. «Привет, ребята, это Фёдор, он хочет с вами поиграть, но стесняется об этом сказать сам. Пожалуйста, возьмите его в игру. Иди сюда, сын, сейчас вы с этим мальчиком будете играть в мяч». Ребёнок будет себя чувствовать, как минимум, неловко! Лучше заранее уточнить, нужна ли ему помощь, или просто сказать, что вы будете где-то неподалёку. И, конечно, следить, что общение идет и правда на равных, никто не друг друга не дразнит и не проявляет агрессии (тут точно стоит вмешаться).

Нет друзей и нет приятелей

«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

«Как устроен город»

«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

«Как устроен город»«Как устроен город»

«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

Некоторые дети — просто гении общения, очень популярны, всегда окружены приятелями. Но есть и те, кому нужна помощь, чтобы с кем-то подружиться. Что можно сделать и каких ошибок стоит избегать?

Дружба — не просто возможность играть с кем-то или хорошо проводить время, это важный для детей социальный навык, который помогает общаться и договариваться, обмениваться мнениями, сопереживать другим, искать решения при конфликтах. Друзья и приятели разной степени близости помогают детям учиться ладить с другими и взаимодействовать с миром. Конечно, у всех детей это происходит по-разному, и если есть те, кто общается легко и естественно, и, похоже, умеет это делать чуть ли не с рождения, для многих большим препятствием становится застенчивость и неуверенность в себе.

Конечно, нет необходимости срочно переделывать характер ребёнка, делать из интроверта экстраверта, перевоспитывать или тем более стыдить за необщительность. А вот помочь ему чувствовать себя более уверенным в «социальных» ситуациях точно можно. Обычно вопрос, кто с кем дружит и почему, начинает волновать детей в 6−7 лет — самое время научиться!

Как не надо?

Вот такое поведение родителей (конечно, из добрых побуждений) только ухудшит ситуацию:

Ошибка 1. Вы рассказываете ребёнку, что он просто сильно отличается в лучшую сторону от своих сверстников: умнее, талантливее, достоин гораздо лучшей компании, где его смогут оценить. Это, во-первых, вряд ли соответствует реальности и запутает ребенка, во-вторых, оказывает плохую службу — мало кто захочет дружить с тем, кто считает себя гораздо выше и иногда снисходит до общения.

Ошибка 2. Вы призываете вообще не обращать внимания на проблему, говорите что-то вроде «нет друзей — да и не надо», «зато у тебя есть мы», «да кому они вообще нужны». Так вы обесцениваете переживания ребенка, а не пытаетесь ему помочь (или хотя бы признать его чувства).

Ошибка 3. Вы просто пытаетесь заставить его общаться. Чуть ли не силой подталкиваете к компании детей, угрожаете, что если сейчас он не пересилит себя и не попросится в игру, то навсегда останется без друзей. Или, например, с упреком говорите что-то вроде «Ну в кого же ты у нас такой, не знаю, посмотри, у мамы и папы все нормально с общением!». Или используете расположение других как манипуляцию: «Если ты себя будешь плохо вести, я все расскажу про тебя другим детям, и они не будут с тобой дружить!».

Ошибка 4. Вы полностью берете на себя все коммуникации с другими детьми. «Привет, ребята, это Фёдор, он хочет с вами поиграть, но стесняется об этом сказать сам. Пожалуйста, возьмите его в игру. Иди сюда, сын, сейчас вы с этим мальчиком будете играть в мяч». Ребёнок будет себя чувствовать, как минимум, неловко! Лучше заранее уточнить, нужна ли ему помощь, или просто сказать, что вы будете где-то неподалёку. И, конечно, следить, что общение идет и правда на равных, никто не друг друга не дразнит и не проявляет агрессии (тут точно стоит вмешаться).

Ошибка 5. Вы ожидаете быстрых и значительных результатов. Например, дочка поделилась с вами, что на прогулке играла с одной девочкой, и вы уже ждете (и говорите это вслух), что завтра это будет уже целая компания девочек, или что это знакомство наверняка превратится в дружбу. На самом деле, у дошкольников будет скорее не компания друзей, а один-два друга — пусть даже не «лучших», а таких, с кем сложилось более-менее регулярное и комфортное для обоих общение, и этого вполне достаточно!

