Как снимали фильм «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата»

Как снимали фильм «Девчата»


Никто заранее и не мог предположить, что будущее кино выйдет таким смешным. Худсовет «Мосфильма» счел работу очередной производственной комедией про исправление лодырей и зазнаек, но она оказалась куда глубже.
Комедию «Девчата» отличает одна удивительная особенность — в фильме нет ни одного отрицательного персонажа. Но автору сценария Борису Бедному и режиссеру Юрию Чулюкину все же удалось, по всем правилам драматургии, насытить сюжет конфликтами героев и заставить зрителей не отрываясь наблюдать за происходящим и сопереживать девчатам и юношам. Трудовые подвиги и комсомольская романтика были отнюдь не главной линией фильма. Чулюкин вывел на первый план лирические отношения героев, и именно это сделало фильм таким популярным.

По задумке режиссера «Девчата», должны были стать только первым фильмом в целой серии рассказов о каждой из героинь, но чиновники «Мосфильма» сочли картину «бытовой и мелковатой для советского экрана» и добро на продолжение съемок не дали. Уже в 1990-х годах в одном из своих интервью актриса Светлана Дружинина, исполнившая в фильме роль телефонистки Анфисы и «переквалифицировавшаяся» со временем в маститого режиссера, говорила о планах снять продолжение «Девчат», но проект так и остался нереализованным.

Советский художественный фильм-сказка «Золушка» вышел в 1947 году. Картину сняли на киностудии «Ленфильм». Режиссёрами выступили Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро.

Янина Жеймо (Золушка)

Актёры фильма "Золушка" (1947 г.) - Янина Жеймо

Актёры фильма «Золушка» (1947 г.) — Янина Жеймо | kino-teatr.ru

Роль главной героини исполнила советская актриса Янина Жеймо. На момент исполнения роли молодой девушки Золушки актрисе уже исполнилось 37 лет. Её рост составлял всего 148 сантиметров, а размер ноги — 31, поэтому хрустальные туфельки в кадре смотрелись по-настоящему волшебными.

Янина Жеймо родилась в 1909 году в Белоруссии. Она с самого детства выступала в цирке наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком. Первая популярность пришла к актрисе после выхода на советские экраны фильмов «Приключения Корзинкиной» и «Мы с Урала». Умерла Янина Жеймо 29 декабря 1987 года в Варшаве.

И почему сценарий Шварца мы помним гораздо лучше, чем текст Перро

Пьеса-праздник

Кадр из фильма «Золушка» по сценарию Евгения Шварца, режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. 1947 год © Киностудия «Ленфильм»

С самых первых страниц шварцевского сценария мы узнаём о том, что в коро­лев­­ском дворце готовится праздник, и предпраздничная атмосфера радости охватывает всех героев «Золушки» — а за ними, конечно, и зрителей.

Мощный праздничный заряд сценария и фильма неслучаен: Шварц получил заказ на «Золушку» весной 1945 года и начал писать ее в первые недели после Победы, а заканчивал, уже вернувшись из эвакуации в родной Ленинград. Не так давно была запрещена после двух первых спектаклей его пьеса «Дра­кон». Будущее представлялось весьма туманным, в том числе и в материальном отношении. Но возвращение в старый довоенный мир давало надежду. «Итак, после блокады, голода, Кирова, Сталинабада, Москвы я сижу и пишу за своим столом у себя дома, война окончена, рядом в комнате Катюша  Екатерина Ивановна — вторая жена Евгения Шварца. , и даже кота мы привезли из Москвы», — запишет Шварц в дневнике в июле 1945 года. «Но вот вдруг я неожиданно испытал чувство облегчения, словно меня развя­зали. И с этим ощущением свободы шла у меня работа над сценарием. Песенки полу­чались легко, сами собой. Я написал несколько стихотворений, причем целые куски придумывал на ходу или утром, сквозь сон», — вспоминал он спу­стя де­сять лет.

Чувство эмоционального подъема и праздника, предчувствие перемен к луч­шему, так точно переданное в сценарии «Золушки», было характерно не только для вернувшихся из эвакуации ленинградцев. Вспомним, например, как оно запе­чатлено на последних страницах пастернаковского «Доктора Живаго»: «про­светление и освобождение», «предвестие свободы». Те же настроения можно увидеть и в сказке Шварца.

