Какие есть оперы

Опера-балет берет свои истоки во Франции рубежа XVII-XVIII вв. Второе название этого жанра — французский придворный балет. Создавались такие произведения для маскарадов, пасторалей и других празднеств, проходивших при королевских и именитых дворах. Такие представления отличались яркостью, красивыми декорациями, но номера в них были не связаны по сюжету между собой.

Какие есть оперы

Разновидности оперы

разновидности оперы

Свою историю опера начинает на рубеже XVI-XVII веков в кружке итальянских философов, поэтов и музыкантов — «Камерата». Первое сочинение в этом жанре появилось в 1600 году, в основу сюжета создатели взяли знаменитую историю об Орфее и Эвридике . С тех пор прошло немало веков, но оперы с завидной регулярностью продолжают сочиняться композиторами. За всю свою историю этот жанр претерпел множество изменений, начиная от тематики, музыкальных форм и заканчивая своим строением. Какие бывают разновидности опер, когда они появились и в чем их особенности — давайте разбираться.

Разновидности оперы:

Серьезной оперой (opera seria, опера сериа) называют оперный жанр, родившийся в Италии на рубеже XVII — XVIII вв. Сочинялись такие произведения на историко-героические, легендарные или мифологические сюжеты. Отличительной особенностью этого вида оперы была чрезмерная напыщенность абсолютно во всем — главная роль отводилась певцам-виртуозам, простейшие чувства и эмоции представлялись в продолжительных ариях, на сцене преобладали пышные декорации. Костюмированные концерты — именно так и называли оперы сериа.

Комическая опера берет свое начало в Италии XVIII века. Называлась она opera-buffa и была создана как альтернатива «скучной» опере сериа. Отсюда и маленькие масштабы жанра, небольшое количество действующих лиц, комические приемы в пении, например, скороговорки, и увеличение числа ансамблей — эдакая отместка за «длиннющие» виртуозные арии. В разных странах комическая опера имела свои названия — в Англии это балладная опера, Франция определила ее как оперу-комик, в Германии ее назвали зингшпиль, а в Испании она получила название тонадилья.

Полусерьезная опера (opera semiseria) — пограничный жанр между серьезной и комической оперой, родиной которого является Италия. Этот вид оперы появился в конце XVIII века, основой сюжета были серьезные, а порой и трагичные истории, но со счастливым финалом.

Большая опера (grand opera) — возникла во Франции в конце 1-й трети XIX столетия. Для этого жанра характерны большие масштабы (5 актов вместо привычных 4), обязательное наличие танцевального акта, обилие декораций. Создавались они главным образом на исторические темы.

Романтическая опера — зародилась в Германии XIX века. К этому виду оперы относят все музыкальные драмы, созданные на основе романтических сюжетов.

Опера-балет берет свои истоки во Франции рубежа XVII-XVIII вв. Второе название этого жанра — французский придворный балет. Создавались такие произведения для маскарадов, пасторалей и других празднеств, проходивших при королевских и именитых дворах. Такие представления отличались яркостью, красивыми декорациями, но номера в них были не связаны по сюжету между собой.

Оперетта — «маленькая опера», появилась во Франции во 2-й половине XIX века. Отличительная особенность этого жанра — комический незатейливый сюжет, скромный масштаб, простые формы, и «легкая», без труда запоминаемая, музыка.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пришел черед опер. Влиятельная газета Guardian составила список из пятидесяти самых значительных опер всех времен и народов. Как и всякий рейтинг-лист, документ не может удовлетворить всех и, скорее всего, небезупречен. Возможно, надо было выделить лучшую сотню. А так явно обращает на себя внимание отсутствие в списке некоторых признанных шедевров: «Сельской чести» Масканьи, «Дон Жуана» Моцарта, «Аиды» Верди, «Фауста» Гуно, «Хованщины» Мусоргского, «Царской невесты» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Князя Игоря» Бородина…

Составлять списки «самых-самых» книг, фильмов, клипов – любимое занятие британских журналистов, пишущих об искусстве и литературе.

Пришел черед опер. Влиятельная газета Guardian составила список из пятидесяти самых значительных опер всех времен и народов. Как и всякий рейтинг-лист, документ не может удовлетворить всех и, скорее всего, небезупречен. Возможно, надо было выделить лучшую сотню. А так явно обращает на себя внимание отсутствие в списке некоторых признанных шедевров: «Сельской чести» Масканьи, «Дон Жуана» Моцарта, «Аиды» Верди, «Фауста» Гуно, «Хованщины» Мусоргского, «Царской невесты» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Князя Игоря» Бородина…

Впрочем, русские композиторы представлены в этом списке достаточно широко: Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Прокофьев, Шостакович.