Чему научить ребёнка?

Эти навыки помогут ему увереннее себя чувствовать во время общения.

— Быть активным слушателем. Это значит действиельно внимательно слушать собеседника, задавать ему открытые вопросы — такие, на которые сложно ответить только «да» или «нет»: например, «Какая у тебя любимая книжка? Почему?», «Что ты обычно делаешь на даче?». Конечно, нужно не только задавать вопросы, но и рассказывать что-то о себе и своих интересах. Важно, чтобы такое же активное слушание практиковали и родители в отношении ребёнка, чаще интересовались его делами и настроением, тогда научиться использовать это в общении точно будет проще.

— Обращать внимание на настроение другого — чтобы не настаивать на общении, если тот явно не хочет, отвечает односложно, убегает.

— Тренироваться дома. Во-первых, побуждайте ребенка взаимодействовать с семьей: договариваться, высказывать свою точку зрения, предлагать игры. Кстати, ролевые игры с участием родителей — «магазин», «папина работа», «замок принцессы», «ветеринар» — отличная тренировка! Во-вторых, на своей территории застенчивые дети чувствуют себя более уверенно, так что приглашайте гостей (лучше по одному), и заранее решите, чем они будут заниматься — собирать сложный конструктор, или делать слайм, или играть в активные игры на воздухе?

— Учиться регулировать эмоции. У всех бывают негативные эмоции или эгоистичные порывы, желание получить именно эту игрушку или не уступать качели. Но чтобы дружить с кем-то, важно уметь контролировать свои эмоции, договариваться, слышать другого. Если в семье принято вниматьельно относиться к чувствам друг друга, признавать их — у ребенка будет гораздо больше шансов стать тем, с кем хотят дружить.

Читайте также:

Фото:Vasilyev Alexandr, Oksana Shufrych, Ulyana Khorunzha/Shutterstock

Зададим себе вопрос: какие особенности поведения, привычки, стереотипы, мешают ребенку выстраивать дружеские отношения со сверстниками?

Почему у ребенка нет друзей?

Лето — самое подходящее время для общения, совместных игр и развлечений детей. Однако не всем мальчикам и девочкам удается завести себе друзей и весело проводить с ними время. Почему так происходит? Почему некоторые дети испытывают трудности в выстраивании взаимоотношений со сверстниками?
Есть множество причин, по которым ребенок не может приобрести или теряет друзей. Однако я выделил бы две наиболее распространенные: 1) ребенок застенчив, не уверен в себе, у него низкая самооценка; 2) ребенок «не умеет дружить», то есть у него отсутствуют навыки, необходимые для того, чтобы привлекать сверстников, поддерживать с ними дружеские взаимоотношения; но, в то же время, у него есть навыки (привычки, модели поведения), отталкивающие других детей, разрушающие взаимоотношения. Иногда эти причины могут совмещаться. Ребенок может быть застенчив, и из-за этого не освоить навыки выстраивания дружеских отношений или неосознанно приобрести отталкивающие привычки. И все же, обсудим эти причины отдельно.

Застенчивый ребенок

Застенчивость связана с низкой самооценкой ребенка, неуверенностью в себе. На просторах Интернета можно найти множество советов по развитию, укреплению уверенности у детей и взрослых. Например, очень удачные, на мой взгляд, рекомендации родителям по усилению уверенности в себе у ребенка предлагает известный американский психолог, на которую я часто ссылаюсь в своих публикациях, Мишель Борба.

  1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.
  2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. (ПОДСКАЗКА: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу).
  3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию — рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
  4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости, рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими — братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей — для непродолжительных игр.
  5. Создавайте условия для игр в паре. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре — лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

Перечисленные рекомендации помогут ребенку справиться с застенчивостью и приобрести себе много новых друзей.

Ребенок, не умеющий дружить

Зададим себе вопрос: какие особенности поведения, привычки, стереотипы, мешают ребенку выстраивать дружеские отношения со сверстниками?