На Amazon Prime вышел киномюзикл «Золушка» с главной героиней (Камила Кабельо), которая строит карьеру вместо планов на удачное замужество, и ее гендерно-нейтральной феей-крестной в исполнении Билли Портера. В интервью CBS актер заявил, что у магии нет гендера, а значит, агендерная фея — это сильный образ. Однако не все с ним согласились. Еще до выхода на фильм обрушился шквал гневной критики. Консервативные зрители распереживались из-за того, что далекие от канонов персонажи нанесут непоправимый урон детской психике. При этом многие почему-то забыли, что неоднозначные и порою провокационные образы для сказочных экранизаций — вещь далеко не новая, даже на постсоветском пространстве. На протяжении нескольких лет миллионы россиян и украинцев собирались у экранов телевизоров в новогоднюю ночь, чтобы под оливье с мандаринами посмотреть музыкальные сказки, в которых, если вспомнить, было все то, что сейчас так раздражает многих в новой «Золушке»: кэмп, китч и (неужели кто-то забыл про Верку Сердючку?) кроссдрессинг. Разбираемся, насколько прорывными для начала 2000-х были российско-украинские телемюзиклы, как они отражали происходящие в обществе изменения и почему мужчины в платьях и темнокожие героини европейских сказок воспринимались тогда гораздо спокойнее.

Что смотреть? 6 примечательных российско-украинских телемюзиклов

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (2001)

Бюджетная комедия о том, как под Рождество всех черт попутал

Снятая по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» новогодняя сказка. Чтобы завоевать сердце капризной Оксаны (Ани Лорак), деревенский парубок Вакула (Олег Скрипка) заводит дружбу с Чертом (Филипп Киркоров) и летит во дворец Екатерины II (Лидия Федосеева-Шукшина), чтобы выпросить у нее черевички для возлюбленной. Режиссер — Семен Горов. Над сценарием работал Андрей Фридлянд. Музыку и основную часть слов к саундтреку написал Константин Меладзе. Большинство сцен снимались на » фишай » (объектив «рыбий глаз», см. также «Фаворитку») в павильоне «Укртелефильма». «Петербургские» эпизоды — в Мариинском дворце в Киеве. Много музыки, веселья, пенопластового снега, горилки и атмосферы православного праздника с примесью языческих традиций и ноткой сентиментальности.

«Золушка» (2002)

Старая сказка о Золушке с элементами стимпанка

Мюзикл по сказке Шарля Перро, а точнее, даже ремейк черно-белого фильма 1947 года. Здесь все по канону: Золушка (Юлия Маврина) живет со своим отцом (Валерий Меладзе), мачехой (Лолита Милявская) и двумя ее дочерьми (Андрей Данилко и Инна Еременко). По традиции работает сутками, выполняет нелепые задания, втайне мечтает о большой любви и читает сказки, поэтому в картине не обходится без метакаламбуров, когда Золушке, скажем, снится, что она Красная Шапочка. В это время во дворце не в меру креативный Король-ловелас (Валерий Леонтьев) пытается заставить своего сына (Николай Басков) хоть на ком-нибудь жениться. Для этого затевают бал, куда Золушка также попадет с легкой руки Феи-крестной (Лариса Долина). Режиссер, сценарист и оператор те же, что и в прошлом фильме. Снято по-прежнему на сверхширокоугольный объектив в павильоне с мрачноватыми, даже немного готическими декорациями. Более профессионально, чем в предыдущей работе, поставлены шоу-стопперы . Автор музыки снова Константин Меладзе. Некоторым из песен удалось стать хитами: кто не помнит «Я не поняла» («Даже если вам немного за тридцать» )? Необходимо также сказать, что эту историю обрамляет художественная рамка: все события, показанные в фильме, — это греза замечтавшейся у витрины молодой девушки, которая, как и сказочная героиня, мечтает о принце после только что закончившихся «лихих 90-х». Вполне понятный поколенческий образ.