Разумным выглядит отказ от ранжирования произведений (первая десятка, вторая десятка и т.д.). Они расположены в хронологическом порядке. Первым номером идет «Орфей» Клаудио Монтеверди, созданный в 1607 году, а завершает список опера Дьёрдя Лигети «Великий мертвец» (Le Grand Macabre), написанная в 1978 году.

В список включены: «Ксеркс» Генделя, «Идоменей», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль» Россини, «Норма» Беллини, «Любовный напиток» Доницетти, «Кармен» Бизе.

Четырьмя операми представлен Джузеппе Верди: «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» и «Фальстаф». В список также вошли четыре оперы Джакомо Пуччини: «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Тоска» и «Турандот». Такой же чести удостоен Рихард Вагнер, делегировавший в список оперы «Лоэнгрин». «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Кольцо нибелунгов».

Двумя операми представлен Петр Чайковский – это «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Есть «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, «Война и мир» Сергея Прокофьева, «Похождения повесы» Игоря Стравинского. Представлены также «Порги и Бесс» Гершвина, «Поворот винта» Бриттена, «Воццек» Берга.

Над оперой он работал в живописном местечке — имении Стелёво, южнее Петербурга. Всё вокруг словно сошло со страниц «весенней» пьесы Островского.

Петр Чайковский, «Черевички» (1885)

В историю оперы Чайковского словно вмешалась та самая метель, которая замела все дороги в повести-сказке Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Весной 1875 года Чайковский пишет брату Анатолию: «Все мои помыслы обращены теперь на мое любезное детище, милого «Вакулу». Именно так, «Кузнец Вакула», называлась сначала рождественская опера композитора.

Эта партитура создавалась Чайковским, что называется, «по поводу». В мае 1973 года Императорским русским музыкальным обществом был объявлен конкурс на лучшую оперу по гоголевской «Ночи перед Рождеством» (либретто Якова Полонского). «Вакула» Чайковского стал победителем конкурса, и в качестве приза его автор получил возможность поставить оперу на сцене Мариинского театра.

Увы, премьеру, состоявшуюся 2 декабря 1876 года, композитор назвал «торжественным провалом». Чайковский был очень расстроен, но причины неудачи он находил в самой музыке. Он писал композитору и пианисту Сергею Танееву: «Стиль «Вакулы» совсем не оперный: нет ширины и размаха».

В феврале 1885 года Чайковский взялся за редакцию оперы. Перебрав разные варианты названия (включая «Царицыны башмачки»), он остановился на «Черевичках». Композитор сделал оркестровую ткань более прозрачной, добавил несколько новых музыкальных номеров.

На этот раз опера готовилась к постановке в Москве, в Большом театре. За дирижерский пульт встал сам Чайковский. Преодолевая страшное волнение, он мастерски проводит репетиции. На премьере 19 января 1887 года его ждали овации. Публика приветствовала Чайковского-композитора и Чайковского-дирижера.

Под очарование рождественской повести Гоголя попал и Римский-Корсаков. Однако он не хотел вступать в состязание с «Черевичками». После смерти Чайковского Римский-Корсаков все же решился создать свою версию «Ночи». Композитор и дирижер Николай Черепнин, сравнивая две эти оперы, говорил: «Все колдовские и таинственные места вышли у него [Римского-Корсакова] лучше, но лирическая часть у Чайковского теплее».

Сценическое воплощение «Слова о полку Игореве». Композитор работал над оперой на протяжении 18 лет, но так и не закончил свой труд. Дописывали произведение по черновым записям Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Оба композитора настояли на авторстве Александра Бородина. В 1890 году состоялась премьера в Мариинском театре. Опера получила восторженные отзывы. «Князь Игорь» — опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу всякого русского», — писалось в рецензиях. Спустя девять лет в Праге прошла европейская премьера, а в 1914-м «Князя Игоря» увидел Париж в оформлении Николая Рериха.

«Каменный гость» Александра Даргомыжского

Каменный гость

Еще одна опера, законченная после смерти автора. По завещанию композитора работу над музыкальным воплощением пушкинского Дон Жуана завершили Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Опера точно следует тексту поэта, композиторы не меняли ни слова. Произведение получилось по тем временам новаторское: вместо арий и ансамблей — «мелодичные речитативы» и декламации под музыку. «Персонажи говорят ноты» — за исключением двух песен. Впервые «Каменный гость» был представлен петербургскому зрителю в Мариинском театре в 1872 году. Мировая премьера прошла спустя полвека в Зальцбурге.

3. Prince Igor by Alexander Borodin addresses even more ancient history of Russia, the 12 th century. The main character is the legendary prince Igor. Borodin spent nineteen years writing this work. After his death it was finished by Glazunov and Rimsky-Korsakov. So, Prince Igor was produced by three famous Russian composers. My favorite air is the one by the choir of Polovtsian women called “Fly away on the wings of the wind”, it’s incredibly moving and beautiful.