Мишель Борба приводит список поведенческих особенностей, которые, как правило, ведут к появлению проблем с дружбой у детей. Проблемы могут возникать, если ребенок:

  • не уступает своей очереди;
  • не умеет достойно проигрывать;
  • редко помогает;
  • проявляет мало сочувствия к другим;
  • не умеет играть;
  • избыточный дух соперничества в поведении;
  • незрелость поведения по сравнению с другими детьми в группе;
  • слишком зрелое поведение по сравнению с другими детьми в группе;
  • припрятывает игрушки и не делится ими;
  • ведет себя невежливо;
  • всегда находит оправдания при проигрыше;
  • находится слишком близко (или слишком далеко) от других детей;
  • ведет себя как командир; стремится, чтобы все было так, как он хочет;
  • выглядит мрачным и несчастным;
  • слишком часто критикует других;
  • перебивает и никогда не слушает других;
  • слишком быстро во все вмешивается;
  • не знает, как начать и как закончить разговор;
  • не умеет поддерживать разговор;
  • не знает, как примкнуть к группе детей; робеет;
  • не обращает внимания на группу;
  • не смотрит в глаза собеседнику;
  • бросает игру до ее окончания;
  • легко расстраивается и злится;
  • говорит плаксивым тоном, недружелюбно или громко;
  • меняет правила в середине игры.

Перечисленные особенности поведения ни что иное, как сформировавшиеся навыки, они не являются врожденными, а значит, можно помочь ребенку «переучиться» и освоить другие, противоположные модели поведения. Нужно учесть, что ребенок вряд ли сможет обучиться новому поведению сам. Помощь родителей в этом вопросе может оказаться просто неоценимой. Было бы очень хорошо, если мама или папа возьмут на себя основную ответственность за помощь своему сыну или дочери.

Для начала нужно понаблюдать за поведением ребенка во взаимоотношениях с другими детьми и выделить один-два проблемных навыка из списка, которые присутствуют в его поведении. Затем заменить их на противоположные, способствующие дружбе, и начать учить ребенка этим новым навыкам.
Например, если ребенок редко помогает в играх другим детям, нужно начать обучать его оказанию поддержки сверстникам в трудных ситуациях. Если ребенок не умеет поддерживать разговор, научить его разным способам поддержки контакта с собеседником и так далее.

Для этого можно сначала рассказать ребенку, как важны навыки поддержки друзей или как поддерживать разговоры на разные темы. В качестве тренировки можно разыграть по ролям несколько ситуаций, в которых требуется практическое применение новых навыков. После этого можно вместе сходить в места отдыха и развлечений детей (дворы, парки, детские и спортивные площадки и др.) и понаблюдать, как другие дети в играх и общении применяют выбранные навыки. Тем самым, ребенок увидит модели правильного и неправильного применения навыков и сможет использовать их, подражая, в разных своих жизненных ситуациях.

Впрочем, только обсуждений и наблюдений, как правило, бывает недостаточно. Ребенку нужно потренироваться применять новые навыки в реальных ситуациях общения. Для этого можно предложить сыну или дочери пообщаться с незнакомыми детьми, лучше, более младшего возраста. Мама (или папа) могут со стороны понаблюдать за поведением своего ребенка, и, если в общении детей возникнут сложности, отозвать своего ребенка в сторонку и обсудить то, что происходит, напомнив о том, какое поведение было бы более удачным в данном случае.

Освоив один из навыков, можно переходить к следующему.
Мишель Борба предлагает еще несколько способов того, как родители могут помочь детям заводить друзей. Вот некоторые из них.

  • Поддерживайте дружбу с людьми, имеющими детей примерно того же возраста, что и ваш ребенок.
  • Приобретите интерактивные игрушки, игры и спортивное снаряжение.
  • Научите ребенка ободрять других детей. Детям нравится общаться с приятелями, которые их принимают и создают им репутацию. Продумайте перечень ободряющих фраз, таких как «Прекрасная мысль!», «Великолепно!», «Хорошая попытка!».
  • Вовлеките ребенка в занятие каким-либо видом спорта, хобби или делом, требующим участия других детей.

Итак, мы рассмотрели две основных причины отсутствия друзей у ребенка: застенчивость, как черту характера, и «неумение дружить», как недостаточное владение ребенком навыками, необходимыми для выстраивания и поддержания дружеских взаимоотношений.

А есть ли еще какие-то причины, по которым у ребенка могут отсутствовать друзья? Напишите в комментариях к этой публикации, и мы обсудим ваши соображения.

Оцените статью
ActualBeauty
Добавить комментарий