«Сорочинская ярмарка» (2004)

Колоритная история о том, как жениться за пару дней

Еще одна работа Семена Горова по одноименному произведению Гоголя. Зажиточный селянин (Анатолий Дяченко) едет в Сорочинцы продавать пшеницу. С ним — вечно всем недовольная супруга Хивря (Андрей Данилко) и дочери Параска (Надежда Грановская), Горпына (Светлана Лобода) и Мотря (Вера Брежнева), то есть вся «ВИА Гра». На ярмарке, куда съезжаются купцы и артисты, в Параску влюбляется Грицько (Георгий Хостиков). Ему предстоит уговорить родителей девушки отдать ее замуж. Для этого приходится заручиться поддержкой цыганки-ворожеи (София Ротару). В это же время на ярмарку приезжает изгнанный из ада Черт (Валерий Меладзе) в поисках утраченной красной свитки. Эту «новогоднюю» картину снимали летом. Основная часть съемок прошла в музеях под открытым небом в Пирогове и Переяслав-Хмельницком. За счет этого мюзикл выглядит масштабнее, карнавальной атмосферы и экзотики добавляют темнокожие казаки, экзотические животные и смесь разных временных и этнических стилей (чего стоит кабаре в украинском шинке). Разговаривают персонажи на русском, украинском и смеси языков. По-прежнему много алкоголя, леденцов на палочке и красивых людей с пирсингом и татуировками. В итоге получилась объединенная несколькими сюжетными линиями нарезка из неплохо снятых сцен, многие из которых потом транслировались как видеоклипы. Опять не обошлось без хитов. Например, песня цыганки «Я же его любила» попала на радиостанции и вошла в альбом Софии Ротару. Пожалуй, по своему разномастному славянскому колориту даже выигрывает у «Вечеров. «.

«Али-Баба и сорок разбойников» (2004)

Современная версия арабской сказки о русской удаче и женской хитрости

Новая версия музыкальной сказки Сергея Никитина и Виктора Берковского на стихи Вениамина Смехова (до этого существовала в виде пластинки ). Аранжировки к знакомым мелодиям делал киевский композитор Дмитрий Климашенко, а в качестве режиссера выступил Виктор Придувалов. Здесь все по старому сюжету: два брата — Али-Баба (Егор Дружинин) и Касым (Максим Леонидов) женаты на Зейнаб (Жасмин) и Фатиме (Алика Смехова) соответственно. Одни живут богато, другие доели последний плов. В итоге Али-Баба отправляется в горы за дровами и становится свидетелем, как разбойники во главе с Хасаном (Дмитрий Нагиев) прячут в пещере награбленные сокровища. Дальше начинаются приключения. Яркая история снималась в Ханском дворце в Бахчисарае. Здесь много неплохо поставленных вокально-хореографических номеров. Конечно, присущий оригиналу шарм безвозвратно утрачен, но отдохнуть от рутины и немного погрузиться в атмосферу ориентальной расслабленности вполне можно.

«Три мушкетера» (2005)

Все мушкетеры — женщины, и только один Зеленский — д’Артаньян

Комедийный мюзикл Тинатин Баркалая, сценарий для которого написал нынешний президент Украины Владимир Зеленский, музыку — композитор Максим Дунаевский (автор музыки для знаменитой советско-российской экранизации трилогии про мушкетеров), а слова песен — Юрий Энтин. Амбициозный гасконец д’Артаньян (Зеленский) приезжает в Париж, чтобы стать мушкетером. Однако оказывается, что полк капитана де Тревиля (Армен Джигарханян) — женский. Поэтому возвращать подвески, которые королева (Амалия Мордвинова) неосторожно подарила лорду Бекингему (Вилле Хаапасало), и предотвращать войну между Францией и Испанией гасконцу предстоит в компании трех боевых дам — Атоса (Алена Свиридова), Портоса (Руслана Писанка) и Арамиса (Анна Ардова). А строить им козни будет харизматичная мадам Ришелье (Андрей Данилко). Короля сыграл Юрий Стоянов, а Констанцию — Юлия Началова. Удивительно, но задолго до повсеместного голливудского тренда по феминизации популярных франшиз (от «Охотников за привидениями» до «Подруг Оушена») такой же трюк уже провернули в Украине.

«Красная шапочка» (2008)