Известные русские оперы

russian podcast Tatiana Klimova

Эмоция – важный элемент в изучении языка. Если мне нравится культура изучаемого языка, если мне симпатичен учитель, то изучать язык будет проще. Эмоция посылает сигнал моему мозгу: «Внимание, это важно», и ленивый мозг начинает работать. Если вы увлекаетесь классической музыкой, советую вам послушать несколько знаменитых опер, написанных русскими композиторами. Это обязательно поддержит вашу мотивацию изучать русский.

Emotion is an important element when studying a language. If I like the culture of the studied language, if I find the teacher nice, I’ll progress faster. Emotion sends to my brain the following signal: “Attention, it’s important”, and the lazy brain starts working. If you enjoy classical music, I recommend listening to a few famous operas, written by Russian composers. It will certainly boost your motivation to learn Russian.

1. Моя любимая опера – Евгений Онегин по роману Александра Пушкина. Композитор: Пётр Чайковский. Нежная ария «Слыхали ль вы» известна во всём мире. Сюжет оперы, безответная любовь, был и будет актуален, поэтому у Евгения Онегина много оригинальных современных постановок. Другие известные оперы Чайковского: Пиковая дама, Мазепа, Иоланта. Члены моего Клуба Русская Дача могут послушать подкаст о первой арии Евгении Онегина.

1. Eugene Onegin is my favorite. The opera was written by Pyotr Tchaykovsky following Alexander Pushkin’s novel in verse. The tender air “Have you heard” is world famous. The opera’s plot, unanswered love, is still very relevant, so the work boasts many original modern interpretations. Other operas by Tchaykovsky: The Queen of Spades, Mazepa, Yolanta. Members of my Russian Dacha Club can listen to the first air of Eugene Onegin explained in a podcast.

2. Борис Годунов. Композитор: Модест Мусоргский. Опера также написана по трагедии Пушкина. Сюжет: смутное (тёмное) время в России и Польше в конце 16, начале 17 века. Интересно, что, когда опера была представлена Дирекции императорских театров, сначала её отклонили, потому что в ней не было большой женской роли. Хотя тогда критике опера не понравилась, сегодня она пользуется большой популярностью.

2. Boris Godunov by Modest Mussorgsky, based on Pushkin’s drama. Its plot: the Time of Troubles in Russia and Poland at the end of the 16 th , beginning of the 17 th century. An interesting fact: when the work was filed for examination to the Direction of Imperial theatres, it was first rejected because it lacked a big female role. In spite the fact that the critics didn’t like the opera at the time, today it’s very popular.

3. Князь Игорь. Композитор Александр Бородин обращается к ещё более древней истории России – 12 веку. Главный герой произведения – легендарный Князь Игорь. Бородин писал оперу девятнадцать лет. После его смерти её закончили Глазунов и Римский-Корсаков. Таким образом Князь Игорь – это результат работы трёх композиторов. Мне больше всего нравится женский хор «Улетай на крыльях ветра», невероятно красиво.

3. Prince Igor by Alexander Borodin addresses even more ancient history of Russia, the 12 th century. The main character is the legendary prince Igor. Borodin spent nineteen years writing this work. After his death it was finished by Glazunov and Rimsky-Korsakov. So, Prince Igor was produced by three famous Russian composers. My favorite air is the one by the choir of Polovtsian women called “Fly away on the wings of the wind”, it’s incredibly moving and beautiful.

4. Золотой Петушок. Композитор: Николай Римский-Корсаков. И снова Пушкин! Эта опера была написана в 1908 году по Сказке о золотом петушке. В ней появляются такие фольклорные персонажи как царь, царевичи, воевода (генерал), звездочёт (астролог) и, конечно, сам золотой петушок. В начале 20 века русские оперы были очень популярны в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Первая аудио и видео-запись Золотого Петушка была сделана в Нью-Йорке. В 1914 году Дягилев поставил в Париже балет по произведению Римского-Корсакова.

4. The Golden Cockerel by Nikolay Rimsky-Korsakov. Pushkin again! This Russian opera was written in 1908 and inspired by the The Tale of the Golden Cockerel. It features folkloric characters like the tsar and his tsareviches, a voevoda (the general), an astrologer and, of course, the golden cockerel itself. In the beginning of the 20 th century Russian operas were very popular in London, Paris and New York. The first audio and video recordings of the Golden Cockerel were made in New York. In 1914 Diaghilev staged a ballet in Paris following the opera by Rimsky-Korsakov.

Оцените статью
ActualBeauty
Добавить комментарий