Байки из бара о том, что нельзя верить сказкам

И снова мюзикл Семена Горова по всем знакомой сказке Шарля Перро про взрослую Красную шапочку и влюбленного Волка. Довольно бюджетный проект с несколькими оригинальными композициями, которые написал Алексей Потапенко. Остальные треки выдернуты из ротаций и местами смотрятся несколько неуместно. По сюжету эксцентричная мама (Лайма Вайкуле) отправляет дочку (Настя Каменских) отнести пирожки со шпротами бабушке-хиппи (Филипп Киркоров). При этом она просит остерегаться по дороге волков, потому что от них ничего хорошего ждать не следует. Конечно же, стоит Шапке выйти за порог, как она знакомится с парочкой маскулинных Серых (Тимати, а затем и Потап). Последний решает во что бы то ни стало завоевать сердце красотки. Герои встречают целую вереницу сказочных персонажей: Спящую красавицу и Принца (Ани Лорак и Александр Педан), Белоснежку (Гайтана), Синюю Бороду (Кузьма Скрябин), Волшебницу (София Ротару), бременских музыкантов (Uma2rman) и других. Отца Волка — пожилого рокера — сыграл Сергей Галанин. Отдельно стоит упомянуть, что персонажи путешествуют по лесу на байках, читают хип-хоп и нарушают все сказочные каноны. Как тебе такое, Amazon Prime?

Советские зрители впервые увидели чехословацкую сказку «Три орешка для Золушки» 45 лет назад — в 1973 году.

Как превратилась в королеву самая красивая Золушка — Либуше Шафранкова из сказки «Три орешка для Золушки»

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки», 1973 г.Кадр из фильма «Три орешка для Золушки», 1973 г.

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене «Экспресс газета» в Яндекс.Новостях «Экспресс газета» в Google Новостях

Все мальчишки немедленно влюбились в такую красивую и обаятельную 19-летнюю Либуше Шафранкову, исполнившую главную роль. А девочки с тех пор мечтали вот так же, как Золушка в финале, прокатиться по заснеженному полю на белом коне, в роскошном платье, в диадеме и рука об руку с прекрасным принцем.

С тех пор прошло много лет, и фильмов про Золушку снято немало, однако Либуше Шафранкова, пожалуй, до сих пор остается «главной принцессой» кинематографа. Большинство зрителей запомнило молодую артистку именно по этой роли и после «Трех орешков» больше ее не видело на экране. Куда пропала большеглазая милая Золушка?

Непокорная Либуше

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»

Хорошенькая девочка с детства мечтала о славе артистки, но родители хотели другого будущего для своей старшей дочери — они настаивали на получении серьезной профессии, считая мечты дочки ребячеством.

Либуше, впрочем, поступила по-своему — сбежала из дома и поехала на киностудию «Барандов», даже не зная адреса. Тогда упрямую пятиклассницу вернули домой, но ее приключение привело к ожидаемому результату: родители стали относиться к ее выбору более серьезно, с уважением. После окончания школы красивую и талантливую девушку приняли в Пражское театральное училище.

Либуше и Мирослава в фильме «Русалочка», 1976 г.

Либуше и Мирослава в фильме «Русалочка», 1976 г.

Когда она уже начала играть в театре и сниматься в кино, подросла младшая сестренка — Мирослава. Девочка решила пойти по стопам старшенькой и тоже стать актрисой.

Скоро девушек пригласили сыграть в фильме-сказке «Русалочка» — Либуше там досталась роль Принцессы. Надо сказать, что событие стало знаковым: с тех пор она переиграла множество принцесс в разных сказках, и всегда ее героини завораживали зрителей не только царственной осанкой, но и невероятной нежной красотой и трогательной улыбкой.

«Три орешка» для Либуше

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»

Когда Либуше исполнилось 19 лет, ее пригласили сыграть Золушку в очередной интерпретации старой сказки. Поначалу главную роль собирались отдать другой молодой актрисе, но та забеременела и сниматься не смогла. Тогда режиссер позвал Шафранкову, которую помнил по фильму «Бабушка» и которая умела ездить верхом. И уже специально под яркую Либуше подбирали Принца, остановившись на кандидатуре Павла Травничека.

Планировали начать съемки летом, но получилось так, что все передвинулось на осень и зиму, так что в итоге получилась самая настоящая зимняя сказка про Золушку, и вместо того, чтобы гулять по цветущему лугу, как было написано в сценарии, Принц и Золушка эффектно скакали на конях по заснеженным полям.

Кадры из фильма «Три орешка для Золушки»

Кадры из фильма «Три орешка для Золушки»

Павел Травничек был выбран из 20 кандидатов, чем он очень гордился. Посмотрев фильм, зрители единодушно решили: между Травничеком и Шафранковой, несомненно, возникли нежные чувства, так искренне молодые люди сыграли любовь.

Либуше до сих пор так и не дала прямого ответа на этот вопрос, хотя ее неоднократно спрашивали журналисты. А вот Травничек никогда не скрывал этого. По его словам, они с Либуше пользовались любой свободной минуткой, чтобы забраться в лес и там целоваться. Нежные чувства согревали легко одетых артистов в морозном зимнем лесу.

Кадр из фильма «Третий принц», 1982 г.

Кадр из фильма «Третий принц», 1982 г.

После «Трех орешков» Павел и Либуше сыграли вместе еще в одной сказке — «Третий принц», а потом их пути ни на съемочной площадке, ни в жизни больше не пересекались.

Либуше вышла замуж, ее избранником стал чешский актер. А Травничек трижды вступал в брак, третья жена на 34 года моложе артиста, а от первых браков у него двое взрослых сыновей. Травничек со временем покинул кинематограф, отдавая свое время театральной сцене.

Жизнь после Золушки

Кадр из фильма «Коля», 1996 г.

Кадр из фильма «Коля», 1996 г.

А Либуше Шафранкова продолжала сниматься, играя всевозможных фей и принцесс, — очень уж трогательными, чистыми и нежными они у нее получались! Впрочем, со временем ее талант раскрылся и в других амплуа.

В 1996 году, например, Шафранкова приняла участие в знаковом проекте — фильме «Коля», рассказывающем о непростых событиях в Чехословакии в 80-х годах. По сюжету, друг героини, которую сыграла Либуше, усыновляет русского мальчика. Фильм оказался успешным, получив «Оскара» и «Золотой глобус».

Повзрослев, Либуше стала играть роли уже не принцесс, а королев, — как, например, в фильме «Заклинание королей».

А еще любимая советскими зрителями Золушка — успешная ведущая на чешском телевидении и востребованная актриса сериалов. У них с мужем — взрослый сын Йозеф, который стал известным продюсером.

Свою личную жизнь актриса старается не выставлять напоказ, она не любит давать интервью и старается вести уединенную жизнь, избегая громких тусовок.

Однако известно, что в последние годы красавицу Золушку подводит здоровье. Рак легких, обнаруженный врачами в 2015 году, стал поводом для операции, после которой актриса еще не до конца восстановилась.

Впрочем, несмотря на болезнь, Либуше Шафранкова не собирается пока оставлять любимую профессию: в ее планах — еще много проектов. Ей 65 лет, но она до сих пор остается самой красивой Золушкой в истории кино.

У этого термина существуют и другие значения, см. Золушка (значения). Золушка Плака

Реставрация и колоризация [ | ]

Первая попытка реставрировать «Золушку» состоялась через двадцать лет после выхода киносказки — в 1967 году. Технические возможности того времени не позволили, однако, устранить все изъяны негатива и существенно улучшить качество звука. В 2009 году видеокомпания «Крупный план» вновь осуществила реставрацию исходной чёрно-белой версии 1947 года. Негатив подвергался предварительному замачиванию для восстановления эластичности, ультразвуковой очистке от пыли, глянцеванию и сканированию в высоком разрешении. Полученный результат с дополнительно проведённой компьютерной обработкой (покадровое удаление царапин, склеек, плёночного «зерна», химических пятен и грязи) и новым ремастерингом звука был передан на хранение в Госфильмофонд [109] [110] [111] .

Для осуществления колоризации художником по костюмам Натальей Моневой на основе всех имеющихся данных о фильме создавались цветные эскизы костюмов персонажей, задавался состав и фактура тканей, расцветки украшений, фурнитуры и т. д. Основная работа по колоризации проходила в США на студии Legend Films [en] . Обработка 120 тысяч кадров заняла больше года, стоимость работ составила свыше 1 млн долларов. Премьера колоризированной версии состоялась 1 января 2010 года на Первом канале [112] [113] .

Отношение к раскрашенной версии в среде специалистов оказалось неоднозначным. Так, Татьяна Шапиро, дочь оператора «Золушки» Евгения Шапиро, много лет проработавшая монтажёром на «Ленфильме», считала, что чёрно-белое кино — это выразительное искусство, которое при колоризации теряет свою эстетику: «Будет ландрин, карамелька» [комм. 5] . Киновед Евгений Марголит писал, что потери при раскрашивании «Золушки» были неизбежны — к ним относится, к примеру, утраченное «очарование серебристой, „дышащей“ гаммы чёрно-белого изображения». В то же время, по мнению писателя и сценариста Александра Хорта, «цветная „Золушка“ массового отторжения не вызвала» [105] [109] [110] .

Оцените статью
ActualBeauty